Татарские украшения своими руками из бумаги

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

На территории Татарстана находилось булгарское царство, которое было разрушено ханом Батыем в 1230-х годах. Считается, что на культуру татар во многом повлияли кипчаки (половцы), которые проживали в половецких степях.

После полного распада монгольской армии, возникло Казанское ханство. Позднее оно было завоёвано Российской империей.

Следует отметить, что татарские наряды и украшения почти не изменились, а сохранили первозданный вид.

Татарский наряд был похож на многие костюмы из центральной Азии. Платье было обязательно цветным, пёстрым. Менялись лишь варианты разреза и дополнительные узоры. Наряд состоял из штанов, которые закрывало длинное платье, сверху был жилет. К слову, татарский жилет был очень распространен в Восточной Европе.

Украшение, которое часто носили женщины - хасите (хасильте). Это была полоска ткани, к которой пришита застёжка. Это красивая перевязь для спины. На лицевой стороне могли располагаться монеты, пуговицы, драгоценности, камни.

Стоит заметить, что чем роскошнее выглядела перевязь, тем богаче была семья девушки, которая его носила. Это украшение могли надевать женщины любого возраста и статуса. Обязательно носили под правой рукой.

Ещё одно довольно распространенное украшение - яка чилбыры . Это воротниковая застёжка, на концах которой расположены пять цепочек с самоцветами или камнями. Были особо востребованы в 19 веке. Обычно это украшение прикрывало женское декольте. Для обычных крестьян яка чилбыры было изготовлено из серебра. Обеспеченные люди покупали металл высокой пробы.

Изу - нагрудный аксессуар, который обычно изготавливался самой хозяйкой. Можно сказать, что это был фартук, закрывающий нужные места (в основном, грудь).

Очень много татарских украшений представлено в государственном этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Кроме перевязей, татарки носили серьги, колье, броши, накосники. Чаще всего, дамы шили себе украшения из зелёной бирюзы и из сердолика.

Более богатые люди заказывали аксессуары из агата, топаза, цветного стекла, аметистов, горного хрусталя.


Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.

Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.

Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.

В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.

Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.

Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.

Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.

Свой бренд Светлана назвала "Габбас коллекшн". Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.

Калфак своими руками

Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.

Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.

Кстати, название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.

И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.

Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.

Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.

Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.

Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.

Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.

После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.

За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.

Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.

Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.

Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!

Полную версию передачи о женских татарских головных уборах - калафаках и как их сделать смотрите в данном видео.

Дорогая татарская женщина

Сегодня в жизни представительниц прекрасного пола завершающей нотой всего образа становятся броши, кольца, ожерелья, иногда весьма крупные, а иногда и небольшие, но почти всегда обращающие на себя внимание. Однако это не модные веяния последних лет.

Раскрывая особенности традиционного костюма, невозможно поведать о нюансах только самой одежды. Воссоздавая картину всего образа, обязательным становится рассказ об украшениях, которые являются обязательной частью всего комплекта. Татарские женщины всегда их любили, носили и дома, и на выход. Причем необходимо отметить, что изготавливались украшения не только из металла, но были и тканевые, декорированные различными нашивками, лентами, бахромой и ювелирными бляхами.


Тастары, чулпы и серьги

Итак, украшения татарских женщин были многообразными, изготавливались из различных материалов, и к тому же они были не только для определенной части тела. Соответственно, рассказывая о таких красивых и говорящих деталях костюма, необходимо поведать об основных их видах и типах.

К головным украшениям относятся налобные повязки, которые обычно самостоятельно не использовались, чаще всего в составе головного убора. Повязка могла быть как тканевая, с бахромой золотной, так и в виде металлической цепочки с бляхами, прикрепленными со стороны лица. Височные украшения, как и налобные, не носили отдельно. Причем они были и тканевые, в виде плотных наушников, являясь составной частью головного убора, широко распространенные среди крещенных татар. Металлические состояли из цепочек и монетных подвесок. Обычно использовались для закалывания тастаров — полотенцеобразного головного покрывала (бытовало у мишарей, касимовских татар и кряшен).


Узнаваемые и широко распространенные среди тюркских народов — накосные украшения. У татар — это чулпы, состоявшие из узких лент с шумящими подвесками, вплетенными в косы. Еще были монетные (наиболее распространенные) литые и плетеные из проволок. В ходу были и полностью закрывающие косу в виде одной или нескольких соединенных перемычкой прямоугольных полос ткани — тезмә, чәч тәнкәсе, обильно украшенные монетами, разнообразными бляхами и бусинами.

Татарки всех возрастов очень любили носить серьги — сырга, алка. Причем они были разных размеров и вариаций исполнения. Как было отмечено казанским этнографом и исследователем С.В. Сусловой, несмотря на обилие разнообразных форм и заимствования у других народов наиболее понравившихся образцов, специфичной и свойственной татарам была миндалевидная форма серьги.

Покрывая шею и грудь

Шейно-нагрудные использовались не только как декоративный элемент, но и применялись для прикрытия грудного разреза рубахи. Одно из наиболее знаменитых и узнаваемых украшений этого типа — воротниковая застежка или цепочка — яка чалбыры, представляющая собой металлическую или тканевую основу, закрепляющуюся на шее, со спускающимися со стороны груди подвесками.

Нагрудники как декоративный элемент были двух типов — нижние, которые носили утилитарный характер, а вот верхние уже принадлежали скорее к праздничному варианту. Они были разной формы, декорировались как позументом, нашивками, вышивкой, так и ювелирными бляхами, монетами и бусинами.


Были в ходу среди татарок и ожерелья. Если говорить о более ранних вариациях, то данные украшения скорее девичьи, но уже со второй половины XIX века, когда традиционные тканевые нагрудники, особенно в городской среде, постепенно выходят из обихода, они начинают повсеместно распространяться и у женщин. Также использовались броши как декоративный и утилитарный предмет для скрепления грудного разреза рубахи.

Дамские аксессуары

Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.

Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Ассортимент женских татарских, национальных украшений невозможно не заметить, а особенно их обладательниц. Подробнее в материале ТНВ.

Татарские национальные украшения: вычурность и изысканность

Многочисленные типы ожерелий – из монет, сканых или чеканных блях, из самоцветов и цепочек с подвеской в виде металлической коранницы - сопровождали женский костюм, особенно в конце XIX века.

Ассортимент женских украшений был значительно шире по назначению, что связано с мусульманской традицией, когда состоятельность мужчины определяется богатством одеяний и количеством драгоценных украшений у его жены.

Из головных украшений у всех групп татар имели место налобные повязки и височные украшения. Так, например, налобная цепочка из сканых блях - баш хаситәсе являлась принадлежностью раннего каркасного головного убора казанских татарок. Они были шитые золотом, бисером, украшенные порою чеканными металлическими бляхами.



Среди головных украшений, самое широкое распространение у всех групп татарок, имели накосники – украшения для кос. Кроме многочисленных вариаций монетных накожников широко бытовали накосники в виде фигурных блях. Они выполнялись в технике филиграни, штамповки, литья, украшались самоцветами, зернью, цветочно-растительным орнаментом или арабской вязью при использовании гравировки, черни, чеканки. Массивные накосники - чулпы из 6-9 блях, соединенные в 2-3 ряда коромыслицем- коянтәле чулпы, крепились сразу к обеим косам.





Говоря о шейно-нагрудных украшениях это были прежде всего матерчатые нагрудники, у казанских татар они были украшены позументом и ювелирными накладными бляхами.

Особо эффектным украшением казанских татарок считалась воротниковая застежка с подвесками - яка чылбыры. Они крепились к специальным парчовым или бархатным воротникам. Застежки-пряжки были выполнены в спиральной технике филиграни с самоцветами и обрамленной розеткой бирюзы.



Читайте также: