Как сделать факт лист

Обновлено: 03.07.2024

Факт-лист (англ. fact sheet) — комплексный документ PR, одна из разновидностей бэкграундера. Основное его отличие заключается в том, что Ф.-л. не является единым и законченным текстом, а представляет собой набор фактов или тезисов, предназначенных для использования и цитирования журналистами. Это своего рода справка, с помощью которой журналист получает в сжатой форме наиболее важную фактическую информацию о компании или событии. Еще одно отличие от бэкграундера, который может “рассказывать историю” на определенную тему, в том, что Ф.-л. — это краткий документ, отражающий профиль и специфику организации, должностного лица или события. Краткость Ф.-л. необходима для того, чтобы не перегружать журналиста фактической информацией и не запутывать его, а акцентировать его внимание на самом главном.

Формат Ф.-л. может использоваться для предоставления любой сопровождающей и окружающей событие информации — от биографий руководства, истории компании до анализа сегмента рынка или законодательных аспектов той или иной деятельности.

Факт-лист (от англ, fact sheet) — это жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации.

В практике зарубежных связей с общественностью в сфере экономики употребляется специальная разновидность факт-листа — le fiche technique: это описательного типа текст, создаваемый для каждого вида продукции (серии продукции) производства. Такие технические факт-листы должны быть написаны понятным для неспециалиста языком и не быть перенасыщены специальными терминами. В качестве самостоятельного факт-листа выступает биография должностного лица организации (об этом пишут некоторые исследователи), однако ввиду множественности способов презентации мы рассматриваем биографию как самостоятельный жанр PR-текста.

Темой факт-листа часто является история фирмы, как, например, в следующем тексте:

BACARDI-MARTINI и Санкт-Петербургская Ассоциация Барменов

с президентом Международной Ассоциации Барменов (IBA) Яном Ван Хагеном (Нидерланды)

Международная Ассоциация Барменов была официально учреждена на собрании в Гранд-Отеле английского города Торквей 24 февраля 1951 года. На собрании присутствовали представители профессиональных барменских ассоциаций стран: У. Дж. Тарлинг (UKBG, Англия), Дж. Лондхол (DBL, Дания), А. Комбетт (ABF, Франция), Т. Рийкеб (NBC, Голландия), А. Золя и Л. Паренти (AIBES, Италия), П. Мелин (SBG, Швеция), Г. Сиеви (SBU, Швейцария).

Успех этого собрания был обусловлен ценной поддержкой, оказанной Британской Ассоциацией Барменов. Ее президентом стал г-н У. Дж. Тарлинг (W. J. Tarling), секретарем — г-н X. В. Роберте (Н. W. Roberts). Второе собрание IBA состоялось в Венеции 9 октября 1953 года и третье — в 1954 году, 22 октября в отеле de Hooge Vuursche (де Хуге Вуурше) в Ларене, Голландия.

Президентские полномочия в IBA продолжаются три года и передаются какой-либо ассоциации в соответствии уставом, принятым в Венеции в 1980 году, и национальная ассоциация должна сама назначить лицо, которое займет президентский пост.

Рассмотрим еще один пример факт-листа, предметом которого будет также история базисного субъекта PR.

ЛФЗ — 256-ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ КРАСОТЫ

Служить делу национальной промышленности и национального искусства — с этой целью дочь Петра Великого императрица Елизавета в 1744 году учредила первую в России Порцелиновую мануфактуру. Здесь талантливый ученый Д. И. Виноградов создал первый русский фарфор. Замечательные произведения из этого удивительного хрупкого материа­ла, созданные на Ломоносовском фарфоровом заводе, являются уникальной культурной летописью не только нашего города, но всей России.

Состав первого русского фарфора и глазурей, а также технология их изготовления были разработаны русским ученым Д. И. Виноградовым применительно к отечественному сырью — глинам Гжельского месторождения, олонецкому кварцу и алебастру.

Большой заслугой Д. И. Виноградова явилась подготовка первых русских мастеров фарфорового дела, состоявших в основном из крепостных людей. Один из них— Никита Воинов— в течение шести лет после смерти Виноградова был техническим руководителем производства. Первыми живописцами мануфактуры были ученики Академии художеств.

Завод поставлял фарфор исключительно для царского двора и по сравнению с частными фарфоровыми заводами был небольшим. Изделия завода стоили очень дорого и в продажу почти не поступали.

Наиболее интересные предметы были изготовлены с 1750 по 1820 год, когда к созданию форм и декорированию изделий были привлечены крупные мастера Академии художеств. В последующие годы связь завода с Академией сокращается.

В начале XX века завод реконструируется, начинается освоение сложных и крупных фарфоровых изделий.

В 1915 году характер производства резко меняется: в связи с войной прекратились поставки в Россию фарфоровых изделий технического назначения из Германии и Англии, и завод начинает выпускать лабораторную посуду, жаростойкие фарфоровые трубы, пироскопы, автосвечи и т. п.

С 20-х годов завод концентрирует свою деятельность на разработке технологии и промышленном выпуске наиболее сложных изделий технического назначения, а также художественного агитационного фарфора, созвучного этой эпохе.

Художественные изделия, созданные в первые послереволюционные годы, экспонировались за границей: 1920 год — в Риге, 1921 год — в Лондоне, 1923 год — в Лионе и Ревеле, где агитационный фарфор был удостоен золотой медали.

В создании фарфора принимали участие С. Чехонин, Н. Данько, М. Лебедева, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин и другие именитые художники.

На Всемирной выставке в Париже в 1925 году изделиям завода была присуждена золотая медаль. В том же году по случаю празднования 200-летия Российской Академии наук заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова.

После окончания Второй мировой войны полностью восстанавливается исторически сложившийся профиль завода — выпуск высококачественных изделий бытового назначения и уникальных произведений для украшения интерьеров дворцов культуры, правительственных и общественных зданий.

В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе заводу за художественные фарфоровые изделия присуждается золотая медаль, а группа художников отмечается золотыми и серебряными наградами.

Успеху фарфора с берегов Невы во многом способствуют его создатели — художники и скульпторы. Творчество каждого из них индивидуальное, органично сочетающее лучшие традиции неповторимой школы искусства русского фарфора с лучшими современными достижениями.

Состав участников конкурса 2000 г.

Учредители и организаторы конкурса.

Спонсоры конкурса (генеральный спонсор, спонсоры, информационные спонсоры).

Уже с момента проведения первого конкурса определились его принципиальные отличия от ряда других, проводившихся в России и в других странах. К участию в конкурсе принимались только реализованные проекты интерьеров, сданные в эксплуатацию к моменту подачи заявки. Всем представленным проектам присваивается индивидуальный код, под которым они рассматриваются до публичного объявления результатов конкурса.

Первый опыт проведения конкурса был признан достаточно успешным, но первый приз члены жюри не присудили никому. Этим еще раз была подчеркнута такая важная задача конкурса, как выявление подлинных образцов высокого стиля и профессионализма в искусстве петербургского интерьера.

Все конкурсные проекты реализованы не ранее 1998 года. На этот раз их число заметно возросло. К участию в конкурсе представлено почти 40 проектов интерьеров, созданных более чем 60 архитекторами и дизайнерами. Они выступили как индивидуально, так и в составе творческих коллективов.

Жилой интерьер (квартиры, особняки и т. п.);

Общественный интерьер (офисы, магазины, рестораны, дискотеки

Последняя номинация является одним из нововведений 1999 года. Она не предполагает архитектурной перестройки помещений и связана только с их внутренним убранством.

В составе жюри конкурса — 9 известных специалистов в области дизайна и архитектуры из России, Италии и Франции:

Анжелуччи Джакомо — архитектор, декоратор (Италия).

Ефимов Андрей Владимирович — доктор архитектуры, профессор МАрхИ, главный художник г. Москвы.

Михайлов Григорий Владимирович — руководитель персональной творческой архитектурной мастерской.

Попов Владимир Васильевич — председатель Санкт-Петербургского Союза архитекторов.

Санжаров Владимир Борисович — председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Фактологическими жанрами, по А.Д. Кривоносову, называются жанры, в основе которых лежит актуальная информация о базисном PR-субъекте, которую можно рассматривать как дополнительную информационную поддержку новостному событию.

Факт-лист (fact sheet) — короткий документ, в котором представлены факты-подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, ее первых лицах, участниках. На практике обычно не обозначают данный жанр как факт-лист, его обычно называют справка, общая информация.

Основным отличием факт-листа от информационного письма является то, что он представляет собой не связанный и законченный текст, а набор фактов или тезисов, предназначенный для использования журналистами. Особенности факт-листа определяют его характерные стилистические черты — перечисление фактов. Цель — акцентировать внимание на самом главном. Поэтому используют выделение дат или событий для быстрого поиска информации.

Основное требование к факт-листу — возможность оперативного отбора информации, и именно признаки оперативности и фактологичности характеризуют факт-лист. Поэтому данный жанр представляет собой набор определенной информации. Так, факт-лист о конкурсе будет включать информацию о следующих фактах: история конкурса, его цель; список жюри; состав участников конкурса; учредители и организаторы; спонсоры.

Официальная программа Фестиваля: дефиле моделей в одежде, предоставленной компаниями-участниками из своих последних коллекций.

Особенность подобного подхода в выборе моделей поможет сделать данный Фестиваль уникальным событием в мире моды. Представленные на Фестивале коллекции одежды станут ближе к зрителям, когда они увидят на сцене красивых и стильно одетых студентов, образам которых легко подражать.

Миссия Фестиваля для участников: представление коллекций ОСЕНЬ-ЗИМА 2008 потенциальным покупателям.

Миссия Фестиваля для зрителей: научиться создавать в своей одежде модные образы из доступных коллекций одежды известных брендов.

Участники Фестиваля: магазины Санкт-Петербурга.

Зрители Фестиваля: студенты вузов Санкт-Петербурга.

Биография — жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице. Выделяют биографию-конспект и биографию — рассказ. Биография-рассказ представляет собой связный текст, разбитый на абзацы. В отличие от биографии-конспекта, в тексте используют глаголы: родился, окончил, поступил и т.д. Этот тип биографии широко представлен в политической сфере. В данном случае внимание сосредоточено нс на датах, а на качествах личности, характеристиках человека. Этот жанр более близок к журналистскому жанру портретного очерка. Обычно сопровождается иконическими материалами — фото. В биографии-повествовании можно дать основные положения программы (если это политический лидер).

  • 1 блок — представительский: Ф.И.О., дата рождения;
  • 2 блок — образовательный: образование, специальность, вуз, диплом с отличием, образовательные курсы и т.д.;
  • 3 блок — карьера: периоды работы в компаниях, должность, карьерный рост и т.д.;
  • 4 блок — семейное положение: холост/жепат/разведен, замужем/пе за-мужем/разведена, наличие детей и т.д.;
  • 5 блок — хобби: увлечения, интересы, достижения в спорте и т.д.;
  • 6 блок — перспективы развития.

Данные блоки могут быть не все представлены и располагаться в иной последовательности, однако обязательными являются представительский, образовательный и карьерный блоки.

Сопоставим два типа некролога.

PR-текст (с элементами биографии)

26 апреля 2004 года на 79-м году жизни после продолжительной болезни скончался ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер орденов Славы, участник штурма Кенигсберга, пенсионер органов государственной безопасности, подполковник в отставке СУРИКОВ /Михаил Васильевич.

Михаил Васильевич прошел славный жизненный путь. Начал военную службу он в январе 1943 года курсантом Арзамасского пулеметноминометного училища. Воевал в составе воинских частей Белорусского фронта. Непосредственно участвовал в штурме Кенигсберга. Впоследствии, в 1949 году, был направлен в

Публицистический некролог (пример А.Д. Кривоносова)

Прощайте, Олег Николаевич!

органы безопасности. Проходил военную службу в подразделениях Прибалтийского военного округа и ГСВГ. Уволился из органов государственной безопасности в декабре 1970 года.

Михаил Васильевич занимал активную жизненную позицию: совместно с советом ветеранов проводил работу по патриотическому воспитанию молодого поколения. Неоднократно участвовал в Парадах Победы в городе Москве.

Заслуги Сурикова Михаила Васильевича по праву отмечены высокими государственными и ведомственными наградами.

Скорбим в связи с кончиной Сурикова М.В., выражаем глубокие соболезнования родным и близким.

Совет ветеранов, Управление ФСБ России по БФ и ВКО, Управление ФСБ России по Калининградской области.

главным режиссером МХАТа. В 1987 году, после разделения труппы театра, он возглавил МХАТ имени Чехова. Олег Ефремов — народный артист СССР, Герой Соцтруда, трижды лауреат Госпремии СССР (Смена, 25.052000).

Факт-лист — короткий документ, отражающий профиль организации, содержащий факты: подробности новостного события, дополнительные данные о фирме, организации, ее конкретных лицах, участниках события.

Пиарменам и пресс-секретарям надо помнить, что полученные от организации бэкграундеры и факт-лист обычно сохраняются в редакциях как справочный материал и используются при подготовке других публикаций об организации или об отрасли рынка в целом. А это значит, что информация в них должна быть полной и объективной.

Содержание факт-листа зависит от характера новостного события, от цели и полноты его освещения. Основные требования к этому жанру — возможность оперативного отбора справочной информации, ее полнота и фактологичность. Рассмотрим это на примере публикации в

Теперь каждый владелец домашнего городского телефона должен выбрать для себя подходящий тариф. Многим уже разосланы соответствующие извещения и дополнительные соглашения, в которых нужно указать, на какую систему оплаты тарифа переходит абонент. В письмах даны и разъяснения по тарифным планам.

Тариф “Безлимитный” обойдется пользователям в 290 руб., из которых 120 руб. — оплата за абонентскую линию и 170 руб. — за неограниченную связь.

Тарифный план с комбинированной системой оплаты обойдется абоненту в 200 руб.: он включает месячный платеж за абонентскую линию 120 руб. и 80 руб. за 360 мин разговора. За каждую минуту сверх установленного лимита придется доплатить по 19 коп.

Самый экономный для малоговорящих тарифный план “Повременный”. Абонент платит за линию 120 руб. А разговоры будут стоить 22 коп. за минуту.

Для сельских абонентов эта цифра намного ниже, а для организаций выше.

В зависимости от объема текста факт-лист может распечатываться на одном или нескольких страницах. При многостраничном тексте сокращается оперативность, затрудняется его использование.

Читайте также: