Золотая хохлома поделка 2 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Квантовый Переход в Эру Водолея Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло Единицы р.

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

Лексические темы. Космос

лексическая тема"Перелетные птицы" .

Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 "математический&q.

-Рубрики

  • все для детского сада (452)
  • картинки, трафареты (52)
  • дидактические игры (47)
  • лексические темы (38)
  • развитие речи (26)
  • шаблоны, медали (26)
  • папки-передвижки (25)
  • театр (24)
  • рисование (21)
  • оформление группы,площадки (20)
  • конспекты НОД (19)
  • алфавит, цифры (18)
  • книги, прописи (18)
  • экология (11)
  • математика (11)
  • развлечения (9)
  • картотеки (9)
  • для родителей (8)
  • аппликация, лепка (8)
  • физкультминутки, подвижные игры (8)
  • логопедия (7)
  • кроссворды, ребусы, загадки (7)
  • тесты, развивающие задания (5)
  • интересное детям (5)
  • обучение грамоте (4)
  • стихи, рассказы, сказки (3)
  • проекты (3)
  • видео для детей (3)
  • мелкая моторика (1)
  • ПДД (1)
  • вязание (151)
  • для детей (82)
  • для женщин (70)
  • салфетки, скатерти (19)
  • полезно знать (12)
  • игрушки (12)
  • Журналы (1)
  • кулинария (144)
  • салаты (35)
  • выпечка (30)
  • заготовки на зиму (6)
  • мясные блюда (6)
  • закуски, бутерброды (5)
  • рыбные блюда (4)
  • полезно знать (1)
  • поделки (118)
  • из бумаги (34)
  • из атласных лент (13)
  • разное (12)
  • из бросового материала (7)
  • карнавальные костюмы (3)
  • из природного материала (3)
  • из бисера (2)
  • вышивка лентами (2)
  • газетные трубочки (1)
  • интересные сайты, ссылки (39)
  • разное (35)
  • лечим сами (22)
  • для дома и дачи (22)
  • литература (18)
  • для женщин (11)
  • цветоводство (11)
  • все для барби (9)
  • о самом интересном (5)
  • поздравления (5)
  • юмор (2)
  • лиру (2)
  • музыка (2)
  • видео (2)
  • шитье (1)
  • выкройки (1)
  • это интересно (1)
  • психология (1)

-Приложения

  • Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47
  • СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 20:06 11.11.2012 Фотографий: 3

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - часть 1. Материал для занятий 1-5





ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства - Золотой Хохломе.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.



Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот­чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок­рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас­ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель­зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси­на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не­окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре­стьянина. Однако народные масте­ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся сю могли и крестьяне. Так по­явилась посуда с хохломской рос­писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло­вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро­шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ­на беднякам.

Происхождение приемов окраски де­ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь­ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща­ет в блестящее золотом изделие.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал­ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч­ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста­вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли­ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не­ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак­леванное изделие снова ставилось на просушку.


Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.


Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос­писи. Материал изложен по принципу от простого к слож­ному, от изучения основных элементов хохломской роспи­си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь­ных учреждений, педагогами художественных школ, руко­водителями кружков и различных студий, а также родите­лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер­ного цветов;

• кисти беличьи № 2 и № 3;

• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

• листок белой плотной бумаги или белую мелкую та­релку без узоров, которая будет служить палитрой.


ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР "ТРАВКА"

5111852_88 (700x493, 52Kb)


ЗАНЯТИЕ 2. "Подарок для Мишутки"

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

5111852_87 (700x564, 38Kb)


ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

5111852_85 (700x517, 36Kb)

5111852_86 (700x501, 48Kb)

ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ

Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.


Познакомить с традиционными народными промыслами России, с элементами хохломской росписи.

Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской росписи.

Воспитывать интерес к искусству Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.

Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

II. Личностные УУД:

Способствовать развитию речи учащихся.

Способствовать овладению различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

Способствовать воспитанию уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.

III. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свою мысль в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методическое оснащение урока:

Материально – техническая база:

- ИКТ (компьютер, проектор, экран)

Зрительный ряд:

- полотенца с вышивками, деревянный ковш, ложки, разделочные доски;

- компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

карта с расположением села Хохлома;

изображение дощечек, мебели, посуды;

виды хохломской росписи.

Музыкальный ряд:

Дидактическое обеспечение:

- Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.

Основные понятия: хохломская роспись, травка, ягодка.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов);

- метод практической работы;

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Постановка учебной задачи.

Объяснение нового материала.

Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.

Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя;

самооценка готовности к уроку

- Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

- Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Проверка готовности класса к уроку

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям

Беседа по уточнению и конкретизации знаний

Мир волшебной Хохломы

Как- то празднично жива

Чёрно – красная трава.

Литья рдеют. Не редея

От дыхания зимы:

В мир волшебной Хохломы.

- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации, что на них изображено? (ложки, разделочные доски, бочонки)

- А какие эти вещи яркие и нарядные! Все предметы украшены растительным орнаментом.

- Посмотрите на иллюстрации на доске и скажите, какая тема урока будет? Кто догадался?

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства.

Это Хохломская роспись.

Высказывание своих предположений.

- На иллюстрациях изображены ложки, разделочные доски, бочонки.

- Тема урока: хохломская роспись.

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора Хохломской росписи – ягодка, травка.



- Сегодня на уроке мы будем выполнять элементы хохломской росписи - ягодка, травка.

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

IV. Объяснение нового материала.

Цель: проявление интереса к теме

Слайд 1,2Хохломская роспись - растительный узор,

Составленный из травки, кудрины, листов

Мастера создали чудо,

Мы гордимся им сейчас,

А теперь мы с Вами станем,

Мастерами, но на час.

Хохломская роспись – это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.

Эти деревянные изделия, словно излучающие солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод, получили название хохломских от названия старинного заволжского торгового села Хохлома, что находится на территории Нижегородской области.

Слайд 3

Расписываются изделия масляными красками, кисточки для росписи используют особенные, их изготовляют сами мастера из хвоста белки. Они упруги, эластичны, позволяют наносить и очень тонкие линии, и мазочки, и широкие, сочные мазки.


Быстро, еле касаясь, ведёт мастер рисунок мягкой кистью. И с кончика её словно стекает изящный, чёткий орнамент.

Слайд 4

Для изделий Хохломы характерно сочетание красного, чёрного и золотистого цветов.

Слайд 5

Различают 2 вида письма хохломской росписи.

Верховое письмо - художник поверх наносит рисунок (рисунок на золотом фоне).

Слайд 6
Фоновое письмо красной или чёрной краской художник наносит только контуры будущего рисунка. Затем этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность, получается серебристый узор на цветном фоне.

Слайд 7

Главный мотив хохломской росписи - травный орнамент или травка (узор из тонких стеблей, цветов, и ягод).

или чёрным цветом.

Слайд 8

Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.

Хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. История хохломы для детей, место зарождения творчества и его разновидности, кратко для дошкольного возраста.

Что относится к народному творчеству

Народное творчество, к которому относятся хохлома, является способом выражения характера народа, его культуры. Оно представляет собой совокупность произведений народа, его художественной деятельности. По сути, народное творчество – это вид искусства, созданное самим народом и для народа.

Хохломская деревянная посуда

Разнообразие произведений творчества народов в первую очередь связано с его культурными ценностями. Каждый народ, как единый большой коллектив, обладает конкретным этносом, внутри которого существуют мифы, сказки, песни, танцы, а также декоративные изделия, присущие только ему.

Народное творчество отличается от прочей художественной деятельности тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно заметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет отличный от других почерк, оригинальные краски и формы. Знакомство с творчеством своего народа позволяет лучше понимать наше происхождение.

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома – один из народных промыслов России. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.

На Руси дерево играло очень большую роль. Из него строили добротные избы, предметы мебели, посуду. Среди обычной посуды, изготовленной ремесленниками, существовали особые предметы сервировки, которые подавались на пирах и царских приемах. Они были окрашены особым ртутьсодержащим природным материалом, который назывался киноварью. Сверху посуду покрывали золотом. Медово-золотистый оттенок достигался неоднократной обработкой в печи при воздействии высокой температуры. Такой цвет придавал деревянным приборам массивности.

ДПИ посуда

Изначально производство было налажено при монастырях на Руси. Например, среди большинства ремесленников Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских сел. Считается, что хохлома получила развитие благодаря старообрядцам, переселенцам с других земель, которые занимались посудным промыслом.

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

Хохломская роспись пряник

Хохломская роспись травка

Хохломская роспись ягодка

Хохломская роспись кудрин

Как и когда возникла хохлома

Архивы показывают, что впервые о красивой расписной посуде упоминают в 1659 году. Именно тогда некий боярин по фамилии Морозов потребовал собрать с Заволжских земель посуду разнообразных размеров и мастеров по оловянному делу. В те времена олово применяли для золочения. Морозов в те времена владел селом Семеновское. В нем, а также в соседнем селе под названием Хохлома был сформирован промысел по росписи деревянных изделий.

Хохломская роспись рябина

Развитию подобного промысла на Руси способствовала близость крупного торгового пути (волжского) и соседство с ярмаркой – Макарьевской. Качество посуды было настолько высоким, что ее производство сделали главным для жителей промыслом, а село Хохлома – торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с необычным рисунком. После 1916 года было принято решение об открытии Школы художественной обработки деревянных изделий. Так хохлома получила новый виток развития.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Хохломская роспись

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Роспись на предметах быта

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с одним из народных промыслов России.

Тема: Золотая Хохлома

Цели и задачи:

Продолжить знакомить учащихся с народными промыслами России.

Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.

Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, к русским традициям.

Развить творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

Сформировать навыки работы с художественными материалами.

Создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью и тычком красками на тарелочках из папье-маше.

Тип урока комбинированный.

Оборудование и материалы:

Для учителя: интерактивная доска, выход в Интернет, слайды, репродукции с изображениями произведений хохломской росписи, раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов хохломской росписи, хохломские изделия, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой.

Для учащихся: тарелочки из папье-маше, изготовленные на уроках труда и затонированные в жёлтый цвет; кисти; трубочки, свёрнутые из бумаги – тычки; гуашь; баночки для воды; палитра; тряпочки для вытирания кистей, рабочая тетрадь “Хохломская роспись” автор Орлова Л.В..

Пособия виды хохломской росписи. Хохломские изделия.

Актуализация знаний. Повторение того, что учащиеся помнят о растительном узоре в народном искусстве.

Объяснение нового материала.

Повторения “Правил рабочего человека”.

Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.

Закрепление знаний об отличии ритма элементов узора в круге.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.

В течение всего урока используется интерактивная доска, презентация, выход в Интернет.

I. Организационный момент.

Сейчас по расписанию

Чтоб узорам научиться,

Приготовь альбом и краски.

Будет кисточка трудиться,

Оживут узоров сказки.

Красный, жёлтый, голубой

Порисуем мы с тобой.

II. Актуализация знаний. Повторение того, что помнят учащиеся о растительном узоре в народном искусстве.

Учитель. Посмотрите, ребята, к нам на урок прилетела Жар-птица Золотое крыло. Но с ней произошло несчастье, она заблудилась. Давайте поможем ей отыскать свой сказочный город. Для этого нужно правильно распределить узоры на предметах.

На интерактивной доске учащиеся передвигают объекты узоров различных росписей (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Хохлома).

Учитель. Молодцы. Мы нашли ключик от города, где живет Жар-птица. Как называется эта роспись?

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Учитель. Тогда закройте свои глазки и представьте, как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идем по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями. Вокруг поют птицы, цветут полевые цветы, в воздухе стоит таинственный запах. А вот и первый дом, хотите в него заглянуть и посмотреть, где живут и творят русские мастера.

Учитель. Откроите глаза. (Учитель снимает платок и накидывает его на себя. Под платком находятся изделия, расписанные хохломской росписью, кухонная утварь).

Учитель. (в роли хозяйки дома). Здравствуйте детки! Рада видеть вас в своем доме!

Учащиеся. Здравствуйте! (звучит русская народная музыка).

Мир волшебной хохломы

Как-то празднично жива

От дыхания зимы:

В мир волшебной Хохломы.

Просмотр фильма "Драгоценное наследие" о Золотой хохломе.

Учитель. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Учитель. А какие краски используют мастера для хохломской росписи?

Учащиеся. Золотой, желтый, красный, черный, зеленый.

Учитель. Правильно! Молодцы. А чем рисуются “брусничка”, “смородинка”, “рябинка”?

Учитель. А как нарисовать “капельки”?

Учащиеся. Нужно приложить кисть к бумаге.

Учитель. Правильно. “Капельки” рисуются методом “примакивания”.

IV. Повторение “Правил рабочего человека”.

Учитель. Жар-птица приглашает нас потренироваться в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи и расписать тарелочки. Но прежде чем приступить к работе, повторим “Правила рабочего человека” и подготовим краски.

- Как нужно разводить краску? (капнем водички, чтобы краска размокла)

- Как нужно пользоваться кисточкой? (держать тремя пальцами; перпендикулярно листу бумаги; не размахивать кисточкой во время работы; класть на подставочку, ворсом вверх; промыть; вытереть тряпочкой)

- Какое самое главное правило нужно помнить?

Работать аккуратно, чтоб было всем приятно.

Чтоб завершить работу могли ребята в срок.

Чтоб было интересно, чтоб стало всем известно –

Мы очень-очень любим изо - урок.

V. Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.

Учитель. Каким цветом написана травка? (красный, чёрный)

Учитель показывает на доске, объясняет технику работы над выполнением отдельных элементов хохломского узора.

Учитель. Её основные, широкие листья сочны, поэтому на кисточку берётся много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся и гнуться от ветра, пишем кончиком кисти. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть листика, травинки. Тонкие и частые травинки и бусинки – ягодки делают этот орнамент изящным. Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной и жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называется “травным”, или именем ягодки или цветка.

- Вспомните основные элементы “травной” росписи? (осочки, травинки, кустики, капельки и др.)

- Как мы нарисуем ягодки? (тычком - свёрнутой трубочкой)

- Как “оживим” наш орнамент? (кончиком кисти, другим цветом, чёрным или красным)

VI. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте).

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. (Взмахи руками).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Легкий бег на носках, дети кружатся)

VII. Закрепление знаний об отличии ритма элементов узора в круге.

- Какой формы наша тарелочка?

- Как нужно располагать узор? (по кругу, чередовать элементы узора)

Помните, можно свободно размещать узор из травки, листиков, ягод и цветов, не забывая главную особенность ритма элементов узора в круге. Элементы узора расположены по краю тарелочки, либо в середине, чтобы можно было рассматривать узор со всех сторон, не забывайте тарелочку поворачивать. Старайтесь использовать цветовую гамму, как у хохломских мастеров.

На интерактивной доске учащиеся вместе с учителем показывают, как можно расположить элементы узора в круге.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

IX. Физкультминутка.

Мы трудились, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Учитель. Давайте покажем наши работы.

Думаю, Жар-птица вами сегодня довольна.

X. Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали о растительном орнаменте?

- Какие элементы растительного орнамента характерны для хохломской росписи?

- Какая из работ, по вашему мнению, может быть выставлена на школьной выставке поделок?

Читайте также: