Самодельщики и их самоделки в ссср

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Во времена СССР на авто нужно было долго копить, затем еще отстоять очередь, а потом только его приобрести.
Но находились такие, кто не мог ждать и делал автомобиль свой мечты своим руками.
Именно такие самодельные машины и были представлены на выставке "Олдтаймеров Ильи Сорокина".



























Отсюда

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.

Путь советских создателей машин-самоделок – это путь настоящих романтиков, опечаленных скудностью тогдашнего автопарка и не боявшихся всевозможных трудностей, от, собственно, постройки уникума до его регистрации. Движение самодельщиков было куда масштабнее чем может показаться, а машин ими создано гораздо больше, чем вы думаете. Мы еще не раз вернемся к этой поразительной теме. А пока что – возлюбленные чада "Кулибиных", достойные внимания и уважения. Лишь некоторые…

Одним из первых советских самодельных автомобилей стал трехколесник с казенным именем "Опытная конструкция трехколесного автомобиля" (ОКТА), датируемый 1933 годом. В то время стране требовалась малолитражка и ОКТА воплотила видение новочеркасского инженера Е. Киршевского. Машина, рождавшаяся в течение семи лет, получила одноцилиндровый мотоциклетный движок объемом 496 куб. см (4 л.с., по другим данным – 8 л.с.), передававший тягу на заднее колесо посредством карданной передачи. ОКТА на мотоциклетных колесах и с независимой пружинной подвеской получилась очень компактной, длиной 2,5 м и весила всего 236 кг. Современные спортбайки и то легче! Малый вес стал залогом скорости – аппарат мог развивать до 60 км/ч.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

"Моделист-конструктор", "Техника-молодежи", "За рулем"… Это были самые интересные журналы детства. Интересные конструкторские решения, самоделки, взгляд в будущее. Это сегодня на рынке проще простого купить любой аксессуар для автомобиля, есть AliExpress, где дешево можно заказать все. Но в условиях советского дефицита автолюбителям приходилось идти на самые разные ухищрения, чтобы сделать жизнь с железным конем комфортнее. Предлагаем подборку интересных самоделок и конструкторских решений из советских журналов.

1. Kärcher по-советски

Больше всего различных интересных самодельных аксессуаров для автолюбителя можно найти архивах журнала "За рулем". В нем - вся боль советских водителей. Отсутствие сервиса, дефицит запчастей и аксессуаров, ломающаяся техника.


Как вам, например, такой вот Kärcher по-советски? 5 минут - и машина вымыта с помощью давления отработавших газов из выхлопной трубы. Здесь просто без комментариев.

2. На случай ядерной войны

В 1960-х годах над миром реально витала угроза ядерной войны. Один из читателей задал журналистам "За рулем" вопрос, который мы никак не ожидаем сегодня получить в рамках нашей рубрики "Вопрос-ответ": "Как защитить автомобиль от атомного взрыва?"



"Наиболее надежным и эффективным способом защиты автомобиля от действия всех поражающих факторов являются инженерные сооружения". И тут же приводится схема сооружения, которое можно сделать на своем дачном участке.


Также представлена схема самодельного комплекта для дезактивации автомобиля. Надеемся, эти советы никогда не пригодятся, хотя КНДР последнее время всех немного беспокоит…

3. Впрыск воды во впускной коллектор

Только сейчас компания BMW начала серийно выпускать автомобили с системой впрыска воды во впускной коллектор. Зачем это нужно? Вода имеет высокую теплоемкость, ее испарение в камере сгорания играет роль своеобразного "интеркулера": бензовоздушная смесь охлаждается, повышаются ее плотность и стойкость к детонации, за счет этого появляется возможность нарастить производительность турбокомпрессора и сделать зажигание более ранним. Повышается и экономичность, особенно в режимах максимальной мощности. А заодно снижается температура двигателя.


Хотя сама эта технология известна еще со Второй мировой войны, когда она применялась на немецких моторах BMW 801D истребителей FW-190, но среди советских энтузиастов всерьез обсуждался вопрос реализации этой системы на "жигулях", чтобы экономить топливо и использовать низкооктановый бензин.


Правда, ученые из НАМИ не обнадежили автовладельцев, сделав вывод о том, что для использования этой системы на изделиях ВАЗа нужны серьезные и длительные исследования в данном вопросе.

4. Крепче за баранку держись, шофер, пользуйся советским hands free

Системой громкой связи сегодня никого не удивишь, они есть даже в базовых версиях современных LADA…


Но в 1957 году это было чем-то за гранью фантастики. Инженер Л.Куприянович изобрел "автоматический радиотелефон", который "под силу изготовить каждому опытному радиолюбителю".



Только вчитайтесь в текст: "Водитель открыл крышку маленького ящичка на щитке приборов и, увидев перед собой круглый диск телефона, набрал нужный ему номер. Из репродуктора, встроенного в щиток, послышались длинные гудки и почти сразу женский голос ответил: "Алло! Я вас слушаю!" Водитель приблизил голову к лобовому стеклу, в стойке которого виднелось забранное решеткой окошечко микрофона…"

5. Прицеп-катер

Чего только не выдумывали советские автотуристы, чтобы разнообразить свой досуг во время отпуска! Один из них сконструировал прицеп-катер для ГАЗ-20 "Победа".



Этот катер может служить и своеобразной дачей для туристов. Из четырех мягких сидений можно сконфигурировать кухню или постель. На катере предусмотрено электрическое освещение и радио.

6. Гараж в багажнике

Так как машина в советское время покупалась одна и на всю жизнь, многие автовладельцы берегли ее как зеницу ока. И если не удалось встать в очередь на постройку гаража, то сделать его можно и самому.


В разобранном виде этот полужесткий гараж легко сложить в багажнике обычного "Москвича-407".

7. Советское Webasto

Сегодня существует немало компаний, которые предлагают установку различных предпусковых подогревателей. Но в СССР таких услуг, понятное дело, не было, автолюбителям приходилось делать все самостоятельно.



В старых журналах можно найти самые различные варианты подогревателей антифриза и масла.

8. Лебедка из домкрата

Сегодня на рынке для джиперов предлагается тысяча и один вариант различных приспособлений для вытаскивания автомобиля из грязи.



В СССР же приходилось лебедки конструировать самостоятельно. И для этого отлично подходили штатные домкраты.

9. Кемперы


Также в журналах часто были представлены различные варианты кемперов, которые можно изготовить и самостоятельно. Westfalia просто отдыхает!

10. "Самавто"

В Советском Союзе купить автомобиль было непросто. Поэтому в стране появилось движение "Самавто" - сделай машину сам. Самоделок были тысячи, о них можно делать отдельный материал.



Одним из самых известных примеров советского движения "Самавто" является "Панголина" - уникальный самодельный автомобиль, эдакий ответ знаменитым Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, собранный в Ухте Александром Кулыгиным в 1980 году.




Легкий кузов из стеклопластика "встал" на самодельные колеса из алюминиевого сплава, "обутые" в низкопрофильную резину (достать ее в советское время было невероятно сложно). Несмотря на использование стандартного жигулевского 1,2-литрового двигателя, максимальная скорость "Панголины" превосходила показатели рядовых "жигулей" и достигала 180 км/ч благодаря улучшенной аэродинамике и сверхлегкому кузову.

Это лишь малая часть различных технических ухищрений советских автовладельцев. Но она ярко показывает ту боль, которую приходилось терпеть советским водителям…

















Успех проекта привел к тому, что Кулыгина пригласили работать на АЗЛК. К слову, в разработке серийных машин он так и не участвовал. После развала СССР Александр уехал в США и выпускал там киткары. В 2004 году он трагически погиб в аварии.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте также: