Станок для поделок из глины

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 15.09.2024

Делал несколько постов про работы про работы жены. Задумывал как моральную поддержку и мотивацию для неё, выложил её работы, каждая из которых казалась ей на тот момент "не очень", "надо было иначе", "запорола" и т.д. Злодейский замысел удался, работы получили очень хорошие отзывы, которые Ксюша от меня и от своих друзей принимала со скептицизмом)(мыжепатамушталюбим) за это большое спасибо Пикабу.
Но было и то, чего я не ожидал. Во-первых, были заказы. Прямо в комментариях, или через группу в контакте, которую узнавали через комментарии. Мы к этому абсолютно не были готовы, поэтому люди очень долго ждали свои заказы. Гончарка вообще не рассматривалась как заработок изначально, это хобби Ксюши, и, если изделие не подарено, а куплено, это просто приятный бонус, на который можно купить экспериментальную глазурь)
Во-вторых, были подписчики, сейчас их 43. И этот пост, возможно увидят только они) я сам, к своему стыду, до сих пор не знаю, как подписываться на кого-то, хотя около семидесяти лет на пикабу, и с женой познакомился на встрече пикабушников)
Ну а в-третьих, и вот это было, пожалуй, самым неожиданным, появились негативные отзывы. Поясню: не конструктивная критика, а отзывы вроде "нашли бесплатную рекламную площадку", "не сами делают", "небось по миллиону за кружку" и так далее, в том же ключе.
Поэтому я хочу немножко рассказать и показать процесс изготовления этих изделий. Знаю, что много плюсов это не наберёт, а нам и не нужны плюсы) просто хочется быть до конца честными с вами, особенно с теми 43 людьми, которые подписались. У меня, к сожалению, нет видео и фото поэтапно работы над каким-то одним изделием, поэтому буду обобщать.
Итак, что из себя представляет начальный этап? Это либо отрисовка модели по заказу, либо, чаще всего, просто мысль в голове.

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Вот так незатейливо это выглядит)
Потом идёт отминка глины, которая выглядит со стороны как замешивание теста, но на практике чуть иначе. Делается это для удаления пузырьков воздуха, которые при обжиге могут разорвать изделия, и для уплотнения глины. Затем идёт непосредственно работа на гончарном круге. На фото снизу Ксюша делает мятый стакан, время работы около 15 минут. Это у неё. У неопытного человека, вроде меня, займёт минут 40. И это со стаканом. И он не получится таким красивым, я почти уверен. Большие формы, типа ваз, хоть и выглядят со стороны (особенно в ускоренном видео) так же просто, неопытный или начинающий гончар не сможет сделать вообще. Там совсем другая физика и техника, правда.

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Потом около трех дней минимум идёт сушка изделий при комнатной температуре. Можно высушить в печи часов за 8, но из-за одного -двух изделий с минимальной наценкой печь стоимостью около 160 тыс гонять не хочется, уж поймите) учитывая, что нагревательные спирали имеют срок эксплуатации, и замена их стоит весьма существенно.
Затем идёт первый обжиг при температуре 1050 градусов. Проходит он в этой шайтан машине)

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Занимает это примерно сутки, сам обжиг часов 10-12, остальное - остывание. Горячую открывать нельзя, иначе все изделия лопнут.
Затем изделия покрываются глазурью. Глазури мы закупаем порошковые и разводим их водой. Со стороны глазуровка похожа на покраску, но принцип другой. Надо положить несколько плотных слоёв друг на друга, чтобы после обжига не было проплешин. Занимает это обычно весь день. Самое сложное - правильно подобрать глазури, чтобы они красиво сочетались, подошли друг другу и потекли именно так, как задумано. Результат иногда заранее не до конца понятен, после обжига получается совсем не то, что было задуманно.

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Так выглядит гранат, покрытый глазурью до обжига. Затем изделия снова сутки обжигаются в шайтан печи, и вуаля!

Как делаются гончарные изделия Керамика, Рукоделие с процессом, Процесс, Длиннопост, Гончарное дело

Изделие готово! Задавайте вопросы в комментариях, постараемся на все ответить.
Всем добра!

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

Техника лепки посуды и сосудов из жгутиков – одна из самых древних. Прошли многие тысячелетия, но до сих пор мастера используют жгутовую технику при лепке уникальных фигурных изделий.
При этой технике формовки изделий из глины раскатываются жгуты (или колбаски) одинаковой толщины (с карандаш). Процесс моделирования будет ускорен, если жгутики скатать заранее и хранить их в пластиковом пакете во избежание высыхания.
Лепка посуды начинается с донышка. Для сосудов донышко можно вырезать из пласта глины (так как его не будет видно), а к нему рядами по спирали нарастить боковые стенки. Жгуты скрепляют между собой шликером – и замазывают места соединения пальцами или стекой.
Для открытой посуды (тарелок или мисок) донышко, переходящее в боковые стенки, также выполняют из жгутов. Причём для придания большей декоративности из жгутиков можно формировать различные фигуры (фото1), из которых выполняют узоры, подчёркивающие задуманную форму. Спирали, волны, зигзаги, завитки должны плотно прилегать друг к другу в изделии, не образуя просветов. Для этого изделие формуют на заготовке, имеющей подходящую форму. Лучше, если это будет гипсовая болванка – она в процессе работы будет впитывать лишнюю влагу, и изделие по окончании работы легко отстанет от неё.

Декоративная тарелочка.

Вам потребуется: красная глина; шликер; деревянная или гипсовая форма; стеки; поролоновая губка; коричневая и бесцветная глазури.

1. В начале работы нужно сделать эскиз, определяющий форму тарелочки и узоры выкладывания жгутов (рис. 1). Круглую тарелку начинаем лепить от центра – в центре гипсовой формы поместить спираль.
2. Следующим рядом выполнить волнистую линию по ширине донышка. При этом жгутики слегка прижимать друг к другу, не оставляя просветов. Шликер не использовать.
3. По краю волны выложить жгутик.
4. Теперь по кругу выложить ряд спиралей. Чтобы они были одинаковыми, жгутики предварительно нужно нарезать на равные отрезки (6 см).

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

11. Тонкой стекой примазать жгутик со всех сторон.
12. Изнанку тарелочки декорировать узорами с помощью зубчатой стеки.

Жгутовая техника лепки, мастер - класс изготовления поделок из керамики для начинающих

- В конце работы аккуратно снять изделие с формы и медленно высушить его под пакетом – от быстрой сушки на нём могут образоваться трещины.
- Высохшее изделие обжечь при температуре 900°. Затем втереть между жгутиками тёмную глазурь, высушить и окунуть всё изделие в бесцветную глазурь.
- Донышко тарелочки вытереть влажной тканью (чтобы оно не приклеилось к поду печи) и обжечь при температуре 1000°.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Керамика стала одним из самых популярных увлечений. Глину используют как материал в современном искусстве, она становится средством личной терапии или маркетинговой идеей для бизнеса. Рассказываем, как это происходит.

Мария Колосовская, 26 лет, Москва

«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то "особенное". А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious ("ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной").

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: "О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!" В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал "Афиша", потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ", где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Главные инструменты, которые я использую, — деревянная доска и острые ножи, ими я нарезаю фарфоровые вставки для украшений. Говорят, у каждого шеф-повара есть свой нож, который идеально заточен и ложится именно в его руку. Процесс изготовления моделей для заготовки происходит посредством использования 3D-принтера, дальше по получившимся моделям я отливаю гипсовую форму. Она получается как форма для плитки шоколада, только вместо квадратов на ней геометрические узоры. После этого я заливаю в форму фарфор. А дальше я отдаю получившиеся вставки вместе с эскизами мастерам по серебру, которые завершают работу над украшениями.

Все о лепке из глины

В бесконечном потоке современного ритма жизни люди порой забывают уделять время себе, заниматься тем, что им действительно нравится. Психологи в один голос заявляют о том, насколько важно иметь хобби и периодически отвлекаться на любимое дело, забывая о рутине.

Одним из вариантов таких увлечений выступает лепка из глины. Это занятие может приносить массу положительных эмоций, а по материальным вложениям совсем не затратное.


К тому же если вам удастся стать истинным мастером в этом деле, то не исключено, что оно станет дополнительным источником дохода.

Какая глина используется?

Изделия, выполненные из глины, представляют собой уникальные предметы искусства, которые существуют только в единственном экземпляре, что, бесспорно, делает их эксклюзивными. Ведь то, как один человек видит конечный результат, как работают его руки и инструменты в этих руках, какие используются материалы при создании – всё это неповторимый творческий процесс, напрямую зависящий от вдохновения увлечённого человека.


Важной частью всего этого процесса является, конечно, материал, с помощью которого производится лепка, то есть сама глина. Она используется в четырёх разнообразных вариантах: жёлтого, красного, белого, голубого цветов. Оттенок напрямую зависит от количества входящих в её состав минеральных добавок. Они нужны для того, чтобы сделать глину, встречающуюся в дикой природе, пригодной для творчества.





Специалисты приписывают глине звание лучшего материала, с помощью которого можно заниматься лепкой. Изделия, выполненные из нее, не ломаются со временем, а хорошо держат первоначальную форму. Если же на получившемся предмете образуются трещины, это свидетельствует о том, что в момент изготовления были допущены ошибки, а в состав глины входит слишком мало воды.

Для лепки можно использовать глину как купленную в магазине, так и приготовленную в домашних условиях. Если вы решите пойти по первому пути, то сможете выбрать между упаковкой, вес которой составляет около 0,5 килограмма, и той, чья масса варьируется от 10 до 25 килограммов. Бесспорно, закупка оптом обойдётся дешевле, нежели приобретение небольших партий. Такой продукт продаётся в вакуумной упаковке, чтобы пузырьки воздуха не попадали внутрь.



В противном случае готовое изделие будет отличаться хрупкостью, на нём могут образовываться трещины.

Также можно использовать шамотную глину, а другой вариант – приготовить сырье самостоятельно. Рецепт совсем несложный, главное здесь – найти качественный материал в природной среде. Специалисты рекомендуют искать его в тех местах, где залежи неглубокие, например на берегу реки с обрывом. Однако сразу после нахождения использовать это сырье нельзя, так как оно может крошиться по итогу, причиной чему выступают разнообразные примеси в составе.



Для того чтобы убрать лишние элементы, глину помещают в ведро, наполненное тёплой водой, на одну ночь. Наутро излишние примеси осядут на дно, а верхний слой, самый жирный, необходимо будет просушить, пока он не станет нужной консистенции.


При работе с натуральной глиной важно соблюдать определённые пропорции и замесить разные ингредиенты в смесь, состоящую из показателей 8: 1: 1, где самое большое число – глиняная часть, а остальное приходится на песок и воду.


Если вы хотите оставить глину на некоторое время для хранения, то важно создать все условия, чтобы она не теряла влагу: держать её в прохладном месте (многие рекомендуют выбрать для этих целей подвальные помещения, погреб или даже полку в холодильнике), поместить в полиэтиленовый пакет, чтобы ограничить поступление воздуха. Периодически следует открывать пакет и оставлять материал на бумажном полотенце для проветривания, чтобы не допустить образования плесени.


Необходимые инструменты

Вид глины не влияет на то, с каким инструментом вам предстоит работать – базовый набор стандартен для всех вариаций.


Итак, для лепки из глины вам понадобится ниже перечисленное.

  1. Твёрдая и просторная поверхность для работы. Это может быть любая мебель, которая удобна именно вам. Главное, чтобы хватило места и для расстановки инструментов, и для творческого процесса.
  2. Ненужная материя для очистки грязных рук (можно воспользоваться бумажными полотенцами).
  3. Перчатки. Они не столь обязательны, но могут понадобиться в процессе замешивания глины. Необходимы тем людям, чья кожа рук чувствительная и склонна к сухости.
  4. Фартук, чтобы защитить одежду от излишков глины.
  5. Канцелярский нож для того, чтобы отрезать куски глины и вырисовывать мелкие узоры (некоторые люди используют в этих целях лезвие для бритвы, хотя это не так безопасно).
  6. Разнообразные формочки (специальные или из подручных материалов). Они необходимы для нанесения всевозможных узоров для украшения будущего шедевра.
  7. Наждачная бумага нужна для шлифовки готовой фигурки. Используются варианты разной зернистости (номера 220, 400 и от 800 до 1500).
  8. Ёмкость с проточной водой комнатной температуры понадобится в том случае, если вы работаете с глиной, добытой в природных условиях, ей может потребоваться увлажнение.
  9. Краски. Гуашь, акрил понадобятся для создания разнообразных украшений на слепленном изделии.
  10. Кисти, отличающиеся друг от друга по толщине: белка, щетина и другие.
  11. Всевозможные блёстки, бисерные украшения, стеклярус, чтобы задекорировать изделие (только в том случае, если вы не планируете обжиг).





Как пользоваться материалом?

После того как вы подготовили все необходимые инструменты, следует проделать ряд манипуляций с глиной, чтобы она была максимально пригодна для лепки. Первостепенно нужно достать её из прохладного места, где она хранилась прежде, и потрогать руками.


Важно понимать, какой консистенции должна быть глина, пригодная для работы, и в случае необходимости можно добавить в её состав песок или воду, чтобы размягчить состав. Главное – делать это нерезко, равномерно, отслеживая изменения в структуре материала.

Способы лепки

Специалистами выделяются два вида лепки: конструктивный и пластический. Первый представляет собой изготовление отдельных деталей и дальнейшее их соединение по типу конструктора. Второй способ предполагает лепку из цельного куска глины. Для обоих способов разработаны техники, которые мы рассмотрим ниже.

Для конструктивной лепки

  • Изготовление жгутиков (колбасок). Лепится плоская основа, а остальные детали катаются в форме колбасок. Далее они накладываются друг на друга в зависимости от того, что вы хотите изобразить на основании. Углы сглаживаются, и получается замечательная объёмная композиция.


  • Текстильная керамика. Детали раскатываются пластами с помощью скалки, а затем соединяются между собой посредством глины, разведённой до состояния сметаны с жидкой консистенцией.


  • Мозаика. Также производится плоская основа, а составляющие детали формируются с помощью формочек и соединяются с заготовкой. Получившийся ажур смотрится очень привлекательно.



Для пластической лепки

  • Лепка вручную из цельного куска, без использования каких-либо инструментов. Такой способ считается довольно сложным и требует наличия опыта.



  • Отливка в гипс. Для этой техники понадобятся приобретённые в магазине гипсовые формы. Глина подвергается разведению водой до наполовину жидкого состояния, после чего заливается в емкости.


  • Гончарный круг. Это, пожалуй, самый романтичный образ, с которым связана лепка из глины. Здесь главным принципом выступает вытягивание. Для начала применяется жгутовая техника или лепка из цельного куска, затем сырьё как бы тянется вверх, а при помощи вращения круга ему придаётся желаемая форма.


Какие поделки можно слепить?

Как и любое творчество, лепка из глины нисколько не ограничивает простора вашей фантазии. Своими руками с помощью необходимых материалов вы можете сделать поистине уникальное произведение искусства. Простые и красивые фигурки в виде самых разных животных принесут много радости как в процессе творчества, так и по его завершении, особенно если в работу вовлекаются все члены семьи.





Лепка из глины благотворно влияет на детскую моторику. Начинать можно с фигурок без мелких деталей. К примеру, с ребёнком было бы интересно изготовить кружку, а затем разукрасить её во все цвета радуги. Далее можно проявить смелость и взяться за зверьков с более мелкими деталями. Допустим, сделать кошку, дракона или тигра – они считаются не такими уж лёгкими по уровню сложности.



Пользуются популярностью также свистульки, которые затейники используют в практических целях. Взрослые часто отдают предпочтение посуде: разнообразным чашкам, блюдцам, плоским и глубоким тарелкам. Для тех, кто хочет улучшить свой навык, рекомендуется опробовать себя в создании дымковской игрушки – одном из русских народных глиняных художественных промыслов. Также многие люди занимаются изготовлением скульптур побольше, чтобы украшать ими территорию в саду.




Для наилучшего понимания процесса лепки из глины рассмотрим поэтапно мастер-класс для начинающих по изготовлению животного.

  1. Прежде всего необходимо из хранившейся в пакете глины раскатать жгут.
  2. От получившейся детали нужно отделить столько кусочков, сколько вы собираетесь сделать частей тела будущего зверька.
  3. Далее разомните рукам каждую из заготовок. Глина должна стать мягкой и, грубо говоря, покладистой.
  4. Далее приступаем к формированию основы фигурки, для чего берём самый большой кусок – это будет туловище.
  5. После того как вы сформировали основу, к ней необходимо поочерёдно прикрепить готовые части тела: голову, лапы, хвост зверя (здесь, конечно, всё зависит от того, на какое существо пал ваш выбор).
  6. Отличный способ изобразить животное максимально реалистично – иметь на виду его фото, хотя, конечно, нет необходимости соблюдать каждую из физиологических особенностей зверя, достаточно опираться на мультяшный внешний облик. Также для первого раза можно найти на просторах интернета изготовленную из глины фигурку этого животного и опираться на данный пример.
  7. Как только изделие хорошо высохнет, необходимо воспользоваться наждачной бумагой, а затем покрыть поверхность клеем ПВА (также можно обратиться к помощи акриловой грунтовки). А когда и он высохнет, можно переходить к процессу окрашивания. Для этого отлично подойдут акриловые краски или гуашь.
  8. Хороший способ сохранить изделие в первоначальном виде на более долгий срок – покрыть его лаком.




Декорирование глиняных фигурок

Окрашивание

Один из наиболее известных приёмов, с помощью которого можно украсить готовое глиняное изделие. Краски, используемые для этих целей, подразделяются на два вида: те, что наносятся на только что высохшее изделие и запекаются вместе с ним, и те, которыми покрывается готовое изделие.

К первому виду относится, например, кобальтовое покрытие (благодаря ему создают гжельскую роспись). Вторая группа – это особенно распространённые акриловые краски, используемые для росписи по стеклу и керамике.



Молочение

Этот процесс декорирования глиняных фигурок заключается в том, что уже подверженное обжигу изделие погружается в молоко, а затем вновь отправляется в печь и повторно обжигается, но уже при температуре ниже, чем была прежде.

После такой техники керамика становится обладательницей тёмно-коричневого оттенка, а также приобретает водоотталкивающие свойства.


Важно учитывать тот факт, что посуду, которую планируется использовать для хранения пищи, нельзя подвергать молочению.

Техника протирки

Готовое – уже обожжённое изделие – протирают губкой, которая предварительно смачивается в гуаши коричневого оттенка. Краска как бы сглаживает стыки, углы, вследствие чего изделие приобретает особенный вид. Однако важно помнить, что такой метод не подходит, если вы собираетесь в дальнейшем использовать изделие как посуду.


Лепка из глины – хороший способ расслабиться и насладиться творческим процессом. К тому же этот вид деятельности положительно влияет на развитие воображения и мелкой моторики. Недостаток можно увидеть лишь в том, что цены материалов довольно высоки, а процесс уборки после работы – трудоёмкий. Тем не менее потраченное время стоит того, ведь фигурки из глины станут отличным украшением дома, а также приятным подарком для ваших близких.


Больше о лепке из глины, смотрите в видео ниже.

Читайте также: