Сенсорные игрушки своими руками для детей раннего возраста

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 04.10.2024

Основным видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Я хочу поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 1,5-3 лет, которые я использую в детском саду .

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях.

Наши пособия можно сделать самим, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей.

Я представляю такие игры, как :

Так же представляем вам игры, как традиционные, так и самодельные.

К традиционным относятся, такие игры:

  • Большие и маленькие пирамидки;
  • Различные вкладыши и втулки;
  • Стаканчики - вкладыши;
  • Кубики по основным цветам;
  • Домики с прорезями;
  • Различные кубы и шары с прорезями;
  • Лабиринты;

Игры, сделанные своими руками:

В раннем возрасте все подчинено сенсорике: музыка и театр. Сюда входят различно звучащие инструменты, шумовой театр, маракасы в виде пчелок. Следующее – это кольцо карусель.

В зону сюжетно – ролевой игры входят, как куклы в одежде по сезонам, так и детская посудка по основным цветам.

Все эти игры выполнялись с помощью воспитателей и привлекались родители детей, которые нам помогали в приобретении материалов, оклеивании коробок для игр, частичное изготовление сенсорного панно.

Главная Развивающие занятия с детьми

Автор Козлова Ирина Валентиновна ГБДОУ детский сад № 55 Центрального района Санкт–Петербурга воспитатель

Лучшая форма совместной деятельности – это игра. Основное условие для создания игры – это натуральность используемых материалов. Практически каждую совместную деятельность можно трансформировать в полезную развивающую игру. Игры по сенсорному развитию позволяют развивать мелкую моторику рук. Играя, малыш запоминает основные цвета и формы, учится соотносить различную величину, выделяя более мелкие и крупные предметы. Игры и пособия по сенсорному развитию лучше всего изготавливать своими руками.

Пособия по сенсорному развитию я изготавливаю своими руками для дальнейшего практического применения.

Цель: исследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.

Задачи:

  • совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
  • проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
  • помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
  • побуждать детей называть свойства предметов;
  • формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
  • формировать у детей интерес и радость от проделанной работы.

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и цвета предметов, а также материалов, из которых эти предметы сделаны.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного);
  • закреплять умение различать и называть основные цвета.

2) Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;
  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, чувство коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Дети садятся за стол, воспитатель раздаёт цветы, сделанные из подручного материала (салфетки для мытья посуды, китайские палочки, бумага-самоклейка четырёх основных цветов, бельевые прищепки основных цветов) – это РОМАШКИ. Дети выполняют задания воспитателя, отвечая по ходу на вопросы (Сколько здесь жёлтых ромашек? А сколько красных? Найди красные лепестки. И т.д.)

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и групп предметов.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их свойствам и общим признакам (горох, пшено, макароны, фасоль и т.д.);
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного).

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Дети садятся за стол, воспитатель выкладывает материал: стаканчики, пластиковые контейнеры, фасоль, жёлуди, макароны, розовую свинку, сделанную из пластиковой бутылки, розовых хозяйственных салфеток для мытья стола, пуговиц и ниток. Дети выполняют задания воспитателя, проговаривая вслух свои действия. (Вопросы: Выбери из контейнера одну фасоль и много макаронин. Сколько ты видишь фасолин в стаканчике? Покорми свинку: дай ей один жёлудь. И т.д.).

Цель: развитие мелкой моторики.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников.

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Основной материал:

картон, черный маркер, китайские палочки, пластилин, толстая нить, тарелки пластиковые от китайской лапши, клей.

Дидактический материал для познавательного развития малышей также развивает смекалку, чувство сопереживания близкому, соревновательные качества. Развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, координацию движений, чувство соперничества, а также чувство коллективизма.

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и групп предметов.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их свойствам и общим признакам;
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного);
  • формировать умение различать цвета, формы, размер, количество предметов.

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Основной материал: салфетки для мытья посуды разных цветов, картон разного цвета, картинки животных из ненужных раскрасок, скотч, липучки.

Изучаем цвета, формы, размер, количество предметов, также домашних и диких животных, пробуя подражать их звукам и движениям (крупная моторика). Все части можно перемещать по доске (мелкая моторика).

Малыши очень любят играть в уголке сенсорного развития. Пособия и макеты воспитатель изготавливает своими руками.

Уголок сенсорного развития предназначен главным образом для:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсорный уголок и сенсорные пространства используется в воспитательно-образовательном процессе как в непосредственной (организованной) образовательной деятельности воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поисково — экспериментальной деятельности детей. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада — это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсорный уголок – это открытая, меняющаяся, живая система. Работа в данном направлении ведётся постоянно.

В приложении № 1 представлена часть изготовленных моими руками дидактических материалов для создания предметно-пространственной развивающей среды, а также применяемых на практике в совместной деятельности с воспитанниками.

Малыши очень любят заниматься в уголке сенсорного развития.

Пособия и макеты изготавливаются мной своими руками.

Дидактическая газета по ПДД

Наши любимые игры с дочками на протяжении многих лет это монтессори игры. Не раз писала в статьях об этом и подробно рассказывала о принципах.

Правда, почему то некоторые были даже не в курсе кто такая Мария Монтессори, либо писали что-то очень отдаленное от реальности, видимо основываясь на своих не всегда верных убеждениях.

Хотя именно она, утверждала, что сенсорное развитие у детей неразрывно связано с развитием эстетического вкуса .

Мы с дочками любим заниматься подобными играми.

В небольшие прозрачные бутылки располагаем разные Разноцветные мелочи(резинки, бомбоны,камушки), затем наливаем жидкое мыло или гель для купания.

Супер сенсорная бутылка ✔️готово

Сенсорика это способность организма различать предметы по их форме, цвету и взаимодействию с окружающим миром.

В таких играх подключаются все восприятия человека - визуальное, тактильное, аудиальное.

Предлагаю подборку на тему "Игрушки для развития мелкой моторики". Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии - наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. "Коробочка с крупами" - взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним "ручки" - крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится "писать" пальчиком буквы-цифры и пр.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 1

2. В продолжение темы использования коробок от обуви - "Коробочка с крышечками". В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 3
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 4

3. "Копилки-кормилки" - из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут "кормить". У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 5
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 6

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) - изготовить их легко из бумаги или картона.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 7

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 9
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 10

5. "Картинки-пластилинки", а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином - просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно "рисовать" пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 11

6. "Домашняя песочница". У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 13

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 14
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 15

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. "Перебиралки-перетягивалки" - вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 17
Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 18

9. Искалочки - игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

Развивающие игрушки своими руками Развитие мелкой моторики., фото № 19

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен - его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.

Сенсорная коробка своими руками

По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое сенсорная коробка?

Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.

Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.

Что такое сенсорная коробка?

Наполнение сенсорных коробок

В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:

  • Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
  • Кофе;
  • Макароны;
  • Камни;
  • Ракушки;
  • Песок;
  • Орехи;
  • Шишки;
  • Сухие листья;
  • Желе;
  • Воду;
  • Снег;
  • Пряжу;
  • Ткань;
  • Вату;
  • Декоративные камушки для аквариумов.

Наполнение сенсорных коробок

Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.

  • Фигурки животных;
  • Мелкие игрушки;
  • Конструктор;
  • Кубики;
  • Буквы и цифры.

Инструменты для игр в сенсорной коробке:

  • Миски;
  • Стаканы;
  • Ложки;
  • Совочки;
  • Грабли;
  • Пинцет;
  • Лупа;
  • Воронка;
  • Сито.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).

Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.

Сенсорные коробки с крупами

Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.

Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.

Цветные сенсорные коробки

Игры с сенсорной коробкой

Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.

Сенсорные коробки, наполненные водой

Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:

Читайте также: