Токарные поделки из лиственницы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Смотрите предложения в нашем магазине. Наши цены могут вас заинтересовать!

Лиственница – прекрасный материал не только для строительства, но и для столярных изделий. Древесина этой породы обладает яркой и необычной цветовой гаммой, разнообразием оттенков, красивой текстурой. Механические и физические свойства превосходят многие другие твердые породы.

Однако материал довольно капризный и работать с ним по-настоящему сложно. Нужно знать множество нюансов и особенностей, так как лиственница – дерево с характером.

Свойства лиственницы с точки зрения обработки

Лиственница выделяется своей плотностью, прочностью, твердостью. В структуре дерева содержится смола в больших количествах. Именно благодаря всем этим свойствам лиственница очень сложна в обработке.

Механические свойства (твердость, прочность) повышаются по мере того, как понижается влажность. Только плотность становится ниже при низкой влажности.

Однако добиться нужного показателя влажности, т.е. качественно просушить древесину лиственницы, достаточно трудно. Если идти методом атмосферной сушки, то велика вероятность деформации пиломатериалов. Поэтому чаще всего лиственницы распиливают радиально. Использовать тангенциальный распил крайне нежелательно, так как во время сушки он приводит к множественным мелким трещинам.

Также нельзя повышать температуру при сушке, поскольку процесс образования трещин только усилится. Если сделать температуру слишком низкой и увеличить время просушивания, древесина может потемнеть.

Больше всего сложностей с толстыми пиломатериалами, бревнами. На предприятиях сортность лиственницы падает примерно на 50% после сушки, так как при несоблюдении или нарушении технологии пиломатериалы уже нельзя отнести к высококачественным сортам.

Спасти могут только специальные сушильные камеры. Оборудование позволяет оптимизировать процесс, правильно подобрать температуру и временные рамки, четко держать качество и технологию.

Засмаливание инструмента

Мастера также отмечают, что обычным стальным режущим инструментом невозможно распилить дерево. Чем суше ставится древесина, тем сложнее пилить. Диски ломаются, засмаливаются и не подлежат восстановлению.

Оптимальный вариант – использовать специальную сталь с напайками. Также важно подбирать пильные диски с определенным количеством скалывающих и подрезающих зубьев.

Что касается гвоздей и строгания пиломатериалов из лиственницы, то здесь тоже немало вопросов. Вбить гвоздь можно без труда в свежую древесину, в сухую и плотную – невозможно. Кроме того дерево будет раскалываться.

Поэтому единственный выход – предварительное просверливание отверстий. Хотя и они не спасут при долгой эксплуатации древесины. Чем он суше, тем сложнее обрабатывается. Однако честно будет отметить крепость удержания саморезов внутри ствола. Гвозди и саморезы крепко заседают в пиломатериале, если обработка была сделана вовремя.

Несмотря на все сложности и необходимость использования спецоборудования для обработки, лиственница высоко ценится строителями и мастерами.

derevo-dlya-rezby

Технологические качества древесины

rezba-po-derevu

Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
  • Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.

Выбор древесины для резьбы по дереву

rezba-po-derevu

Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:

Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Например, цвет древесины будет зависеть от возраста дерева, от того, как на него воздействовали внешние условия, от последующего воздействия отделкой, а еще от угла светоотражения. Декоративность древесины в поделке зависит от самой текстуры дерева, от того натурального рисунка, который виден на срезах.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Подготовка дерева к работе

sushka-drevesiny

Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.

Рекомендации по подготовке рабочего материала:

Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.

Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!

Смотрите предложения в нашем магазине. Наши цены могут вас заинтересовать!

Лиственница – прекрасный материал не только для строительства, но и для столярных изделий. Древесина этой породы обладает яркой и необычной цветовой гаммой, разнообразием оттенков, красивой текстурой. Механические и физические свойства превосходят многие другие твердые породы.

Однако материал довольно капризный и работать с ним по-настоящему сложно. Нужно знать множество нюансов и особенностей, так как лиственница – дерево с характером.

Свойства лиственницы с точки зрения обработки

Лиственница выделяется своей плотностью, прочностью, твердостью. В структуре дерева содержится смола в больших количествах. Именно благодаря всем этим свойствам лиственница очень сложна в обработке.

Механические свойства (твердость, прочность) повышаются по мере того, как понижается влажность. Только плотность становится ниже при низкой влажности.

Однако добиться нужного показателя влажности, т.е. качественно просушить древесину лиственницы, достаточно трудно. Если идти методом атмосферной сушки, то велика вероятность деформации пиломатериалов. Поэтому чаще всего лиственницы распиливают радиально. Использовать тангенциальный распил крайне нежелательно, так как во время сушки он приводит к множественным мелким трещинам.

Также нельзя повышать температуру при сушке, поскольку процесс образования трещин только усилится. Если сделать температуру слишком низкой и увеличить время просушивания, древесина может потемнеть.

Больше всего сложностей с толстыми пиломатериалами, бревнами. На предприятиях сортность лиственницы падает примерно на 50% после сушки, так как при несоблюдении или нарушении технологии пиломатериалы уже нельзя отнести к высококачественным сортам.

Спасти могут только специальные сушильные камеры. Оборудование позволяет оптимизировать процесс, правильно подобрать температуру и временные рамки, четко держать качество и технологию.

Засмаливание инструмента

Мастера также отмечают, что обычным стальным режущим инструментом невозможно распилить дерево. Чем суше ставится древесина, тем сложнее пилить. Диски ломаются, засмаливаются и не подлежат восстановлению.

Оптимальный вариант – использовать специальную сталь с напайками. Также важно подбирать пильные диски с определенным количеством скалывающих и подрезающих зубьев.

Что касается гвоздей и строгания пиломатериалов из лиственницы, то здесь тоже немало вопросов. Вбить гвоздь можно без труда в свежую древесину, в сухую и плотную – невозможно. Кроме того дерево будет раскалываться.

Поэтому единственный выход – предварительное просверливание отверстий. Хотя и они не спасут при долгой эксплуатации древесины. Чем он суше, тем сложнее обрабатывается. Однако честно будет отметить крепость удержания саморезов внутри ствола. Гвозди и саморезы крепко заседают в пиломатериале, если обработка была сделана вовремя.

Несмотря на все сложности и необходимость использования спецоборудования для обработки, лиственница высоко ценится строителями и мастерами.

Каждый мастер по дереву быстро начинает отличать породы дерева, ориентироваться в свойствах древесины. Я использую более 30 пород, в основном это деревья средней полосы России.
В столярном деле одними из самых широкоиспользуемых пород являются хвойные. В основном это связано с их доступностью и легкостью обработки. Самые распространенные хвойные породы: сосна и ель.

Сосна. Спил дерева

Сосна имеет древесину бело-желтого цвета с оранжево-красными смолистыми прожилками. Сучки дают интересную и выразительную текстуру. Древесина мягкая, легко поддается обработке, но легко повреждается и скалывается, требует острого инструмента. Широко применяется в изготовлении столярных изделий. Используется в качестве основы под шпонирование. Для резьбы плохо пригодна.

Ель. Спил дерева

Ель имеет светлую беловатую древесину с едва заметными годовыми кольцами. Сучки у ели разбросаны хаотично. По свойствам напоминает сосну, но более мягкая.

Лиственница. Образцы дерева

Лиственница имеет древесину светло-коричневого цвета с красноватым оттенком. Дерево содержит много смолы, вследствие чего тяжело обрабатывается, забивая наждачку. Очень прочное, практически вечное, не поддающееся гниению дерево.

Можжевельник. Спил дерева

Можжевельник -распространен на Кавказе и в Крыму. Имеет плотную древесину с очень красивой текстурой, из-за чего торцевые спилы часто используются для инкрустации. Можжевельник хорошо обрабатывается и полируется. Правда толщина ствола не превышает 10 см. Запах можжевельника необыкновенно приятный и долговечный (часто из него делают подставки под горячее).

Кипарис. Кусок дерева

Кипарис похож по свойствам на можжевельник, но древесина более темная и серая. Имеет необычайно приятный запах, который сохраняется десятилетиями. Кипарис мало трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для изготовления икон.
Наиболее популярны у мастеров лиственные породы дерева. Предпочтение конечно отдается дубу.

Дуб. Образец дерева

Дуб -очень декоративное темное и твердое дерево средней полосы. Имеет пористую структуру с радиально расположенными лучами. Дуб очень прочен, с трудом обрабатывается и тупит резцы, поэтому требует инструмента хорошей закалки. Дуб хорошо пригоден для крупной резьбы.

Ясень. Спил дерева

Ясень имеет светлую, похожую на дуб текстуру дерева. В отличие от дуба, у него нет радиальных лучей. Древесина прочная, но при распарке хорошо гнется. Ясень не любит морения, оно портит его внешний вид.

Вяз. Текстура дерева

Вяз имеет древесину с хорошо заметными годовыми кольцами и темным центром. Особенно красив вяз в комлиевой части. По свойствам близок к дубу. Часто из вяза изготавливают ручки инструментов по дереву.

Клен. Срез дерева.

Клен русский, черноклен имеет светлую древесину кремово-коричневого оттенка плотную и достаточно однородную без выраженных волокон. Благодаря этому клен широко используется в изделиях с мелкой резьбой, в изготовлении деревянной посуды и утвари. Клен хорошо полируется и поддается обработке морилками и лаками.

Бук. Образцы дерева

Бук имеет серовато-розоватую текстуру дерева с темными черточками. Бук очень прочен, имеет однородную структуру, благодаря чему хорош для резьбы. Бук мало трескается, часто идет на изготовление столярных инструментов. Хорошо поддается морению.

береза. Спил дерева

Береза -наиболее распространенная порода дерева в России. Имеет бело-сероватый цвет древесины, твердую структуру. Береза легко поддается обработке, хороша для резьбы и морения, пирографии. Хорошо гнется в распарке. Из нее делают посуду, черенки инструментов, мебель. Березовые доски сильно коробятся при сушке, поэтому их лучше сушить под грузом. Березовый кап чрезвычайно декоративен.

Орех грецкий. Спил

Орех грецкий имеет серовато-бурую древесину с красноватыми прожилками. Плотен, хорошо поддается полировке. Очень декоративен, идет на инкрустацию.

Граб. Образец дерева

Граб произростает на юге России. Имеет очень твердую древесину серовато-белого цвета.Хорошо поддается обработке. Часто используется в изготовлении столярного инструмента.

Акация. Спил дерева

Акация белая имеет очень красивую текстуру зеленоватого цвета с выраженными годовыми слоями. Древесина акации очень прочна, хорошо полируется, но сильно трескается. Акация широко используется в инкрустации.

Яблоня,груша,абрикос,вишня,слива. Текстура дерева

Фруктовые породы-яблоня,вишня,груша,абрикос,слива это прекрасный поделочный материал. Текстура очень богата оттенками, декоративная и плотная. Хорошо обрабатывается, полируется и поддается морению. Идет на резьбу, инкрустацию. Древесина фруктовых пород, особенно абрикоса сильно растрескивается при сушке.

Рябина -дерево с прочной структурой, имеет красивый неравномерный рисунок. При полировке хорошо скользит, используется для изготовления подошв рубанков.

Боярышник.Структура дерева

Боярышник имеет очень твердую древесину красивого желтовато-бурого цвета. Максимальная толщина кустарника 15 см.

Липа,осина,ольха,ива.Спилы дерева

Липа, ольха, осина, ива деревья со светлой древесиной, мягкие и легко поддающиеся обработке, не трескаются, хорошо морятся. Широко используются в резьбе.

Токарная обработка древесины превращает грубую древесину в элегантные изделия, выделяет интересную структуру отдельных пород, позволяет придать самую необычную и привлекательную форму грубым доскам и брускам.


Для токарной обработки можно выбрать обычные породы дерева: дуб, бук, ель, сосну, ясень. Это зависит от требуемых свойств конечного продукта, а также от его цвета. Важно выбирать в качестве сырья сухую или свеже-влажную древесину.


Содержание

Влажная и сухая древесина

Мокрая древесина обычно обрабатывается лучше. Преимущество не только в простом и быстром захвате материала, но и в минимальном пылеобразовании при работе.


Однако полученный продукт со временем претерпит серьезные изменения. Постепенное высыхание может изменить форму и размеры объекта. Быстрое высыхание может даже вызвать растрескивание.


В отличие от свежей древесины при обработке сухой древесины можно рассчитывать на стабильность формы и окончательный цвет.Однако такая токарная работа более трудоемка, но ряд современных устройств решает эту проблему.


Также важны более низкая доступность и более высокая цена высушенной древесины.












Сфера применения токарных работ по дереву

Токарная обработка дерева может использоваться в производстве:

  • Перил и барьеров;
  • Частей мебели: ножки стульев, столов, реставрации антикварной мебели;
  • Украшений и аксессуаров (ручки, фасады, планки);
  • Карнизов, штанг;
  • Контейнеров, посуды;
  • Игрушек.


Токарная техника

В зависимости от намерения или производимого продукта, необходимо выбрать технику токарной обработки. Самая распространенная и простая форма — токарная обработка шпинделя, в основе которой лежит цилиндрическая форма.


Прочно закрепленный материал плавно вращается вокруг своей оси, а специальные ножи или планки формируют древесину. Таким способом вы делаете ножки для стульев и столов, отдельные перегородки для перил или заборов.


Продольное или поперечное точение найдет применение при производстве декоративных элементов или мисок, контейнеров и игрушек. Здесь можно интересно совместить механическую обработку материала снаружи с доработкой полости внутри дерева.


Другие типы токарной обработки включают, например, кольцевую, многоосную или сегментную токарную обработку. Однако для нормальной обработки дерева достаточно знания классических техник и их сочетаний.

  • При работе обращайте внимание на качественное оборудование. На ножах экономить однозначно не стоит.
  • Качественная, хорошо заточенная сталь гарантирует простоту использования.
  • Материал под лезвием будет плавно меняться, не будет неровностей или нежелательного истирания краев.
  • Выбирайте ножи, токарные станки, стамески только от качественных производителей с возможностью многократной шлифовки.


Качественные ножи — это вложение, но оно скоро вернется к вам. Это сэкономит ваше время, сложный ремонт готовой продукции и испорченного материала.











Строение токарного станка

Универсальный центровой токарный станок является самым распространенным токарным станком. Название токарного станка происходит от двух точек, между которыми по центру зажимается заготовка.


Конструктивные элементы токарного станка можно разделить на 5 основных групп:

  • Станина в виде массивного литого основания;
  • Передняя и задняя бабки;
  • Устройство подачи;
  • Продольный или поперечный саппорт;
  • Набор сменных шестерней;
  • Коробка передач.


Некоторые токарные станки дополнительно оснащаются фартуком для приведения в движение механизмов.








Станина токарного станка

Это основная часть токарного станка, она имеет форму балки и изготовлена, как правило, из серого чугуна. Станина должна быть достаточно жесткой и прочной, чтобы выдерживать вес других частей токарного станка, не гнуться и выдерживать силы, возникающие при токарной обработке.

  • Станина токарного станка обычно устанавливается на двух корпусных ножках.
  • Левая ножка в основном скрывает двигатель и коробку передач, правая служит ящиком для инструментов.
  • Вверху станины есть направляющая для опоры и задней бабки.
  • Устройство подачи скользит по внешним направляющим поверхностям, а задняя бабка — по внутренним направляющим поверхностям.


Из-за возможных повреждений на нее не ставят инструменты, полуфабрикаты, для этого предусмотрены отсеки для хранения.


Передняя бабка токарного станка

Это полый вал, установленный в подшипниках, конструктивно выбранных для предотвращения изгиба шпинделя и поддержания давления, создаваемого во время обработки.

  • Передний и задний коренные подшипники (скользящие) воспринимают давление перпендикулярно оси шпинделя.
  • Эти давления также называются радиальными давлениями.
  • Давление в направлении оси шпинделя (осевое давление) воспринимается подшипником качения.
  • Шпиндель и бабка не должны вибрировать во время работы.


Большинство токарных станков имеют переднюю бабку коробчатой ​​формы (в исключительных случаях они имеют цилиндрическую форму).


Правый конец шпинделя выступает из передней бабки и имеет на внешнем конце резьбу, к которой прикручен зажим для зажима заготовки. Основная часть бабки — шпиндель.


Шпиндель

Шпиндель приводится в движение двигателем, который, как уже упоминалось, установлен в левой стойке токарного станка. На валу двигателя имеется ведущий шкив с канавками для приводных ремней, передающих движение на ведомый шкив и на редуктор.

  • Коробка передач имеет несколько передач, и перемещение скользящих шестерен изменяет передачи и, следовательно, скорость ведущего шкива.
  • Движение от ведущего шкива передается широким плоским ремнем на шкив в передней бабке.
  • Шкив закреплен на корпусе, установленном на двух шарикоподшипниках.


Шпиндель свободно проходит через корпус и может быть соединен с ним с помощью муфты или шаблона шестерни.


Устройство подачи

Во время токарной обработки нож перемещается вручную или механически, в радиальном и осевом направлении относительно заготовки. Подающее устройство приводится в движение валом и сменными шестернями. Движение передается на шестерни в редукторе подачи.


Переключение передач изменяет скорость подачи ножа при повороте.

  • В подающем механизме шестерни разделены на три группы I, II, III. В части I шестерни переключаются путем перемещения скользящих шестерен с помощью маховика.
  • В части II представлена ​​шестерня Нортона, которая приводится в движение промежуточным валом, на котором закреплена широкая шестерня, с которой шестерня постоянно находится в зацеплении, установленная на поворотном рычаге.


Токарная обработка дерева — занятие красивое и творческое. Это требует определенного мастерства, но с качественным оборудованием и мощным токарным станком можно относительно быстро освоить базовые приемы.


Кроме того, широкое применение находит обработанная древесина. Вы можете оборудовать или дополнить его обычным мебельным производством, он также послужит практичным аксессуаром в интерьере и экстерьере.

Читайте также: