Вид арттерапии который подразделяется на аппликацию и оригами

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

Аппликация для детей это творчество связанное с вырезанием из цветной бумаги и склеиванием из неё интересных картин и узоров.
Для того чтобы создать яркую аппликацию для детей понадобятся: цветная бумага, ножницы, ткани, природные материалы и клей.
Это увлекательное и занимательное времяпрепровождения, которое благотворно влияет на развитие памяти, воображения, мышления и мелкой моторики рук.
Аппликация это очень простой и доступный вид творчества. Если вы хотите сделать ваши занятия с детьми более разнообразными и увлекательными, тогда приглашаем вас в нашу группу посвящённой аппликациям.

Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии. Эта техника богата на интересные и эффективные методики, которые помогают успокоить душу и тело, облегчают или снимают симптомы разных недугов. Для многих людей – это еще и хобби, позволяющее проводить время с пользой и удовольствием.

Сегодня мы расскажем вам обо всех достоинствах этого метода, о его видах, о том, кому может помочь арт-подход и как его используют в коррекционной работе психологи.

Понятие арт-терапии и история ее возникновения

Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!

Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.

Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.

Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия может быть:

  • активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
  • пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
  • смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

Основные цели арт-подхода

При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:

  • решаются психологические проблемы;
  • выражаются эмоции, связанные с переживаниями;
  • выявляются новые формы взаимодействия личности с обществом;
  • повышается гибкость мышления и адаптация к переменам;
  • подтверждается индивидуальность и ценность человека;
  • поднимаются скрытые пласты подсознания, работая с которыми можно добиться глобальных позитивных перемен;
  • формируется позитивное мышление;
  • развиваются творческие возможности;
  • открываются новые таланты;
  • меняется восприятие жизни в целом.

Кому поможет этот метод

К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя. Огромный спектр задач, с которыми арт-терапия успешно справляется, уникальность методики и отсутствие каких-либо противопоказаний побуждают психологов и просто интересующихся людей осваивать курс Арт-терапии, изучать этот метод и включать его в свою практику и жизнь.

Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.

Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.

Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.

К арт-терапии следует обратиться:

Общение с искусством — это не только эстетический опыт, открывающий воображение и повод для размышлений. Искусство также может лечить.

Арт-терапия означает терапию с помощью различных видов художественной деятельности.

Она подходит всем: взрослым, детям, пожилым людям, людям, страдающим различными заболеваниями (не только психическими), и всем, кто хочет воспользоваться его преимуществами.

Эффективность арт-терапии была подтверждена у пациентов, страдающих депрессией, тревожными расстройствами, избавляющихся от зависимости и возвращающихся к психическому равновесию после перенесенных травм.

Арт-терапия также может успешно использоваться в качестве дополнения к терапии соматических заболеваний (например, рака). Совсем не нужно быть очень талантливым, чтобы участвовать в занятиях и сеансах арт-терапии.

История возникновения

Использование элементов искусства в практике психотерапии произошло в конце 19-го века, когда два французских психиатра А. А. Тардье и М. Симон независимо друг от друга описали влияние своего искусства на диагностику и лечение психических заболеваний.

Позже идею лечения искусством продолжили онкологи в больницах как дополнение к традиционным методам лечения.

Однако пика развития арт-терапия достигла в 1990-е годы (и продолжает развиваться до сих пор), когда стало появляться все больше и больше профессиональной литературы, посвященной этой проблеме.

Характеристики арт-терапии

Сеанс арт-терапии

Арт-терапия основана на использовании художественных средств и лечебных свойств различных видов искусства (живопись, скульптура, танец, музыка, драма и др.) в процессе терапевтических действий.

Во время сеанса цель состоит в том, чтобы пациент нашел способ убрать негативные эмоции, выразить неприемлемые чувства, а также мысли, которые его беспокоят.

Суть арт-терапии — творческий процесс. Материал — работа, которая создается во время сеанса, анализируется терапевтом, потому что это главный и самый важный источник информации. Он отражает его эмоциональные состояния, мысли, желания и страхи. Сам процесс творения снимает напряжение и стресс, дает возможность беспрепятственно выражать свои эмоции, успокаивает и расслабляет.

Благодаря этому методу терапии пациент получает более полное представление о своем внутреннем мире, о том, что до сих пор было неизученным в его сознание. Арт-терапия также увеличивает чувство свободы воли, веру в свои способности и позволяет изменить то, как вы воспринимаете, думаете и чувствуете.

Для кого нужна арт-терапия

Арт-терапия чаще всего рекомендуется людям, с ограниченными интеллектуальными возможностями, аффективными расстройствами, тревожными расстройствами или депрессией. Однако ее могут использовать все желающие, независимо от возраста, пола, образования или проявленных способностей.

Неверно говорят о том, что арт-терапия — это метод только для чрезвычайно одаренных людей. Талант или его отсутствие не преувеличивают успех терапии, но предпочтения пациента могут быть полезны при выборе конкретных техник и инструментов воздействия.

Виды арт-терапии

Библиотерапия (или сказочная терапия)

Используют выбранный материал для чтения со специально подобранными текстами с терапевтической ценностью. Чтение или прослушивание вслух снимает тревогу, избавляет от скуки, улучшает настроение, способствует принятию себя и в некоторых случаях даже предлагает конкретные способы решения проблем.

Хореотерапия

Это терапия танцем и выразительными движениями. Она позволяет объединить эмоции, душевное состояние с телом, снимает стресс, позволяет отказаться от старых моделей движений и изучить новые. Благодаря хореотерапии можно изучить свое тело, преодолеть его ограничения, развить чувство уверенности в себе, развить такие чувства, как радость, расслабление, открытость.

Кинотерапия

Она использует тщательно отобранные фильмы, обычно художественные, посвященные определенной теме. Обычно материал просматривается целиком, а иногда терапевт рекомендует конкретный фрагмент фильма. Пациенту следует посмотреть дома рекомендованный фильм, либо просмотр проходит вместе с терапевтом с последующим обсуждением. Иногда в рамках этого вида терапии пациентов просят самостоятельно записать фильм или этюд на заданную тему.

Музыкальная терапия

Этот вид терапевтического эффекта основан на лечебном воздействии музыки, а также ее отдельных элементов на психику и тело человека.

Различают пассивную и активную музыкальную терапию. Первая техника заключается в прослушивании музыки (в зависимости от потребностей — успокаивающие или стимулирующие композиции), а активная музыкальная терапия — в ее создании, участники терапии играют на инструментах, по-разному издают звуки, например, ударяя по предмету, или поют.

Изотерапия

Это терапия через изобразительное искусство. Для него характерно использование различных техник: живопись, рисунок, скульптура, оригами, коллаж, ксилография и т.д.

Аппликация для детей это творчество связанное с вырезанием из цветной бумаги и склеиванием из неё интересных картин и узоров.
Для того чтобы создать яркую аппликацию для детей понадобятся: цветная бумага, ножницы, ткани, природные материалы и клей.
Это увлекательное и занимательное времяпрепровождения, которое благотворно влияет на развитие памяти, воображения, мышления и мелкой моторики рук.
Аппликация это очень простой и доступный вид творчества. Если вы хотите сделать ваши занятия с детьми более разнообразными и увлекательными, тогда приглашаем вас в нашу группу посвящённой аппликациям.

Детям дошкольного возраста нравится проводить время за играми и творческими занятиями, которые помогают развивать их фантазию. Закрепить практические навыки в игровой форме помогут разные виды аппликаций, в которых можно использовать определенные шаблоны и всевозможные идеи.


Лучшим материалом для таких поделок остается цветная бумага, легкая в обработке, которую можно приклеивать и пришивать к основе. Нередко для творчества используются и другие материалы, такие как ткань и шерстяные нитки, обычные салфетки и креповая бумага, атласные ленты.

Аппликации из бумаги и используемые техники

Цветная бумага, чаще всего используемая в детских поделках может быть односторонней и двусторонней и выбор ее вида зависит от того, какая идея понравится ребенку:

  • плоские и объемные аппликации;
  • геометрические и предметные поделки;
  • отрывные и пластические аппликации.


Существует множество разнообразных техник, которые помогут в домашних условиях создать красивые и необычные поделки в технике аппликации.


Плоская аппликация

Для создания такой поделки потребуется один лист основания и вырезанные детали или элементы, составляющие определенную композицию. Изображать эти аппликации могут любой художественный сюжет, для реализации подойдут идеи лесной полянки, морского берега или вазы с фруктами. Для самых маленьких можно выбрать идеи аппликации с фигурками животных и деревьев, цветов и предметов, хорошо знакомых малышу (машина и домик, клубника и бабочка).


Объемные поделки

Готовое изображение на объемных аппликациях выглядит объемным, что возможно благодаря не полному приклеиванию фигурок. Отдельные элементы композиции приклеиваются частично и не приклеенные части загибаются и выступают над поверхностью основы, создавая необходимый эффект. Такие аппликации могут изображать цветущее дерево, красивый гриб с листочком, милого ежика с пушистыми колючками, единорога или динозавра в окружении травы.


Геометрические аппликации

Основными деталями композиции геометрической аппликации являются геометрические фигуры правильной формы. Бумажный материал определенного цвета заранее разрезается на треугольники и квадраты, кружки и овалы, из которых и собирается общая картина. Такая творческая деятельность помогает изучить цвета и фигуры, при этом можно создать слоника и мышку, самолет и аппликацию с изображением фруктов, улицы или светофора, кораблика на воде.


Отрывные поделки

Еще одним видом изобразительного творчества является отрывная аппликация, созданная из отдельных кусочков цветной бумаги. Такие элементы не вырезаются, а аккуратно отрываются от общего листа, ними заполняются элементы шаблона, предварительно покрытые тонким слоем клея. Часто такие поделки достаточно сложные и их изготовление доставляет немало удовольствия детям, в этой технике можно создать изображение разноцветной радуги или зимнего леса, разукрасить бабочку.


Пластические аппликации

Работа с цветной бумагой может проводиться без использования ножниц, например путем скручивания и скатывания шариков. Кроме шариков, из скомканной бумаги можно создавать различные фигуры, придавая им всевозможные формы, после чего заготовки приклеиваются к бумажной основе. Детские поделки в такой технике не отличаются особым изяществом, но помогают развивать мелкую моторику рук, а на заготовке появятся объемные снеговики и цветы, фрукты и ягоды.


Виды аппликаций создаваемых своими руками

Кроме использования разных техник аппликации как вид творчества можно разделить на несколько категорий:

  • предметные, чаще всего это силуэты животных или фруктов, птиц и растений, знакомых самому ребенку;
  • сюжетные, в этом случае картинка собирается из нескольких элементов, объединенных одной сюжетной линией;
  • декоративные, используются как украшение для открыток и поздравительных карточек, отдельных поверхностей.


Нередко у малышей и их родителей получается создавать комбинированные аппликации, которые отличаются содержанием нескольких элементов композиции.


Работа с другими материалами в технике аппликации

Если для простой аппликации используется цветная бумага, то с применением нетрадиционных материалов можно создать более сложные и оригинальные композиции:

  1. Разноцветные салфетки. Мягкие и податливые салфетки подходят для создания объемных аппликаций из шариков или мозаики, для чего используется техника прикладывания или торцевания;
  2. Фетр и ткань. Предметные аппликации из этих материалов создаются в технике комбинирования, помогая создавать геометрические композиции (сова и мышка с сыром, горшок с цветами);
  3. Крупа и бисер. Уникальные поделки помогают развивать детское творчество, с помощью крупы, семян или бисера создаются объемные аппликации с разными тематиками в технике присыпки или вдавливания;
  4. Пластилин. Отличный способ познакомить ребенка с пластилином, это создание аппликаций путем растягивания материала, мозаики из отдельных кусочков заранее подготовленных и нарисованных шаблонов;
  5. Шерстяные нитки. Разноцветная пряжа активно используется для заполнения отдельных элементов заготовки, нарисованной на картоне и покрытой клеем, готовая работа выглядит ярко и привлекательно;
  6. Природные материалы. Заменить бумагу помогут собранные вместе с ребенком природные материалы, из осенних листьев, шишек и семян, засушенных цветов и ракушек получится эксклюзивная поделка.


Детские поделки, изготовленные в технике аппликации с любыми видами материалов стимулируют развитие фантазии и творческих навыков. Освоив простые техники обработки бумаги, ребенку не сложно будет перейти на работу с фактурными материалами для создания сложных поделок.

Читайте также: