В гостях у берендея поделка

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

Алтайский край - один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край - единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Дорогие друзья! Сегодня мы совершим с вами экскурсию в загадочный мир Берендея, побываем на различных полянах-станциях и попытаемся проявить себя знатоками природы. Для этого нам необходимо поделиться на 2 группы и пройти весь маршрут лесными тропами, соревнуясь в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении.

(правила поведения в лесу).

- Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Сделать поделку из природного материала.

Конкурс на распознавание птиц по голосам. ( Можно использовать записи птичьих голосов.)

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

-Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

-Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

-Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

-Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? ( Кувшинка)

-Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ -

Кто своей добьётся цели?

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

-Назовите съедобные грибы.

-Назовите несъедобные грибы.

-Какой гриб самый ядовитый?

-Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

-Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Вопросы задает Русалочка.

-Какая рыба носит имя человека?

-Какая рыба имеет форму змеи?

-Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

-Какая рыба не имеет чешуи?

-Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

-Сколько лет живёт брусника?

-Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

-Название какого цветка такое же, как конфета?

-Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

-Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

-Назовите самую большую птицу.

-Что птицам страшнее - холод или голод?

-Какая птица может летать хвостом вперёд?

-Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

-По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

-На шестке - дворец,

Во дворце - певец.

Песни нам свои пропел.

-У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

-Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

-Какая птица носит название танца?

-Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

-Название какой птицы состоит из 40 букв?

-У каких птиц самки красные, а самцы - зелёные?

-Когда птица поёт громче - в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

-Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

-Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

-У кого каждый день растут зубы?

-Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

-Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

-Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

-Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

-Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

-Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

-Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

-Где мечет икру акула?

-У какого животного язык длиннее его тела?

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Лихая участь не постигла,

На стрежнях - осетра,

Касатку - в небесах,

В таёжных дебрях - тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

и земли без воды…

Всё меньше - окружающей природы.

Всё больше - окружающей среды.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Разработанное и проведённое мероприятие - одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Текст выделен. Нажмите Ctrl+C чтобы скопировать текст в буфер обмена. (⌘+C на Mac)

Организатором события является городской центр сохранения народных традиций и промыслов.

Программа

В парке начинается народное гуляние. На широком лугу устанавливается импровизированная сцена. Там показываются театрализованные сценки и фокусы, исполняются фольклорные песни, проводятся забавные конкурсы, игры и викторины. Вокруг сцены располагаются точки продаж сладостей, шашлыков, и старинных блюд русской кухни.

Нельзя не сказать и про мастер-классы. Все они подхватывают тему народных промыслов и ремесел. Приглашенные мастера обучают детей лепке глиняных свистулек, росписи на горшочках и игрушках, украшению пряников, рисованию на воде, декорированию футболок и полотенец растительными орнаментами с помощью штамповой техники. А ребятам постарше и взрослым предлагают примерить на себя роль молотобойца на походной кузнице, получить урок гончарного и стекольного ремесла.

Нередко на фестиваль приезжают гости из Москвы. Чтобы добраться до Переславля-Залесского, необходимо выехать на Ярославское шоссе и следовать по нему прямо до города. При благоприятных условиях на дорогах расстояние в 140 км преодолимо за 2 часа.

Также из столицы можно уехать на автобусе. Маршруты с остановкой в Переславле отъезжают каждые 30–60 минут. Время в пути составляет около 2–2,5 часов.

Еще один вариант — купить экскурсионный тур, предполагающий посещение фестиваля и обзорное знакомство с городом Золотого кольца России. В этом случае все связанные с дорогой организационные моменты возьмет на себя турфирма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно провести не только в урочное время, но и во время летнего отдыха в пришкольном лагере. Цели мероприятия:Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

Способствовать формированию у детей младших классов экологического сознания.

Познакомить учащихся с новыми подвижными играми.

Мероприятие предназначено для учащихся 1-4 классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Разработала: Порсин Татьяна

Владимировна

Цели мероприятия:

Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

Способствовать формированию у детей младших классов экологического сознания.

Познакомить учащихся с новыми подвижными играми.

Подбираются иллюстрации , рисунки для демонстрации на станциях.

Оформляются маршрутные листы и названия станций.

Собираются реквизиты для выполнения заданий на станциях (разрезанные на части овощи, мяч, ветки растений с плодами, фрукты, игрушки-животные).

Игрой руководит ведущий. Игра проходит на поляне, в разных местах которой развешаны таблички с названиями станций и поставлены столики.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Ребята, сегодня мы пришли в гости к хозяину леса – Берендею. Здесь мы проведем игру-путешествие по станциям: Зоологическая, Ботаническая, Медицинская, Робинзония, Спортивная. Я думаю, что вы не только узнаете много нового и интересного, но и сами получите возможность показать свои знания о лесе и его жителях: животных и растений. Сейчас команды получат маршрутные листы и разойдутся по станциям.

Детям предлагается узнать разложенные на столе образцы растений: лебеду, крапиву, лопух, землянику, мяту, чистотел, лютик, папоротник, ель.

Из предложенного перечня нужно выбрать те растения, из которых делают:

-салаты (лебеда, крапива, одуванчик)

- чай (земляника, мята)

- супы (листья лопуха, крапивы).

Теперь следует назвать растения, по которым можно узнать о погоде на следующий день:

-чистотел (перед дождем венчики цветов поникают)

- лютик, одуванчик (перед дождем цветы закрываются)

- папоротник (перед хорошей погодой листья скручиваются)

- ель (перед дождем поднимаются нижние ветки).

2. Как в лесу разжечь костёр без спичек? (с помощью стекла).

3. Вы забыли зубную пасту. Чем можно пользоваться вместо неё? (Толчённым древесным углём с добавлением мяты).

На этой станции ребята по картинкам – рисункам знакомятся с некоторыми ядовитыми растениями.


Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае –июне. Цветы похожи на белоснежные перламутровые шарики с нежным ароматом. Ландыш - ценное лекарственное сырьё, используется при лечении сердечных заболеваний, а также при приготовлении духов, кремов. Все части растения ядовиты, особенно оранжевые ягоды, которые вызывают отравления.


Ветреница дубравная – многолетнее растение. Растёт в лиственных лесах, по опушкам леса, на полянах, между кустарниками. Цветёт в конце апреля. Растение ядовитое.


Белена чёрная растёт по огородам, пустырям, вдоль дорог, по берегам рек. Стебель достигает высоты до одного метра. Цветы воронковидные, грязно-желтоватые с пурпурно-фиолетовыми прожилками, с неприятным запахом. Цветёт до поздней осени. Плод – кувшинообразная коробочка с крышечкой, содержащая семена, похожие на мак. Если семена попадут в организм человека, наступает отравление, которое проявляется возбуждением нервной системы, бредом, со смертельным исходом.


Вороний глаз растёт в тенистых лесах между кустарниками. Цветёт в мае-июне. На стебле один цветок с желтовато-зелёными лепестками с темно-фиолетовой серединой. Плод – чёрная ягода. Всё растение ядовитое.


Лютик едкий растёт по сырым лугам и полянам. Цветёт с мая по сентябрь желтыми блестящими цветами. Листья рассечены на мелкие доли. Стебли ветвистые, прямостоячие. Растение ядовитое, особенно в период цветения. При высыхании ядовитые вещества исчезают.



Вех ядовитый растёт по берегам стоячих вод, иногда в самой воде. Цветёт с июня по сентябрь. Цветки очень мелкие, белые, собраны в сложный зонтик. Всё растение, особенно корневище
, очень ядовито. Сок даже в маленьких дозах смертелен.


Белокрыльник болотный растёт по болотистым берегам рек, озёр, прудов, по болотам. Цветёт с конца мая по июль. Мелкие цветы собраны в соцветие рогаток, оно окружено зеленовато-белым листом. Листья большие, толстые, сердцевидные, на длинных черешках. Растение ядовитое.


Паслён сладко-горький растёт по сырым лугам, лесам, берегам прудов и рек. Цветёт с конца мая по сентябрь. Цветки фиолетовые, похожи на цветки картофеля. Стебель ветвистый, лазящий. Плоды – ярко-красные яйцевидные ягоды. Незрелые они горькие, созревшие – сладкие, за что растение получило своё название. Листья продолговатые, яйцевидные, заостренные. Всё растение ядовитое, применяется в медицине.

На этой станции проводится викторина.

Назовите приметы осени.

Определите растение по ветке с плодами. (Ольха, дуб, осина, ива, ясень, рябина, клен, берёза)









Соберите целое растение из частей. (Свёкла, морковь, капуста, петрушка).

Узнайте растение на ощупь.

Найдите из набора овощей и одного яблока лишнее. Почему оно лишнее?

На берёзе есть два больших сука, на каждом большом суку по два сучка поменьше, на каждом сучке висит по яблоку. Сколько всего плодов висит на дереве? (Яблоки на берёзе не растут).

Ведущий бросает детям мяч, называя овощи, фрукты, деревья, кусты, цветы. Если это съедобное – дети ловят мяч, если нет – пропускают.

Вступительное слово ведущего о многообразии животного мира, о животных, занесённых в Красную книгу.

Дети должны назвать из предложенного перечня животных лишнее (лиса, лось, медведь, снежный барс).

Дети, закрыв глаза, достают из мешка игрушки животных и на ощупь отгадывают, что это за животное, а затем рассказывают о нём то, что знают.

Далее проводится викторина.

Назовите перелётных птиц. Почему они улетают?

Назовите зимующих птиц.

Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)

Какая птица возит птенцов на спине? (Чомга)

Какая птица самая крупная? (Страус)

Какая птица самая маленькая? (Колибри)

У какой птицы гнездо похоже на рукавичку? (Синица-ремез)

Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень).

Голос какой птицы напоминает флейту? (Иволга)

Какая птица прилетает последней, а улетает первой? Почему? (Ласточка)

Трудится как…. (пчела)

Поёт как …… (соловей)

Хитрая как …. (лиса)

Трусливый как… (заяц)

Надоедливый как ….(муха)

Неуклюжий как …… (медведь)

Ведущий называет животных и птиц, дети машут руками, если летает. Побеждает самый внимательный. (слон, муха, паук, страус, волк, пингвин и др.)

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

После путешествия все собираются вместе. Подводятся итоги игры, победителям вручаются призы.


Конкурсные работы

razvlechenie-v-semejnoj-gostinoj-v-gostyax-u-carya-berendeya-dlya-detej-4-5-let-i-ix-roditelej4

Цель:
Повышение значимости семьи, ценности семейных традиций и красоты семейных отношений, через демонстрацию совместной досуговой деятельности детей и родителей.

Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьями дошкольников;
2. Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
3. Развитие эмоционально- насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов.
4.Воспитывать уважение друг к другу и партнерам.

Интеграция:
1. Социализация — Закреплять правила поведения на праздничных утренниках и развлечениях, закреплять знания и воспитывать уважение к семье и детскому саду;
2. Познание — развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук, знакомить с историей русского народа.
3. Труд — подготавливать рабочее место для совместного труда;
4.Музыка – четко пропевать музыкальные фразы во время исполнения песни;
5. Коммуникация — учить рассказывать стихотворения с интонацией, выразительно, четко проговаривая слова.

Ход развлечения:

Зал празднично украшен. Под музыку входят дети и обращаются к гостям:

1 ребенок

2ребенок

Не надо думать и гадать.
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек- семья!

Ведущий:

Семья- это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья — это много и много работы!

Ведущий: Как вы,наверное, догадались, речь сегодня пойдет о семье.
Встреча наша будет проходить в царстве славного царя Берендея, согласно царскому указу сегодня:

Смеяться (можно)
Грустить (нельзя)
Побеждать (можно)
Хитрить (можно)
Советоваться (можно)
Огорчаться (нельзя).

Ну, а поддерживать и аплодировать и можно и нужно.

Ведущий: и так вступление кончается, сказка начинается.

(звучит музыка, появляется царь)

В тридевятом царстве, сказочном государстве живет царь. Постарел Берендей и решил отойти от дел, на печи полежать, о душе помечтать. Имеет Берендей трех сыновей. Сыновья женатые, семьями богатые.
Повелел Берендей привезти во дворец и жен и детей. Решил проверить у кого из сыновей семья крепче и дружней, и надежней и сильней.Ведь недаром народная мудрость гласит — тот силен государь- у кого семья крепка!
Сыновья противиться не стали, к батюшке скорее поспешали.

(под музыку входят папы, в русских рубахах, кланяются царю)

А жены сыновей — одна другой красивей, и мудры и величавы, выступают будто павы, ну а слово говорят- будто реченька журчат.

(входят мамы- кланяются царю)

Берендей:

Сыны мои милые, сыны мои хорошие
И жены ваши пригожие
Чтобы правду про ваши семьи узнать
Придется со мною вам в игры играть,
Дружно пазлы собирать
И заданья выполнять.
Кто больше пазлов соберет-
Тот на трон мой и взойдет!

(взрослые садятся на места)

Берендей: Ну, а внуки — шалуны! По дворцу разбежались, разыгрались, разрезвились, и спрятались.

(под музыку выходят дети в мешках, с прорезями для глаз, свободно двигаются по залу)

Вы ребята не скучайте
А детей своих узнайте!

Задания:

Я в сторонке постою
На подарки посмотрю!

(после каждого конкурса каждой семье вручается пазл, прикрепляют на доске, в конце должны собрать герб своей семьи)

Берендей:

Угодили вы царю! Вас за то благодарю!
Но сказка продолжается, разминка начинается!

И ответы ваши жду:

1. На каком транспорте ездил Емеля? (на санях, в карете, на печи, на машине?)
2. Куда нельзя садиться медведю? (на скамейку, на бревно, на камень, на пенек)
3. Что говорит мышам кот Леопольд? (не шалите, приходите в гости, вы мои друзья, давайте жить дружно)
4. С чем сидела старуха? (с тазом, с ведром, с решетом, с корытом)
5. Что потеряла Золушка? (ботинок, калошу, сапог, туфельку)
6. Кого поймал Емеля в проруби? (ботинок, лягушку, русалку, щуку)

Берендей: Молодцы! Все вы сказки знаете и пазлы получаете.
А вот такие загадки вы отгадаете?

4. Видео вопросы (на экране дети загадывают загадки о членах семьи)
Берендей: И эти загадки вы отгадали! Только сидеть вам уже не годится, время пришло вам друзья потрудиться и в строителей превратиться:

Вы конструктор соберите
Терем свой нам покажите!

(конкурс на лучший терем из деревянного конструктора)

6. Конкурс пословиц (для гостей)

А вы гости не скучайте
На вопросы отвечайте:
Я начну, вы продолжайте:

1. Без семьи нет счастья.
2. На что и клад. Коли в доме лад.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Любовь да совет, так и горя нет.
5. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
6. Дружная семья гору сдвинет.
7. В родной семье и каша гуще.
8. В тесноте. Да не в обиде.
9. Коли есть отец да мать, так и детям благодать.
10. Семья без детей, что часы без гирьки.
11. За общим семейным столом и еда вкусней.

Молодцы! Хорошо пословицы знаете и быстро отвечаете! Но вернемся к теремам!
Как же поступить тут нам? Этот пазл даю за прочность, этот за дизайн. А этот за фантазию.

Ну. Вот мы и убедились, что в красивых теремах вы все живете
И что целый день в заботе
Однако нужно терема вам охранять
Жены ж будут помогать
Вас кормить и в дозор собирать

Вот мужчины подкрепились
Им в дозор уже пора
Подавайте снаряженье, помогайте детвора!

Берендей:

Жены так ваши старались!
Нужно их отблагодарить, по букету подарить!

Берендей:

Вижу все вы молодцы! Как и мамы и отцы!
А сейчас детишкам я заданье дам:
Всем детям нравится
Когда их мамы наряжаются
И они совсем не прочь в этом мамочке помочь
ВЫ. Ребята выходите – бусы разные берите
Свою маму нарядите!

А теперь папы тоже выходите
И цветы скорей дарите,
И красивые слова
Мамам говорите!

Берендей:

Все вы славно постарались!
И без наград вы не остались
Дадим время вам сейчас
Пазлы выстроить для нас,
Дружно ждем мы ваш рассказ
Что получится у вас!

(Команды собирают свои гербы и по очереди рассказывают о них!)

Берендей:

Вы порадовали царя!
И скажу вам не тая –
На покой мне рановато
Посижу на троне я!
И на радости такой объявляю пир горой!

Гости. Гости, господа!
Рады мы что вы пришли сюда!
Надеюсь вы не пожалели и время с пользой провели!
И вас прошу я – не стесняйтесь,
А проходите, угощайтесь!

(все проходят в группу — чаепитие).

Автор: Карапетова Наталия Васильевна,
воспитатель I квалификационной категории,
МАДОУ д/с №5, г. Межгорье, Башкортостан, Россия

Автор: Сазанова Наталья Павловна,
воспитатель I квалификационной категории,
МАДОУ д/с №5, г. Межгорье, Башкортостан, Россия

Экологическая игра-путешествие для младших школьников

Цель: расширение знаний младших школьников о растениях леса (в том числе и лекарственных).

Оборудование: карточки с изображением лекарственных трав, ягодных кустарников.

Учитель. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычайное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.

А в конце этого приглашения подпись:

Я люблю гулять в лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Всё в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я — веселый старичок,

Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь-

Ход путешествия

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он лечит зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие — мы сейчас и узнаем.

Вопросы викторины

1. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)

3. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник)

4. Какое лекарственное растение определят даже слепые? (Крапиву)

5. Какие растения используют для лечения простуды? (Малину, липу, мать-и-мачеху.)

По горизонтали: 2. Невысок и коренаст, поглядеть решил на нас, приподняв сутра, под ветками, лист с примятыми иголками. (Гриб) 4. Растут на ветках группками, покрытые скорлупками. (Орехи) 5. Не балует дуб детей, одевает без затей: все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди) 6. Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

По вертикали: 1. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево) 3. Ловит солнышко лучистое, зверя на. опушке. Покраснеет и, душистая, попадает в кружки. (Земляника)


Учитель. Молодцы!

Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Лесовичка!

Наш лес наполнен трелями разных птиц, а каких — давайте отгадаем.

Загадки

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где плещутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это? (Сова )

Учитель. Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.

Ребята, кто знает, что такое барометр?

Это прибор для измерения атмосферного давления. А при изменении давления меняется погода, то есть можно сказать, что барометр — это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.

Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то тут. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду.

Ребята, какие народные приметы вы знаете, в которых по поведению птиц можно предугадать погоду?

- Летают низко — к дождю и ветру.

- Летают высоко — к хорошей погоде.

- Летают то верх, то вниз — перед бурей.

- Купаются в пыли — к дождю.

- Сидят напыжившись — к дождю.

- Летают кучами — к ясной погоде.

Птицы поют весело — к хорошей погоде.

Вопросы

1. Кто самый крупный: из млекопитающих (синий кит: 150т, 30м), из птиц (страус: 90 кг, высота 270 см), из змей (анаконда: длина 5 — 10м)>

2. У каких растений самые большие: листья (виктория амазонская: до 2 м), цветы (реффлезия: диаметром до 1 м), плоды (хлебное дерево, до 20 кг) ?

3. Какие растения самые: высокие (эвкалипт: до 162 м), толстые (баобаб: до 50 м в окружности), длинные (ротансовая пальма, стебли тянутся до 400м в длину)?

4. Кто быстрее всех: бегает (гепард), плавает (рыба - меч), летает (стриж)>

Подведение итогов.

Учитель. Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он (появляется изображение Берендея). Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Не рубить живые деревья и кустарники.

- Не разводить костры под деревьями.

- Не оставлять мусор.

- Не разорять гнезда птиц.

- Не брать домой детенышей зверей.

Молодцы! Я уверена, Берендей не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А он всегда будет рад видеть вас в своих владениях!

Продолжается работа по интересам

1. Фото-охота (найти и отснять интересную композицию, пейзаж).

2. Зарисовать лес по впечатлениям.

3. Из природного материала составить композицию, букет.

4. Сочинить или найти стихи, соответствующие настроению, навеянному лесом.

Читайте также: