Как сделать файл в автокаде легче

Обновлено: 02.07.2024

Достаточно часто пользователи задают вопрос - что можно сделать с файлом DWG, который пришел от другого пользователя? Как его почистить и оптимизировать для избежания возникновения проблем при его использовании? Писано-переписано на эту тему уже не мало, привожу свой опыт.

Действительно, даже в "приличном" файле, созданном по всем правилам и рекомендациям разработчика и в соответствии с опытом других искушенных пользователей, часто встречается всяческий мусор, лишние и неиспользуемые элементы. Возникновение таких лишних объектов неизбежно, поскольку при работе с файлом приходится по несколько раз перечерчивать геометрию, создавать временные объекты для проработки проектных решений и многое другое. Естественно, что-то можно и забыть удалить. Кроме того, если файл был создан в "вертикальном" AutoCAD или в стороннем приложении, то он может содержать прокси-объекты и ненужные данные об этих приложениях.

В статье я попытался описать максимально возможное число действий, которые можно совершить с DWG-файлом, в каждом конкретном случае надо смотреть, какие из них применять.

1. Удалите неиспользуемую геометрию

Удалите из чертежа все промежуточные наброски, элементы проработки и прочее. Часто пользователи забывают удалить свои черновики из готовых файлов, избавьтесь от них. Также удалите геометрию, которая по ошибке может оказаться вдали от основной части чертежа.

Разморозьте все слои, выполните команду Показать все (двойное нажатие колеса мыши). Если в чертеже присутствует отдаленная геометрия, то вы сразу сможете ее увидеть. Используйте Выбрать все (Ctrl+A) для выбора всех объектов чертежа. После того, как вы выберите все объекты, зажмите клавишу Shift и выделите те объекты, которые вам нужны. Все остальное, не нужное, удалите. Будьте осторожны! Команда Выбрать все выбирает объекты, которые лежат на отключенных слоях, поэтому вы удалите все объекты, которые не видите в текущем состоянии чертежа, но которые могут вам понадобиться.

2. Найдите и удалите все невидимые объекты

В чертежах могут встречаться пустые невидимые объекты, такие как точки, пустые строки, скрытые пустые атрибуты блоков, невидимые грани трехмерных объектов, группы и маскировки. Они занимают место на диске и требуют время на их обработку - удаляйте их смело!

  • Для поиска скрытых точек измените их вид командой ДИАЛТТОЧ (_DDPTYPE), они станут видны


  • Для удаления пустых строк присвойте переменной QTEXTMODE значение 1. В этом случае все строки будут отображаться в виде пустой рамки, даже пустые. Не забудьте вернуть значение переменной в 0.
  • Для отображения скрытых атрибутов введите команду АТЭКР (_ATTDISP) и выберите опцию Включить. В этом случае на экране отобразятся все атрибуты, даже скрытые. Удалите ненужные. Будьте осторожны! В скрытых атрибутах может храниться нужная информация.
  • Для отображения скрытых кромок и граней 3D-объектов присвойте переменной SPLFRAME значение 1. Удалите ненужные элементы, такие как управляющие многоугольники для спиралей, невидимые кромки граней и сетей и пр.
  • Запустите диспетчер групп командой ГРУППА (_GROUP) или КЛГРУППА (_CLASSICGROUP) и удалите ненужные группы
  • Для поиска невидимых объектов маскировки включите их рамки командой TFRAMES из состава Express Tools или установите значение переменной WIPEOUTFRAME = 1 и удалите ненужные.

3. Удалите повторяющиеся геометрические объекты, перекрывающиеся линии, дуги и полилинии

Во время черчения и изменения чертежа часто образуются перекрывающиеся линии, повторяющиеся объекты и прочие лишние объекты. Зрительно их не видно, но в реальности их много в каждом чертеже. Очистите чертеж от ненужного графического мусора.

Используйте команду ПОДЧИСТИТЬ (_OVERKILL) для удаления дублирующихся или перекрывающихся линий, дуг и полилиний. Кроме того, команда объединяет частично перекрывающиеся или смежные элементы.


4. Удалите неиспользуемые слои

Часто в чертежах присутствуют слои, на которых ничего нет. Удалите их. Если слой не удаляется, значит на нем что-то есть, либо он заморожен в каком-то видовом экране. Проверьте состояние слоя во всех видовых экранах, очень часто невозможно удалить пустой слой именно из-за того, что он заморожен в видовом экране.

  • Используйте команду СЛОЙОБЪЕД (_LAYMRG) для слияния слоев. После слияния пустой слой удаляется из чертежа
  • Для удаления слоя, на котором есть объекты, используйте команду СЛОЙУДАЛ (_LAYDEL).
  • Для того, чтобы понять, используются ли слои, задайте переменной SHOWLAYERUSAGE значение 1. В этом случае в списке слоев отобразятся значки, указывающие, используются ли слои. Важно! Не забудьте отключить отображение, поскольку оно замедляет работу системы.


5. Удалите неиспользуемые фильтры слоев

Удалите неиспользуемые фильтры слоев. Даже если вы предварительно удалили ненужные слои, то фильтры, в которых они фигурировали, останутся.


6. Удалите неиспользуемые и лишние стили оформления

Практически в каждом чертеже есть неиспользуемые текстовые, размерные, табличные стили, стили мультивыносок, мультилиний, сечений, выносных элементов и печати. Избавьтесь от них. Будьте осторожны, возможно вы удалите стиль, который является настройкой корпоративного шаблона и может пригодиться вам в будущем!

Для удаления неиспользуемых стилей используйте команду ОЧИСТИТЬ (_PURGE)


7. Удалите неиспользуемые блоки, типы линий, формы и пр.

Для удаления неиспользуемых объектов также используйте команду ОЧИСТИТЬ (_PURGE). Начиная с версии AutoCAD 2015 эта команда также позволяет удалить группы, пустые текстовые строки и данные, пришедшие из DGN файлов (из системы Microstation от Bentley). Если у вас AutoCAD более ранний, чем 2015, воспользуйтесь утилитой AutoCAD DGN Hotfix для версий 2013 и 2014, либо сторонними утилитами для удаления мусора от файлов DGN.

8. Проверьте файл на наличие ошибок

Для проверки используйте команду ПРОВЕРИТЬ (_AUDIT). Если в файле будут обнаружены ошибки, то используйте команду восстановления чертежа ВОССТАН (_RECOVER) для их исправления.

9. Удалите историю создания трехмерных тел

При построении трехмерных тел в AutoCAD есть возможность сохранить историю их построения (системная переменная SOLIDHIST). Однако, эти данные сильно "утяжеляют" чертеж и приводят к замедлению работы. Удалите историю, если не планируете редактировать тела.

Сделать это можно с помощью команды ГРПРЕД (_BREP), она позволяет удалить журнал из трехмерных и составных тел, а также отменить ассоциативность поверхностей.

Если к вам поступил файл, созданный в каком-нибудь "вертикальном" AutoCAD, например, AutoCAD Mechanical, то в нем могут содержаться данные об этой программе. Удалите эти данные, они занимают место и замедляют работу с файлом.


11. Удалите геометрические и размерные зависимости

При построении параметрических эскизов и чертежей пользователи создают геометрические и размерные зависимости. Если вам не нужна параметризация в данном чертеже, то вы можете удалить эти зависимости.

Используйте команду УДАЛОГР (_DELCONSTRAIN), она позволяет удалить все геометрические и размерные зависимости из набора объектов.

12. Удалите неиспользуемые прокси-примитивы и прокси-объекты

Если чертеж был создан с использование сторонних приложений под AutoCAD, либо в "вертикальном" AutoCAD, то он будет содержать множество прокси-примитивов, часть из которых скрыта. Прокси-примитивы используются в AutoCAD и других приложениях вместо сторонних объектов, созданных с помощью приложения ObjectARX, если последнее недоступно. В дальнейшем, когда приложение становится доступным, прокси-примитивы и прокси-объекты заменяются сторонними объектами.

Присвойте переменной PROXYSHOW значение 2, тогда все прокси-примитивы отобразятся в виде ограничивающей рамки. Удалите ненужные. Подробнее процесс удаления описан в документе Алексея Кулика в пункте №5, повторяться не буду.

13. Удалите неиспользуемые масштабы

При работе с аннотативными объектами пользователь создает много масштаб аннотаций, часть из которых в итоге оказывается неиспользуемой. Удалите лишние.

Используйте команду -СПИСМАСШТРЕД (-_SCALELISTEDIT), выберите опцию Удалить и введите *. Все неиспользуемые масштабы будут удалены.


14. Удалите данные о геопозиции

В современных версиях AutoCAD появилась возможность включить данные о геопозиции в чертеж для того, чтобы его можно было привязать к конкретному месту на карте. Удалите данные геопозиции, если не планируете ими пользоваться.

Используйте команду УДАЛГЕО (_GEOREMOVE) для удаления из файла чертежа всей информации о географическом местоположении.

15. Не расчленяйте бездумно блоки

Часто встречаю пользователей, которые при первой возможности расчленяют блоки в чужих чертежах, мотивируя это тем, что ведь никто не знает, что там в этих блоках и как они сделаны, а расчлененную геометрию можно скорректировать легко и быстро, не боясь испортить весь чертеж при изменении блока. С одной стороны, все верно, поскольку при изменении блока вы можете неверно выбрать, например, базовую точку, в этом случае все вхождения блока изменятся и чертеж придет в негодность. С другой стороны, блоки значительно экономят память - если в одном блоке 10 примитивов и этот блок вставлен 100 раз, то вы будете работать со 110 примитивами. Если все эти блоки расчленить, то вам придется работать уже с 1000 примитивов, у каждого из которых куча параметров. Поэтому, не спешите бездумно расчленять все блоки.

Если вам действительно необходимо внести изменения в блок, скопируйте его в новый файл, поэкспериментируйте с ним, а потом уже вносите изменения в исходном файле.

Отдельная история - динамические блоки. С ними надо быть вдвойне внимательным, поскольку их расчленение практически гарантировано приведет к порче файла.

16. Сделайте чертеж плоским

Часто чертеж содержит трехмерные объекты. Если у пользователя включен вид сверху, то он просто не увидит эти объекты и будет привязываться к 3D-объектам при черчении. В итоге получится не чертеж, а набор пространственных объектов, у которых разные координаты по оси Z. Для избежания такой ситуации необходимо сделать плоским чертеж. Такие чертежи могут "выходить" из программ, работающих с объемными объектами, например, поэтажные планы из AutoCAD Architecture, результаты топосъемки из AutoCAD Civil 3D. Проверить чертеж на наличие трехмерных объектов легко - поверните его с помощью трехмерной орбиты или видового куба.

Используйте команду FLATTEN из состава пакета Express Tools. При использовании инструмента FLATTEN создается 2D-представление выбранных объектов, которые проецируются на текущую плоскость вида. Результатом работы являются 2D-объекты, там, где это возможно, сохранившие исходные слои, типы линий, цвета и типы объектов. Это позволит вам избежать создания чертежа с привязкой примитивов к трехмерным объектам.

Кроме того, можно выбрать все геометрические объекты и с помощью окна Свойства задать значение координаты Z равным 0.


Заключение

Все перечисленные приемы очистки и подготовки файла могут пригодиться пользователям в их повседневной деятельности, когда необходимо очистить файлы DWG. В реальности, конечно же, все эти способы одновременно использовать нет надобности, достаточно применить несколько.

Если хотите автоматически очищать файл, то воспользуйтесь программой от Алексея Кулика aka kpblc. Подробно о ней в его блоге по ссылке.

С уважением, Андрей


Если вы получили ответ на свой вопрос и хотите поддержать проект материально - внизу страницы для этого есть специальная форма.


UPD: добавил в пост удаление данных геопозиции и подправил пункт об удалении неиспользуемой геометрии. Спасибо коллегам Алексею Кулику, Евгению Елпанову, Александру Ривилису и Нейбоше Новковичу за помощь и подсказки. Спасибо, друзья!

22 комментария:

Я бы где-то в самом начале ставил следующее:
1. Разморозить и включить все слои
2. Выполнить команду ZOOM All (или Extents), чтобы показать всю созданную геометрию.
.
а потом все остальное. ;)



Хочу поделиться еще одной проблемой - во многих чертежах используются ссылки на растровые чертежи и на другие векторные чертежи. Потом такой чертеж (оформленный и законченный) но содержащий внешние ссылки используется как шаблон для оформления других чертежей в которых применяются другие ссылки, потом количество этих ссылок как снежный ком накапливается и такой чертеж при его открытии начинает сильно тормозить. Накопление неиспользуемых ссылок происходит вследствие создания листа из уже созданного листа в похожем чертеже. При копировании листа копируются ссылки и имеют статус Unreferenced и при этом в чертеже они нигде не используются а также не удаляются командой _PURGE и удалить их можно только вручную из External Referencis командой Detach. После удаления неиспользуемых ссылок у меня чертеж просто летает. Я вот зачем - может быть кто-нибудь может написать программу по удалению таких ссылок со статусом Unreferenced? Очень достали. У нас на фирме на это обратили внимание очень недавно а таким образом работаем больше 10 лет. Удаляю ссылки - скорость загрузки файла увеличивается в разы. А обратил внимание на это чисто случайно - вот и делюсь, а заодно может кто-то поможет?

Сборка личных настроек, инструментов, заметок по автоматизации проектной работы

0001

Копируем данную команду в командную строку и применяем команду нажав Enter .

Это удалит словарь библиотеки из файла, и все типы линий предстанут перед нами в качестве списка блоков.

Дальше повторно применяем команду _PURGE

ps ссылок на первоисточник нет, но спасибо авторам команды за этот замечательный костыль, размер файла может уменьшиться на порядок!

psps само собой разумеется, перед подобными операциями надо сохранять резервную копию искомого файла

alt

Часто на чертежах требуется увеличивать или уменьшать объекты. Чтобы изменить масштаб объекта в Автокаде (AutoCAD), предназначена команда "Масштаб". Про масштаб чертежа (например, 1:100, 1:50 и т.д.) читайте в этой статье.

Рассмотрим, как в Автокаде изменить масштаб. Масштабирование в AutoCAD, выполняемое с помощью команды "Масштаб", приводит к изменению размеров построенных объектов. При этом пропорции масштабируемых объектов не меняются.

Есть несколько способов, как настроить масштаб в Автокаде:

1. Вкладка "Главная" → панель "Редактирование". После чего необходимо указать щелчком ЛКМ объект масштабирования. Чтобы закончить выбор, нажмите "Enter" или правую кнопку мыши.

komanda-masshtab-v-autocad

2. Выберите объекты для масштабирования. Нажмите правую кнопку мыши в области чертежа и из контекстного меню выберите "Масштаб" в Автокаде (Аutocad).

kontekstnoye-menyu-masshtab

Далее необходимо указать точку, относительно которой будет производиться операция масштабирования. Это точка, которая после масштабирования должна остаться на том же месте, где и была. Сейчас я ее укажу в левом нижнем углу прямоугольника.

Теперь нужно указать масштабный коэффициент. Если ввести 2, то объект увеличится в 2 раза. А если ввести 0.5, то объект уменьшится в 2 раза. Обязательно используйте точку при введении нецелого числа.

masshtabnyy-koeffitsiyent

Результат проделанных операций позволяет изменять масштаб в Автокаде (Аutocad). У команды "Масштаб" в AutoCAD есть несколько опций. Рассмотрим, как их применять.

Опция "Копия"

Разберём, как задать масштаб в Автокаде. В Автокад масштаб чертежа можно установить таким образом. Например, Вам надо увеличить объект в Х раза. При этом требуется, чтобы в итоге на чертеже появились исходный объект и его увеличенная копия.

Тогда после указания базовой точки введите с клавиатуры ключевую букву опции "К". Затем задайте коэффициент выражением деления, например, 1/8 (или 0.125).

drobnyy-masshtabnyy-koeffitsiyent

drobnyy-masshtabnyy-koeffitsiyent-s-tochkoy

Опция "Опорный отрезок"

Чтобы понять, как в Автокаде изменить масштаб, необходимо следовать следующим этапам. Допустим, Вам надо изменить масштаб прямоугольника в Автокаде (Аutocad) на чертеже в AutoCAD таким образом, чтобы его длина стала равна диаметру окружности.

Для этого мы можем графически на чертеже показать нужные нам размеры. Для начала соединим нужные точки прямоугольника и окружности, как показано на рисунке. Теперь выбираем прямоугольник, так как масштабировать мы будем его. Вызываем команду "Масштаб" в AutoCAD. Базовую точку указываем в точке, в которой мы соединили объекты.

opornyy-otrezok-polozheniye-obyektov

Выбираем опцию "Опорный отрезок". Можно просто ввести с клавиатуры ключевик "О". Программа AutoCAD просит нас указать длину опорного отрезка. Мы покажем ее графически на чертеже. Опорный отрезок - это то расстояние, которое мы хотим отмасштабировать. В нашем случае это длина прямоугольника. Указываем ее щелчками левой кнопки мыши в углах прямоугольника. См. рис.

Теперь, если мы начнем отводить курсор, то увидим, что прямоугольник масштабируется относительно базовой точки. Чтобы сделать длину прямоугольника равной диаметру окружности, щелкаем ЛКМ по правой точке диаметра окружности.

opornyy-otrezok

Мы рассмотрели команду "Масштаб" в AutoCAD и научились изменять масштаб объектов и задавать в Автокад масштаб чертежа. Также узнали полезные опции команды масштабирования в AutoCAD, такие как "Копия" и "Опорный отрезок".

Возможность настроить масштаб в Автокаде дает пользователям многие преимущества, например, проектирование и черчение многих деталей в различных единицах измерения.

Это необходимо для того, чтобы создавать новые графики, чертежи и объекты, которые не придумывал никто другой. Масштаб определяет различные аспекты и реализации построенной фигуры.

Способы масштабирования в AutoCad

Масштабировать объект можно различными способами. Разработчики придумали отличные методы переноса масштаба предмета, для того чтобы каждый пользователь смог выбрать для себя нужный.

Способы масштабирования в AutoCad

Достаточно выбрать точку-базу и от неё указать нужный масштаб, в который будет изменяться предмет.

Масштабирование от точки-базы

Существуют другие способы, например, масштабирование по отрезку. Для этого нужно выделить отрезок и менять его размер с помощью мышки.

Масштабирование по отрезку

Можно поменять с помощью копии, при этом оставлять оригинал неизменным. Конечно, растянуть можно различными методами и приборами. AutoCad позволяет пользователям выбрать наилучший способ.

Соединение объектов в точке масштабирования

Как изменить масштаб всего чертежа в Автокаде

Масштабирование всего чертежа

Задать масштаб отдельного объекта в Автокаде

Очень часто на поле нужно уменьшить или увеличить отдельный объект. Чтобы это сделать, необходимо:

1. Выбрать часть предмета, которая подлежит изменению.

2. Навести на неё мышку и нажать на правую её сторону.

3

4. Вылетает окно, в котором даны различные свойства. Нужно указать точку, относительно которой и будет проводиться операция.

4

5. Выбрав точку, необходимо указать коэффициент, то есть то число, во сколько раз нужно уменьшить или увеличить предмет.

5

Изменение размера объекта или целого изображения – это не так сложно, как может показаться новичку. Опыт и сноровка помогут начинающим пользователям не задумываться о том, какие кнопки нажимать, чтобы совершить ту или иную манипуляцию для файла.



Читайте также: