Как сделать фенологический календарь

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Компьютерные фенологические проекты как средство развития проектно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном экологическом образовании

Варламов Алексей Сергеевич
ассистент ФГБОУ ВПО Нижегородский педагогический университет имени К.Минина

В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида – это проект и исследование. Под проектом мы понимаем деятельность по созданию оригинального продукта (изделие, мероприятие, знание, решение проблемы), предполагающую координированное выполнение взаимосвязанных действий в условиях временных и ресурсных ограничений. Под исследованием мы понимаем процесс открытия новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Фенология (от греч. φαινομαι — появление) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца [2].

Фенологические наблюдения являются одним из наиболее доступных форм массовой эколого-краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди, интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они включены в программы школьного и внешкольного образования. Данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям, научно-исследовательским учреждениям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики природы [2].

Фенологические наблюдения имеют давнюю традицию. Народная фенология зародилась в глубокой древности. Начало научной фенологии положили Р. Реомюр и К. Линней в XVIII веке. В это же время и в России начались регулярные наблюдения. Сеть сроков прилёта птиц была организована в середине прошлого столетия А.Ф. Миддендорфом. Его дело продолжил сын Эрнст, долгое время руководивший сетью наблюдателей в Эстонии [1]. В последствии эти наблюдатели влились в сеть корреспондентов, организованную Д.Н. Кайгородовым. С его именем связан наибольший размах фенологических наблюдений в дореволюционной России. Результаты наблюдений, получаемых от корреспондентских сетей применялись для авифенологического картирования. Материалы по миграциям птиц, получаемые с помощью методов орнитофенологии и визуального наблюдения, обобщались также Н.А. Северцовым, Е. Гомейером и другими орнитологами. В настоящее время сетью наблюдателей-корреспондентов на территории России ведает Русское Географическое общество. Начиная с исследований А.Ф. Миддендорфа, наряду с профессиональными орнитологами существенную роль в развитие орнитологии вносили массовые наблюдения птиц любителями.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественнонаучного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой [4]. Значение фенологической подготовки школьников и студентов особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности [3].

Раннее занятие фенологией может послужить источником полезной информации и доступным инструментом начального этапа исследовательских работ, и познакомиться с природой родной страны, способствуя проявления любознательности и наблюдательности [6]. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Исследовательская деятельность учащихся в дополнительном образовании не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, предполагает участие в ней специалистов в области охраны природы. Именно в такой работе у ребят закладываются умения и навыки природоохранной деятельности [5]. Практическая деятельность позволяет установить связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, дает возможность ребенку самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.

Большой потенциал для формирования ИКТ-компетентности обучающихся предоставляют образовательные интернет-проекты. Участие в таких работах может успешно осуществляться в рамках дополнительного образования.

Педагоги и психологи подчеркивают, что такие проекты повышают эффективность учебного процесса, способствуют повышению мотивации школьников, развитию творческой и исследовательской деятельности школьников, знакомят с культурой других народов.

Дети и взрослые во многих странах мира используют Интернет не только как справочник, позволяющий найти ответы практически на все вопросы. Существуют сайты, в которых можно хранить свои собственные материалы по наблюдению за живой природой, сделав их доступными как для широкой сети пользователей, так и для избранного круга единомышленников. В этом случае сайт становится эффективным инструментом для познания мира [5]. Для школьников в Интернете есть много интересного и полезного, в том числе - международные проекты, где дети регистрируют результаты своих наблюдений за животным миром своих стран.

  • обмен идеями и ресурсами для успешного решения экологических проблем;
  • демонстрация инновационных экологических проектов;
  • связь в сообщество эко-образованных людей в мире;
  • участие в экологических конкурсах, и акциях;
  • повышение информирования и образования других людей о экологических проблемах нашей планеты [1].

Благодаря встроенному Интернет-переводчику снимается языковой барьер – дети и учителя из разных уголков планеты успешно взаимодействуют в решении локальных экологических проблем, проводят школьные исследования, реализуют экологические проекты.

Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;

Задачи проекта: Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города; провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц; практическое выполнение кормушек и скворечников; сделать анализ и обобщить результат [7].

Накоплен достаточно обширный региональный и международный опыт организации компьютерных фенологических проектов. В табл. 1 приведен обзор наиболее распространенных фенологических проектов:

Таблица 1. Распространенные фенологические проекты

Название проекта

Ссылка на проект

Цель и сущность проекта

Немецкие и российские естествоиспытатели на территории современной Калининградской области, Польши, Литвы и Германии.

Фенологический проект "наблюдаем природу"

Томский областной центр информационных технологий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Изучение сезонного развития природы окрестностей города Рузы и составление фенологического календаря за 2009-2011 гг.

Учебный эколого-фенологический телекоммуникационный проект "Загадки и тайны мира снега"

Разработан кафедрами "Экологии и экологического образования" и "Физической географии" УрГПУ

Ознакомление детей с основными закономерностями функционирования естественных компонентов экосистем и их взаимосвязей

Исследовательский проект "Фенология птиц"

А.С.Боголюбов, Экосистема, 1996

Организации наблюдений за птицами по нескольким направлениям (разделам), порядок сбора, первичной обработки и оформления

результатов наблюдений.

Проект сбора систематизированных и всеохватных наблюдений за фенологическими явлениями

Программа птицы Москвы и подмосковья.

Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся в рамках деятельностного подхода на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Фенологический календарь родного края

Коротков Михаил Александрович

Сбор и подготовка материалов к краеведческой конференции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение фенологии Бирского района. Сравнительный анализ данных. Народные приметы.

1.Фенология на территории России…………………………………3

2. Фенологические исследования в Бирском районе……………..6

3. Сравнительный анализ результатов наблюдений…………….8

Изменение климата на Земле – это, наверное, одно из самых интересных и пугающих явлений природы, которое сейчас волнует всех. Собираются специальные международные конгрессы, в прессе появляются множество публикаций на эту тему. Выходят фантастические фильмы о всемирной катастрофе из-за изменения климата. В то же время существуют и другие точки зрения. Многие ученые говорят о том, что в истории Земли были различные климатические периоды.

Мы решили провести свои наблюдения за погодой на территории Бирского района и сравнить наши данные с такими же данными собранными 35 лет назад в 1979 году.

35 лет это довольно большой срок и если климатические изменения настолько глобальны, то они неизменно должны проявиться за этот период. Мы не ставим своей целью изучение глобальных вопросов связанных с климатом Земли. Наша цель – выявление существенных изменений в погоде и в сезонных явлениях природы.

Составление календаря природы Бирского района 2013 г.

Сравнение данных 1979 и 2013 годов.

Анализ полученных измерений.

Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ.

1.Фенология на территории России

Фенология (от греч. phainómena – явления и . Логия) - система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенология регистрирует и изучает сезонные явления мира растений и животных, а также даты установления и схода снежного покрова, первых и последних заморозков, ледостава и размерзания водоёмов и т.д.

В 1734 франц. учёный Р. Реомюр приступил к изучению зависимости сезонного развития хлебов и насекомых от уровня температуры. К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Западной Европы и Россия. Большую роль в развитии Ф. в России сыграли А. И. Воейков и Д. Н. Кайгородов.

Методы и задачи фенологии. Традиционный метод фенологической информации – визуальные наблюдения, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений.

Обработка наблюдений фенологических сетей даёт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах. В центральных районах Европейской части России весенне-летние сезонные явления мира растений движутся с Ю. на С. со средней скоростью около 40–50 км в сутки, птицы летят со скоростью около 50–60 км. в сутки. В долготном направлении скорость продвижения сезонных явлений определяется главным образом положением по отношению к Атлантическому океану; в западных районах весна наступает раньше, чем на тех же широтах в глубине континента. Переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции. В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 суток. В некоторые годы сезонные природные явления могут протекать со значительными отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение сельского хозяйства и других сезонных отраслей хозяйства.

Факторы и закономерности, определяющие сроки наступления сезонных явлений, изучает экологическая фенология. Эти факторы делятся на эндогенные и экзогенные. Первые обусловливаются наследственностью организмов. Так, подснежники цветут в начале весны, а астры и хризантемы – на спаде лета, грачи прилетают рано весной, а коростели – в начале лета. Экзогенные факторы определяются внешней средой. В каждой географической зоне решающее значение приобретают один-два фактора; в тропиках – режим влажности: в зонах умеренного пояса – тепловой режим и т.д..

Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются тепловым режимом, а осенний листопад – в тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами. Сроки сезонных явлений у животных часто связаны с условиями их питания. Так, насекомоядные птицы прилетают тогда, когда весной появляется достаточное количество насекомых.

Итог многолетних фенологических наблюдений в одной точке подводится в Календаре природы, т. е. в справочной таблице или графике со средними многолетними сроками наступления сезонных явлений местной природы. Календарь природы служит ориентиром в сроках наступления большого числа сезонных явлений. Фенология имеет большое значение для хозяйства страны [2].

Наблюдение за сезонными изменениями фенологи производят на основе заметных природных явлений, например, зеленение берёзы, цветение черемухи, осенняя раскраска листьев — такие явления называются феноиндикаторами. Они характеризуют наступление той или иной фазы в сезонном развитии живой природы [3].

Сезоны и фазы (подсезоны)

Сезоны в фенологии соответствуют временам года с той разницей, что начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой.

Для использования более формальных и универсальных показателей рассматривают величины среднесуточной температуры воздуха (существенно определяющие природные явления). Так, устойчивый переход к среднесуточной температуре выше нуля по Цельсию считают климатическим наступлением весны, выше 15 градусов — наступлением лета.

Фазы по наиболее характерным явлениям имеют названия, закрепленные в народных календарях: весна, лето, зима, осень.

Взаимосвязь природных явлений

Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от географического положения местности и от ландшафта. Все фенологические фазы взаимосвязаны и наступают через определенные временные промежутки.

Огромное значение в сезонном развитии природных явлений имеет средняя суточная температура воздуха. Пока она не составит 5 градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое. И наоборот, как только повсеместно зацветет мать-и-мачеха и запылит серая ольха, становится очевидно, что температура приблизилась к этой отметке.

Всё вокруг украшается золотистыми россыпями одуванчиков. Значит средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов [6,7].

2. Фенологические исследования в Бирском районе

Опытный садовод замечает приближение осени издалека: по первым холодным росам и золотистым прядям в зеленой кроне деревьев, невесомой паутинке в воздухе и прощальному курлыканью журавлиного клина. Научиться распознавать сезонные явления – все равно что выучить язык природы, понять ее сигналы, установить взаимосвязь происходящего.

Что такое фенологический период?

Фенология изучает сезонные изменения в природе, взаимосвязь между природными явлениями, определяет сроки их наступления с помощью наиболее заметных примет (феноиндикаторов).

Это не всегда совпадает с календарем, так как цикличность развития природных объектов обусловлена не только годичным кругом движения нашей планеты вокруг Солнца, но и географическим положением местности, особенностями ландшафта, погодными условиями. Так, в один год весна приходит уже в конце февраля, в другой – не может отвоевать власть у зимы до апреля.

Каждый сезон характеризует набор формальных показателей:

  • среднесуточная температура воздуха (для осени – ниже 15 ⁰С);
  • продолжительность светового дня;
  • режим влажности и др.

Среди природных индикаторов, определяющих наступление того или иного периода, выделяют устойчивые и приметные явления, например, распускание листьев на березе, цветение черемухи, листопад, установление ледостава.

Сезоны и фазы в фенологии

Для умеренного климатического пояса Европейской части России характерна четырехсезонная структура годичного цикла. Названия сезонов совпадают со временами года, каждый состоит из нескольких фенологических фаз (подсезонов), всего их – 14. Детальная характеристика приведена в таблице ниже.

Сезоны

Подсезоны (периоды)

Типичные явления природы

Начинается с таяния снега, заканчивается началом сокодвижения и набуханием почек деревьев.

Зацветает мать-и-мачеха, полностью сходит снег, прилетают птицы, на березе распускаются листочки с пятикопеечную монету.

Деревья и кустарники интенсивно набирают зелень, цветут сады, индикатор фазы – цветущая черемуха.

Обильно зацветают рябина и сирень – скоро лето!

Символы этой фазы – цветущий шиповник, калина, садовый жасмин (чубушник). Созревает лесная земляника.

Ягодный сезон – поспевают садовая земляника, смородина, черника, черешня. Воздух насыщается теплом и медовым ароматом липы.

Ранние яблоки, созревшая брусника и золотые нивы – свидетельства заката лета. Начинается пора страды.

Березы и липы вплетают в зеленые косы монетки пожелтевших листьев, к югу тянутся первые косяки птиц.

На смену зеленому цвету приходят багряные и золотистые оттенки, интенсивный листопад.

Первый снег, замерзшие по утрам лужи, приостановка видимой жизни растений.

Установление устойчивого снежного покрова и ледового покрытия на водоемах.

Самое низкое в году положение солнца над горизонтом, фаза глубокого покоя природы.

Период самых низких температур, вьюг и метелей.

Начинается с заметной прибавки светового дня. Яркая примета фазы – полуденные капели и звонкое пение синиц.

Практическое значение фенологии

Наблюдения за сезонными природными явлениями имеют утилитарное значение для садоводов и огородников. На основе сопоставления их сроков с жизненной циклограммой культурных растений построены все известные календари сельскохозяйственных работ. Они позволяют:

  • определять оптимальные сроки посадки растений;
  • прогнозировать и предупреждать нашествие насекомых-вредителей;
  • подбирать культуры, устойчивые к морозам, засухе, повышенной влажности, возвратным холодам.

Подсезоны осени: характеристика, календарь работ

Осенью напряжение солнечной энергии и тепла идет на спад, а день – на убыль. Наступило время подводить итоги и закладывать основу будущего урожая, а для этого сад нужно как следует подготовить к зиме.

Начало осени

Этот подсезон в средней полосе России начинается в последней декаде августа и длится до конца сентября. Если в это время и гремят грозы, то последние, по утрам довольно холодно, к концу фазы возможны заморозки на почве. Динамика осени прослеживается в затухании жизнедеятельности растений и отмирании листвы, которая постепенно приобретает золотисто-багряную окраску.

Сентябрь – предвестник будущей погоды. Если тепло и сухо – осень будет затяжной, а зима поздней, теплую осень предвещает и сентябрьский гром, а вот холода – к раннему таянию снегов весной следующего года.

Календарь работ в саду

Совет! Молодые саженцы любых культур и плодовые деревья лучше обрезать весной. Неизвестно, как растение перезимует, возможно, часть веток подмерзнет, поэтому весенняя обрезка – это увеличение шансов на урожай.

  1. Для восстановления плодородия и структуры почвы в приствольных кругах деревьев сеют сидераты.

Золотая осень

Это один из красивейших периодов года, но уже холодный – с ночными заморозками и густыми туманами. Идет интенсивный листопад – только успевай убирать и компостировать опад. Подсезон длится до полного оголения деревьев и отлета последних пернатых в теплые края.

Календарь работ в саду

Глубокая осень

Период глубокой осени длится недолго: от полного опадения листьев до первого снега. Устанавливаются отрицательные температуры, замерзают лужи, растения впадают в состояние зимнего покоя.

Календарь работ в саду

  1. С наступлением стабильных холодов основательно укрывают розы, виноград, рододендроны, некоторые сорта чубушника, другие теплолюбивые кустарники.
  2. Ремонтантную малину обрезают на пень.
  3. Саженцы теплолюбивых культур (персики, абрикосы) лучше заготовить с осени, а сажать весной. В ноябре их прикапывают и таким способом сохраняют до весенней посадки.

Предзимье

В средней полосе период предзимья охватывает почти весь ноябрь и длится до установления устойчивого снежного покрова. Почва в это время промерзает, каменеет, водоемы покрываются льдом, растительный мир не показывает видимых признаков жизни.

Дачный сезон подошел к финалу. Можно передохнуть до весны или заняться комнатными и оранжерейными культурами.


Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, фенологические наблюдения, школьный курс биологии, программа модуля.

Фенологические наблюдения – систематические наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы – в России ведутся со времен Петра I. Большую роль в организации широкой сети наблюдений и публикации их результатов сыграло Русское Географическое Общество. В привлечении учащихся к фенологической работе в России особая роль принадлежит Д. Н. Кайгородову и Г.Э. Шульцу.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе является необходимым условием изучения биологии в школе. Организация фенологических наблюдений содействует более полному усвоению учащимися соответствующего содержания учебного материала, поддерживает познавательный интерес к изучению природы, формирует и развивает исследовательские умения и навыки учащихся, способствует формированию у них наблюдательности и эстетического отношения к природе. Фенологическая работа со школьниками открывает широкие возможности для реализации проектной деятельности, помогает закрепить полученные на уроках знания о разнообразии, морфологии и экологии представителей флоры и фауны своего региона, показывает школьникам возможность применения полученных знаний на практике, т.е. обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения школьной биологии, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования [10].

В условиях перехода общеобразовательных учреждений страны к реализации ФГОС вопросы организации фенологических наблюдений в современной школе приобретают особое значение и новое содержательное наполнение. Анализ содержательной компоненты учебного предмета биология, представленной в Фундаментальном ядре содержания общего образования [11] и Примерной программе по биологии для основной школы [2], позволил выявить широкие возможности в организации фенологических наблюдений курсов биологии 6 и 7 классов, по разным вариантам учебных программ имеющих различные названия (таблица 1).

Вариативность курсов биологии основной школы по учебным программам, соответствующим ФГОС ООО

Читайте также: