Как сделать фаянс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?

Исторический путь фаянсовой посуды

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.

Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.

Россия

В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.

Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.

Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.

Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.

Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.

Фаянс, что это такое?

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и фарфор, только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:

  • твердый;
  • мягкий;
  • полевошпатный;
  • известковый тип.

Большое содержание глины и особенная технология обжига позволяет создавать фаянсовую посуду, имеющую свою техническую характеристику. Для ее изготовления чаще всего используют твердый тип фаянса. Этот материал имеет мелкопористую структуру, что, несомненно, улучшает его функциональные качества.

Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.

Путь изготовления

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).

Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.

Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.

Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).

Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.

После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.

Фарфор и фаянс — отличия

Что такое фаянс и как его отличить от фарфора

Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.

Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.

Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.

И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.

Основное

Режимы первого и второго обжигов фаянсовых изделий показаны на рис. 54.



Рис. 54. Кривые режимов двукратного обжига фаянсовой посуды в туннельной печи: 1 — первого, 2 — второго

Первый (утельный) обжиг фаянсовых изделий разделяют на ряд периодов.

В первый период идет досушка изделий, удаление (испарение) влаги, сохранившейся в изделиях после сушки (1-4%, иногда выше). Он характеризуется медленным подъемом температуры до 240 ºC. Вода превращается в пар при 100 ºC, но более высокая температура в первый период обжига обеспечивает более эффективное прохождение процесса досушки по всей толщине стенок изделия. При большой скорости нагревания переход влаги в пар способствует увеличению давления пара во внутренних областях обжигаемого материала, что может привести к мгновенному, подобному взрыву, распаду всего изделия или отрыву отдельных участков. Для предотвращения этого предусматривают выдержку изделий при температуре 180-240 ºC. С увеличением толщины стенок изделия уменьшается скорость подъема температуры в этот период и увеличивается продолжительность выдержки.

Во втором периоде температуру обжига поднимают до оптимальной, обеспечивающей получение изделий с заданными физико-химическими свойствами. Для твердого фаянса она составляет 1230— 1280 ºC. С повышением температуры обжига выше оптимальной для данной массы ухудшаются физико-технические свойства изделий. Например, происходит образование более спекшегося материала, не смачиваемого глазурной суспензией при глазуровании.

В начальной стадии этого периода (300°С) начинается возгонка органических примесей (остатков растительного происхождения), присутствующих в массе.

С повышением температуры до 450 ºC и выше начинается выгорание органических примесей. Скорость выгорания органических веществ обратно пропорциональна квадрату толщины изделия и во многом зависит от избытка воздуха в печных газах (среда должна быть резко окислительная).

В интервале температур 450-1000 ºC каолинит теряет кристаллически связанную воду Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O → Al2O3 · 2SiO2 +H2O↑. Скорость удаления кристаллически связанной воды зависит от природы глинистых материалов, их структуры, толщины стенок изделий и скорости нагрева в этом интервале температур. При этом наблюдается незначительная усадка изделий (до 0,5-1 %), которая не вызывает в них больших напряжений.

При температуре 575 °С происходит модификационное превращение В-кварца в ot-кварц. Этот модификационный переход, сопровождаемый увеличением объема кварца, осуществляется мгновенно. Объемное расширение кварца уменьшает усадку, происходящую за счет удаления кристаллически связанной воды. При обжиге толстостенных изделий при температуре 550-600 °С делают выдержку, чтобы обеспечить равномерный переход кварца из одной модификации в другую по всей толщине стенки. В противном случае в изделиях возникают микротрещины.

При температуре 700-800 ºC в массе начинают проходить процессы диссоциации (декарбонизации) карбонатов кальция и магния (СаCO3 и MgCO3) с выделением углекислого газа, заканчивающиеся при температуре 950-1000 °С, что сопровождается повышением пористости изделий.

При температуре 950-1050 ºC в массе возникают первичные кристаллы муллита 3Al2O3 · 2SiO2, способствующие увеличению прочности фаянса. Процесс роста нитевидных кристаллов муллита интенсивно проходит при температурах выше 1100 ºC.

Для обеспечения равномерного протекания перечисленных выше процессов в изделиях, расположенных в разных точках по сечению печного канала, при достижении максимальной температуры обжига делается выдержка.

Охлаждение (третий период) изделий проводят с высокой скоростью до температуры 600-550 ºC, при которой необходима выдержка для обратного модификационного перехода α-кварца в β-кварц, после чего возможно форсированное охлаждение изделий.

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-1

В итальянском регионе Тоскана есть город, известный всему миру своими фаянсовыми изделиями. Город с населением 50 тыс. человек по-итальянски так и называется — Фаэнца(Faenza), что по-русски означает Фаянс. Более полусотни мастеров, получивших образование и профессию в местном Институте керамического искусства, производят в городе художественные изделия из керамики.

Как отметил, выступая в местном муниципалитете, мэр Фаэнцы Пальмиро Ди Мариа, в этом музее собраны керамические изделия всемирного значения, и музей является главным центром культурной деятельности города.

Изделия керамистов Фаэнцы отличаются большим разнообразием и по форме, и по материалу. В музее они выставляют лишь наиболее удачные образцы своей продукции, принося их из своих мастерских, в которых работают как по собственному вдохновению, так и по заказам, поступающим от горожан и от посетителей города, приезжающих сюда из многих стран мира. В музее выставлены также современные керамические изделия, выполненные Пикассо, Матиссом, Шагалом, Кокто, Лежё и другими знаменитыми художниками.

История керамических росписей

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-2

История керамических росписей в Фаэнце восходит к любовным приключениям в XV веке главы этого города Галеотто Манфреди. Глава Флоренции Лоренцо Медичи для установления добрых отношений между Фаэнцей, которая административно входила в тогдашнюю территорию Тосканской области, и Болоньей решил примирить эти два города, выдав дочь главы Болоньи Франческу за Галеотто Манфреди.

Но у этого синьора была любовница, некая Кассандра Павоне, дочь нотариуса из Феррары, и молодой супруг не был намерен отказываться от ее амурных услуг после женитьбы Он привез ее в Фаэнцу и поместил в местный монастырь, в отдельную келью, под именем сестра Бенедетта.

Любовная связь с ней молодого мужа довела Франческу до умопомрачения, и однажды, 31 марта 1488 года, она в припадке отчаяния собственноручно лишила его жизни. История убийства Галеотто Манфреди стала достоянием городских масс, которые встали на сторону убитого и его любовницы.

При входе в Международный музей керамики в Фаэнце открыт для бесплатного посещения зал мастерских керамического искусства. Экспозиция всех мастерских, участвующих в проекте (а их, как уже было сказано, более 50), позволяет дать разнообразное представление о керамическом производстве в Фаэнце.

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-4

Название Фаэнца (Фаянс) постепенно распространилось на обозначение вообще всех итальянских изделий из этой разновидности белой глины. Они различаются по сложности изготовления. Наиболее простые хозяйственная утварь: кружки, умывальники, посуда для повседневного использования — делаются из поливного фаянса на гончарных станках.

Вручную лепятся посудные ручки, носики для чайников и различные украшения . После предварительного обжига изделие становится более твердым. Но требуется вторичный обжиг, и изделие становится дороже.

Вазы, блюда, художественная посуда и другие украшения из легкоплавкой глинистой массы фаянса отличаются от прочих изделий (изразцов, черепицы, облицовочной плитки) только тщательностью и художественным характером обработки.

Главное внимание обращается на изящество формы укравшений с последующим наложением цветных и белых рисунков и окончательной отделкой кистью. Этот способ в Италии называется пастильяджо (pastigliaggio).

Эмалированный фаянс производился в XVI-XVIII столетиях для столовых сервизов и художественных украшений . В настоящее время он почти не употребляется для столовых сервизов и производится только как подобие старых итальянских фаэнцам для различных украшений и для выделки цветных и белых изразцов.

Способ этот не допускает исправления рисунка, потому что при любом касании кисти краска моментально впитывается, поэтому требуется большой навык и уверенность в знании рисунка. Неудобство этой живописи вознаграждается прочностью окраски и мягкостью полученного рисунка.

Окрашивания по обожженной поливе зародилось в XVIII столетии, и этот способ вследствие удобства при раскраске посуды вошел во всеобщее употребление.

Посетители зала мастерских керамического искусства при Международном музее керамического искусства в Фаэнце могут ознакомиться с образцами изделий местных мастеров и даже заказать копии понравившихся им предметов.

Фаянс-История-возникновения-и-особенности-изготовления-фаянса-7

Но культурная жизнь Фаэнцы не ограничивается экспозициями музея керамики. В городе интенсивно развивается культурная жизнь благодаря присутствию многочисленных туристов из различных стран. Работают два театра — театр Мазини и Дом Театра (Casa del Teatro).

Открыт художественный музей Pinacoteca, в котором представлены произведения не только местных художников, но и таких авторов, как Донателло, Пальмедзано, Досси и др.

Наиболее представительные выставки провинции, например Сельскохозяйственная ярмарка, располагаются в Провинциальном ярмарочном центре. Коммунальная библиотека насчитывает 400 тыс. томов. Во Дворце экспозиций размещаются наиболее престижные выставки искусства и культуры.

Но внимание посетителей из других стран не могут не привлечь такие объекты, как кафедральный собор XV века на площади Свободы (Piazza della Liberta), а за ним — Дворец епископа, построенный в XII веке. Во дворце Подеста, бывшем помещении коммунальной магистратуры, открыт зал многофункциональной культуры.

В палаццо Мильцетти, одном из архитектурных зданий эпохи итальянской неоклассики (1792-1805), представлены наиболее эксклюзивные образцы темперной живописи, В Государственном архиве можно увидеть такой старинный документ, как пергамент 979 гида. Город Фаэнца живет активной культурной жизнью.

В наши дни начал возрождаться интерес к посуде, технология изготовления которой уходит в далекое прошлое нашей цивилизации. Фаянсовая посуда, судя по раскопкам археологов, впервые была изготовлена в Китае в 4-5 веках, а близкие к фаянсовым изделия производились еще в Древнем Египте. Фаянс — мелкопористый тонкостенный материал, основой которого является белая глина, составе его есть также кремний.

delftware_dishes2

В Европе впервые стали делать фаянсовую посуду около 1525-65 в Сен-Поршере, во Франции.

В этом видеоролике показан процесс изготовления кувшина из фаянса.



Сначала создается точный эскиз будущего изделия. Затем на гончарном круге с помощью специальных инструментов создается гипсовая модель кувшина, а размеры проверяются с помощью штангенциркуля. Модель должна быть на 7 процентов крупнее самого кувшина. Это позволит компенсировать сжатие при сушке и закалке. Некоторые части крепятся вручную а затем приклеиваются. Мастер заливает гипс через руку, чтобы разрушить все пузырьки, которые могут привести к дефектам. Гипсовая форма остается для просушки в помещении на всю ночь.

Когда гипс застыл, форма вынимается, эта деликатная операция занимает 15 минут. Теперь производственная форма должна отстояться на протяжении 2 суток. После этого на ней будет можно сделать до 200 отливок.

Фаянс делается из талька. Это минерал под названием нефелиновый сиенит. В состав входит также темно-бежевая пластичная глина и еще один минерал под названием белая фарфоровая глина. В полученную смесь добавляется вода. Фаянс выливается в форму с большой аккуратностью, чтобы избежать появления большого количества пузырьков.

Примерно через пол-часа после заливки стенки фаянса твердеют и от лишней жидкости можно избавиться. Излишки фаянса сверху срезаются, через 45 минут готовый горшок достается из формы. Для того, чтобы готовое изделие блестело, на него наносится глазурь и эмалевые краски. В заключение изделие целиком покрывается прозрачной глазурью. Затем оно отправляется в печь для обжига размером с комнату. За 8 часов обжига температура ее поднимается выше 100 градусов.

Такое ощущение, что технология изготовления фаянсовой посуды не изменилась за 1000 лет.

Читайте также: