Как сделать фенологические наблюдения по биологии

Обновлено: 04.07.2024

Наблюдение — метод, применяя который человек не вмешивается в процесс, а только воспринимает объект или явление при помощи своих органов чувств, то есть смотрит глазами, слушает ушами, ощущает пальцами и кожей, нюхает носом или пробует на вкус языком.

Эксперимент (опыт) — метод исследования, который предполагает наблюдение за объектом или процессом в специально созданных для этого условиях, контролируемых человеком. Это значит, что во время эксперимента опытный образец помещается в особые, возможно отличающиеся от обычных условия для того, чтобы выяснить какие изменения произойдут с этим объектом в новых условиях.

Измерения — метод, который направлен на фиксирование параметров объекта или явления посредством измерительных приборов. Например, можно проводить измерения размеров линейкой (длина, ширина, высота, толщина), измерение температуры термометром, измерение продолжительности процесса при помощи секундомера или часов, измерение веса объекта при помощи весов и т.д.

2. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

В процессе наблюдения исследователь только изучает объект, не вмешиваясь в естественный ход событий. А при проведении эксперимента человек сам создаёт специальные условия для объекта, которые помогут ему лучше изучить прохождение тех или иных процессов.

3. Что изучает фенология?

Фенология — это одна из разновидностей метода наблюдений. В процессе фенологических наблюдений человек фиксирует сезонные явления характерные для конкретных животных или растений.

Задания для любознательных

Биологические знания и умения пригодятся в вашей повседневной жизни. Они помогут понять и полюбить окружающую природу, умело использовать и приумножать её богатства.

Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живёте. Эти знания вы приобретёте не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений. Фенологические наблюдения следует вести круглый год. Они помогут вам лучше понять особенности развития природы и определить сроки проведения работ в саду, огороде, в поле.

Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью

1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 6).

В зависимости от вида растения различаются цвета и оттенки, в которые окрашиваются его листья осенью:

  • зелёными остаются листья клюквы и брусники;
  • светло-жёлтый цвет характерен для листьев берёзы;
  • жёлто-коричневый цвет обретают листья липы, ясеня и орешника;
  • багряный цвет характерен для листьев клёна и осины;
  • тёмно-пурпурный цвет присущ листьям винограда;
  • бордовыми оттенками отличаются листья вишни и барбариса;
  • фиолетовые оттенки приобретают листья бересклета;
  • коричневые листья характерны для дуба.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Отметьте, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.

Дольше всего остаются зелёными листья акации, вяза, жимолости, некоторых видов дуба и ивы, сирени и черёмухи.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Понаблюдайте, как долго длится листопад у разных растений.

По моим наблюдениям примерная продолжительность листопада разных растений такова:

  • у берёзы — более 2-х месяцев;
  • у рябины, яблони, клёна и дуба — примерно один месяц;
  • у тополя — примерно 3 недели;
  • у липы — примерно 2 недели.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.

Результаты моих фенологических наблюдений и наблюдений моего соседа по парте несколько отличаются. Например, у наблюдаемой им берёзы листопад длился всего 6 недель, а берёза за которой наблюдал я находилась в состоянии листопада более 2-х месяцев.

Когда я сравнил результаты своих наблюдений с наблюдениями моего друга из Краснодарского края, то оказалось, что и время наступления листопада и его длительность у одних и тех же растений сильно отличаются. В краснодарском крае, в отличие от Подмосковья, листопад начинается позднее и продолжается значительно дольше.

Вывод: Время наступления и продолжительность листопада зависит не только от вида растения, но и от погодных условий, степени освещенности растения, его состояния, также от климата в котором растение произрастает и от некоторых других условий.

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.

Примите участие в осенних посадках деревьев и кустарников (рис. 7).

§ 2. Методы исследования в биологии - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Метод — это способ (путь) достижения какой-либо цели или решения поставленной задачи. Метод может включать в себя различные приёмы и операции (действия, последовательность действий).

Исследования — это изучение объектов или процессов с целью получения новых знаний, то есть вид познавательного процесса.

Наблюдения — это исследовательский метод, в ходе которого человек лишь изучает объект или явление не вмешиваясь в естественный ход событий.

Эксперимент — это исследовательский метод, в ходе которого изучаемый объект помещается в специальные условия, необходимые для познания или доказательство того или иного явления.

Измерения — это исследовательский метод, позволяющий при помощи различных измерительных приборов зафиксировать параметры конкретного предмета или явления: размеры, вес, температуру, скорость и т.д.

Домашние и дикие растения, их описание и выращивание; болезни и вредители. Интересные сведения из ботаники и других областей науки. Доклады для школьников. Природа Приморского края (растения и животные). История, культура, достопримечательности Владивостока и России в целом.

вторник, 25 сентября 2018 г.

Фенология / фенологический дневник наблюдений


Фенология – наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времён года и погодными условиями.

Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение для полеводства, садоводства, огородничества, охоты, лесного и ряда других отраслей хозяйства. Например, подмеченное на протяжении длительного времени совпадение сроков тех или иных природных явлений и наступления определённых фаз жизненного цикла у растений поможет при составлении календаря сельскохозяйственных работ, позволит заранее определить наиболее благоприятные сроки сева или время созревания урожая. Зная определённые фазы развития насекомых-вредителей, можно заранее и с наибольшей эффективностью предупредить их нашествие. Правильный прогноз времени начала массового цветения лугов поможет обеспечить заготовку наилучшего по питательности сена.

Такое же значение имеют и фенологические наблюдения за дикими животными . Знание сроков прилёта, размножения, подрастания молодняка у охотничье-промысловых видов птиц позволит уточнить сроки охоты на них в конкретном регионе. Точно так же необходимо знать, когда, например, летний мех белки, горностая, соболя, лисицы сменится полноценным зимним.

Для простейших наблюдений за климатом и погодой, жизнью растений и животных не требуется специального оборудования – достаточно записной книжки и карандаша . Записи, сделанные в ходе наблюдений в природе, надо переносить в журнал, в качестве которого лучше всего использовать тетрадь в клеточку – в ней удобнее делать зарисовки и чертить схемы и графики. Ну и, конечно, вам потребуются наблюдательность, ответственность и аккуратность. И тогда вы сможете собрать ценнейший материал, который может послужить основой для научных и практических выводов.

При ведении записей не забывайте указать название населённого пункта , в окрестностях которого проводились наблюдения, район и область , номер своей школы , фамилии наблюдателей .

Обязательно указывайте названия рек, озер и других географических объектов, характер ландшафта, тип леса.

При наблюдении за жизнью растений для дикорастущих видов указывайте, наблюдаете ли вы их в местах естественного произрастания или высаженными в саду или на школьном участке. Для культурных растений отмечайте названия сортов .

Ниже приводится примерный перечень явлений, на которые стоит обратить первоочередное внимание при заполнении фенологического дневника .

– первый снег;
– установление устойчивого снежного покрова;
– начало ледостава;
– первая позёмка;
– высота снежного покрова на протяжении зимы (желательно выбрать несколько точек – на поле, в лесу под кронами деревьев и т.п. и в дальнейшем регулярно проводить там наблюдения);
– толщина льда на водоёмах на протяжении зимы;
– дни со снегопадами, метелями, бураном и пургой;
– дни образования наста.

– появление зрелых плодов черёмухи;
– появление всходов картофеля;
– появление на цветах крупных блестящих бронзово-зелёных жуков бронзовок;
– появление зрелых плодов земляники, черники, лесной малины шиповника, брусники;
– начало цветения пижмы обыкновенной;
– первое появление различных грибов;
– начало цветения картофеля;
– созревание плодов берёзы.

– первый заморозок на почве;
– первый заморозок в воздухе;
– последние кучевые облака;
– начало созревания плодов рябины;
– начало осеннего изменения окраски листьев у берёзы, лиственницы и других деревьев и кустарников;
– начало листопада у берёзы и начало сбрасывания иголок у лиственницы;
– окончание листопада у различных деревьев и кустарников;
– время последнего сбора боровиков, груздей, рыжиков;
– начало лёта осенней паутины;
– исчезновение бабочек, ос, божьих коровок, мух;
– массовый отлёт стрижей;
– исчезновение различных видов певчих птиц;
– начало и конец появления пролётных стай уток, гусей, журавлей;
– уборка картофеля.


– изучите видовой состав деревьев, кустарников и травянистых растений своего района;
– выявите и нанесите на карту места распространения лекарственных трав, ягод, редких и исчезающих растений;
– выявите красиво цветущие, ценные для высаживания в саду дикорастущие цветы и травы, соберите их семена;
– изучите видовой состав птиц, зверей, насекомых, рыб, пресмыкающихся, обитающих в вашей местности;
– выявите редкие и исчезающие виды, соберите материал для Красной тетради своего района;
– проведите работу по выявлению очагов распространения насекомых – вредителей сельского и лесного хозяйства и причин их распространения;
– нанесите на карту участки, требующие защиты от эрозии.

Собраные данные можно передавать в управления заповедников, лесничества, охотничьи хозяйства, на метеорологические станции и другие организации, связанные с организацией природопользования, мониторингом и охраной окружающей среды.

Мы с детьми и родителями увлеклись изучением явлений неживой природы. Параллельно возникла идея обновить и обогатить метеоплощадку в нашем детском саду новыми приборами, с помощью которых дети смогут пополнить свои естественно- научные знания не просто по рассказам и картинкам, а осуществляя практические действия со специальными приспособлениями и метеоприборами во время ознакомления с природными явлениями.

Актуальность проблемы:

- В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней изменениями, в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Так почему же важно развивать умение наблюдать уже в дошкольном возрасте? Потому что, ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. И где бы не имел место процесс наблюдения – на прогулке, или экскурсии, он должен быть хорошо организован и правильно проведен.

На сегодняшний день методика организации фенологических наблюдений в детских садах разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к экологическому воспитанию дошкольников, было предположено, что:

Гипотеза:

- Формирование практических навыков работы на метеоплощадке с метеоприборами будет способствовать развитию исследовательских умений (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) и воспитанию экологической культуры дошкольников.

Предполагаемый результат:

• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

• Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

• Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

• Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Итак, целью моей работы стало:

- Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды.

Были определены задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояния от погоды;

- научить прогнозировать погоду по реакции неживой природы;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Личностно-ориентированные:

- разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей.

- развивать познавательную активность и любознательность;

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

- воспитание навыков применения знаний на практике.

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Первым этапом моей работы (организационный этап) стало определение целей и форм взаимодействия с субъектами процесса.

Практическая деятельность родителей была направлена на:

• Сбор информации для оформления альбомов.

Деятельность воспитателей состояла в следующем:

• Проведение целевых прогулок.

Деятельность педагогов-организаторов осуществлялось в:

• Проведении с детьми, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану.

В процессе ознакомления с метеоприборами возникла необходимость разработать единый алгоритм для их изучения.

Алгоритм знакомства с метеоприборами:

- Назначение (для чего он используется);

- Строение (внешний вид);

- Правила работы с приборами;

- Правила безопасного пользования.

- Польза (определение важности прибора).

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей к новым знаниям и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень).

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.

За время работы в данном направлении у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Наблюдения за явлениями неживой природы Сегодня я хочу поделиться опытом наблюдения за неживой природой с ребятами средней группы. Летом вся жизнь малышей протекает на свежем.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Дети, умеющие исследовать, дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса и именно за ними будущее. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления исследования, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной.

Исследовательская деятельность предъявляет требования к умениям работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, систематизировать и структурировать полученный материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.

Все эти компетенции можно и нужно развивать. Компетенция устанавливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых в умении исследовать. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации.

В рамках ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, сознательного получения нового социального опыта, для саморазвития и самосовершенствования. Умение устанавливать причинно-следственные связи относится к. познавательным логическим универсальным действиям

Причинность или причинно-следственная связь - это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым.

Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.

Рассмотрим структуру данного умения:

1) осмысление представленного явления (события, ситуации);

2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;

3) определение существенных признаков (причин) явления;

4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;

5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.

Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:

выделять в предметах свойства;

иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;

определять в предметах существенные и несущественные признаки;

различать необходимые и достаточные признаки предметов;

устанавливать родо-видовые отношения;

выполнять простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Одним из средств формирования причинно-следственных умений являются фенологические наблюдения, в рамках которых решение проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал учеников и использовать его наиболее эффективно.

При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях.

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные и групповые, кратковременные и сезонные. Наука, изучающая сезонное развитие живой природы — растительности и животного мира, — носит название фенологии. Первая задача фенологии как науки – научить младших школьников вести фенологические наблюдения по сезонам года, правильно фиксировать их в дневниках наблюдений, а по результатам наблюдений делать соответствующие выводы. Вторая задача фенологии – научить младших школьников при наблюдениях устанавливать причинно – следственные связи в природе, уметь их объяснять на доступном уровне. Фенологические наблюдения не требуют сложного оборудования и доступны каждому. Они состоят из записи дат (число, месяц, год) наступления сезонных явлений в жизни растений или животных. Фенологические наблюдения имеют большое практическое значение. На основе их определяют лучшие сроки проведения тех или иных сельскохозяйственных работ, лесных посадок, сбора семян, грибов, ягод. Систематические и целенаправленные занятия с использованием фенологических наблюдений в экологическом образовании младших школьников способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, развитию мышления, анализу полученных результатов [4].

Фенология (от греч. fenomen – явление и logos – учение) – наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе.

Объектами исследований в фенологии являются сезонные (как явно видимые, так и скрытые от невооруженного взгляда наблюдателя) явления живой природы, а общейзадачей фенологических исследований является установление календарных сроков наступления и прохождения этих явлений и выявление закономерных связей сезонного развития объектов растительного и животного мира и условиями внешней среды.

Фенологические наблюдения проводятся:

1) за развитием важнейших видов деревьев, кустарников, полукустарников, трав;

2) за жизнью лесных зверей, птиц, насекомых;

3) за ходом лесокультурных и лесохозяйственных работ;

4) за важнейшими гидрометеорологическими явлениями.

Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин. Поэтому работа по установлению причинно-следственных связей на уроке окружающего мира потребует от учащихся умения в дальнейшем оперативно и комплексно использовать свои знания в старшей школе.

Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова / Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.

Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение, 2010. - 99 с.

Ромашова, А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Биология в школе. - 2011. - № 4.

Хомченко С.И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 2005. - № 4; 2006. - № 1.

Читайте также: