Как сделать философию

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Личная философия — это ваше сформированное мировоззрение с ключевыми моментами, которые определяют, кто вы есть на самом деле.

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы делаете то, что делаете? Выбор, который делает человек, формирует жизнь, которую он ведет. Эти выборы делаются на основе жизненного опыта и мировоззрения этого человека.

Опыт нашего прошлого помогает влиять на то, как мы воспринимаем и взаимодействуем с сегодняшним миром, будь то хороший или плохой.

Некоторые люди бывают щедры, помогая нам пройти через трудный участок жизни. Их забота и внимание могут вдохновить нас на то, чтобы проявить подобное внимание к другим.

В других случаях мы сталкиваемся с плохими вещами, и эти плохие вещи говорят нам, кем мы не хотим быть или ситуации, которых мы хотели бы избежать в будущем.

Плохое поведение другого человека может побудить нас постоять за кого-то другого, изменить некоторые вещи в нашей собственной жизни или изменить убеждения.

Ваша личная философия — это выражение этого сформированного мировоззрения до нескольких ключевых моментов, которые определяют, кто мы есть на самом деле.

Личная философия — это суть наших убеждений и того, как мы взаимодействуем с миром.

По всей вероятности, у вас уже есть какой-то личный кодекс. Вы просто не сделали его конкретным. Не сели и не подумали, что именно вы отстаиваете.

Зачем вам нужна личная философия

Подробно изложив свою личную философию, вы можете сделать этические и моральные вопросы намного проще для ответа. Личная философия человека в некоторой степени будет стимулировать процесс принятия решений этого человека.

Вам не нужно останавливаться и думать о том, стоит ли вести себя нечестным образом или нет, если вы уже решили, что честность и порядочность являются ключевыми составляющими того, кем вы являетесь как личность.

Вы уже сделали этот поиск души раньше времени, выяснили, что в каком-то месте в вашей жизни не все в порядке, и можете постоять за это, если возникнет такая необходимость.

Подумайте, сколько проблем избегает человек, который ценит честность и порядочность.

Сплетни? Человек с честностью не говорит плохо о людях за спиной.

Драма? Любители драмы склонны избегать честных людей, потому что они знают, что человек не будет участвовать в этих играх.

Этическая дилемма? Человек уже знает, что он встанет на сторону того, что нужно делать, независимо от связанной с этим болью, потому что для него это важно.

Вы можете думать, что личная философия — нечто ограничительное, но это не так.

То, что вы делаете, это выяснение основных элементов того, кто вы есть. Вы не пытаетесь навязать ценности кого-то другого тому, кто вы есть как личность.

Личная философия — это то, что вы цените, как вы воспринимаете мир и как вы взаимодействуете с миром.

Уточняя эти элементы, вы можете основывать свои решения на них. Вы можете строить свои жизненные планы исходя из своих желаний и сильных сторон, одновременно выявляя и работая над своими слабостями.

Вы можете добиться большего успеха в самосовершенствовании и вести более счастливую жизнь, будучи верными себе.

Как развить личную философию

Ваша личная философия — это не только развитие, но и избавление от слоев, которые были применены к вам обществом, семьей и жизненными ожиданиями.

Это не значит, что вы не можете расти или менять свои ценности.

На самом деле, было бы странно, если бы вы имели одни и те же ценности и убеждения в течение длительного периода времени.

В идеале вам захочется заняться изучением и размышлениями о жизни, о том, что происходит в жизни, и определять свои права от несправедливостей.

По мере того, как вы приобретете больше знаний и опыта, вы, несомненно, подтвердите, что некоторые из ваших первоначальных убеждений и представлений верны, а некоторые ошибочны.

Иногда вы не поймете, что у вас недостаточно информации, чтобы провести точную оценку, пока вы на самом деле не получите этих разъясняющих знаний.

Таким образом, возникает вопрос, как мне отогнуть эти слои, чтобы понять, кто я?

Возьмите лист бумаги и ручку и подумайте над следующими вопросами:

Мы рекомендуем писать на бумаге, потому что это затрагивает различные части мозга. Кроме того, легче сосредоточиться на долгом ходу мыслей.

1. Чем я больше всего увлечен в жизни?

Чем вы увлечены в жизни? О страсти можно думать двумя способами. Первое и самое очевидное — это то, что заставляет вас чувствовать себя живым или прекрасным. Многие люди сосредоточены только на этом аспекте страсти.

Другой аспект страсти — это то, что движет вами, и это не всегда хорошо.

Человек, который увлечен животными, может выбрать волонтерство в приюте для животных. Это может быть эмоционально напряженной и сложной средой, когда животных нужно усыплять или вводить в жестокое обращение с животными.

Тем не менее, это может быть основной причиной, почему этот человек встает с постели по утрам.

Что вас вдохновляет? Что движет вами? Что вас ведет? Что заставляет вас идти в трудные времена?

2. Как выглядит ваша идеальная жизнь?

Каждый хочет от жизни разных вещей.

Некоторые люди хотят быть свободными духом, которые свободны и способны улавливать прихоти. Другие хотят стабильной семейной жизни, где они могут спокойно состариться со своим партнером.

Одни хотят жить на своих условиях без какого-либо чрезмерного влияния со стороны других. Другие чувствуют себя более комфортно, будучи маленьким кусочком гораздо большей головоломки.

Определите, как выглядит ваша идеальная жизнь.

3. Каковы общие элементы этих вещей?

Ищите общие элементы вашей идеальной жизни и увлечений и постарайтесь свести их к отдельным словам.

Это поможет вам уточнить эти элементы.

Например, волонтеры могут быть тронуты своей любовью к животным и желанием позаботиться о тех, кто попал в плохую ситуацию или провалился в трещины.

Общие элементы этой работы можно свести к таким словам, как сострадание, долг и доброта.

Люди, свободные духом, которые хотят бродить по миру как цифровые кочевники, могут ценить свободу и независимость от всего остального. Они не хотят быть привязанными к одному месту и привязанными к статичному образу жизни, который не дает им значимого удовлетворения.

4. Возьмите эти отдельные элементы и создайте несколько утверждений

Одно слово не поможет вам в этом. Вам нужно будет взять эти слова и превратить их в утверждения, которые наилучшим образом отражают вашу точку зрения и положение в мире.

Обратите внимание на те аспекты, которые наиболее сильны для вашей души.

Вы, вероятно, не будете иметь больше, чем несколько декларативных заявлений. Постарайтесь ограничить себя сильнейшей тройкой.

Работник приюта для животных должен утверждать, что:

— Я решил принести сострадание в мир через свое служение менее удачливым или уязвимым.

— Я решил внести доброту в мир, потому что я верю, что это вдохновит других быть добрыми.

— Моя обязанность — практиковать мою доброту и сострадание, используя активные усилия.

Свободный энергичный цифровой кочевник мог бы заявить о таких вещах как:

— Я ценю свободу и способность быть мобильными, чтобы я мог испытать мир и различные культуры.

— Я ценю независимость, потому что работа 8 часов 5 дней в неделю угнетает и ограничивает меня.

Личная философия на практике

Развитие и разъяснение вашей личной философии даст вам руководство о том, как лучше практиковать ее.

Одно дело сказать, что вы хотите быть более добрым, более сострадательным человеком. И другое, чтобы на самом деле идти по этому пути.

— Какие цели уместны?

— Какие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели я могу поставить для того, чтобы вырастить ту часть, которая отвечает моей личной философии?

— Какие материалы я могу прочитать, чтобы лучше развиваться и расти как личность?

Вы можете взглянуть на эти заявления о намерениях начать искать материалы и помощь для развития в этом направлении.

И когда придет время принимать трудные решения или вы сталкиваетесь с моральным затруднением, вам, возможно, не нужно тратить на это эмоциональную или умственную энергию, потому что ваша личная философия имеет ответы на эти вопросы.

История философии вовсе не является историей абстрактных, не имеющих никакого отношения к жизни вещей. Многие философские идеи оказали большое влияние как на развитие европейской науки, так и на этические идеалы общества. Лайфхакер предлагает вам ознакомиться с некоторыми из них.

Доказательство существования Бога — одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование — это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению — оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то — что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей — идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек — абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле — в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека — мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности — это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Философия яв­ляется вторичным образованием ментальности, которая занимается критической и разъ­ясняющей дея­тельностью, формой инициации культурных иннова­ций. Стремление не­которых сде­лать философию то религией, то наукой, то искусством совершенно не­со­стоятельно. Философия при всей своей погруженности в эти менталь­ные формы является образованием, которое имеет свою проблематику, свои задачи и цели, хотя в те или иные периоды своего существования, она проявлена как более по­хожей на религию, или более похожей на науку и искусство. Но это говорит только о том, что она связана тесно с этими мировоззренческими формами, и в той или иной эк­зистенциальной ситуа­ции отдает большее предпочтение какой-либо из вышеуказан­ных форм, но не более.

Философия не кафедральное занятие, философия – реальная культурно-социальная прак­тика, это жизненный опыт философа и реальная работа человеческого ума по уста­новлению надежных скреп по раз­ломам человеческой культуры, по установке надеж­ных стоек в пещерах ее фундамента.

Философия как реальная культурно-социальная практика включена в историю. Без этой реальной включенности в историю, она бессмысленный набор фраз. Когда фило­софия выключается из истории и превращается в архивную работу, она самоуничтожа­ется. Философия приобретет новый жизненный импульс только в историчности чело­веческого бытия, в присутствии ее в решении реальных забот и проблем культуры. Фи­лософия всегда философия Настоящего, и только с точки зрения бушующего Настоя­щего она понимает свое Прошлое и инициирует свое Будущее. Только будучи филосо­фией своего Настоящего она становится Вечной философией. Именно таковой была философия Гераклита, Платона, Аристотеля и Канта.

Философия – форма ментальной деятельности, свойственная модернизационному типу культуры. В традиционалистских типах культуры, где модернизационные про­цессы мало проявлены, роль философии существенно снижена, но даже в этих культу­рах философия процветает в трагические переломные периоды, от которых не застра­хованы и эти тип культур, – в эпоху перемен.

Если отсутствует необходимость модернизации, то фи­лосо­фия автоматически преоб­разуется в процессе культурного твор­чества в религиозную форму са­краль­ного или се­куляризированного типа, постепенно приобретая свойственные религии черты.

COGITO

1 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СВОБОДА.

1. ФИЛОСОФИЯ – ВОИНСТВУЮЩАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

В мифологическом периоде ментальности роль философов играли ша­маны – определенная ка­тегория людей, которая обладала специфическими чертами: не­стандартным строением психики, отсутствием атрибутов половой идентификации, с маргинальной формой по­ведения. Эти же существенные черты сохранились далее, по­тому творцы ментальности довольно часто - это ущербные, маргинальные личности. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923) и Ш. Рише (1850-1935).

Известно со времен Платона, что философия в большее мере – это умение умирать, т.е. философия – это теория суицида. Такой странный вывод многих поражает, но так и не достигается понимания этого фе­номена. Философия учит умирать по той причине, что фи­лософ, выходя из принятых эпистем той или иной культурно-социальной группы, подвергает себя остракизму и умирает для нее.

2. СУЩЕСТВОВАНИЕ В МЫСЛИ

Сам механизм впоследствии был проанализирован более подробно Э. Гуссерлем.

Конечно беспредпосылочного знания не существует, этот момент как раз был подверг­нут критике Ч. Пирсом.

3. ФИЛОСОФСКИЙ ОПЫТ

2. ФИЛОСОФИЯ КАК КРИТИКА: ДЕКОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Культурно-историческая практика философии – это критика. Философии – это культурно-социальная практика по критике современной ей культуры. На базе этой критики новые концептуальные схемы, которые инициируют новые формы мышления, новые картины мира и новые образы жизни. Но философия не тотальная критика сто­роннего наблюдателя, а, как подчеркивал Ю. Хабермас, тип культурно-социального действия.

1. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Мысль – есть суть процесса модернизации, размышление – суть философии. Мыслить – оз­начает философствовать. Философия, как органон мысли, как технология модерни­зации, всегда вы­ступала против здравого смысла, против тра­диции. Потому постановка парадоксаль­ных вопросов, особенно со вре­мени Парменида и Зенона, яв­ляется одной из функций философии. Парадокс разрушает тради­цию, тре­нировка в парадоксальных размышле­ниях формирует мен­тальность модерниза­цион­ного типа. Это осо­бенно за­метно, к при­меру, у представите­лей мегарской школы, когда в элли­нистический пе­риод философия и воспринималась в большей степени как игра ума.

Философ создает фикции (Г. Файхингер) концептуальные замыслы, которые соз­дают лишь предпосылки для зарождения каких-либо религиозных систем, художест­венных творений, научных теорий, но сами таковыми не являются. Удивите­лен факт, что, к примеру, совершенно ненаучная концепция С. Киркегора привела Н. Бора к его квантовой теории и к принципу дополнительности, т.е. как та или иная фи­лософская концепция порождает разнообразнейшие символические формы в менталитете. Суть философской концепции не в ее истинности или соответствии ре­альности, а в том, что она образует энергетические потенциалы, порождающие религии, творения искусства и научные теории, которые отвечают тем или иным по­требностям человеческой культуры

Это абсурдное образование ментальности – оно конструирует абсурды, которые своими импульсами взрывают устоявшиеся ментальные структуры, вызывая в ней ин­новаци­онные процессы.

Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки тради­ционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается бла­годаря философскому по­знанию.*

стихийная философия

Понятие личная философия представляет собой сформировавшееся у человека мировоззрение, которое определяет его личность: что он есть на самом деле, а не то, какую социальную роль он играет. У каждой зрелой личности имеется своя философия, которая позволяет жить полноценно и чувствовать себя уверенно в различных условиях и ситуациях.

Ею определяются поступки и выбор человека, если, конечно, его никто не ограничивает и не заставляет изображать из себя не то, чем он является, тем самым искажая его личность. Формируется личная философия на базе жизненного опыта, внутреннего состояния, а также моральных установок.

Опыт накапливается с рождения и к моменту взрослой жизни позволяет иметь правильные взаимоотношения с миром. Они помогают определять хорошее и плохое, нужное и не нужное, а также различать собственные и чужие навязанные желания.

Для чего требуется личная философия?

Личная философия необходима для комфортной жизни, так как позволяет человеку значительно проще и быстрее решать любые моральные, этические и просто жизненные вопросы. Она лежит в основе внутренних убеждений и собственного взгляда на мир, без которых личность не может считаться зрелой и самостоятельной.

Личная философия – это фундамент личности, который лежит в основе её жизненных принципов, таких как честность или нечестность, самостоятельность или зависимость, смелость и трусость; и она же определяет умение адекватно воспринимать критику, если она конструктивна, и игнорировать необоснованные придирки, не принимая их близко к сердцу.

Правильная личная философия позволяет, не задумываясь, принимать важные решения, так как не возникает вопросов морального плана, поскольку установки у человека тверды и непоколебимы. Ему не потребуется выбирать как поступать – честно или нечестно. Когда порядочность является залогом правильной жизни, она и служит основой при решении любых вопросов.

Твёрдая личная философия помогает и в создании круга людей, находящихся рядом. В нём окажутся только те, кто схож с человеком по мировоззрению, так как на компромиссные отношения, когда приходится фальшивить и изображать из себя многоликую улыбчивую куклу, на такую жертву мало кто пойдет.

Человек с правильной моральной основой считает это несправедливым как по отношению к окружающим, так и к самому себе. Личности, склонные к интригам и различным театральным драмам, не окажутся рядом с ним, изначально понимая, что он не будет участвовать в их играх, так как это противоречит его внутренним установкам.

Понятие личной философии не следует путать с ограничителями, так как это совершенно иное состояние души. Данное состояние является тем, как воспринимает мир и взаимодействует с ним человек, а также это и его личностные ценности, которые позволяют сохранять своё лицо и самоуважение в любой жизненной ситуации и не оказываться перед выбором своих действий с моральной стороны. Личная философия – это совокупность всего основного, что определяет личность по своей сути в нутри самого себя:

  • семейные установки, полученные с детства;
  • личный жизненный опыт;
  • собственные моральные устои, которые формируются с детства под воздействием окружения, книг, фильмов и т.д.;
  • признание своих сильных сторон;
  • признание своих слабых сторон;
  • признание права на ошибку;
  • самооценка;
  • уверенность в своих поступках;
  • готовность к собственному развитию.

Правильная личная философия непросто облегчает жизнь, но и помогает достигнуть в ней большего, так как делает человека привлекательным для других, надёжным и обладающим сильным характером.

Способы развития и совершенствования личной философии.

Для развития своей личной философии важно умение удалять всё не нужное, что наслаивается на личность в процессе её базового формирования обществом и окружением, но не является её собственным, а просто навязывается и стандартизирует человека. Ещё ребёнком он сталкивается с тем, что на него накладывается груз всеобщих ожиданий, который не позволяет ему развиваться согласно своим желаниям и талантам.

Если, взрослея, не избавить личность от ненужных, чуждых ей наслоений, то не удастся начать собственной жизни, реализуя свои желания, а не существуя по чужому сценарию и оправдывая чьи-то ожидания.

Также для процесса развития собственной философии жизни важно и принятие того, что с накоплением жизненного опыта могут изменяться мировоззрение и ценности. В этом нет предательства самого себя, так как такие перемены являются естественными при дальнейшем формировании личности, которое продолжается с рождения до смерти.

Для правильного процесса развития собственной философии требуется постоянное получение новых знаний и опыта. Они дают возможность посмотреть на происходящее с разных точек и определить к этому своё отношение, исходя из личных глобальных установок морали.

Также для личного развития своего внутреннего мира и ценностей человеку требуется ответить самому себе на лежащие в основе этого процесса вопросы.

1. Что обеспечивает чувство жизни. Человек должен понять, что лично его движет вперёд и вдохновляет, что заставляет не останавливаться даже в трудной ситуации. Это необходимо для формирования собственной личности и совершенствования своей философии, а не навязанной другими.

2. Определение собственного понимания идеальной жизни. Для каждого это понятие индивидуально, и надо найти именно то, которое требует собственная личность, а не называемое общественным мнением. Это важно для обретения внутреннего комфорта и определения своих ценностей, к которым следует стремиться и которые необходимо защищать.

3. Определение точек соприкосновения того, что создаёт чувство жизни и понимания идеальной жизни. Важно найти общие элементы, которые будут действовать объединяюще и помогать в определении своих позиций. Чаще всего в качестве точек соприкосновения выступают такие понятия, как свобода, честность, независимость, доброта и умение сострадать. Таким образом, это не какие-то конкретные вещи в материальном смысле, а внутренние ценности.

Личная философия позволяет не просто определять свои цели, но и двигаться целенаправленно к ним по своему пути, не сворачивая с него и не отступая от принципов. Каждый сам должен искать пути развития своей философии, а все рекомендации являются только общими, которые лишь дают направление к верному самосовершенствованию.

Читайте также: