Удмуртские поделки из дерева

Обновлено: 06.07.2024

Игрушки-самоделки как своеобразный источник изучения народного костюма и художественных представлений удмуртского этноса. Наиболее распространенные способы изготовления кукол. Применяемые элементы одежды, связанные с социовозрастными особенностями.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.09.2018
Размер файла 16,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Традиционные способы изготовления кукол у удмуртов

В крестьянском быту народов Поволжья и Приуралья кукла в конце XIX - начале XX века изготовлялась как детская забава. Кукла изображала человека и являлась основной игрушкой девочек.

У многих народов набор кукол представлял целую семью. Куклы часто дополнялись одеждой и предметами домашнего обихода. Независимо от того, какой национальности была мастерица, они сохраняли общие свойства.

У удмуртов для всякого возраста предназначались свои куклы. Особенности детского возраста учитывались взрослыми при создании игрушки. Деревянные куклы-болванчики и игрушки-забавы делались для малышей (прочные, устойчивые, легкие, яркие и т.д.). Дети старшего возраста мастерили кукол сами.

Необходимо отметить, что кукла-закрутка была распространена во многих губерниях России. Лицо у куклы не обозначалось, так как существовало поверье, что кукла с глазами обретает душу и может темной силой влиять на ребенка, который с ней играет [Фридгельм 2001: 169]. Коми, аналогично, лицо кукол обозначали белым либо светлым фоном, или разноцветными полосками ткани. Черты лица не детализировались. Показательно поверье коми-пермяков: если дети будут играть с куклами, у которых обозначены глаза, то могут сами ослепнуть [Несанелис 1995: 8].

По конструкции куклы удмуртов сходны с куклами других народов: бытовали аналогичные способы изготовления, изначально нельзя было обозначать черты лица. Отличались они лишь кукольной одеждой, украшениями, в которых проявлялась этническая специфика.

Наряжали куклу в такой последовательности: платье, платок, фартук и т.д. Кукла эта могла танцевать, для этого ее ставили на скамейку и кулачками били о доску.

Все выше перечисленные способы изготовления кукол являются наиболее распространенными. Каждая кукла-самоделка уникальна. Некоторые были слишком простыми, схематичными, играли с ними порой всего один день. Некоторые куклы имели достаточно сложные костюмные комплексы, включавшие несколько элементов одежды, сложный головной убор и украшения. При изготовлении кукол старались придать им определенный возраст, социальное и семейное положение в зависимости от ролей, которыми хотели наделить их в игре. Все это, как и в реальной жизни, достигалось за счет элементов одежды, связанных с социовозрастными особенностями (головной убор, украшения, цветовая гамма костюма, крой). Именно в кукольной одежде этническая специфика проявляется наиболее ярко. В целом, о древних традициях изготовления кукол свидетельствуют: простая конструкция, созданная без употребления иглы; безликость куклы; отсутствие у нее рук и ног, женские детали костюма и т.д. Именно эти свойства объединяют традиционную куклу народов, живущих в этом регионе.

удмуртский этнос кукла

1. Долганова Л. Н., Морозов И. А., Минасенко Е. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. - М., 1995. Несанелис Д. А., Шарапов В. Э. Тема смерти в традиционных детских играх коми. - Сыктывкар, 1995.

2. Попова Е. В. Растения дикорастущей и культурной флоры в игровой культуре удмуртов // Первые Бартрамовские чтения. - Сергиев Посад, 2004.

3. Попова Е. В. Игровые куклы - самоделки бесермян // Европейский Север в культурно-историческом процессе. - Киров, 1999.

Подобные документы

Типы и составные элементы традиционной национальной даргинской одежды XIX-XX вв. Элементы самобытности костюма, обуви, головных уборов и украшений; пережитки домонотеистических представлений. Технология изготовления одежды, характеристика материалов.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 06.07.2015

Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

реферат [20,0 K], добавлен 20.10.2012

Особенности национальной одежды села Напольного. Анализ традиционного старинного народного костюма мордвы, его история и значение для изучения быта и объяснения исторических явлений в жизни народа. Характерные особенности костюма эрзянок села Напольного.

реферат [40,8 K], добавлен 15.11.2012

История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

реферат [32,1 K], добавлен 03.05.2014

Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Министерство образования и науки

Удмуртской Республики

Информационно – методический центр

Воткинского РУО

( из опыта работы учителя ИЗО. МХК и технологии Июльской средней школы С.Г. Пантелеевой )

Выполнил: Белякова Полина

Ученица 9 класса

Руководитель: Пантелеева С.Г.

учитель ИЗО, МХК и технологии

В культуре народов Поволжья, народное искусство удмуртов представляет ярчайшее самобытное явление. До наших дней народное искусство удмуртов сохранило полнокровное богатство художественных форм, поэтическую образность, проникнутую мироощущением народа, его верой в прекрасное, высотой нравственных начал, утверждающих целостный мир единства человека и природы.

В народном творчестве удмуртов выражается характер народа, его видение мира, представления о прекрасном. Декоративное искусство утверждает свое место в окружающей человека среде. И этой средой, в первую очередь, является жилище с его особой организацией пространства, характером образа жизни его обитателей, с их различными ценностными и эстетическими нормами. Но современная удмуртская деревня в своем развитии идет по пути сближения с городской культурой. Рост материального благосостояния народа укрепляется год от года и способствует утверждению нового социального быта. В развитии современного сельского жилища удмуртов намечаются в основном две линии: сохранение отдельных наиболее существенных элементов национального интерьера и интерпретация городской квартиры на сложившейся местной основе.

Таким образом, в современных удмуртских домах на селе или в деревнях наблюдается в одних случаях сочетание традиционных элементов интерьера с чертами нового быта. А в других, хотя и редко, можно встретить сохранение традиционного ансамбля.

Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. И мы должны хранить традиции края, который дает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты и нравственных сил.

Цель проекта: Изготовление макета интерьера удмуртской крестьянской избы.

1. Углубить знания об устройстве интерьера крестьянского жилища – организация которой является одним из важных и ярких показателей культуры удмуртского народа.

2.Ознакомиться с назначением тканей и ковров в оформлении интерьера избы.

3.Приобщиться к самодеятельному творчеству.

Выбор и обоснование проблемы.

Для формирования мировоззрения подростков, особенно важно знакомство с крестьянским декоративным искусством, которое полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом форм эстетического отношения к миру.

Возможные варианты выполнения проектной работы и их оценка.

1.Нарисовать на листе ватмана.

2.Вылепить из пластилина.

4.Сделать макет из дерева.

5.Сделать макет из бумаги.

Об интерьере удмуртской крестьянской избы.

Во внутренней планировке избы удмуртов большое место отводилось печи русского типа. Печь (гур) устанавливалась на цоколе и располагалась на право или налево в углу у входа. Возводили ее из красной глины, основанием служила деревянная рама высотой около полуметра. Еще в начале 20 века печь ставилась вплотную к стенам, задней и боковой. Северные удмурты сооружали печь с очагом, который устраивали в шестке на право или налево от устья печи. После того, как протопиться печь, сюда сгребали горячие угли и засыпали слоем золы. Над очагом, жар в котором сохранялся долго, на деревянном или железном крюке подвешивали котел, в котором готовили пищу. Удмуртская печь предназначалась только для выпечки хлеба, а зимой для обогрева жилья. Пища же как правило, готовилась на очаге перед печью.

Удмурты считали печь недоступной для нечистой силы. Она приобрела функции оберега. Так, отправляясь в дорогу, брали с собой кусочек глины от печи. Своим устьем она повернута к фасадной стене. Пространство перед печью часто было отделено от остальной части избы большим занавесом (катанчи) и обычно считалось женской половиной, перегородок в доме не делали.

По диагонали от печи расположен передний красный угол (тол сэрег, мудор сэгег), наиболее чистое и парадное место в доме.

Почти треть площади избы и ее заднюю часть занимали полати (полать, сэндра). Вдоль стен устраивались широкие и толстые неподвижные лавки(зус), они опоясывали интерьер жилища снизу. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки (жажы, польча), которые замыкали пространство интерьера сверху. В переднем углу стоял стол (жок) с массивным подстольем на толстых точеных ножках, а рядом с ним – единственный в доме стул (пукон) с резной спинкой для хозяина дома или почетного гостя. У боковой стены возле входной двери помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным изголовьем (йыразьпу). На лавки стелили полосатые паласы (гын). На стул, стоящий возле стола, клали нарядную подушку. В передней части избы, у дощатой перегородки или занавески ставили сундук, ткацкий стан. В пространство между печью, боковой и задней стенами было занято маленькими палатями (пичи палать) для хранения кухонной утвари и продуктов.

Своеобразный колорит убранству жилища придавали различные предметы обихода, которые отличались богатством пластических форм, яркой художественной выразительностью. Плетеные корзиночки из ивовых прутьев, деревянных тарелок привешивались к стене на кухне. На стенах же укреплялись подвесные ящики (кана) для хранения посуды и вывешивались ковши – черпаки, украшенные сочными прорезками, деревянными чашами разных размеров, предметами убранства были берестяные солоницы в виде уточек, туеса (сарба) с тесненным узором, металлические кувшины – кунганы, глиняные рукомои.

Все вместе вносило убранство удмуртского интерьера особую наполненность, теплоту, эмоциональность. Пластическое разнообразие бытовой утвари и обстановки дополнялось цветом и узором тканых изделий. Размещение тканей в интерьере носит четко функциональный характер, увязывается с конструкцией жилища. На стену вешают ковер, а простенки заполняют полотенцами с узорными концами. Стены в своей совокупности с узорным ткачеством сразу же раскрываются входящему в дом человеку.

Широко используются в качестве декоративного украшения узорные занавесы, ими отделяют печь от стены. Пол покрывают половиками, сотканными из тряпичных отходов. Ими иногда застилают пристенные диваны, сундуки. Грубая, откровенно – текстильная фактура, получаемая от переплетения тряпичных тесемок, и тонкая, сдержанная гамма составляют эстетические качества тканых половиков.

Разнообразие предметов, различных по форме, цвету, декоративному решению, масштабу, в своем единстве создавало в ансамбле удмуртской избы неповторимый художественный образ, поражающий своей одухотворенностью и эмоциональной выразительностью.

Внутреннее помещение избы, убранство жилища, хозяйственные предметы, здесь есть все, что требовалось каждому члену большой семьи, и каждая вещь имела свое назначение и место.

Технологическая схема проекта:

Разработка дизайна интерьера избы.

Инструменты и принадлежности.

Для создания мною макета мне потребуются следующие материалы и принадлежности: ножницы, резак, карандаш, линейка, циркуль, нитки катушечные, утюг, игла, клей, лоскутки ткани, фольга, картонная коробка, картон, пластилин, деревянные прутья.

Расчет затрат на изготовление макета.

Для изготовления макета мною были приобретены:

1. Клей ПВА 10 бутылочек по цене 6-70 рублей.

Всего сумма – 67 рублей.

Лоскутки обоев, ткани считать не будем, так как они идут как бросовый материал.

2. Нитки – 2 катушки по 4 руб. – всего 8 рублей.

3. Затраты на электроэнергию – 0,15 квт х 30 час х 0,32 = 1,44 руб.

4. Затраты на электроэнергию при работе утюгом – 1 квт х 0,5 х 0,32 = 0,16 руб.

Итого: 67 + 8 + 1,44 + 0,16 = 76,60 руб.

Макет получился таким, каким я его хотела сделать. В ходе выполнения работы мною были реализованы все поставленные задачи: я углубила знания о развитии материальной культуры удмуртского народа как части его целостного культурного комплекса неразрывно связанного с социальными, духовными, эстетическими и другими аспектами, выявляющими общее и частное во взглядах данного народа на мироустройство, специфические привычные формы жизни, бытовой уклад. Предметная среда, которой человек окружил себя, является материальным слепком процесса, составляющих содержание настоящего исследования; так как формирование ее в прошлом осуществлялось преимущественно самим хозяином жилища, как целостность замкнутой системы жизнеобеспечения, решающей наряду с практическими также и эстетические задачи.

Единство и целостность традиционной предметной среды удмуртов во многом предопределялась природными материалами, использовавшимися для ее создания. Одним из самых распространенных материалов было дерево, определивший характерный облик предметного мира. В формировании предметной среды удмуртского жилища большую роль играли узорное ткачество, ковроделие, вышивка, которые до настоящего времени сохранили свою самостоятельность.

Ткани и ковры несли утилитарные и художественные функции и могли объединиться в единую систему только в интерьере показателей культуры удмуртского народа. На их использовании строится пластическое и декоративное решение интерьера.


3. Виноградов С.Н. Кладезь удмуртской философии и магии [статьи об обычаях, традициях, мировоззрении удмуртов]. – Ижевск : Инвожо, 2010. – 148 с.

6. Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства : науч.-метод. пособие. – Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. – 64 с.

9. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. – Ижевск : Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. - 304 с.

10. Apo S. Ex cunno Come the Folk and Force. Consept of Womens Dynamistic Power in Finnish-Karelian Tradition // Gender and Folklore. Perspectieve on Finnish and Karelian Culture. – Ed/ by Satu Apo, Aili Ntnola and Laura Starck-Arola. – Helsinki, 1998. – P. 31–62.

Проектная культура народа – яркая самобытная черта национальной культуры каждого этноса. Неотъемлемым элементом проектной культуры являются традиционные предметы обихода и быта, которые отражают историю народа, его жизненный уклад, мифо-религиозные представления об устройстве мира и т.д. Поэтому форма предмета, его конструкция, орнаментация с течением времени под воздействием данных факторов приобрели канонические очертания, стали знаком-символом, заключив в себе устройство окружающего мира.

В современном мире наблюдается тенденция разобщенности национальной культуры, ее характерных этнических особенностей и составляющих. Богатая проектная символика в современной интерпретации уже не несет в себе глубокий смысл прошлого и не является связующим элементом между различными этносами. Современные объекты предметно-бытовой обстановки стали обезличенными. Поэтому изучение самобытной национальной проектной культуры, ее сохранение и приобщение к ее истокам современного человека является интересной, перспективной и актуальной задачей.

Рассмотрим проектную культуру народа и ее символику на примере удмуртского этноса.

Встречались два типа конструкций традиционной удмуртской прялки:

Прялка цельной конструкции встречалась в основном у северных удмуртов и была по конструкции своей близка к русским прялкам со столбцом и навершием в виде лопаски. Такие прялки называли корневыми прялками, их вырезали в основном из цельного елового копыла.

В высоту прялка не превышала 1 м. По своим пропорциям столбец прялки и навершие или лопаска имели примерно одинаковую высоту. В сечении столбец прялки представлял собой квадрат в среднем 10–15 см, реже прямоугольник или круг. Донце прялки в длину было короче и составляло около 60 см.

В семантическом плане прялка представляла собой:

  • дерево: донце – корень, столбец – ствол, навершие с куделью – крона;
  • мировую ось: донце – нижний мир, столбец – средний мир, навершие с куделью – верхний мир;
  • женщину: донце – тело, столбец – поднятые руки, навершие с куделью – волосы.

Помимо этого, столбец прялки делили на три части. Каждую часть украшал соответствующий определенному миру расположенный рядами орнамент.

Средний мир включал в себя орнаментальные образы, ассоциирующиеся с миром людей (утка), погодными условиями (дождь), покровителем которых было божество Куазь.

В графическом исполнении дождь, небесную воду изображали в виде S- и Z-образных линий, штрихов.

Воздушная стихия (образ утки), небесная влага (дождь) являлись связующим звеном между оросительным небом (мужское начало) и оплодотворяющей землей (женское начало).

В графическом исполнении нижний мир представлен знаками плодородия: ромбом, крестом, треугольником, насечками, зигзагами, углами.

Таким образом, на столбце удмуртской прялки можно было насчитать до 12 различных вариантов орнамента (3 по вертикали и 4 по горизонтали) (рис. 1).


Устойчивые семантические образы (форма, орнамент), олицетворяющие устройство мироздания, являются отличительной чертой проектной культуры удмуртов и национальной культуры в целом. В настоящее время сохранение духа национальных традиций представляется целесообразным через проектирование новых предметов – носителей традиционных семантических образов, чтобы многовековая самобытная культура народа не ушла в прошлое, а продолжала жить в новом современном воплощении.

Общая конструкция торшера образно может ассоциироваться с моделью мира:

  • светильник (абажур) – верхний мир,
  • столб – средний мир,
  • основание – нижний мир.


Рисунок 2. Трехчастная система мира удмуртов на традиционном (прялка) и современном (торшер) носителях

При этом стоит отметить, что источник света (лампа), согласно мировоззренческим представлениям удмуртов, может символизировать солнце, а также верховное божество Инмара.

Рецензенты:

Фото Ибыр-весь на портале tehne.com

На фото: руководитель мастерской Василий Петрович Степанов и главный художник Ирина Валентиновна Кондратьева.

Металлом для основы была выбрана медь, что во многом определило художественные достоинства изделия. Блеск металла, просвечивая через тонкий слой прозрачной эмали, придает особую силу и яркость цвету. Еще драгоценнее смотрится яркость эмалей рядом с поблескивающим металлом орнаментом. Медь издавна известна своими лечебными свойствами, и не случайно, что обереги изготавливаются именно из этого металла. Медь, золото, серебро в финно-угорской мифологии олицетворяют добро и свет.

Читайте также: