В обработке костяных поделок мастера используют

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024


* Техники, связанные с использованием бумаги:

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.


В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

Использование бивней мамонтов в быту человека привело к возникновению самого древнего вида декоративно-прикладного искусства - резьбе по кости, которая, со временем, выделилась в самостоятельный вид художественного творчества.

Резная кость чукотских промыслов

В России несколько известных школ резьбы по кости - якутская, тобольская, холмогорская и чукотская. Холмогорскую отличает очень ажурная, витиеватая резьба, у тобольской - тщательная полировка и шлифовка кости, якутская школа отличается неотбеленной костью, и бело-молочного до золотисто-коричневого цветом изделий. Изделия чукотской школы - это лаконичность, простота, четкость линий, а также гравировка цельных гравированных клыков - это отличительная черта только чукотско-эскимосского косторезного искусства.

Резная кость чукотских промыслов

Народное искусство под названием чукотская резная кость распространено у чукчей и эскимосов на северном побережье Чукотского полуострова. Занимается им население (чукчи и эскимосы) пос. Уэлен, Дежнев, Сешан, Миткулин, Яндагай, Янракинот, Наукан, Илеймен, Ингоун.

Фигурки чукотских матеров выразительны в своей четкости линий, сценках их жизни рыбаков, охотников, зверей.

Народные промыслы - уникальное явление, тесно связанное с историей, культурой и традициями народа. В настоящее время многие народные промыслы находятся на грани вымирания, и так же как памятники природы и культуры нуждаются в защите. Поэтому наша команда решила написать о варнавинской резьбе по кости - одном из промыслов Нижегородского края.

Мы долго сомневались, а подходит ли тема данной статьи к требованиям 4-го этапа проекта "Жемчужины Земли", даже обратились с вопросом к Шишовой О.А. - автору-координатору и получили одобрение своей идеи.

История возникновения промысла



Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. В 18 веке центром резьбы по кости стали Павлово и Ворсма, где ножи украшали костяными рукоятками в виде небольшой скульптуры. В 19 веке промысел постепенно угас. Возрождение промысла в 20 веке связано с именем холмогорского мастера резьбы по кости Парфёна Парфёновича Черниковича.

Особенности варнавинской резьбы по кости



Гарнитур "Людмила". "Травный" орнамент, ажурная резьба на проём. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.



Гарнитур "Праздничный". "Травный" орнамент, ажурная резьба на проём. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.

Для Парфёна Парфёновича Черниковича было ясно, что стиль варнавинской резьбы по кости должен быть свой, особенный. В нем, по словам мастера, должны были отразиться и ритмы хохломы, и лаконизм городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки, и пластика домовой нижегородской резьбы. Так родилось отличие варнавинской резьбы от родственного ей холмогорского искусства. Варнавинский косторезный промысел соединил традиции холмогорской резьбы с художественными приемами и орнаментами народного искусства Нижегородчины.

Парфён Парфёнович сразу же приступил к разработке образцов изделий из кости. Им было создано около 100 вариантов заколок, шпилек, сережек, брошей, узоров на рукоятках для ножей. Талантливый мастер с удивительным чувством меры в композиции изделий вводит "травный" орнамент. Очень оригинально выглядели крючки для вязания - в виде перышка, сказочного петушка или повторяющие форму старинных прялок с орнаментом. В 1969 году первые из образцов были представлены на суд областного художественного совета и одобрены.

По словам мастера, будущее произведение сначала рисует воображение, затем его контуры переносятся на бумагу. Художник что-то добавляет, корректирует, а уже потом из материала рождается шедевр. Резьба по кости является древним искусством. Технические приёмы обработки кости, сложившиеся очень давно, не меняются и в настоящее время. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьбы на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. Работают варнавинские мастера и в технике объемной резьбы, создавая скульптуры и целые настольные композиции. Редко, но технику объёмной резьбы используют и при создании женских украшений.

Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – "цевку" и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости - мамонта и моржа. Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов.

Выдающиеся мастера резьбы по кости

Юрий Фёдорович Мишуков





Серьги "Подарочные". "Травный орнамент", рельефная резьба. Авторская работа Мишукова Ю.Ф. Экспонат музея школы №185 г. Н.Ногорода.

Однако надо было помогать семье и Юрий Мишуков пошёл работать слесарем на завод имени Фрунзе. Потом была служба в армии. Оттуда на север и рванул. Кем только не работал и слесарем по тракторам, и фрезеровщиком, и плотником. Так прошло 10 лет. И вот на Чукотке случай помог выбрать главное дело. Юрий Фёдорович забрел в сувенирную лавку и понял, что может резать по кости лучше местных умельцев. Вернулся Мишуков в Нижний. Пошел в управление художественных промыслов, свои работы показал. Ему предложили на выбор два места - мясокомбинат костяные пуговицы делать или в Варнавино, на фабрику резьбы по кости. Мишуков выбрал фабрику резьбы по кости и проработал на этой фабрике с 1977 года до пенсии. У первой же настоящей работы, созданной в Варнавино, судьба оказалась удивительной. Попало изделие не куда-нибудь, а в Кремль. Нож на подставке приглянулся тогдашнему премьер-министру Косыгину. С тех пор слава Мишукова уже шла с ним рядышком.

В 2012 году Мишуков ушёл из жизни. Секреты своего мастерства прославленный умелец передал своим сыновьям, а их у него трое. И все — уже мастера, со своим почерком. Нет, не обеднела земля Нижегородская талантами!

Татьяна Дмитриевна Кучумова

Современное состояние промысла

До начала 90-х годов 20 века на Варнавинской косторезной фабрике (ныне ООО "Варко") работало около 150 мастеров резьбы по кости, а сейчас осталось только 15. Промыслу грозит вымирание.Одной из главных проблем является старение кадров. Молодые люди не идут работать на предприятие. Существует и проблема с рынком сбыта продукции. Поэтому необходимо разработать эффективную программу по сохранению и развитию уникального народного художественного промысла.

Вклад команды "КЛИО" в популяризацию промысла

Авторы данной статьи помимо того, являются членами команды "КЛИО", ещё входят в Совет музея "Память сердца" школы №185 г. Нижнего Новгорода. В 2010 году Совет музея школы разработал программу содействия популяризации промысла варнавинской резьбы по кости. В рамках реализации этой программы была написана статья "Варнавинская резная кость" для "Азбуки ремёсел", инициирован сетевой проект "Драгоценное наследие", а в музее школы открыта выставка "Варнавинская резная кость: история и современность". В декабре 2013 года музею школы за проделанную работу по популяризации народного промысла было присуждено 1-е место в городском конкурсе "Наше историко-культурное наследие".

Читайте также: