Выставка исторической поделки шедевры средних веков

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Портреты эпохи Возрождения, неизвестное интервью Джона Леннона и глубина "Колодца Ада". Подробности – в нашем видео-обзоре.

"Не забывай меня" – в Рейксмузеуме открывают выставку средневековых портретов. Впервые в Нидерландах собралось такое количество "представителей" эпохи Возрождения. От "Африканца" написанного Дюрером до "Иерусалимских паломников" кисти Яна ван Скореля и "Рануччо Фарнезе" Тициана. В числе прочих представлены картины Софонисбы Ангвиссолы, ученицы самого Микеланджело, творившей в Италии и Испании в XVI — XVII веках. Все портреты с удивительной точностью отображают облик современного той эпохе человека.

"На эпоху Возрождения приходится расцвет портретного искусства. Для художников было важно запечатлеть человека так, чтобы вы буквально чувствовали его присутствие рядом", – сказал генеральный директор Рейксмузеума Тако Диббитс.

Кассету с записью ранее не опубликованной песни и интервью Джона Леннона продали на аукционе в Дании за 58 тысяч долларов. Запись датируется 5-м января 1970-го года. Музыкант и его жена Йоко Оно приехали в местечко Тси на полуострове Ютландия. Четырём местным подросткам разрешили взять у них интервью для школьной газеты. Кроме записи беседы, на плёнке – песня Radio Peace, которую до этого никто не слышал.

"Её оценивали в 200-300 тысяч крон, продали за 370 тысяч. Это больше 58 тысяч долларов, так что мы очень довольны. На записи интервью нас было четверо. Сейчас в живых осталось только трое. Мы ещё не решили, как потратить деньги. Это надо обсудить", – сообщил один из владельцев кассеты Каспер Ходжен.

Спелеологи впервые исследовали "Колодец Ада". Он находится в пустыне Эль-Махра на востоке Йемена. Диаметр природной воронки – около 30 метров. На глубине примерно 65 метров от поверхности вода начинает сочиться из стен и образует красивые водопады. Спелеологи впервые измерили глубину провала – ровно 112 метров! На самом дне учёных ждало ещё одно открытие – они обнаружили "пещерный жемчуг" – это шарики кальцита, ставшие результатом медленной кристаллизации карбоната кальция на песчинках.

Мастер Мадонны Перуджи. Мадонна с Младенцем

Мастер Мадонны Перуджи. Мадонна с Младенцем

Национальная галерея Умбрии находится в главном городе региона - Перуджи (Италия) и славится одной из интереснейших коллекций Средневекового искусства. Работы подобного качества и сохранности редко встречаются за пределами страны.

Собрание музея содержит произведения знаменитых мастеров Средневековья и Ренессанса: Никола Пизано, Арнольфо ди Камбио, алтари художников Фра Беато Анжелико, Пьеро делла Франчески.


Особое место в коллекции музея занимают произведения мастеров региона Умбрии: Бартоломео Капорали, Пинтуриккио, Пьетро Перуджино и других.

Выставка в ГЭ посвящена искусству ХIII - начала XV веков. Этот период именуется Проторенессансом, он предвосхитил новую эпоху Ренессанса и подготовил переворот в искусстве.

Мое ди Гидо да Сиена. Мадонна с Младенцем

Мое ди Гидо да Сиена. Мадонна с Младенцем

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Искусству этого периода присущ особый духовный подъем, связанный с фигурой святого Франциска (1182-1226), пользовавшегося невероятным авторитетом и имевшего множество последователей. Его идеи и деятельность оказали влияние на развитие искусства в Умбрии.


Базилика Сан Франческо (Святого Франциска) в городе Ассизи, неподалеку от Перуджи, на месте захоронения святого, стала центральным памятником Средневековья, где фактически сформировалась художественная школа из приглашенных мастеров.

На экспозиции в Эрмитаже представлены произведения мастеров участвовавших в росписи базилики.

Рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник ГЭ - Ирина Сергеевна Артемьева:

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.

Выставка представляет уникальную экспозицию Средневекового итальянского искусства и будет интересна для широкого круга зрителей.

Железный век. Европа без границ

Государственный исторический музей






Но кроме исторической ценности на выставке представлены вещи поразительной красоты. Например, золотая рукоять ахеменидского меча V–IV вв. до н. э. По легенде, меч входил в состав посольских даров Александра Македонского скифскому царю. Или изумительный канфар — стеклянный кубок в золотой оправе с подвесками (II — первая половина I в. до н. э.), найденный среди сокровищ Северского кургана.

Выставка открыта до 15 июля

Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии

Государственный Эрмитаж







Выставка открыта до 22 августа

Российская Академия художеств. Галерея искусств Зураба Церетели











Выставка открыта со 2 по 27 июня

Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.

Конечно, это далеко не полный список работ гениев, и неудивительно, если мы случайно упустили твоего любимого автора. Даже мировые шедевры не всем приходятся по вкусу, что уж говорить об отдельных довольно своеобразных живописцах. А ведь некоторые художники еще и прячут послания в своих работах.

Если мастер монастырского скриптория часто сам изготавливал всю рукопись от выделки пергамена до переплета кодекса, то теперь ремесленники работали независимо друг от друга.

В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами . Украшение рукописей носило орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов: остов этих инициалов образуют стилизованные образы рыб, птиц, животных, реже человеческие фигуры (Гелазианский сакраментарий середины VIII в.: инициалы ; орнаментальные композиции

Средневековые миниатюры.

Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т

Средневековые миниатюры.


А изображение Марии играет роль заглавной буквы I

Средневековые миниатюры.

В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле

Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.

Средневековые миниатюры.

Средневековые миниатюры.

Средневековые миниатюры.

Евангелие из Личфилда VIII в.

Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда.

Средневековые миниатюры.

Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.

Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.).

В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.

Но основным источником знаний об оттоновском искусстве как определённом стилистическом направлении остаются рукописи . Выделяется несколько школ: Райхенау, Регенсбургская и Кёльнская.

Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).

Средневековые миниатюры.

Передача ключей Петру

Средневековые миниатюры.

Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.

Средневековые миниатюры.

Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.

Средневековые миниатюры.

А вот изображение Оттона III на троне.

4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.

Средневековые миниатюры.

Вот изображения из евангелия Оттона

Средневековые миниатюры.

Ярким примером совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.

Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая "византийский уклон" всего императорского двора).

Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.

Средневековые миниатюры.

Евангилие Генриха II

Средневековые миниатюры.

Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.

Средневековые миниатюры.

Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).

Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.

Пример евангилие аббатисы Хитды.

Средневековые миниатюры.

Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.

. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира.

Средневековые миниатюры.

Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: