Злые виноградари поделка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

Борис Ильич Гладков Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличие книжников и фарисеев. Лепта вдовы. Приход эллинов к Иисусу. Притча о пшеничном зерне. Молитва Иисуса и голос с неба. Часть 1 18:42

Читаем Евангелие вместе с Церковью 31 января 2014. Притча о злых виноградарях. Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 12, с 1 по 12 стих. 12:09

П.К. Шатров Комментарии к Евангелию от Марка-111-ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА. Притча Иисуса Христа о злых виноградарях 18:21

Денис Гаврилов/Денис Гаврилов Глава 36_4. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь 12:42

Денис Гаврилов Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о 18:48

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 декабря 2013. Притча о злых виноградарях. Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 декабря 2013. Притча о злых виноградарях. 13:18

Денис Гаврилов/Денис Гаврилов Глава 36_5. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь 18:21

126. Борис Ильич Гладков Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о 32:27

Иеродиакон Никон (Париманчук) Притча о злых виноградарях. Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. 2 сентября 2012 года 05:49

Читаем Евангелие вместе с Церковью 11 декабря 2014. Притча о злых виноградарях. Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 20, с 9 по 18 стих. 12:29

П.К. Шатров Комментарии к Евангелию от Луки-190-ДВАДЦАТАЯ ГЛАВА. Притча Иисуса Христа о злых виноградарях 17:39

124. Борис Ильич Гладков Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о 18:42

129. Борис Ильич Гладков Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о 17:18

Борис Ильич Гладков Глава 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын? Обличие книжников и фарисеев. Лепта вдовы. Приход эллинов к Иисусу. Притча о пшеничном зерне. Молитва Иисуса и голос с неба. Часть 6 17:18

ТК Союз. Читаем Евангелие вместе с Церковью 31 января 2014. Притча о злых виноградарях. Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 12, с 1 по 12 стих. 12:09


Притчи Иисуса Христа

Притча о злых виноградарях представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 21 главе Евангелия от Матвея с 33 по 46 стихи и в 12 главе Евангелия от Марка с 1 по 12 стихи.

Текст притчи


Толкование

Однажды Господь рассказал притчу о винограднике и злых виноградарях. Мы немного поразмышляем об этой притче.

Притча о злых виноградарях изложена у всех трех евангелистов синоптиков – Матвея, Марка и Луки. Мы можем догадываться, что евангелистов очень впечатлила эта притча, если каждый решил ее рассказать. Ведь не каждая притча повторяется другими евангелистами. Здесь три евангелиста говорят об одном и том же. Кроме того, видно, что эта притча имеет важное значение для изучающих Святое Евангелие.

Некий человек посадил виноградник, обнес его изгородью, построил башню, точило и отдал его в руки виноградарям. По прошествии времени послал слуг для того чтобы получить плоды. Слуг прогнали, избили и кого-то даже убили. Он опять послал слуг, и с ними поступили так же по-злодейски.

И вот Господь посылает слуг, то есть пророков. Но их прогоняют. Их не хотят слушать, избивают и убивают. Господь посылает опять. С ними поступают так же. Тогда Бог приходит в этот мир Сам. Как нам известно, Его убили вожди израильского народа. Он был распят на кресте.

Эта притча о духовной несостоятельности вождей израильского народа и религиозной несостоятельности народа Божия под предводительством этих злых виноградарей.

Также эта притча касается каждого из нас. Ведь у каждого из нас есть свой виноградник. Чтобы лучше понять смысл, нужно вспомнить притчу о талантах. Талант – это денежная единица, но в широком смысле – дарование, которого Господь наделил каждого из нас. И вот по силам, кому-то дано пять талантов, кому-то – два, а кому-то – один. Но с каждого Господь потребует отчета: какие плоды они принесли. Таланты бывают приятные (духовные, душевные, физические, материальные и так далее) и неприятные (болезни, нищета, одиночество и так далее). Через все можно получить прибыль и некий духовный плод.

В этом смысле мы должны понимать, что у каждого из нас есть виноградник, и когда-то Господь пошлет к нам Своих слуг или Сам придет, чтобы призвать нас к ответу. Об этом полезно задумываться каждому из нас. Какая ваша цель в жизни? Не просто ведь, чтобы детей вырастить, внуков понянчить или карьеру сделать, дом построить, дерево посадить и так далее? Это все пути. Они могут быть разными, но цель одна – Царствие Небесное.

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о злых виноградарях Матф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16

Разберем данную причту в Евангелие от Матфея, так как в тексте этого Евангелия четко обозначена связь этой притчи с предыдущей о двух сынах, что облегчит общее видение картины.

Матф.21:33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Сначала определим адресата: это первосвященники, книжники и старейшины народа

Матф.21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: … кто Тебе дал такую власть? 24 Иисус сказал им в ответ: … 28 А как вам кажется? (см. также Мк.11:27; Лук.20:1)

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже нет истолкования – кто есть кто и что есть что в этой причте, а есть обращение к фарисеям и первосвященникам, очень похожее на вывод из причти. Внутри причти не видно сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”. Зато выше — в предыдущей притче и разговоре с духовными учителями явно обозначена тема их противостояния с Иисусом.

Мф. 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? 24 Иисус сказал им в ответ…

Перед этим описано как Иисус прогнал всех продающих из храма и явил очередные чудеса – исцелил находящихся там слепых и хромых.

Мф. 21:14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, … вознегодовали.

Когда Иисус вновь пришел в храм, духовные лидеры Израиля, прямо спросили у Него о том, кокой властью Он всё это делает? Вместо ответа, Иисус задал встречный вопрос на счет Иоанна Крестителя: откуда было его крещение – с небес, или то была его личная инициатива? Духовенство не смогло ответить Иисусу. Ведь если бы они согласились, что Иоанна послал Бог, тогда им пришлось бы признать, что и Иисус действует от Бога, так как Иоанн указал на Христа как на Сына Божьего. А если бы они назвали Иоанна самозванцем, то вызвали бы тем народное возмущение, так как все считали Иоанна пророком Божьим. И только после того, как народные лидеры вместо ответа на вопрос промолчали, тогда Иисус и произносит притчи, которые призваны иллюстрировать поднятую тему – о духовном состоянии фарисеев с первосвященниками и о власти Иисуса.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

А в притче о злых виноградарях, Иисус продолжает обличать духовных вождей Израиля, заодно указывая им на Себя, отвечая на вопрос – какой властью Он творит чудеса (см. Мф. 21:23).

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о злых виноградарях в Матф. 21:33-41

Хозяин некоего дома насадил виноградник, огородил его, снабдил системой полива (водонапорная башня), соорудил устройство отжима сока (точило) и, оставив готовый к функционированию виноградник в управлении нанятых виноградарей, уехал.

Разумеется, хозяин планировал собирать плоды с виноградника для своей семьи. Однако, нанятые виноградари посчитали виноградник своей собственностью и не захотели отдавать его плоды истинному владельцу. Поэтому, когда хозяин послал своих слуг, они побивали и выгоняли их или убивали.

Владелец решил понадеяться на совесть и страх виноградарей и послал своего сына за урожаем. Ведь одно дело побить и убить слуг, другое – поднять руку на высокородного человека, что явно не прошло бы безнаказанным.

Однако виноградари, не устыдившись и не испугавшись, убили и сына хозяина, понадеявшись, что могут завладеть виноградником, устранив истинного наследника.

Некоторые исследователи считают, что на этом притча закончилась. Но это не совсем так. Далее за ней идет вывод и обращение к фарисеям и священникам, которым и была адресована данная притча:

Матф.21:42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Что это за камень? Почему отнимется у фарисеев Царство Божие?

Хоть мы имеем дело с притчей иллюстрацией, но она в конце имеет вывод с частичным истолкованием, чтобы у адресатов не осталось сомнений, что именно к ним обращена притча.

В притче говорится об отвергнутом хозяйском сыне. Иисус же сравнивает этого сына с камнем, отвергнутым строителями из Псалма 117

Пс.117:22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.

В Псалме говорится о Божьем избраннике, которого враги окружили, притесняли, но Господь встал на его защиту и явил Своё чудо избавления.

Иллюстрация с камнем понятна тем, кто понимает в строительстве. В то время фундаментов в нашем сегодняшнем понимании – ленточных, свайных и бурозаливных не было. Перед строительством дома вымерялась площадка, проводились геодезические изыскания, утрамбовывался грунт, и на самое важное, ответственное место устанавливался первый краеугольный камень. Он должен был принять на себя основную нагрузку и от его формы зависели другие камни и в целом размер здания. Поэтому к выбору краеугольного камня подходили с большой тщательностью. В настоящее время понятие "краеугольный камень" приобрело нарицательное значение, им обозначают начало, основу или суть чего-либо.

Его – Иисуса — отвергли духовные лидеры Израиля, как хороший краеугольный камень отвергли неграмотные строители, и как сына хозяина виноградника в притче отвергли злые виноградари. Но благодаря Богу, этот камень все же стал Главою.

Царство Божие в этом контексте не столько вечность, сколько Божья Нива - земля, где вырастают Господние плоды. В Библии Израиль и ранее назывался виноградником Божьим (см. Иер.12:10, Ис.5:7). Более того, Иисус историю для этой притчи берет из книги пророка Исаии 5:1-6, где Господь, сравнивая Израиль со своим виноградником, сожалеет, что Его виноградник не принес плодов. Только в данной притче, Иисус чуть изменяет историю, говоря, что виноградник даёт плоды, но виноградари их не отдают хозяину.

В конце мы видим, что притчу Иисуса о виноградарях, как и предыдущую о двух сыновьях, религиозные вожди Израиля поняли правильно, отнеся к себе.

Матф.21:45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит (см. также Мк.12:12; Лук.20:19)

Но вместо того, чтобы раскаяться, они пожелали заставить замолчать Христа, и сделали бы это, но боялись народа, который в большинстве своем воспринимал Иисуса за пророка.

Матф.21:46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Напомним, в притчах Христа не обязательно у всех героев должны быть четкие прообразы (прототипы). Их может не быть совсем, как в причтах о неправедном судье и ленивом друге. Живые и неживые герои в этих случаях помогают иллюстрировать определенную мысль (учение), которую хочет донести до слушателей Иисус.

Выводы из притчи. Духовные лидеры Израиля не справились со своей задачей. Вместо отведенной им роли слуг Бога, они возомнили себя хозяевами над Божьей Нивой. Вместо того, чтобы учить Израиль воле Божьей, они навязывали народу свою волю. За это, Господь отнимет у них доверенную работу. И в последствие передаст духовное лидерство новым религиозным вождям – последователям Иисуса Христа — апостолам и их ученикам.

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Лк. 20: 9-18

В притче о злых виноградарях, которую мы читаем сегодня, Иисус с наибольшей прямотой говорит, что Царство Небесное будет отнято у народа, который отверг Сына Божия.

Все эти темы, безусловно, присутствуют в притче. И все же, если попытаться услышать притчу ушами тех, кто слышал ее из уст Иисуса, то окажется, что наиболее чувствительной темой, которую Он затронул, была тема земли: в Его словах не могли не услышать предсказания о том, что иудеи лишатся той самой обетованной земли, которая была им так дорога. Именно эта струна резонировала в их сердцах наиболее сильно.

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Трагедия злых виноградарей

Притчи, рассказанные Христом, всегда вызывали живой интерес слушателей. Через простые и понятные всем образы Иисусу удавалось доносить великие истины о Божьем Царстве. Одну из таких притч я предлагаю рассмотреть сегодня. Эта притча о злых виноградарях. Ее уникальность в том, что она стала пророческой для израильского народа и ярким предупреждением для всех живущих. Предсказанные в истории бедствия в прямом смысле обрушились на жителей Иерусалима. Именно поэтому духовные уроки этой притчи не должны остаться без внимания и в наше время.

Как мы видим, образы притчи ясны и не представляют трудностей для толкования. Очевидно, что хозяин виноградника, это Бог, а виноградник и виноградари, это Израиль и его духовные лидеры. Израненные и убитые слуги, это ветхозаветные пророки которые погибли от рук, своих же собратьев. Сын Хозяина виноградника, это Сам Христос, которого предадут на распятие. А плоды, это духовные обязательства служить Богу, которые взяли на себя священники Израиля.

Притча так проста, что Иисус предлагает слушателем самим извлечь ее главную мысль. Он задает риторический вопрос: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? И все слушатели в один голос отвечают: злодеев сих предаст злой смерти! Согласитесь, иного ответа быть не могло. Поведение виноградарей настолько возмущает, что мы сами готовы вложить в Божью руку меч справедливого возмездия. Зло в таком его низком проявлении действительно требует сурового наказания.

Бог так и сделал. Он наказал Иерусалим и Израиль за отвержение, и унижение Своего возлюбленного Сына. И его наказание предстало в двух действиях. Первое: злодеев Бог предал злой смерти. Второе: виноградник отдал другим виноградарям.

Первое действие пророчески исполнилось, когда Иерусалим был разрушен в 70 году римлянами. Римский генерал Тит захватил Иерусалим, убил больше миллиона евреев, выбросив их тела за город. Его армия истребила тысячи евреев по всей Палестине. Храм был разграблен и разрушен до основания.

Второе действие состояло в том, что Бог отверг поклонение и служение Израиля и отдал духовную власть Церкви. Разрушенный Богом Храм свидетельствовал о том, что отныне невозможно приносить жертвы согласно ветхозаветному закону. Бог нанял других виноградарей, которые с любовью отнеслись к Его Сыну. Иудейская религия в лице книжников и фарисеев отныне стала духовным оппонентом христианской Церкви. Таким образом, на определенное время Бог лишил Израиль их привилегированного положения Божьих священников.

Итак, предсказанное наказание злым виноградарям в притче в точности исполнилось в истории Израиля. Храм – разрушен, а на арене мира появилась Церковь. Оба эти события являются живыми фактами исполнения слов Христа. Его притча ожила, а ее предупреждение превратилось в реальность. Именно это и побуждает нас отнестись к притче серьезно. Притча и сегодня продолжает предупреждать нас об опасности уподобиться злым виноградарям. И сейчас мы посмотрим, от каких именно ошибок она предостерегает нас.

Как видно из притчи виноградари совершили четыре омерзительных греха. Во-первых, они оскорбили слуг хозяина. Как мы уже отмечали, в истории Израиля Божьих пророков не просто не слушали, их гнали и убивали. Во-вторых, они не отдали часть плодов, которые причитались хозяину. Согласно этой аналогии священники Израиля, как люди веры, не воздали Богу должного посредством праведной жизни, которую Бог ожидал от них. В-третьих, они задумали завладеть наследством сына. Первосвященники, книжники и фарисеи коррумпировали духовную власть в Израиле. Они нашли в ней источник самоутверждения и обогащения. И, в-четвертых, чтобы завладеть наследством сына виноградари унизили и убили его. Согласно этой аналогии священники Израиля отказались признать в Иисусе Христе Божьего Мессию и своего Царя. Они не подчинились Его власти.

Перед тем как мы приступим к толкованию притчи в отношении нашего времени, я предлагаю ответить на один очень простой вопрос. Представьте, что вы сдаете внаем свой загородный дом. Ваши квартиранты платят вам арендную плату. Но вдруг они отказались это делать и поступили следующим образом. Первое, они оскорбляли ваших друзей, которых вы просили зайти за деньгами. Второе, они решили вообще не отдавать вам арендную плату. Третье, они подали на вас в суд, чтобы отсудить ваш дом. И четвертое, они убили вашего сына, когда тот решил помочь вам в урегулировании спора. А теперь вопрос. Какое, из этих четырех оскорблений вызвало бы у вас наибольшее негодование?

Друзья, мы c вами тоже являемся виноградарями. Да, мы не в числе израильского народа: Бог не посылал к нам пророков и не заключал с нами завет. И все же Бог послал Сына, что бы все народы, и каждый человек подчинились Ему. Именно в этой части притча всегда актуальна лично для каждого из нас. Мы виноградари, которые получили в аренду свою часть на земле. Мы живем и пользуемся тем, что нам не принадлежит. Мы подобны временным управляющим. Все что мы имеем, начиная от нашего физического тела, талантов, времени и заканчивая домами, карьерами и детьми, все это принадлежит Ему. И Он обладает полным правом ожидать от нас должного поведения.

А теперь мы детально рассмотрим, что значит для нас: 1) оскорбить слуг хозяина, 2) не отдать часть плодов, 3) желать завладеть наследством сына и 4) замышлять убить его. Общим лейтмотивом такого разрушительного поведения можно назвать бунт. Стремление избавиться от любых обязательств. Отказ признать свою зависимость от Бога.

Вот его проявления:

2. Не желание отдавать часть плодов. Под плодом в этой истории мы видим жизнь в послушании Богу, потому что прямо перед нашей притчей Иисус рассказал притчу о двух сыновьях, которых отец попросил помочь ему в винограднике. Один сказал, что поможет, и не пошел, а другой вначале отказался, а после, передумав, пошел. Главная идея заключалась именно в послушании, а не в словах и заявлениях. Так и книжники с фарисеями на словах объявили себя Божьими слугами, но как выяснилось, учению Христа не подчинились. Сегодня многие считают себя верующими, но назвать себя учениками Христа не могут.

3. Желание завладеть наследством. Фарисеи и книжники, отвергающие притязание Христа на верховную власть, не хотели потерять свое влияние. Сегодня неверующий человек отрицает Бога, чтобы мир, в котором он живет, был миром для него, миром, приносящим удовольствия, пусть даже греховные. Если не Бог сотворил мир, значит мир наш. А если он наш, то в нашем мире мы вольны поступать так, как нам угодно. Вот что значит завладеть наследством: это назвать Божью собственность своей. И сегодня многие отрицают факт творения, чем совершают обычную кражу авторского права. Устраняя в своем разуме Творца, человек избавляется и от долга перед Ним.

4. Убийство сына хозяина виноградника. Мы знаем, что религиозная элита Израиля в прямом смысле отдала Христа на распятие. Они сплели заговор, арестовали Его, отвели к Пилату и настояли на обвинительном приговоре. Они добились своего. Но сегодня ситуация не изменилась. Мир также продолжает убивать Христа, только уже в духовной реальности. Люди просто устраняют Божьего Сына из своей жизни. Давайте посмотрим, как это убийство-устранение происходит.

Первое: отрицание историчности Христа. А жил ли Он? А был ли Он на самом деле? Эта категория скептиков превращает историю Христа в легенду и миф. Такие люди убирают Христа из реальности своей жизни, объявляя Его человеческим вымыслом.

Второе: отрицание божественности Иисуса. Здесь люди ставят под сомнение факт воскресения. Они устраняет Христа как Бога, своим неверием в Его воскресение. Для них Христос не более чем добрый учитель. Учитель, но не Бог.

Третье: отрицание Его господства. Это набожные люди, которые верят, но не желают подчиняться Христу как Господину. Они знают, что Он пришел от Бога, но отказываются видеть в нем Царя. Таковые хотят оставаться подданными без обязательств.

Четвертое: отрицание Его учения. Эта категория верующих людей, желающая верить по-своему. Они следуют многому: традициям, церковным правилам, моральным нормам, но не учению Христа. Тем самым они устраняют Его, через пренебрежение Его словом.

Подытожим… Мы обозначили те ошибки, от которых предостерегает нас притча. И вот ее главный урок. Как арендодатель законно ожидает платы от арендаторов, так и Бог ожидает плода от каждого из нас. Мы вынуждены признать, что у нас есть обязательства! Проверкой же нашей честности становиться наше отношение к Божьему Сыну. То, как мы реагируем на Его учение, проверяет нас, кто мы есть: благодарные или беспринципные арендаторы. Если мы послушны Сыну, значит, мы отдаем плод Богу. Если мы не в числе Его учеников, значит, мы превращаемся в злых виноградарей. Несмотря на безнаказанность, с которой сегодня живут многие люди, притча предупреждает, что хозяин виноградника все равно спросит с каждого. Каждый человек будет призван к ответу.

Читайте также: