Унесенные призраками оригами

Обновлено: 26.07.2024


Недопонимание в творчестве Миядзаке возникает, как по мне, как раз из-за его ярких образов и персонажей. Например, люди часто ищут информацию о Безликом в японской мифологии. Проводят параллели между ним, и какими-нибудь ёкаем, в то время как он является вымыслом автора, и не имеет мифологического бэкграунда.


Именно это является центральной темой картины, ведь она рассказывает не о том, как Тихиро была похищена призраками, и как она спасалась, а как ей приходится становиться взрослым, самостоятельным человеком, будучи оторванной от привычного ей общества

Если конкретней, 10-тилетняя девочка Тихиро вместе с родителями переезжает в новый дом. По пути они случайно попадают в духовный мир, её родители превращаются в свиней, а она сама вынуждена работать в бане на ужасную хозяйку Ёбабу.

Когда она только попадает в духовный мир, а её родители проходят через метаморфозу, она панически закрывает глаза в надежде, что все это сон, который исчезнет. Затем она очень быстро снова открывает глаза и обнаруживает, что и сама медленно исчезает. Нашедший её Хаку говорит, что она должна съесть еду из духовного мира, иначе тоже исчезнет. Сначала она отказывается, но затем соглашается, снова беря под контроль свои чувства.

Она должна съесть пишу из духовного мира, чтобы стать его частью и у девочки по сути нет выбора, иначе она исчезнет. Этот маленький эпизод наглядно символизирует, что значит быть брошенным в незнакомом суровом мире. И у вас нет другого выбора: вы либо адаптируетесь, либо исчезните.


Путь человека

Но если первая метафора сродни какой-то эзотерике, за ней в остальной части следует куда более серьезная метафора на превращение во взрослого человека. В первую очередь Миядзаки делал этот фильм для девушек и девочек. Однажды он рассказывал, что Япония дает девушкам продукты, где все концентрируется на романтике. Смотря на всех своих подруг, он понимал, что это совершенно не главная вещь, которая им нужна. Она даже не второстепенная. Хаяо захотел снять фильм, где девочка будет полноценной главной героиней.

В фильме рассказывается о рабочем мире и об апатии, которая не вызывает у подростка беспокойства, а наоборот игнорируется в силу юного возраста, но все таки стоит на фоне. Это очень важные темы, но, возможно, одна из самых ключевых – не оглядываться назад.


Как уже было сказано, Тихиро оказывается в духовном мире одинокая, измученная и напуганная, однако пути назад уже нет. Мы видим, как в последующем она развивается, начинает брать под контроль свою жизнь и учится доверять самой себе. Конкретно этот момент хорошо иллюстрирует сцена, когда она едет в поезде к сестре Ёбабы. Уходя все дальше и дальше в неизвестность, вагон становится все более пустым, пассажиры покидают его и в случае чего – помощи просить не у кого. Но Тихиро это уже не нужно, ведь она независима.

Силу, которую приобретает героиня, хорошо видно на фоне её окружения – почти все существа духовного мира олицетворяют жадное общество, которое хочет наживаться на других, чего бы это не стоило. И в таком обществе особо трудно расти. Люди будто бы и не хотят ничего слышать о том, о чем действительно их просят. Точно так же как и Безликий, который пытается раз за разом дать Сэн денег, хотя они ей не нужны. К слову, я слышал, есть теория, что на самом деле он предлагает ей деньги в обмен на сексуальные услуги… Но сколько в этом правды мы разберем в другой раз.

Во время поездки также она замечает на одной станции таинственную девушку, которая исчезает и остается позади. Считайте – это детство героини, которое прошло. Она закрывает глаза и больше не смотрит назад.


Это очень мощный посыл для женщин и девушек, как в японском, так и в нашем токсичном обществе. Многие девушки с детства живут в окружении, которое так или иначе пытается им что-то навязать или контролировать их. Из-за этого многие из них растут неуверенными в себе. Например, в той же Японии часты случаи, когда женщины часто извиняются, даже когда ничего не сделали.

Да, можно сказать, что это хороший совет для всех людей. Но из-за того, как часто женщины поддаются стигматизации – это было революционное послание в особенности для маленьких девочек.

Возможно, после первого просмотра вам может показаться, что в нем много бессмысленного или очень трудного символизма, однако пересматривая его, как это часто и бывает, концепции переосмысливаются. И этот смысл хорошо доходит как до ребенка, так и до взрослеющего человека, начинающего все же чувствовать ту самую апатию, связанною с обществом работы.

11-е место

Небесный замок Лапута

Небесный замок Лапута (1986)
Castle in the Sky
мультфильмы, аниме, драма, приключения, семейный, фантастика, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Маюми Танака, Кэйко Ёкодзава, Котое Хатсуи, Минори Терада, Фуджио Токита
Премьера: 26 августа 2021 года

10-е место

Люпен III: Замок Калиостро

Люпен III: Замок Калиостро (1979)
Rupan sansei: Kariosutoro no shiro
мультфильмы, комедия, мелодрама, приключения, семейный
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Киёси Кобаяси, Горо Ная, Суми Симамото, Таро Исида, Макио Иноуэ

9-е место

Ходячий замок

Ходячий замок (2004)
Hauru no ugoku shiro
аниме, мультфильмы, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Тиэко Байсё, Такуя Кимура, Акихиро Мива, Tatsuya Gashûin, Рюноскэ Камики
Премьера: 20 января 2022 года

Ведьмина служба доставки

Ведьмина служба доставки (1989)
Majo no takkyubin
мультфильмы, аниме, драма, приключения, семейный
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Минами Такаяма, Рэй Сакума, Каппэй Ямагути, Кэйко Тода, Миэко Нобусава
Премьера: 31 декабря 2020 года

7-е место

Навсикая из Долины Ветров

Навсикая из Долины Ветров (1984)
Kaze no tani no Naushika
мультфильмы, приключения, фантастика
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Суми Симамото, Mahito Tsujimura, Hisako Kyôda, Gorô Naya, Итиро Нагай
Премьера: 26 июля 2007 года

Навсикая — молодая девушка, которая живёт в постапокалиптическом будущем: после экологической катастрофы весь мир стал покрыт огромным Лесом, испускающим смертоносные для людей споры. Её народ Долины Ветров оказывается втянут в политические распри между соседними племенами, которые даже в такие непростые времена пытаются вернуть власть человека над природой.

6-е место

Порко Россо

Порко Россо (1992)
Porco Rosso
мультфильмы, аниме, комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Сюитиро Морияма, Токико Като, Санси Кацура, Цунэхико Камидзё, Акэми Окамура
Премьера: 6 февраля 2020 года

5-е место

Рыбка Поньо на утесе

Рыбка Поньо на утесе (2008)
Gake no ue no Ponyo
мультфильмы, аниме, комедия, приключения, семейный, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Томоко Ямагути, Кадзусигэ Нагасима, Юки Амами, Дзёдзи Токоро, Юриа Нара
Премьера: 27 мая 2021 года

4-е место

Принцесса Мононоке

Принцесса Мононоке (1997)
Princess Mononoke
мультфильмы, боевик, приключения
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Билли Крудап, Билли Боб Торнтон, Минни Драйвер, Джон Ди Маджио, Клэр Дэйнс
Премьера: 24 июня 2010 года

3-е место

Унесенные призраками

Унесенные призраками (2001)
Spirited Away
мультфильмы, аниме, приключения, семейный
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Rumi Hiiragi, Ирино Мию, Мари Натсуки, Такаси Найто, Ясуко Савагучи
Премьера: 20 июля 2021 года

2-е место

Мой сосед Тоторо

Мой сосед Тоторо (1988)
My Neighbor Totoro
мультфильмы, семейный, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Тика Сакамото, Хитоcи Такаги, Норико Хидака, Шигесато Итои, Таниэ Китабаяси
Премьера: 22 октября 2020 года

1-е место

Ветер крепчает (2013)
The Wind Rises
мультфильмы, аниме, биографический, война, драма, исторический, мелодрама
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Хидеаки Анно, Хидэтоcи Нисидзима, Миори Такимото, Масахико Нисимура, Стив Элперт
Премьера: 20 февраля 2014 года

Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!

Небесный замок Лапута Castle in the Sky Рекомендую

Люпен III: Замок Калиостро Rupan sansei: Kariosutoro no shiro Рекомендую


Юбаба, после того как Тихиро подписала её контракт.

Содержание

Внешность

Юбаба — младшая сестра-близнец Дзенибы и, как таковая, почти полностью идентична ей. У неё нечеловечески крупная фигура и большая копна седых волос, зачесанных в пучок. Её возраст никогда не указывался, но Юбаба очень морщинистая, скорее всего, древняя. У неё тёмно-карие глаза, подчеркнутые лавандовыми тенями для век, а также выдающийся кривой нос, привлекающий внимание к родинке между бровями, которая подобна бинди. Она также носит золотые серьги, такие же, как у её сестры-близнеца. В отличие от своей сестры, Юбаба в фильме не показана в очках.

Характер

Она довольно эгоистична и бережлива (когда дело касается её работников), предоставив себе роскошный офис с неизмеримым количеством незанятого пространства, а своим многочисленным работникам одну тесную комнату в качестве жилого пространства. С другой стороны, однако, она также охотно берёт на себя как отвратительные, так и опасные задания (например, знакомство с Духом Помоек или пытается оградить своих работников от неистовствующей стихии История

Не будучи представленной до тех пор, пока не была упомянута как Хаку, так и Способности

Юбаба — чрезвычайно могущественная ведьма, чья магия могла сравниться только с магией её старшей сестры. Юбаба невероятно искусна в манипулировании сверхъестественной энергией, которая позволила ей изменить структуру реальности и бросить вызов законам природы. На самом деле, похоже, что она была печально известна в мире духов своими магическими способностями, Хаку (могущественный дух) охотно поступил к ней на службу, чтобы изучать магию, и даже после того, как он был освобожден от её контроля, всё ещё был не в силах разорвать её магическую власть над Тихиро и её родителями. Примеры способностей Юбабы:


Человекоподобные духи купален Абура-Я. Посредники между Юбабой и работниками и работниками и посетителями.

Подчиняются Титияку, так как младше их по рангу.


Духи-лягушки, работающие в купальнях Абура-Я. Выполняют роль смотрителей.

No-Face (Kaonashi)


Божество, не имеющее своего лица и бродящее в поисках нового.

Благодаря Тихиро смог пройти в купальни Абура-Я, где поглотил трое духов, прежде чем был разоблачен как дух-оборотень.

Впоследствии остался помогать по хозяйстве Дзенибе.


Сын Юбабы. Ужасно избалован и капризен. До встречи с Тихиро никогда не покидал своей комнаты из-за страха матери перед всевозможными инфекциями.

В несколько раз больше своей матери.

Дзениба превратила его в хомяка, и в таком виде он отправился в путешествие с Тихиро, и очень изменился во время его.


В некоторой степени морально противостоит Юбабе, обманывая работницу Рин, говоря, что она его внучка.

Все работники бань Абура-я обожали старика и называли его просто "дедушкой".


Сестра-близнец Юбабы, полная противоположность сестры по характеру.

Могущественная ведьма. Живет в одиноком домике в лесу около станции Дно-Болото.


Трио братьев, имеющие только головы. Постоянно находятся в кабинете Юбабы.

Были превращены Дзенибой в двойника Бо.

Radish Spirit (Oshira-sama)


Вежливый слоноподобный Дух Редиски, с которым Тихиро разделяет путешествие на лифте.

River Spirit (Kawa no kami)


Дух рек, изначально принятый в купальнях Абура-я за Духа Помоек из-за крайней степени грязности.


Наставница Тихиро, работает в купальнях Юбабы.

Ворчливый, но добродушный и очаровательный дух белой лисы в человеческом облике.

Лучшая подруга Тихиро, оставшаяся в старой школе.


Духи-администраторы купален Абура-Я.

Chihiro Ogino (Sen)


Самая обыкновенная десятилетняя девочка, главная героиня фильма. По пути в новый город вместе с родителями оказалась на стороне духов. Родители попробовали пищи Юбабы и оказались превращены в свиней из-за чего Тихиро пришлось пойти в услужение к Юбабе.

В результате заключения договора с Юбабой получает имя Сэн взамен её собственного Тихиро.

Haku (Nigihayami Kohakunushi)


Ученик Юбабы, дракон, хранитель реки Кохакугава в человеческом облике.


Хозяйка того места — купален Абура-Я, куда попала Тихиро, учительница Хаку. Страшная колдунья, которая слов на ветер не бросает, не любит, когда ей перечат, но всегда сдерживает свои обещания. Всех держит в своих ежовых рукавицах, кроме своего родного сына, которого ужасно балует.


Мать Тихиро. Иногда критикует мужа, но в целом полагается на него и следует за ним.

Женщины, работающие в купальнях Абура-я. Выполняют много поручений, например, принимают посетителей, готовят и сервируют еду и занимаются уборкой.

Странные сцены, удивительные существа и непонятные детали в мультфильмах Миядзаки отсылают к японской культуре, религии, искусству. Отыскав источники, можно выяснить, какие ассоциации Миядзаки вызывает у самих японцев

Духи и божества



Хозяин леса и демоны-мононокэ






Хотя Хозяин леса некоторыми персонажами и воспринимается отрицательно, в целом это скорее образ ками, божества. Настоящим мононокэ, однозначно отрицательной силой, в этом аниме является страшное и странное состояние — черные червяки, кишащие на теле тех, кто поддается всепоглощающей ярости.

Очищение



Кажется, что очищение пространства и уборка — довольно распространенный мотив: вспомнить хотя бы Геракла и Авгиевы конюшни или диснеевскую Бело­снежку. Однако у Миядзаки он встречается гораздо чаще, чем где бы то ни бы­ло еще. За этим стоит японское отношение к чистоте, основанное на синтоиз­ме, частично впитавшем древние, близкие шаманизму обычаи. Центральное место в синтоизме занимает очищение (яп. о-хараэ) — как духовное, так и те­лесное. Любое загрязнение требует очищения, и почти все может осквернить — смерть, рождение, грех, болезнь: неслучайно, например, при входе в синтоист­ское святи­лище нужно сполоснуть рот и руки.

Миядзаки с огромным удовольствием изображает чистоту после чудовищной грязи — и в этом проявляется сакральное отношение к чистоте, к которой стремятся адепты синтоизма и которое очень характерно для современного японского общества.

Превращение в зверей


В начале фильма Тихиро пребывает в угнетенном настроении и обижена — на своих родителей и на саму себя. Постепенно она учится быть терпеливой по отношению к окружающим ее странным существам, а потом прощает родителей и спасает их. Этот мотив спасения родителей ребенком также характерен для буддийских легенд: будучи прощен, родитель получает шанс на новое рождение.

Бумажные птицы


Роботы

Буддизм, появившийся в Японии в первой половине VI века, играет важнейшую роль в политике и культуре страны до сих пор. Сакральный центр буддийского храма — статуи Будды и бодхисатв, существ, помогающих достичь просветле­ния. Иногда эти фигуры напоминают людей, иногда их черты совсем не похо­жи на человеческие: длинные руки, опускающиеся ниже колен, короткие шеи, перепонки между пальцев. Создавая статуи, скульпторы пытались создать образ Великого существа, упоминающегося в различных буддийских текстах.

Александр Мещеряков о главных японских символах и о том, как менялось к ним отношение японцев под влиянием европейской цивилизации

Читайте также: