У войны не женское лицо поделки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Mуниципальные районы Бугульминский муниципальный район Тематические разделы Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

ПОЛОЖЕНИЕ

1. Организаторы и участники проекта

1.2. Партнёры проекта:

1.3. Участники проекта:

2. Цели и задачи проекта

2.1. Цели проекта:

2.2. Задачи проекта:

3. Условия и порядок реализации проекта

3.1. Проект реализуется в рамках мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне1941 – 1945 годов.

3.2. Этапы реализации проекта:

  • 1 февраля – 9 мая 2020 года;
  • 10 мая – 1 октября 2020 года;
  • 2 октября 2020 года – 9 мая 2021 года.

3.3. В период реализации проекта государственные, муниципальные учреждения, общественные организации могут оказывать безвозмездную помощь организаторам проекта.

3.5. Итогом реализации проекта являются оказание внимания и заботы женщинам – участницам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдовам погибших и труженицам тыла, выявление героических историй о подвигах женщин в годы войны, популяризация и архивирование материалов.

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий Государственного Совета Республики Татарстан, министерств и ведомств,

общественных формирований в рамках реализации социально-гуманитарного проекта

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему У войны не женское лицо…. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Алексиевич Светлана Александровна-прозаик, сценарист, драматург, публицист Алексиевич Светлана Александровна-прозаик, сценарист, драматург, публицист

Вспоминает Клара Семеновна Тихонович, старший сержант, зенитчица " Слова, как камни. Мол, это было мужское желание - пойти воевать. Разве может женщина убивать?! Это – ненормальные женщины. Я подумала: "Он ранен, а вместо него кто?" Пришел один без руки - вместо него кто? Второй вернулся без ноги - вместо него кто? Я писала, просила, умоляла взять меня в армию. Так мы воспитывались, что без нас ничего не должно быть в нашей стране. Нас научили ее любить. Восхищаться. Раз началась война, мы обязаны чем-то помочь. Нужны медсестры, значит, надо идти в медсестры. Нужны зенитчицы, значит, надо идти в зенитчицы."

Говорят у войны - не женское лицо. Это правда, и горе тому, кто в него вглядится, но лица бойцов были разными, среди них нашлось немало девичьих лиц, порой они были прекрасны. Глядя на них, приходит мысль, что и красота была частью войны. Самые строгие, самые чистые, до последней минутки настоящие, если они любили на Войне, то всерьёз, но и умирали всерьёз. Говорят у войны - не женское лицо. Это правда, и горе тому, кто в него вглядится, но лица бойцов были разными, среди них нашлось немало девичьих лиц, порой они были прекрасны. Глядя на них, приходит мысль, что и красота была частью войны. Самые строгие, самые чистые, до последней минутки настоящие, если они любили на Войне, то всерьёз, но и умирали всерьёз. Из воспоминаний Марии Долиной

Юлия Белоусова Снайпер 3-й ударной армии гвардии сержант. Личный счет — свыше 80 уничтоженных солдат и офицеров противника. 2-й Прибалтийский фронт, Латвийская ССР, сентябрь 1944 г.

В сорок первом был издан приказ №281 о представлении к награждению за спасение жизни солдат: за пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием - медаль "За боевые заслуги", за спасение двадцати пяти человек - орден Красной Звезды, за спасение сорока - орден Красного Знамени, за спасение восьмидесяти - орден Ленина. Такие награды получили по заслугам и женщины-фронтовички. В сорок первом был издан приказ №281 о представлении к награждению за спасение жизни солдат: за пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием - медаль "За боевые заслуги", за спасение двадцати пяти человек - орден Красной Звезды, за спасение сорока - орден Красного Знамени, за спасение восьмидесяти - орден Ленина. Такие награды получили по заслугам и женщины-фронтовички.

18 – летние девчонки, худенькие, на своих плечах выносили раненых с поля боя, которые были тяжелее их в несколько раз и обязательно с оружием. 18 – летние девчонки, худенькие, на своих плечах выносили раненых с поля боя, которые были тяжелее их в несколько раз и обязательно с оружием.

История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Что это были за люди? Откуда? Вы представляете: беременная идет с миной. Ну, ждала же она ребенка. Любила, хотела жить. И, конечно, боялась. Но она шла. Не ради Сталина шла, а ради своих детей. Вера Сергеевна Романовская, партизанская медсестра

Лётчицы женского 46-го бомбардировочного авиаполка, отличившиеся в боях за освобождение Северного Кавказа и Крыма Лётчицы женского 46-го бомбардировочного авиаполка, отличившиеся в боях за освобождение Северного Кавказа и Крыма

Я порою себя ощущаю связной Я порою себя ощущаю связной Между теми, кто жив, И кто отнят войной. Юлия Друнина

Это - книга-крик, книга-мольба ко всем людям, всему человечеству: "Войны не должно быть!". Книга, пронизанная напряжением и тревогой, книга, которую очень тяжело "пройти", мысли постоянно возвращаются к девушкам, женщинам, дочерям, женам, матерям, которые прошли, которые выдержали это пекло. Это - книга-поклон, поклон Женщине. Это - книга-крик, книга-мольба ко всем людям, всему человечеству: "Войны не должно быть!". Книга, пронизанная напряжением и тревогой, книга, которую очень тяжело "пройти", мысли постоянно возвращаются к девушкам, женщинам, дочерям, женам, матерям, которые прошли, которые выдержали это пекло. Это - книга-поклон, поклон Женщине.

Светлана Алексиевич рассказала и показала множество судеб. В чем-то все они похожи, в чем-то совсем разные. Пытаться представить себя на их месте страшно да и просто невозможно. Но, как отмечает сам автор, это довольно непростое дело, потому что здесь и сейчас отличается от тогда и там. Светлана Алексиевич рассказала и показала множество судеб. В чем-то все они похожи, в чем-то совсем разные. Пытаться представить себя на их месте страшно да и просто невозможно. Но, как отмечает сам автор, это довольно непростое дело, потому что здесь и сейчас отличается от тогда и там. Читали книгу с мамой… Обе не сдерживали слёз….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена одной из самых интересных тем. Биографии нескольких Женщин, которые пережили самое страшное - Великая Отечественная война 1941-1945 годов. А название презентации "У войны - не женское лицо. " говорит само за себя: Война и Женщина - две несовместимые вещи, хотя слово "война" - женского рода.

Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

У войны – не женское лицо…

Выполнила студентка

Группы 1211

Чумакова Лада Михайловна.

Преподаватели: Макаревская Нина Юрьевна,

Безгин Сергей Владимирович

Содержание Пролог Евдокия Григорьевна Мотина Зоя Анатольевна Космодемьянская Мария Ивановна Долина Валентина Ивановна Сафронова Любовь Михайловна Макарова Людмила Михайловна Павличенко Эпилог

Евдокия Григорьевна Мотина

Зоя Анатольевна Космодемьянская

Мария Ивановна Долина

Валентина Ивановна Сафронова

Любовь Михайловна Макарова

Людмила Михайловна Павличенко


-75%

Зрелова Елена Михайловна

Вопросы, подлежащие разработке в проекте: 1. Проанализировать произведения о Великой Отечественной войне, в которых есть женщина-боец. 2. Выявить причины, по которым женщина-боец оказалась на фронте. 3. Рассмотреть поведение женщины на войне

ВложениеРазмер
proekt_po_literature.docx 43.8 КБ

Предварительный просмотр:

У войны не женское лицо

Вопросы, подлежащие разработке в индивидуальном проекте:

1.Проанализировать произведения о Великой Отечественной войне, в которых есть женщина-боец.

2. Выявить причины, по которым женщина – боец оказалась на фронте

3.Рассмотреть поведение женщины на войне.

Рекомендуемые источники информации:

2. Стихи военных лет.1941-1945/Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский; Худож. В.Аладьев.-М.:Худож. Лит.,1985.

3.Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.12. Ради жизни на Земле/Сост. В.Заливако.- М.:Современник,1990

4.Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1,2.- М.:Дрофа:Вече, 2002

За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. На войне же женщина должна убивать, а это противоречит самой сути женщины. Возникает вопрос: почему женщина оказалась на войне?

Цель : понять причины появления женщины на войне.

Задачи :1. Проанализировать произведения о Великой Отечественной войне, в которых есть женщина-боец.

2. Выявить причины, по которым женщина – боец оказалась на фронте.

3. Рассмотреть поведение женщины на войне.

О Великой Отечественной войне написано много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, есть среди этих книг и те, что рассказывают о женщинах-бойцах.

Б. Васильев в повести “А зори здесь тихие” показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за мужа; а девушки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать Родину наравне с солдатами-мужчинами. Сюжет произведения прост: пять девушек - зенитчиц во главе со старшиной Васковым идут на задание, цель которого - остановить диверсантов. В итоге все девушки погибают. Васильев, обнажив тему женщины на войне, показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.

Читая повесть, понимаешь : смелость, находчивость, мужество наших женщин помогли победить в Великой Отечественной войне.

Перебравшись через болото, при первой же встрече с немцами героини Васильева не пали духом, а действовали с необычайной осторожностью, были очень находчивы. Запомнился эпизод, когда маленький отряд, чтобы обмануть фашистов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Меня восхищает отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли Жени Комельковой, которая бросилась купаться в ледяную воду.

Б.Васильев подробно рассказывает о каждой девушке этого маленького отряда. У каждой героини своя судьба, свой путь на фронт, но все они уходят в бессмертие, защищая родину.

Лиза Бричкина - самая тихая, застенчивая девушка в этом маленьком отряде , дочь лесника. Толковая, умная, понятливая, она хорошо разбиралась в приметах, природе, птицах. Судьба ее не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Лиза кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием. Но этим мечтам не дала осуществиться война…

Лиза Бричкина была отправлена за подмогой , но она так и не успела дойти до своих, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине.

Соня Гурвич отличалась не красотой, а блестящей эрудицией. Поступив в Московский университет, Соня встретила свою любовь. Однако молодые люди так и не смогли получить высшее образование и создать семью. Возлюбленный Сони ушёл на фронт добровольцем. Девушка также последовала его примеру. Соня свободно владела немецким языком, это и стало главной причиной, по которой Васков взял Соню на задание. Ему необходим был переводчик, чтобы общаться с пленёнными диверсантами. Но определённую старшиной миссию Соня не выполнила.

Соню Гурвич, умную, талантливую девушку, читавшую нараспев блоковские стихи, закололи ножом прямо в сердце. Соня успела крикнуть, потому что удар у немца на мужика был поставлен, не дошёл он до сердца с первого раза: грудь помешала. Эта деталь с новой силой заставляет нас понять, что у войны не женское лицо.

Галя Четвертак , самая молодая, выросла в детдоме , она по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. Когда началась война, девушка училась на библиотекаря. Галя всегда словно плыла по течению, точно не зная, куда и зачем она идёт. Она не испытывала ненависти к врагу, как Рита Осянина, она не способна ненавидеть даже своих непосредственных обидчиков, предпочитая детские слёзы взрослой агрессии. Девушка ждала от войны романтики, красоты, подвигов. Она была не готова ни морально, ни физически к опасности и смерти. Выдавая свои мечты и желания за действительность, она с трудом адаптировалась к окружающей обстановке. Не отличаясь смелостью и внутренним стержнем, девушка не выдержала психологически, выбежав в панике к немцам.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они схожи: все судьбы сломала, изуродовала война… Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.

Автор стремится показать не просто смерть нескольких девушек. В каждой из них гибнет целый мир. Ни одна из зенитчиц уже не сможет стать ни женой, ни матерью. Их дети не успели родиться, а значит, не дадут жизнь следующим поколениям.

Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.

2.Юлия Друнина – поэтесса-боец

Будущая поэтесса родилась в Москве 10 мая 1924 года. Отец девочки работал учителем истории, мать — библиотекарем. Юлия ходила в ту же школу, где преподавал отец.

Творческий дар девочки раскрылся еще в детстве: маленькая Юлия писала стихи о любви и природе, представляя рядом очаровательного принца и переносясь в воображении в дальние страны, которых даже не видела. Также Юлия посещала литературный кружок и неоднократно участвовала в конкурсах поэтов.

К сожалению, будущее оказалось совсем не таким безоблачным, как в стихотворениях. Война внесла свои правки в биографию Юлии Друниной. Едва окончив школу, девушка записалась добровольцем в санитарную дружину. Юлии пришлось скрыть информацию о возрасте, соврав, что уже достигла совершеннолетия.

Девушку отправили работать санитаркой в глазной госпиталь. Суровое время диктовало собственные правила: кроме прямых обязанностей, врачи и санитары помогали добровольным отрядам строить оборонительные сооружения. Спустя некоторое время Юлия Друнина была ранена на фронте.

Оправившись, девушка поступила в Школу младших авиаспециалистов. По окончании отправилась на Дальний Восток в штурмовую роту. Там Юлию настигло известие о смерти отца. Друнина отправилась в столицу на похороны. На Дальний Восток девушка не вернулась, добившись перевода на западный фронт.

Так Юлия Друнина оказалась в белорусском Гомеле, присоединившись к стрелковой дивизии. Спустя некоторое время девушка вновь получила ранение. Поправившись, девушка вернулась на фронт, воевала сначала в Белоруссии, а затем в Прибалтике. В 1944 году из-за сильной контузии Юлию Друнину признали негодной к военной службе. Девушка вернулась в Москву.

Машенька, связистка, умирала

На руках беспомощных моих.

А в окопе пахло снегом талым,

И налет артиллерийский стих.

Из санроты не было повозки,

Чью-то мать наш фельдшер величал.

. О, погон измятые полоски

На худых девчоночьих плечах!

И лицо - родное, восковое,

Под чалмой намокшего бинта.

Прошипел снаряд над головою,

Черный столб взметнулся у куста.

Девочка в шинели уходила

От войны, от жизни, от меня.

Снова рыть в безмолвии могилу,

Комьями замерзшими звеня.

Подожди меня немного, Маша!

Мне ведь тоже уцелеть навряд.

Поклялась тогда я дружбой нашей:

Если только возвращусь назад,

Если это совершится чудо,

То до смерти, до последних дней,

Стану я всегда, везде и всюду

Болью строк напоминать о ней -

Девочке, что тихо умирала

На руках беспомощных моих.

И запахнет фронтом - снегом талым,

Кровью и пожарами мой стих.

Только мы - однополчане павших,

Их, безмолвных, воскресить вольны.

Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -

возвратишься ты с войны!

В 1943 году Друнина получила тяжелое ранение, попала с ним в госпиталь. На больничной койке она создала свое первое стихотворение, посвященное войне, – “Я только раз видала рукопашный…”. Это четверостишие принесло молодой поэтессе всесоюзную славу. По сей день его включают в большинство антологий военной лирики, издаваемых на территории России.

Посредством короткого емкого стихотворения, лишенного средств художественной выразительности, Юлия Владимировна сумела сказать очень многое. Война способна нанести непоправимый удар по человеческой

психике. Даже раз увиденный рукопашный бой навек остается в памяти. В понимании поэтессы он гораздо хуже обычного, что читается между строк.

Переход в рукопашную – столкновение с врагом лицом к лицу. Нередко у солдат в подобные моменты возникает понимание того, что в армии противоположной стороны служат такие же люди, у которых есть семьи и друзья. Рукопашный бой, виденный лирической героиней единожды наяву, впоследствии не раз снился ей. Он навсегда засел в памяти. Большинству мужчин сложно признаться, какой страх рождает рукопашный бой. Юлии Владимировне, как женщине, сделать это гораздо легче. Юная поэтесса была предельно искренней со своими читателями, что давало ей силу и мужество. По ее мнению, люди, считающие войну нестрашной, ничего о ней не знают.

Кто говорит, что на войне не страшно

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(1943)

Достаточно сложно отличить лирическую героиню военных стихотворений Друниной от самой Юлии Владимировны. В переживаниях, нашедших отражение в поэзии, нет ничего условно-обобщенного или выдуманного от начала и до конца, как это часто бывает в литературе. Проникновенность, честность и убедительность Друниной принесли ей народную любовь, обессмертили ее лирику. Стихотворения Юлии Владимировны – настоящая энциклопедия Великой Отечественной войны, позволяющая многое понять о том сложном времени.

Композиционно произведение делится на две части. Основной образ – бинты. Вроде бы такой простой предмет, но был всегда востребован в военное время.

Впоследствии Друнина и в прозе вспоминала о дружбе с Самсоновой. По словам Юлии Владимировны, девушек в батальоне было всего двое. Спали они на одной шинели, укрываясь другой, ели из одного котелка. Как при таких обстоятельствах не возникнуть дружеским отношениям? Друнина сожалела, что немного совместного времени выделила им война. При этом добавляла: даже на официальном уровне год на фронте засчитывается за три.

Проанализировав повесть Бориса Васильева и стихи Юлии Друниной, я пришла к следующему выводу.

2. Если для мужчины защита Отечества — это долг, священная обязанность, то девушки шли на фронт добровольно . Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.

4. Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно , она не различает пола и возраста , мы должны помнить тех , кто отдал свои жизни за наше будущее.

5. Насколько сочетаемы женственность и жестокость?

Ответ на этот вопрос дала война. Нежность, трепетность и чуткость против ужаса, страданий и смерти.

Можно ли сохранить душевный свет и теплоту, пройдя через все круги военного ада? Можно. Это и доказала своей поэзией Юлия Друнина.

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом.

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Женщины отгремевшей войны. Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильев Б.Л. А зори здесь тихие: М.: Детская литература,1979

2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т.1,2.- М.: Дрофа: Вече, 2002

3.Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.12. Ради жизни на Земле/Сост. В.Заливако .- М.:Современник,1990

4.Друнина Ю.В. Метель :Стихи, поэмы. -М.: Советский писатель,1988.

5.Стихи военных лет.1941-1945/Сост. С.Наровчатов, Я. Хелемский; Худож. В.Аладьев. -М.: Худож. Лит.,1985.

Читайте также: