Су 152 из бумаги своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024


Вот вроде и всё пока. Осталось только сделать крышки на катки, а сейчас все детали разложил по пакетикам - пусть ждут своего часа.
Я пообещал доработать крышки ступиц опорных катков. Обещания сдержал. Правда пришлось надеть респиратор и хорошенько поработать буром, удаляя эпоксидку под новые крышки.
Сами крышки позаимствовал от катков ВЭ, хоть на это они сгодились.

Анализ чертежей.

Чертежи Сергея Орешина на СУ-152 были опубликованы в МХ 2/2000. Видимо по ним и делалась пресс-форма. К сожалению, в чертежах было допущено несколько существенных ошибок, которые пришлось вылавливать уже в процессе работы над моделью.

- На кормовом ряду должен отсутствовать центральный болт.
- На крышках люков доступа к трансмиссии должны присутствовать технологические отверстия.
- Люки на чертежах имеют срезанную переднюю часть. На самом деле, с завода самоходы сходили с нормальными круглыми люками. А вот в процессе эксплуатации (при открывании люков) передняя кромка отбортовки часто повреждалась.

- расположение болтов по бортам окон воздухопритока неверное.
- отсутствует V- образный фиксатор люка и упоры для него.
- неверно даны бронировки выхлопных патрубков.
- на пластине, крепящей крышу МО к кормовому листу БО, отсутствуют 9 болтов.
- неверно дана заливная горловина на надмоторном люке. К сожалению, в настоящий момент на СУ-152 в Кубинке на данной горловине отсутствует пробка. А ведь лет 5 тому назад она присутствовала и Д. Шумаков успел её зафоткать.


Описывать все отклонения у меня выходит достаточно костноязычно, по этому все найденные и исправленные ошибки я отразил на рисунках. Отмечу, что они выполнены на основе анализа фотографий, а не на реальных промерах. По этому претендовать на исключительную точность они не могут.

Окно воздухопритока.

Бронировка выхлоп. патрубков.

Надмоторный люк.

Стык БО и МО.

Пробка заливной горловины

Работа над МТО.

Как я уже говорил, крыша МТО была безжалостно удалена. Для изготовления новой был необходим достаточно толстый пластик, который был позаимствован с днища Академовского Pz-IV.


С изготовлением крыши ТО было всё просто: выпилил два отверстия под люки, установил головки болтов (пулестойкие позаимствовал от трамповского КВ). На крышках съиммитировал профиль противодождевой отбортовки. Остро отточенным концом медицинской иглы выполнил технологические углубления и отверстия. Рым-болты использовал родные, только высверлил в них отверстия.


С крышей МО пришлось повозиться побольше. Выпускаемый афтемаркет (фотоэтч от Эдуарда, выхлопные патрубки от Москита) ненамного сократил время работы, скорее даже увеличил.
На надмоторном люке с помощью шпатлёвки сгладил резкий переход от плоскости к выштамповке. Заливную горловину позаимствовал у Трампа. Переместил рым-болты и облагородил места сварки шарниров.
В переднюю часть крыши МО вклеил пластину крепления крыши к кормовой части рубки, установив на ней 9 болтов.
Когда я приобрёл патрубки от "Москита", то радовался выполненной в смоле бронировке. Радость была недолгой – выполнены они были по чертежам Орешина и не совпадали с реальными. Пришлось бронировку дорабатывать, наращивая её опорную поверхность двукомпонентной эпоксидкой. Получились две бронировки-левая и правая. На фотографии создаётся впечатление, что оригинал длинее, чем доработанная бронировка. Но это только обман, обусловленный ракурсом съёмки.
Для упрощения установки выхлопных патрубков я их насадил на кусочки литников, а на обратную сторону крыши подклеил пластик с высверленными отверстиями.
Окна воздухопритока изготовил заново, т.к родные неверны по размерам.
К сожалению, эдуардовские сетки окон воздухопритока скопировали все косяки экспрессовской модели и были непригодны для использования. Поэтому сетки изготовил самостоятельно. Упрощая себе работу, я пропаял сетку по контуру. Для начала предварительно аккуратно прошёлся кисточкой с жидким флюсом по клеточкам, а уже потом паяльником с тонким жалом пролудил их. Подогнав сетку к окну, проклеил её, а поверх установил тонкий медный профиль.
Установка остальной мелочёвки была делом техники.


Рассказывая об изготовлении крыши МТО, я немного лукавлю, т.к. первоначально по чертежам Орешина была заново изготовлена крыша БО. Однако чертежи оказались с ошибками. Смутные сомнения меня уже давно терзали, но грабли меж глаз прилетели в тот самый момент, когда собранные крыши МТО и БО я установил на корпус. Если посмотреть на представленное фото (Кормовой лист БО), то четко видно, что левый шарнир заднего люка (на БО) расположен практически напротив третьего болта крепления крыши МО. Получалось, что и на чертеже и на модели люк ошибочно смещён вправо. Сверка чертежей с фотографиями подтвердила сей факт. Пришлось перемещать люк на 2,5 мм влево и дополнительно наращивать его сверху примерно на 1,2 мм (высота люка д.б. приблизительно равна 1/2 высоты кормового листа БО). Длина торсиона люка тоже была излишней, она д.б. равна длине торсионов круглых люков, размещённых на крыше БО.
Попутно исправил в чертеже размещение заглушки пистолетной амбразуры.

Кат.№05568 в наборе немного травла и точеный ствол.
Модель была частично собрана летом 2016 г..
Собралось все четко и просто без применения шпаклевки и подгонки.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

В смысле чуть собрана и сразу заброшена как и КВ ?
______________________________________________
Любой наш недостаток более простителен,
чем уловки, на которые мы идем чтобы его скрыть.
/Ф. Ларошфуко/

Цитата
Михаил Кукота написал:
В смысле чуть собрана и сразу заброшена как и КВ ?
______________________________________________
Любой наш недостаток более простителен,
чем уловки, на которые мы идем чтобы его скрыть.
/Ф. Ларошфуко/

Так получилось) собиралось на даче на улице и чтоб мелочь не сдуло было отложено на сборку в квартирных условиях.
у меня много таких - летними вечерами собираю основу, зимними мелочь и покраска.

Рисунок

Den Kusnezow -Спасибо! Но все уже собрано) и кстати как то "странно "выглядят швы рубки.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Модель трампа по корпусу не соответствует прототипу,надо по типу 1С(все соединения деталей со ступенью),траки в наборе 700мм ,надо 650мм

Цитата
Александр71 написал:
Модель трампа по корпусу не соответствует прототипу,надо по типу 1С(все соединения деталей со ступенью),траки в наборе 700мм ,надо 650мм


Но не стоит так критично! Работа делается изкоробки. А если приводить к соответствию, то нужно расширить гнутый кормовой лист, Доклеить полоски пластика на бортовые листы, чтобы выравнять с верхним. По габаритам модель чётко ложится в чертежи.

Цитата
Антон Торопов написал:
Спасибо! попробую учесть, вот только где 9ю заклепку взять)))
Цитата
Den Kusnezow написал:
По габаритам модель чётко ложится в чертежи.

А можно узнать, в какие?
А то Юрий Пашолок, который написал на сегодняшний день, пожалуй, самую информативную книгу по СУ-152, отдает предпочтение именно Бронко, как более точной модели, нежели Трумпетеру:
" В свое время самоходную установку СУ-152 выпустило два производителя - Bronco и Trumpeter. К первому я немного имею отношение, по крайней мере, книгу и некоторые материалы они видели и на правду их машина похожа. А вот с Trumpeter беда. Делали они по старой графике из М-Хобби, которая имеет ряд неточностей. В результате вроде красиво, а пилить эту штуку надо немало. "

Вот по этому я и не люблю принимать участия в стройках БТТ времен 2й мировой.
сразу начинается "глубокий пилеж" подсчет заклепок и т.д. в результате получается стройка на год и к концу его уже просто хочется все это "апстену" ударить.

700 или 650 мм в 35м 1,5 мм ну и к чему это ? бежать брать "правильные" гуси, корректирующие наборы и комплект травла.

Цитата
Hibin написал:
А можно узнать, в какие?А то Юрий Пашолок, который написал на сегодняшний день, пожалуй, самую информативную книгу по СУ-152, отдает предпочтение именно Бронко, как более точной модели, нежели Трумпетеру:"В свое время самоходную установку СУ-152 выпустило два производителя - Bronco и Trumpeter. К первому я немного имею отношение, по крайней мере, книгу и некоторые материалы они видели и на правду их машина похожа. А вот с Trumpeter беда. Делали они по старой графике из М-Хобби, которая имеет ряд неточностей. В результате вроде красиво, а пилить эту штуку надо немало."

1) переделал
2) переделал
3) ни стал высверливать.

Долго возился со сборкой гусениц - супертекучий Тамий не фиксировал траки полностью(частично проникал в стыки ).
В итоге я использовал ацетон он проникает полностью, только время для выставления провиса ограничено 1-2 мин.

СУ-14, модель из бумаги, музей на столе

Экипаж самоходки сосюял из 7 человек. При массе в 65 т установка имела запас хода по шоссе t5G км при максимальном скорости 25 км/ч. Боекомплект включая 16 снарядов к 152-мм пушке \t 2655 паГронов к 4 пулеметам, которые размещались спереди по бортам и в корме рубки. При стрельбе самсходка опиралась на 2 сошника.

Музей на столе, Штурмовик СУ-25

Приготовьте ножницы, шило, линейку, острозаточенный карандаш средней твердости, клей ПВА и эпоксидный, нож, копировальную бумагу, кальку.

Для изготовления модели потребуется доступный материал: плотная чертежная бумага, картон толщиной 0,5 мм, алюминиевая проволока диаметром 2 мм, медная или стальная проволока диаметром 1 мм.

Прежде чем делать модель, внимательно разберитесь в чертежах. Напоминаем, что общий вид самолета уменьшен в 2 раза (масштаб 1 : 100) и на нем не показано вооружение. Шасси и весь боекомплект — ракета, бомбы и блок неуправляемых ракет показаны на отдельных рисунках в натуральную величину. На общем виде левая часть самолета изображена сверху, а правая — снизу. Все детали из ватмана обозначены арабскими цифрами, картонные — буквами, проволочные — римскими цифрами. Ряд деталей модели симметричны, поэтому показаны в правом исполнении. Все они после цифры обозначены буквой П. Аналогичные им детали левого исполнения — их зеркальное отображение. О том, как с помощью копирки и кальки перевести одни в другие, мы много раз рассказывали на страницах журнала, поэтому останавливаться не будем. Деталь 41 дана не полностью, недостающую симметричную часть придется достроить самим.

Технология перевода разверток на ватман проста. Под журнальный лист
подкладываются копирка, ватман и аккуратно, стараясь их не сдвинуть, твердым острым предметом, например иглой циркуля, шилом или твердым карандашом, обводятся контуры и только потом аккуратно вырезаются ножницами.

Начнем с фюзеляжа. Составляется он из отдельных секций. Поэтому картонные шпангоуты, стыкуемые между собой, заготавливаются в двойном количестве. Всем обшивкам заранее придайте надлежащую изогнутую форму, прокатав их через край стола. Сборка секций ведется так: каждая обшивка склеивается по шву. Учтите, что шов на деталях 1 — 5, 11 расположен сверху, а на деталях 6 и 10—снизу. И далее с обеих сторон аккуратно вклеиваются шпангоуты. Закончив с секциями, проведите окончательную сборку фюзеляжа. Напоминаем, что между шпангоутами Е и Ж заранее вклеивается лонжерон крыла (деталь 41), к которому сверху приклеивается обшивка 7, а снизу — деталь 8.

Детали кабины придется раскрасить заранее, иначе после сборки провести эту операцию будет невозможно. Кресло пилота и приборную доску окрасьте в черный, а кабину внутри — серой краской. Когда краска просохнет, можно собирать кабину. Сначала склейте деталь 34 и вклейте ее между шпангоутами Г и Д, установите кресло 33. После этого кабину обклейте обшивкой 5 и установите приборную доску 32. Оклейку кабины прозрачной пленкой проводите в последнюю очередь, чтобы случайно не запачкать ее клеем.

При склейке фюзеляжа обращайте внимание, чтобы детали приклеивались симметрично, без перекосов. Когда сборка фюзеляжа будет завершена, приклейте к нему шпангоуты двигателей (детали К, Л, М), приемные воздухозаборники 35 и сопла 66. На них наклейте обшивки двигателей 20 и 21, обтекатели 68.

Последовательность сборки крыльев следующая: сначала вырежьте, согните и склейте обшивку крыла 64, затем согните и склейте элероны 44 Тормозные щитки 45 и 46 вклейте в обшивку 64 так, чтобы их большие клапаны не заходили в крыло и эти де-
Технические характеристики самолета Су-25

Экипаж — 1 человек Длина — 14,36 м Размах крыльев — 15,55 м Сухая масса (без пилота, топлива и вооружения) — 9500 кг Стартовая масса — 14 600 кг Вооружение — пушка и 10 узлов подвески для ракет и бомб

тали по возможности были подвижными. После этого приклейте собранное крыло на лонжерон 41. Обшивку двигателя 22 и подкрылок 39 приклейте так, чтобы спереди крыла они выступали на два миллиметра.

Сверху обшивки 10 лезвием бритвы прорежьте прорезь и вклейте лонжероны киля 13. Киль 14, рули направления 15 и 16 устанавливаются на лонжерон сверху, как и крыло. Сзади киля приклеивается обтекатель антенны 18, а на руль направления (только с левой стороны) — четыре обтекателя тяг 17. По бокам киля приклеивается горизонтальное оперение 47 и рули высоты 48, причем в детали 47 и в фюзеляжах насквозь желательно вставить толстую проволоку или спичку — она придаст дополнительную прочность. При склеивании оперения следите, чтобы не было перекосов.

В кабину для прочности установите переплет фонаря VI из толстой проволоки. Детали фонаря 30 и 31 вырежьте и наклейте на прозрачную пленку. Деталь 31 сверху и спереди должна иметь прорезь. Она изгибается, как показано на общем виде самолета, после чего совместно с деталью 30 наклеивается на фюзеляж (нахлестом не более 3 мм). Сверху на фонарь устанавливается перископ заднего вида 67. Также сверху на фюзеляж крепится антенна 111 из проволоки, которую затем следует обернуть деталью 36.

Сзади фюзеляжа установите ограничитель V, антенну 19, а спереди шасси 29. В секции 3 лезвием прорежьте окно для пушки и вставьте туда слегка согнутую деталь 26. Под каждым крылом установите по одному крайнему балочному держателю

40 и по четыре основных держателя 42.

На рисунке обозначены:

I — носовая стойка шасси: II — основная стойка шасси; III—антенна; IV — ПВД (приемник воздушного давления), 2 шт.; V — ограничитель; VI — переплет фонаря кабины.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, С, И — шпангоуты фюзеляжа (по 2 шт.). К, Л, М — шпангоуты двигателей (по 2 шт.), Р — носовое колесо, О — колесо основной стойки.

Детали из ватмана:

1—12 — обшивка фюзеляжа; 13 — лонжерон киля; 14 — киль; 15—16 — руль направления; 17 — обтекатель тяг на руле направления )1 шт.); 18 — обтекатель антенны; 19—20 — антенны; 21—23 — обшивка двигателей; 24 — брызговик на носовом шасси; 25 — створка носового шасси; 26 — окно для пушки; 27—28 — деталь ПВД; 29 — створка основного шасси; 30—31 — фонарь кабины; 32 — приборная доска; 33 — кресло пилота; 34 — кабина пилота; 35 — приемный воздухозаборник; 36 — антенна; 37—39 — воздухозаборники (38 и 39 — по 2 шт.|; 40 — крайний балочный держатель (2 шт.);

41 — лонжерон крыла; 42 — основной балочный держатель (8 шт.); 43 — концевой обтекатель; 44 — элерон; 45—46 — тормозные щитки; 47 — горизонтальное оперение; 48 — руль высоты; 49—51 — оперение ракеты; 52 — корпус ракеты; 53—56 — блок неуправляемых ракет (НУР); 57—63 — авиационная бомба; 64 — обшивка крыла; 65 — предкрылок (2 шт.); 66 — сопло двигателя (2 шт.); 67 — перископ заднего вида; 68 — обтекатель двигателя (2 шт.).

Далее, до установки шасси и вооружения, приступим к отделке самолета. Места стыка обшивок фюзеляжа аккуратно подровняйте лезвием безопасной бритвы. Если получились щели, это не беда, аккуратно зашпаклюйте их густым эпоксидным клеем. Когда клей засохнет, подрежьте лезвием или ножом лишние капли.
Теперь приступим к шасси. Переднее колесо Р и два основных О склеиваются целиком из картонных кружков, их число подберите так, чтобы толщина переднего колеса была 4 мм, а основного — 7 мм. Крайние кружки лучше сразу вырезать меньшего диаметра. Желательно, чтобы внутренние кружки были с большим отверстием внутри (благодаря пустоте внутри колесо на оси будет вращаться).

Для придания полукруглого профиля склеенное колесо обработайте напильником.

Носовая стойка изготовляется так. Наденьте на проволоку переднее колесо и брызговик 24 и только потом согните ее, как показано на рисунке. Готовый узел вклейте в фюзеляж. Створку 25 приклейте с левой стороны. Основные стойки 11 согните из проволоки, наденьте на них колеса и закрепите их шайбами на клею. Готовые узлы вклейте снизу фюзеляжа на эпоксидном клее. Проследите, чтобы стойки зафиксировались ровно— модель на них долЖна стоять без перекосов, а нос ее — слегка поднят. Между основных стоек вклейте створки 29.

Из проволоки согните два приемника воздушного давления для указателя скорости IV. Каждый оберните деталью 27 из тонкой бумаги (например, из тетрадного листа), вклейте их в секцию 2, а на правый ПВД приклейте 8 шт. деталей 28.

Корпус ракеты склейте из детали 52, при этом чуть согните носовую часть и капните на нее капельку эпоксидного клея. Когда клей засохнет, затвердевшую капельку обработайте напильником до придания ей полукруглой формы, как показано на рисунке. На каждую ракету приклейте по четыре оперения 48, 50, 51.

Для изготовления блока НУР склейте сначала деталь 54, в нее вклейте деталь 55 и 53, а затем 56.

Бомба склеивается из деталей 59, к которой присоединяются детали 57, 58, 60 и 63, после склейки ее поверхность шпаклюется и обрабатывается с тем, чтобы придать носовой части гладкую полукруглую форму. И только потом к ней приклеивается хвост, состоящий из четырех деталей 61 и кольца 62. Когда вооружение будет готово, приклейте его на держатели.

Завершает работу окраска модели, воспользуемся нитро- или масляными красками. Сверху самолет окрашивается в светло- и темно-зеленый цвета (на развертках — зеленый и серый), снизу — голубой (на развертках — белый), покрышки колес — черной, диски колес, стойки шасси и бомбы — серой, блоки НУР — серебристой, номера на кабине и ракете — белой, нос ракеты и кольцо сзади (как на рисунке) — красной, опознавательные знаки — красные звезды с белой окантовкой.

Читайте также: