Самоделки касли телефон

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Сергей Катышев около печи в своем доме. Наливает не чаёк — чугун

Снимать сложно: в цехе темно, а раскаленный до 1200 градусов чугун даёт пересветы и плюется. Одну из капель я замечаю в объектив и дёргаюсь, но Сергей Катышев, глава семейной артели, успокаивает: не бойся, мол, даже если попадёт — отскочит. М-да. Рано мне в сталевары. Точнее, в литейщики чугуна.

Чугун разливают в подготовленные формы — опоки. Это, кстати, бывшая летняя кухня дома Катышевых

Фото: Артём Краснов

— При необходимости можем и до трех миллиметров.

Дон Кихот пока без головы и еще кое-каких частей тела, потому что сложные отливки выполняются составными

Фото: Артём Краснов

Подробнее технологию литья мы покажем чуть ниже, а заодно к каслинской металлургии добавим немного каслинской мимимишности. Но сначала небольшая предыстория.

Касли — город озер, чугуна и еще, как оказалось, котиков

Фото: Артем Краснов

— А ты знаешь, что в Каслях есть семьи, которые льют чугун прямо во дворе? — спросил он хитровато.

— Что, мелочь какую-то делают? Подсвечники? — удивился я.

— Почему подсвечники? Скульптуры в человеческий рост и даже выше. Знал?

Кастро, Сталин, Дзержинский, Есенин, Толстой, Жуков. Это некоторые модели, с которых Катышевы делают сами бюсты

Фото: Артём Краснов

Так я разыскал семью Катышевых и напросился к ним на домашний розлив металла. Попутно у меня был другой вопрос: что, собственно, случилось с самим Каслинским металлургическим заводом? Ведь домашние литейки — осколки некогда единого и знаменитого на весь мир производства.

О том, что жизнь на заводе всё же существует, рассказал тяжёлый металлургический дух на въезде в Касли: челябинский воздух словно приехал вместе со мной.

Заводские постройки с некоторых ракурсов выглядят живыми

Фото: Артём Краснов

С других точек видны следы разрухи

Фото: Артём Краснов

№ 9 )" title _">№ 9 )" itemprop="contentUrl" >

Охранник объяснил, что это разрушенное здание некогда было заводским цехом (вроде бы цех )

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Многие цеха бывшего КМЗ работают. Их приспособили под другие производства, связанные с металлом: вот здесь его, судя по всему, режут и сваривают какие-то аппараты

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Музей на территории завода

Фото: Артём Краснов

№ 4 занимается архитектурным литьём, и, вероятно, такие заказы выгоднее с точки зрения чистого бизнеса" title _">№ 4 занимается архитектурным литьём, и, вероятно, такие заказы выгоднее с точки зрения чистого бизнеса" itemprop="contentUrl" >

Фото: Артём Краснов

Александр Катышев занимается в основном моделями

Фото: Артём Краснов

— Они с нами, знаешь, даже не здороваются, — рассказывает Александр, сын Сергея. — Когда пересекаемся, директор завода делает вид, что нужно срочно поговорить по телефону.

— Но вы ведь в каком-то смысле союзники: не даёте умереть известному бренду — каслинскому литью.

— Да, но они видят в нас конкурентов, хотя для них выгоднее архитектурное литьё, а мы занимаемся больше скульптурами. У нас цикл производства занимает от месяца до полугода, потому что мы делаем ставку на качество, а не количество.

Фото: Артём Краснов

— Мы начали в 2000 году: поначалу заказывали литьё другим специалистам, а сами делали модели, обрабатывали отливки, собирали, — рассказывает Александр. — Потом купили печи, и сейчас у нас их три: под чугун, латунь, бронзу и алюминий. Теперь у нас полный цикл производства, включая моделирование, формовку, литьё, чеканку, сборку, сварку.

Печи — индукционные. Нагрев занимает пару часов. Температура — 1250 градусов, и счета за электричество зимой — до 25 тысяч рублей в месяц

Фото: Артём Краснов

— Мастера, опыт, технологии. — отвечает Александр. — А главное, песок.

— Да. Такой есть только у нас и ещё в Германии.

Супруга Александра Ольга показывает груды мелкого-мелкого песка, который по цвету и консистенции ближе к цементу

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

А это отливка и модель, по которой делали лик Николая II

Фото: Артём Краснов

Мастер-формовщик за работой. Катышевы говорят, что от формовщика зависит чуть ли не половина успеха: дрогнула рука — и начинай сначала

Фото: Артём Краснов

Немного расчленёнки: модель гончей слишком сложна для единой отливки, поэтому её лапки и челюсть готовят отдельно. Отливка может состоять из десятков фрагментов, но на готовом изделии вы этого не заметите

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Черновая отливка амазонки по методу холодно-твердеющей формовки: видны следы разъёма формы. Это даже эротично

Фото: Артём Краснов

С опоками (формами) более-менее понятно: отпечатки в песке делаются с помощью чугунных моделей — точных копий будущих скульптур. Но откуда берутся сами модели?

Александр ворочает гипсовую голову огромного соболя, которая (уже в чугунном варианте) украсила въезд в один из российских городов

Фото: Артём Краснов

Сам Александр плотно работает со скульпторами, чтобы сразу предусмотреть разборность сложных скульптур. Полки с моделями выглядят, как кабинет не очень аккуратного патологоанатома: тут руки, там ноги, а головам и счёта нет.

Так, должно быть, выглядит ад

Фото: Артём Краснов

Пионер без руки

Фото: Артём Краснов

Бюсты можно лить целиком

Фото: Артём Краснов

У этого вояки мешок и кисти рук отливаются отдельно

Фото: Артём Краснов

Многие скульптуры легче, чем ожидаешь, потому что внутри они полые. Для этого внутреннее пространство формы заполняется так называемым стержнем (сердцевиной): его формовщик изготавливает отдельно. По сложности очертаний стержень плюс-минус повторяет саму фигуру.

Купальщица. Оригинальная статуэтка сделана каслинскими мастерами ещё при Николае II

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Кстати, каслинское литьё у нас дома всегда было глянцевым, а сейчас скульптуры покрывают матовой краской, и, на мой вкус, так лучше — поверхность кажется бархатистой.

Самая торжественная часть процесса — это, конечно, плавка чугуна и литьё в формы. Мастерская наполняется кисловатым запахом, но Катышевы говорят, что при выплавке латуни всё хуже — цинковая пыль лежит на всех поверхностях белым налётом.

Всё готово к литью. Ещё полчаса назад чугунные чушки сползали в это жерло, как куски сливочного масла на сковороде

Фото: Артём Краснов

Ложку (черпак) предварительно прогревают, чтобы металл не остыл при контакте

Фото: Артём Краснов

Кипучая во всех смыслах работа

Фото: Артём Краснов

Нужно попасть в литник — отверстие с каналами, по которым металл попадёт к самой форме

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

Я думал, остывать отливки будут много часов, но нет — прошло минут двадцать, и Александр снимает верхнюю часть опоки

Фото: Артём Краснов

Щипцами достаёт отливку

Фото: Артём Краснов

Фото: Артём Краснов

После очистки получается вот что. Сверху — модель

Фото: Артём Краснов

Магнитики — изделие простое, но популярное. Цена — 100–150 рублей

Фото: Артём Краснов

Если отлитые при мне магниты нуждаются разве что в покраске, то со скульптурами всё сложнее — их ждёт ещё механический цех, где обрабатывают швы и грани, чеканят сложные текстуры и собирают готовое изделие. Чугун красят, а скульптуры из бронзы и латуни подвергают патинированию — обработке кислотными растворами, чтобы фигура не пошла пятнами от контакта с атмосферным воздухом.

Мастер-чеканщик обрабатывает меч Дон Кихота

Фото: Артём Краснов

Голова Дона и туловище существуют пока отдельно

Фото: Артём Краснов

Для воссоздания сложных элементов (волосы, ткань, глаза) используется специальный инструмент — у каждого мастера он свой, и в этом тоже есть секрет

Фото: Артём Краснов

Эти текстуры сделаны чеканщиком

Фото: Артём Краснов

Ещё в мастерской занимаются ремонтом. Этот олень лишился рогов, что не удивительно — он отлит в 1899 году

Фото: Артём Краснов

Станок с ЧПУ для резки моделей: в данном случае он выпилил форму решётки. Заказ пришёл из Снежинска

Фото: Артём Краснов

В мастерской Катышевых помимо чугуна работают с бронзой, латунью и алюминием. Ограничений на размер или сложность изделий нет: они делают и брелоки, и скульптуры выше человеческого роста.

Ольга в челябинском Парке Победы около памятника, отлитого в 2015 года семьёй Катышевых

Фото: архив семьи Катышевых

Герои памятника в мастерской

Фото: архив семьи Катышевых

Вообще, каслинского литья вокруг нас много: это и заборы, и решётки зданий, и памятники. А в родительском доме у меня была чугунная такса, фигурное блюдо и часы с Хозяйкой Медной горы. Но мода советского периода вроде бы сошла на нет. Так кто и для чего покупает металлические скульптуры сегодня?

— Очень разные люди, — говорит Ольга. — Например, покупают для украшения дворов, садовых участков, могил. Спросом пользуются бюсты и настольные скульптуры. Проблем со сбытом у нас не было и нет.

Фото: Артём Краснов

Памятник отцу и сыну Голышевым, Владимиру и Дмитрию, завораживает: впечатление, что стоишь перед живыми людьми

Фото: Артём Краснов

Памятник на могиле Семёна Гилева, сделанный его сыном, скульптором Александром Гилевым

Фото: Артём Краснов

Каслинский некрополь очень старый — встречаются могилы XIX века

Фото: Артём Краснов

И много памятников из каслинского литья

Фото: Артём Краснов

— Мы и за границу продаём, например, французы недавно заказывали целую партию бюстов, — рассказывает Сергей. — А как-то приехал австралиец с переводчиком: выбрал статую Дон Кихота, мы сделали, отправили ему, он доволен.

— Куда он её поставил?

— В кабинет, наверное.

Сергей Катышев смотрит, всё ли в порядке с только что сделанными отливками

Фото: Артём Краснов

В Каслях вообще много мастеров, чьё ремесло так или иначе связано с художественным литьём:

— Да тут через двор этим занимаются, — хмыкает Сергей. — Кто скульптор, кто чеканщик.

Так что Касли — это интересный пример того, как градообразующее предприятие, зачахнув, не исчезло полностью, а как бы пошло на семена и дало новые всходы. Хорошо это или плохо — не знаю, но есть ощущение, что это естественно. В любом случае литьё в советских масштабах, наверное, сейчас не так востребовано, а вот мастера-умельцы, работающие не на объём, а на качество, всегда в цене.

Александр и Ольга в цехе мехобработки. На верстаке — медали в память о Челябинском метеорите и решительная фигура Маяковского

Фото: Артём Краснов

Что касается Каслей, они, как и уральские города вообще, оставляют смешанное впечатление, которое проще передать фотографиями.

Великолепный храм Вознесения Господня и пошарпанное здание автовокзала перед ним

Читайте также: