Тюменский ковер поделка

Обновлено: 05.07.2024

Ковёр — это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, употребляемое для покрытия полов, стен, столов, диванов и других поверхностей в помещении в декоративных и утеплительных целях. А еще это одно из древнейших изобретений человечества для декорирования и утепления любого дома.

История ковроткачества в Тюменской области

Одним из старейших регионов российского ковроткачества является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.

В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.

В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.

Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на ковре означает могущество и богатство.

Ковры в XXI веке

И в третьем тысячелетии в них всё ещё живо чувство прекрасного. Санные ковры в советское время в Тюменской области выполнялись с геометрическими узорами. Нередко включались изобразительные мотивы птиц, изображение головы коня и подковы. Ковры с подобными изображениями вешались и на стену.

Ковёр Ишимской ковровой фабрики, 1979 год. Свадебный подарок, село Большая Ченчерь

Ковёр Ишимской ковровой фабрики, 1979 год. Свадебный подарок, село Большая Ченчерь

В советское время в Тюменской области было организовано два ковровых предприятия: Ишимская ковровая фабрика (г. Ишим, 1935 год), Тобольская ковровая фабрика (г. Тобольск, 1955год).

В настоящее время ковровая фабрика является единственным предприятием, которое сохранило махровую традиционную технологию ручного сибирского ковроткачества, известного ещё с 18 века. Эта технология позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит, и без швов. Эта технология позволяет использовать до 100 цветов пряжи, а в машинном производстве — не более 12. Есть станки вертикальные и горизонтальные. На горизонтальных станках ткут ворсовые и безворсовые ковры, а на вертикальных ткутся махровые ковры.

Тюменские мастера при создании ковров следуют сложившимся художественным традициям, сохраняя общероссийский характер коврового искусства. Новое в работе этих предприятий использование пастельных тонов: серебристых, зеленовато-розовых. Используются композиции ковров с геометрическими узорами. В геометрических рисунках ковров преобладают мягкие белые, коричневые, бежевые, золотистые, серо-голубые тона. Использовались контрастные и яркие оттенки красных, синих, зелёных, жёлтых и фиолетовых цветов.

Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой. Один ковёр размером 2 на 3 метра делают ткачихи в течение 2-х месяцев. Поэтому изделия получаются дорогими: от 10–15 тысяч за один квадратный метр.

Для изготовления ковров используется чистошерстяная пряжа и хлопковая основа. Шерсть специально обрабатывается, поэтому ковры не подвержены моли и другим вредителям. Если к ковру относиться бережно, он прослужит лет 70-100. И может передаваться по наследству. Ковровая фабрика работает по двум направлениям: здесь изготовят любой ковёр по заказу с любым орнаментом. И в то же время поддерживается традиционное искусство, изготавливают ковры с традиционным сибирским орнаментом. Чаще всего это яркие цветы.

• ковры ручной работы из натуральной шерсти,

• ковры по детскому рисунку,

• сувенирные ковры с логотипами,

• полушерстяные ковры машинного производства,

• по заказу от сувенирного до коллекционного,

• ковры с традиционным сибирским стилем.

Современное ковроткачество — это традиции, уходящие вглубь веков и новшества, гармонично сочетающиеся с традициями.

О ковроткацких станках

Ткацкий станок, на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки

Ткацкий станок, на таких станках ткали деревенские рукодельницы ковры и дорожки

Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек: боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Перекладины округляются так, чтобы в сечении они имели вид овала. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жёстко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Во время работы станок прислоняется к стене под углом 30 градусов. Такая конструкция станка называется наклонной.

Такие простейшие станки использовались в деревнях Большеченчерского сельского поселения Казанского района. Это моя малая родина, здесь я родилась и проживаю всю свою долгую жизнь.

Фрагмент детского коврика Ишимской ковровой фабрики. Подарок победителю соцсоревнования по выращиванию кукурузы, 1963 год,

Фрагмент детского коврика Ишимской ковровой фабрики. Подарок победителю соцсоревнования по выращиванию кукурузы, 1963 год,

Деревенское рукоделие

Территория Большеченчерского поселения расположена на северо-востоке Казанского района. В конце 1919 года был образован Большеченчерский сельский совет Ларихинской волости Ишимского уезда. В начале 1924 года вошёл в состав Ларихинского района, а с 10-го июня 1931 года — в Казанском районе. С 1996 г. это администрация сельская, в последние годы — Большеченчерское сельское поселение, в составе деревни Малая Ченчерь, Вознесенка и Новопокровка.

Позже на таких станках ткали дорожки и ковры. Основа дорожек была хлопковая, а уток был из нитей овечьей шерсти, а если шерсти не было, эти нити делали из остатков ваты, старой ненужной ткани, нарезанной очень тонко. Ткань использовалась из поношенного постельного белья, рубашек, кофточек и т. д. Особенно увлекались дорожками в 60–70-е годы XX века: отдохнули от голодных трудных военных и послевоенных лет, хотелось в доме уюта. Моя мама ткала дорожки из ваты, которую пряла и красила в разные цвет, а также тканевые, выкрашенные яркими красками, получалось очень уютно. Очень непросто было эту нить получить, работа была трудоёмкая. Мама была очень увлечена этим рукоделием. Дорожек наткано было много и для себя, и для дочерей, и для внучек.

Вообще о русских коврах очень мало информации. О том, когда на Руси начал развиваться ковровый промысел, точных данных нет. Считается, что где-то в 16-17 в.в. В основном ковроткачеством занимались монастырские и государственные крестьяне. Ткались гладкие, ворсовые, махровые ковры. Назначение их было разным: насундучники, настольники, половики, дорожки - для убранства крестьянской избы, а ворсовые и махровые ткались на продажу. Девушки на выданье ткали себе свадебные ковры. В композициях ковров преобладали геометрические узоры (ромбы, зигзаги, полоски, квадраты), растительный орнамент. Одна из любимых тем - ковры "в розу".

Развитие русского ковроделия было связано и с ямским промыслом. Ямщики использовали дешевые ковры и ковровые изделия для покрытия сидений саней, тарантасов, возков. Гладкие безворсовые и махровые изделия служили в качестве одеял для путешественников. Недорогими ковриками-попонками покрывали лошадей. Санные ковры обычно состояли из нескольких частей, каждая имела свой рисунок. Самой яркой была та часть, которая набрасывалась на спинку саней, и они были видны издалека.


В. И. Суриков "Взятие снежного городка"

Основными центрами ручного ковроткачества были Курская, Орловская, Воронежская губернии.
Расцвет Тюменского ручного ковроделия пришелся на 2-ю половину XIX века, когда после реформы 1861 года невиданный ранее размах приняло переселение крестьян из Европейской части России в Западную Сибирь.

Традиционным для Тюменского ковра был темный, обычно черный цвет поля, на фоне которого в различной комбинации размещались яркие красные цветы с зелеными листьями и бутонами. Махровые Тюменские ковры имели высокий ворс и отличались буйством красок. Мастерицы ткали ковры с теневыми переходами, что создавало впечатление объемности. Часто на коврах было изображение конских голов в венках из цветов и зеленых листьев.
Пряжу для ткачества готовили всей семьёй. Окраской шерсти тоже занимались самостоятельно. Мастера коврового дела знали секрет невыгорающих растительных красок, который передавался вместе с навыками ткачества по наследству.
Махровое ковроделие в настоящее время развивается на Ишимской ковровой фабрике с использованием яркого крупного цветочного орнамента на черном фоне. На Тобольской ковровой фабрике выпускают высоковорсовые ковры и паласы с русским растительным и геометрическим орнаментом.

Фото №93866. Мастер-класс. тенология изготовления Сибирского ковра

Фото №93866. Мастер-класс. тенология изготовления Сибирского ковра Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

27 мая 2012 года в Туркмении отметили день туркменского ковра. В 1992 году он приобрел статус государственного праздника, который теперь ежегодно отмечается в Туркмении в последнее воскресенье мая.

Самые пышные празднества проходят в Ашхабаде в Музее туркменского ковра. В этом музее экспонируются 2000 ковровых изделий, в том числе редкие. Фонд музея постоянно пополняется, его сотрудники ведут поиск и сбор старых ковров. Новое здания Национального музея туркменского ковра, занимает в общем площадь 5089 м². В стенах музея проходят международные научные форумы и конференции.

Искусство ткать ковры передавалось из поколения поколению: от матери к дочери, от внучки к правнучке. Со временем утилитарная роль ковра отходит на второй план, первое место отводится красоте и изысканности коврового изделия.

Мастера ковроткачества особое значению придавали подбору шерсти для основы ковра, предпочитая чистую белую шерсть сырыджинских овец. Краску использовали природную растительную. Особое внимание уделялось приготовлению темно-красной краски.

Это событие натолкнуло меня на мысль развить тему ковроткачества.

Сибирский ковер

- Тюменский ковер ткут из длинноворсовой овечьей шерсти.

Фото №93858. Оборотная сторона ковра. Тюмень

Фото №93858. Оборотная сторона ковра. Тюмень Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

История ковроткачества в Тюмени такова: «Через Тюмень давным-давно проходил азиатский торговый путь. Шли караваны. Среди пришлых было много бухарцев.

Л.Ц.: - Бренд Тюмени. Сибирский ковер (ранее называли Тюменский). Такой ковер длинноворсовый и дешевый делали у нас. Проходили азиатские торговые пути. Шли караваны. Много было бухарцев. Нужно было использовать местный материал, придумали чтобы было дешево - ковер из шерсти овцы (как впрочем и туркменский ковер ткется из овечьей шерсти (прим. авт.). Пряли грубую шерсть, окрашивали ее и ткали ковры. Плотность большая в ковроткачестве - это изыски. Обычно ковер делали не плотным. Такой ковер ткется очень быстро.

Фото №93862. Людмила Николаевна Шатохина (Тюмень) за работой

Фото №93862. Людмила Николаевна Шатохина (Тюмень) за работой Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

Людмила Николаевна, каковы сюжеты сибирских ковров?

Л.Ц.: - В тюменских коврах используется в основном цветочный рисунок. Карта простая - на черном фоне. На белом фоне ковер с узором получается сложнее.

Дешевизна ковра послужила повсеместному его распространению. Когда впервые в 1913 году ковры вывезли во Францию, и французы их оценили - ковры выросли в цене.

Но в 1990-х годах фабрика загнулась. Сейчас ее возродили. взяли в частные руки. Фабрика работает. Если по-простому говорить, то это не фабрика, а артель. Если есть заказ, собирают ковровщиц, к счастью они еще живы, и они ткут.

Есть ли молодые мастера?

Л.Ц.: - Есть. Сейчас большой интерес. В школах для детей проводим занятия. Этот образец сделал мальчик из худ. школы.

Фото №93854. Сибирский ковер. Образец выполнен учеником художественной школы г. Тюмени

Фото №93854. Сибирский ковер. Образец выполнен учеником художественной школы г. Тюмени Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

Есть у нас постоянная выставка в центре ремесел, где экспонируются старые галерейные, музейные ковры; станок стоит; приспособления для ткачества.

Фото №93882. Людмила Шатохина, (Тюмень ) на фоне Тюменских ковров

Фото №93882. Людмила Шатохина, (Тюмень ) на фоне Тюменских ковров Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

Мы собираемся на мастер-классы. На первом занятии мы знакомим с историей, учим как навой подготовить. Бывают циклы занятий, разовые (когда рассказываю, показываю). Есть большой интерес.

Фото №93878. Фрагмент тканного , безворсового ковра (сумах) Тюмень

Фото №93878. Фрагмент тканного , безворсового ковра (сумах) Тюмень Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

В тюменской ковровой экспозиции представлены разные техники ковроткачества: безворсовые(сумах), ворсовые и махровые.

Фото №93870.

Фото №93870. "Райский сад". Сибирский ковер, эксклюзивный махровый Узоры с птицами. Рисунок придумал в 50-60 гг. художник ковровой фабрики По его карте ткут ковры и по сей день; Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"

Фото №93874. Розы на черном. Сибирский ковер. Махровое ткачество. Тюмень

Фото №93874. Розы на черном. Сибирский ковер. Махровое ткачество. Тюмень Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень \"Арт-галерея. Казань-2012\"


Тюменский народный ковёр занимает своё особое место в истории художественной культуры России. Являясь ярким и самобытным промыслом народов Сибири, он имеет более чем трёхсотлетнюю историю. За это время происходило много событий, что отражалось в развитии этого самобытного искусства. Как и в каждом жанре, здесь были расцвет и забвение. Но, в наши дни возникла необходимость возрождения тюменского народного ковра. как вида промысла, являющегося частью национального достояния, а так же, как дополнительного ресурса культурного туризма региона.

В девяностых годах прошлого века художественные промыслы переживали не самые лучшие времена. Многие из них прекратили своё существование, лишившись государственной поддержки. Сейчас происходит сложный процесс формирования художественного рынка на фоне отсутствия комплексных мер, которые должны быть на государственном уровне по возрождению, сохранению, и развитию традиционных народных художественных промыслов. Поэтому, возрождение и развитие тюменского коврового промысла, нуждается в поддержке на региональном и федеральном уровне.

Первые сведения о тюменских коврах пришли к нам с восемнадцатого века. Они упоминались в трудах крупных ученых и путешественников, участников сибирских академических экспедиций. Среди них были такие известные деятели того времени, как- Миллер, Фальк, Георг, Лепёхин. При том, что эта информация носит характер отрывочных сведений, они являются единственным достоверным источником выдающихся деятелей того времени.

В начале и середине девятнадцатого века, небольшая часть материалов по тюменскому ковровому промыслу содержится в трудах сибирских историков- Павлова, Словцова, Завалишина, Абрамова.

них была собрана информация, рассказывающая о самых крупных ковровых центрах Тюменского округа.

В тысяча восемьсот девяносто шестом году в Тобольском губернском музее создали специальную кустарную комиссию для участия в крупных всероссийских и международных кустарно- промышленных выставках.N

Читайте также: