Виды конструирования его значение в умственном развитии и в воспитании оригами квиллинг

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Конструирование – это процесс построения объекта, приведения в определенное взаиморасположение разнообразных частей, элементов и предметов.

Конструирование представляет собой такой вид детской деятельности, во время которой ребенок осуществляет построение определенного объекту (по схеме, замыслу, спонтанно и т.д.). Построение происходит посредством составления частей или элементов (кубики, строительный материал, природный материал, бросовый материал и т.д.) в каком-либо порядке, в зависимости от типа конструирования.

Конструирование имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста, в овладении им разнообразных видов практической деятельности. По своей природе конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности.

Основной особенностью конструирования является то, что оно имеет созидательный характер, так как направлено на получение конкретного ожидаемого продукта. Кроме того, конструирование определяют и как особую экспериментально-исследовательскую, поисковую деятельность, направленную на получение совокупного продукта, состоящего из отдельных элементов. Так же, ряд исследователей, рассматривают конструирование и с творческой точки зрения.

В процессе конструирования, ребенок использует разнообразные материалы, которые имеют различные характеристики (размер, форму, тактильные ощущения и т.д.). Конструируя из различных материалов, ребенок учится обобщать, овладевает универсальными навыками к построению единого целого из совокупности элементов.

Творческое конструирование – это сложная система практических и умственных действий, направленных на решение определенной конструктивной задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Творчество в конструировании состоит в том, что ребенок, занимаясь постройкой, осуществляет такие процессы как обдумывание и планирование своей предстоящей деятельности, воплощение зарожденного умственного замысла в реальный творческий продукт.

Таким образом, детское творческое конструирование оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка. Оно способствует формированию разнообразных практических навыков деятельности, а также развитию речи, памяти, мышления, воображения и фантазии ребенка.

Виды детского конструирования

В зависимости от того, какой материал используется для конструирования, различают его виды:

  1. Конструирование из строительного материала – это вид конструирования, при котором используются специально созданные предметы и элементы (кубики, цилиндры, призмы, кирпичики, лего-детали и т.д.). При использовании набора строительного материала для конструирования, ребенок может конструировать как по схеме, так и по собственной задумке.
  2. Конструирование из бумаги – это вид конструирования, когда в качестве материала используется бумага, из которой дети конструируют различные фигурки, предметы и т.д. Такой вид конструирования еще называют оригами.
  3. Конструирование из природного материала – вид конструирования, когда в качестве строительного материла, используются камешки, шишки, желуди, листья, стебли и т.д. Из природного материала дети, под руководством педагога, конструируют различные поделки и игрушки.
  4. Конструирование из бросового материала – вид конструирования, при котором в качестве материала используется все, что казалось необходимо выбросить, но можно использовать для творчества (капсулы от шоколадных яиц, баночки из-под детского питания, ватные диски и палочки и т.д.).

Каждый из видов конструирования имеет свои особенности. Однако их основы едины – ребенок в своей конструкции отражает в основном реальные предметы, которые имеют определенное практическое значение.

Условия организации деятельности по конструированию из природного материала

Как показывает практика, наибольший интерес у детей вызывает конструирование из природного материала. Данный вид конструирования представляет собой эффективное средство развития детского творчества. Однако его организация требует соблюдения ряда обязательных условий.

Условия организации конструирования из природного материала, в качестве средства развития детского творчества:

Быстрый темп жизни современной цивилизации со всем его разнообразием и сложностью процесса требует от людей способностей к нестандартному разрешению проблем и творческого мышления. Воспитание всех необходимых для будущего качеств начинается с детства, с первых классов в школе.

Вопрос особенностей детей младшего школьного возраста исследован ещё не полностью, так как выделился в отдельную возрастную категорию относительно недавно, с введением обязательного и полного среднего образования. Содержание и задачи обучения детей в школе до конца ещё не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать неименными и изученными до конца. Одним из способов воспитания ребёнка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Таким образом, вопрос положительного влияния конструирования из бумаги на детей младшего школьного возраста является актуальным.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках технологии в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.

Цель исследования: изучить методы и приёмы обучения младших школьников конструированию из бумаги.

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • 2. Рассмотреть и проанализировать педагогические условия для развития конструкторских умений.
  • 3. Подобрать конспекты занятий по обучению младших школьников конструированию из бумаги на уроках технологии.
  • 4. Изготовить образцы.

Буклет

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Читайте также: