Театральная тростевая кукла своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

На прошлой неделе в нашем детском саду проходили курсы педагогов по теме: Театрализованная деятельность дошкольников. Педагоги сначала посмотрели сказку "Репка", где все роли играли детки. После просмотра обсудили интересующие моменты в сказке. Были удивлены тем, что все декорации к сказке созданы нашими педагогами. Отметили саму постановку и игру актеров. Также узнали по какой программе работает наш музыкальный руководитель.

Следующим этапом просмотрели презентацию по театрализованной деятельности. Где узнали какие задачи мы ставим на всех возрастных этапах. Какие виды театра используем в каждой группе. Также им предоставилась возможность посмотреть нашу выставку театров, которые мы используем в работе. На выставке мы показали те театры, которые наши воспитатели сделали сами из подручных материалов. Это пальчиковый театр, магнитный театр,театр из носочков, ложковый театр, театр на палочках. Куклы марионетки, тростевые куклы, платковые куклы. Ширмы изготовленные тоже своими руками. С большим интересом и любопытством рассматривали наши работы.

Завершающим этапом мероприятия стали мастер - классы по изготовлению кукол. Хочу поделится своим мастер - классом в виде фотоотчёта.














Все очень потрудились. Кто-то успел сделать по две куклы. куклы получились у всех разные. интересные. Большинство педагогов впервые попали на такой мастер-класс. Поначалу боялись приступать к работе, но постепенно стали внедряться в творческий процесс. и позже удивлялись, что у них получились необычные куколки. Все остались очень довольны такой необычной работой. Благодарили и говорили, что по приезду домой будут делать таких кукол со своими дошколятами. А некоторые сказали, что такую поделку сделают на выставку в школе. Мне было очень приятно услышать слова благодарности и поделится своим опытом с коллегами.

Корзины для легкого инвентаря своими руками (мастер-класс)

Корзины для легкого инвентаря своими руками (мастер-класс) Корзины для легкого инвентаря своими рукамиЕсли не знаете, что сделать с накопившимся полчками от суши, то предлагаю Вам один из вариантов.

Мастер-класс по изготовлению куклы своими руками

Мастер-класс по изготовлению куклы своими руками По окончании занятия, на котором мы работали с солёным тестом - лепили птичек, Кира меня попросила помочь слепить ей из остатков теста.

Театральные игрушки своими руками

Театральные игрушки своими руками Здравствуйте, я Кувеко Валентина Михайловна, воспитатель младшей разновозрастной группы Новоуспенского детского сада. Тема мастер-класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология изготовления тростевых театральных кукол. Работа с материалами - текстиль, чулочный трикотаж, синтепон, проволока, дерево, ДСП, лен, пряжа, фурнитура.

Работа по программе "Изготовление театральной тростевой куклы" рассчитана на обучающихся 6-го класса художественного отделения ДШИ (возраст 14-15 лет) на 12 часов.

Цель : Привить детям интерес к искусству театра кукол, развитие творческого мышления, эстетического вкуса.

Задачи: Образовательная: научить мастерить театральную куклу. Ознакомиться с ее особенностями и отличием от куклы-игрушки.

Развивающая: развивать усидчивость, внимание, глазомер, умение работать с разнообразными материалами.

Воспитательная: воспитывать интерес к декоративно-прикладному и театральному искусству.

Основные понятия: кукла, театр кукол, театральная кукла, виды театральных кукол - перчаточные, тростевые, марионетки, стендовые.

Материалы:Текстиль, ДСП, чулочный трикотаж, синтепон, кожа, лен, пряжа, проволока, фурнитура, клей ПВА, термопистолет, иглы швейные, ножницы, нитки.

Тростевая кукла относится к верховым (актер - внизу, кукла - вверху).

1. Основой куклы является гапит - деревянная рейка. Рейка хорошо отшлифована 70 см. высотой 1,5х1,5 см сечения приклеивается основа туловища - дощечка из ДВП - стилизованная фигурка куклы.

2. Следующая операция - обтяжка туловища и шеи трикотажной эластичной массой. туловище куклы постепенно обтягивается. Наращивается нужный объем.

3. Голова куклы. она так же выполняется в технике чулочного трикотажа. Эта техника позволяет ее сделать не только декоративной - яркой и выразительной, а и "живой", тк чулочный трикотаж и синтепон дают иллюзию живой плоти. Основа лица состоит из двух, неравных по величине, частей. Из трикотажа вырезаем два овала с наибольшей шириной 12 и 8 см. Стягиваем их по краям нитью и набиваем синтепоном, получив две полусферы. Скалываем обе половинки английскими булавками, сшиваем. Получаем лицо куклы с разделительной линией в районе глаз. Собственно, это и будет передняя часть головы куклы.

4.Нос - самая сложная деталь лица. Например, кукле-пирату нос следует делать крупным, рельефным, с хищной горбинкой. Основу, призму носа вырезаем из плотного белого картона. Сгибаем его треугольником и обрезаем. Затем заготовку обтягиваем трикотажем, а концы ткани сшиваем и крепим с изнанки. "Лепим" из трикотажа и синтепона четыре небольших шарика по принципу стяжки нитки на ножке: кончик, горбинка, две ноздри.Детали сшиваем и обтягиваем еще одним слоем трикотажа.

5. Для щек и подбородка сделаем три небольших сферы. Прикалываем к лицу булавками.Опускаем щеки вниз, делаем лицо одутловатым.

6. Так же шьем набровные дуги, нависающие над глазницами. Это придаст пирату суровости.

7. Глаза театральной куклы - самая выразительная часть лица. Они должны быть большими, яркими, сверкающими в свете театрального софита. Газное яблого мастерится из белого трикотажа. Роговица - пойетка, зрачок - бусина или бисеринка.

8. Эта кукла у нас безгубая. Они лишь угадываются во впадине между основанием носа и подбородком. А вообще, для губ берется цветная набивка красного или розового цвета. Для обтяжки коричневый или бежевый трикотаж. Губы лепятся по принципу шариков.

9. Готовое лицо прикалываем булавками к шее (кончику гапита) за нижнюю часть (под подбородком). Затылок и виски головы делаем по принципу полусфер. Скалываем все иглами. Проверяем наклон головы, уточняем симметрию частей и сшиваем м-ду собой детали.

10. Головка куклы декорируется паричком из синтетического волокна, либо льна.

11. Руки куклы должны быть подвижны. Каркас руки делается из скрученной проволоки, обшивается тканью.

12. Кисти рук требуют особого внимания. Шалон кисти накладывается на на двойной слой трикотажа, обводится по контуру, прострачивается и выворачивается. Полученная перчатка набивается синтепоном. Это один способ. Второй - в перчатку кисти вставляется каркас из проволоки, согнутый по форме шаблона.

13. К предплечью крепится трость (для управления куклой актером).

14. Кукла готова. Теперь можно одевать на нее костюм. Из полосатого трикотажа кроится и шьется тельняшка. Брюками служит кусок темной ткани, которая драпируется на кукле. Шляпа шьется из фетра. Выкройки тельняшки и шляпы предлагается учителем. На фигуре драпируется плащ.

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. К.С. Станиславский.

Театральная тема довольно-таки интересна и занимательна, а сам кукольный театр представляет немалый интерес не только среди детской аудитории, но также на спектакли с участием кукол с удовольствием ходят и взрослые.

Истоки кукольного театра уходят в языческие обряды с игрищами, в которых использовались куклы — символы богов, олицетворяющие силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов — покровителей первобытных племен.

В настоящее время среди театров кукол различают три основных направления:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол других конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды обычно скрыты за ширмой.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок.
3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. К числу срединных кукол относятся куклы театра теней, когда актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на котором проецируются тени от плоских или не плоских кукол.

На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми. Но главное отличие кукол — в их устройстве. Простейшими являются петрушечные или перчаточные куклы, то есть все те куклы, которые одеваются на руку как перчатка, только не на пять пальцев, а на три.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые маскируются под одеждой куклы. По размерам тростевая кукла больше перчаточной, а по своим пропорциям напоминает человека. Тростевые куклы наиболее распространены в кукольном театре.

Наиболее сложна в изготовлении и управлении кукла-марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками, которые крепятся к крестообразному держателю (вага). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актёр попеременно дергает за нити, приводя в движение куклу-марионетку.

На этом список видов театральных кукол не заканчивается. Ещё куклы бывают пятачковыми, вертепными, планшетными, ростовыми, мимирующими, тантамарески, а также существуют куклы с устройствами, которые отличаются расположением гапита или трости.

Я давно задумывала создать перчаточную куклу. Первая такая кукла была мною создана еще в начальных классах школы. И на этой неделе я решила вспомнить и записать весь процесс создания куклы на видео. Процесс оказался кропотливым и трудоёмким, но результат моих стараний приятно порадовал. Кукольное представление с участием двух перчаточных кукол прошло с восторгом и интересом у маленького зрителя.

Данный мастер-класс можно посмотреть здесь:

А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!


Обучающие задачи: расширить знания учащихся о кукольном театре, познакомить с видами кукол, театральными профессиями;

Развивающие задачи: развивать воображение и самостоятельное творчество детей при изготовлении поделки, тренировать мелкую моторику;

Материалы и инструменты: бутылочка из-под йогурта, баночка из-под сметаны, трикотажная ткань, вязальные и швейные нитки, шнурок, ленточка, шарик для моделирования, готовые глазки, проволока для тростей, палочка длиной 35 см, ножницы, резак, иголка, клей. Примечание: предварительно концы трости (проволока, спицы) необходимо обработать согласно технике безопасности.

П е д а г о г. Знаете ли вы, что такое театральный спектакль? Это когда однажды вы просыпаетесь воскресным утром, особенно старательно умываетесь и причесываетесь, надеваете нарядный костюм или платье. А потом вместе с мамой, папой или бабушкой направляетесь в театр. Вот вы вошли в его двери. Вот вы сели в мягкое кресло. Погас свет, зазвучала музыка, и в темный и притихший разом зал вошла сказка. Спектакли готовят для вас и показывают волшебники. Вот он какой – этот волшебный, сказочный, чудесный мир театра. Вы, конечно, любите бывать в нем. А не попробовать ли нам с вами устроить свой театр? А начинается все так… Давайте узнаем, в какой последовательности все это происходит.

II этап. По сюжету будущего спектакля художник рисует эскизы кукол и декораций, разрабатывает технический рисунок.

III этап. По техническому рисунку бутафор и механик изготавливают куклу, швея шьет для нее костюм, художник расписывает ей лицо. А какие еще виды театральных кукол могут быть? Предлагаю посмотреть образцы. (Идет демонстрация образцов кукол для кукольных театров – перчаточные, плоскостные, бумажные, марионетки, тростевые и др.)

Иногда для одного спектакля могут изготавливаться куклы в разной технике. Сегодня мы с вами побываем в роли бутафоров и изготовим тростевую куклу. Тростевая кукла – это вид театральной куклы, которая управляется кукловодом при помощи особых деталей – тростей.

Тростевые куклы бывают двух видов: первые просто надеты на трость и управляются кукловодом снизу. А вторые еще с помощью тростей умеют двигать ручками, и это придает кукле наибольшую выразительность. Тогда очень эффектно в исполнении тростевой куклы смотрятся действия с плащом, его открывание и закрывание. Все зависит от того, как кукла спроектирована, как хорошо продумана ее конструкция, и как она входит в сочетание с костюмом.



Проверьте, какие принадлежности вам понадобятся для изготовления тростевой куклы. Трости для нее делаются из кусочков проволоки или спиц. Технологическая карта В дне пластиковой банки аккуратно вырежьте отверстие и наденьте ее на бутылку. Получилось туловище куклы – ее корпус – и каркас для юбки. Обшейте тканью туловище и сделайте юбку. В бутылке на уровне плеч будущей куклы проделайте отверстия и протяните в них шнур – ручки куклы. На конце шнура закрепите проволоку – это трости.

Пришиваем к корпусу вдоль шнура рукава и ладошки. В дне бутылки проделайте отверстие и вставьте через всю конструкцию палочку. Закрепите на ней шарик для моделирования. Оформите лицо, а из ниток сделайте прическу. Лицо остается пластиковым, так как шарик для моделирования имеет белый цвет, а оформление лица производится по выбору мастера. Можно использовать и приклеить готовые покупные глазки, а можно использовать самоклейку на рот и глаза.


Теперь артист-кукловод может одной рукой взять ее снизу, а второй рукой, управляя тростями, помочь ей двигаться.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Верховые куклы: тростевые

В отличие от перчаточных кукол, движением которых управляет рука актера-кукловода, находящаяся внутри куклы, тростевые куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей.
Актер не имеет непосредственного контакта с тростевой куклой. Управлять такой куклой сложнее, зато изобразительные возможности ее намного богаче.
Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол.
Конструкция тростевых кукол позволяет совершать самые разнообразные движения, насыщать спектакль интересными трюками и находками. Тростевые куклы гораздо крупнее перчаточных. Размер их головок может быть до 20 см. Головки тростевых кукол изготавливаются тем же способом, что и перчаточных.
Основу тростевой куклы составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите — деревянном стержне, который служит как бы позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук (рис. 12).



Корпус и голова куклы управляются рукой актера, которой он держит гапит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой актера при помощи проволочных тростей.
Основа гапита — круглый деревянный брус 0 20 мм. Плечевой каркас выпиливается из 10-миллиметровой фанеры или доски, в центре вырезается отверстие для гапита. Каждая рука составляется из двух деревянных брусков квадратного профиля 20X20 мм. Они сочленяются кусочками сыромятного ремня.
Гапит пропускается через отверстие в плечевом каркасе. Чтобы плечи не опускались, в гапите высверливается отверстие и туда вставляется деревянная шпилька.
Другая конструкция гапита, показанная на рис. 13, дает возможность поворачивать голову куклы влево-вправо и вверх-вниз.




В деревянные шарики-глаза вбивают скобки, к которым подвязываются резинки. Их натяжение подбирается таким, чтобы держать глаза куклы открытыми. Здесь же привязывается тяж-леска и пропускается через проволочные скобки, закрепленные в затылочной части головы. Другой конец лески привязывается к курку (рис. 14).


Нажатием курка глаз закрывается.
Чтобы глаза могли поворачиваться налево и направо, шарики-глаза насаживают на две неподвижные оси, расположенные вертикально (рис. 16).



Для открывания рта можно использовать механизм, показанный на рисунке 17.


Для этого нижняя челюсть вырезается из головки и снова прикрепляется на место либо на неподвижной оси, либо при помощи клея и полоски плотной ткани. В верхней и нижней челюстях крепятся скобки. Между ними натягивают резинку. Она будет держать рот закрытым. Открывается рот с помощью тяжа, привязанного к скобе внутри нижней челюсти и выпущенного наружу сквозь маленькое отверстие в папье-маше.
Отличительный признак таких персонажей, как зайцы, собаки, ослики, — симпатичные лохматые уши. Небольшое приспособление — и мы можем научить их шевелить ушами (рис. 18).


Ухо крепится к голове полоской ткани или небольшой петлей так, чтобы оно свободно поднималось. К ушам крепятся скобки, а к ним привязываются лески. Затем они пропускаются через скобку затылочной части головы и спускаются вниз, в корпус куклы, где привязываются к деревянной палочке. Потяните — и собака поднимает уши. Используя такой же механизм, можно научить птицу махать крыльями.
Трости для управления руками куклы крепятся к ее кистям. Но бывают случаи, когда трости мешают восприятию художественного образа. Тогда их стараются замаскировать. Например, у стражника — под копье, у Бабы Яги — под клюку. Трости можно задрапировать костюмом куклы (рис. 20).



Помимо замаскированных, бывают и внутренние трости, которые крепятся К локтевому суставу (рис. 19).


Читайте также: