Самоделка из вихря

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

В 1966 году заводу удается наладить выпуск 20-ти сильного мотора под маркой "Вихрь", прототипом которого, как считается, был 20-ти сильный "König", к тому времени уже снятый с производства в Западной Германии.

В майском номере журнала "Техника - молодёжи" за 1966 год была опубликована статья "ВИХРЬ" ОЖИЛ!, рекламировавшая новый куйбышевский мотор:

Пришлось, правда, четверо суток пережидать шторм на берегу.

Надо жить на Волге, надо знать, как соревнуются в создании подвесных моторов для лодок Ульяновск и Куйбышев, чтобы представить себе оживление, которое сразу же началось вокруг гостей из Куйбышева. Сколько сил? Сколько весит? Сколько часов может работать без ремонта?

Вес двигателя — 48 кг.

— Тяжеловат, — сказал кто-то из ульяновцев. — Заграничные легче.

— А что? Это мировой класс.

— Это Вадим Морозов и Тамара, его жена, — сказали мне мотористы. — Он как раз собирает наши моторы. Инженер, а она — врач.

— С какой скоростью идут?

— 38—40 километров в час.

С. ГУЩЕВ. наш. спец. корр.

Через три года, в сентябре 1969 года, "Техника - молодёжи" продолжила рассказ о более мощных моторах семейства "Вихрь" :

ТМ-1969-09 page0013 1

Газета "Волжская коммуна" за 24.01.1969 г писала:

В 1972 году "Вихрь" был снят с производства и заменен моделью "Вихрь М". Данный мотор внешне ничем не отличался от предка, но имел уже 25 л.с.

В 1977 году заводу удается наладить производство модели "Вихрь 30" мощностью 30 л.с. Принципиальных отличий от менее мощного собрата мотор не имел. Первые серийные моторы не отличались от предков внешним видом, однако довольно быстро был разработан и внедрен квадратный поддон и пластиковый колпак нового вида.

9 полезных самоделок из двигателя мотокосы

Мотокоса наделена небольшим экономичным бензиновым двигателем, который отлично подходит для бытовых самоделок. Мотор триммера полностью автономный: имеет принудительную систему охлаждения, зажигания, питания, и самое главное, автоматическое сцепление. Вы будете точно удивлены, когда познакомитесь со всеми 9-ю поделками, и это лишь мала часть, где с успехом можно применить данный двигатель.


Приветствую всех!
Пару лет назад приобрел к лодке прогресс-2 старенький вихрь-30 с электростартером.
В общем, пары поездок хватило осознать, что ходить под румпелем опасно и неудобно. Вернул на место штатный руль, рычаги и тросы управления.
Для переключения режимов движения сделал простенькую реверс-машинку на лодочный мотор. Так как мотор куплен у "кулибиных" с рядом доработок, то и реверс-тяга с имеет винт для присоединения тяги управления. Использовал то, что было под рукой, лист черной стали 2мм, уголок, пружинки, планки, винты по месту. Надеюсь, по фото понятно.









Метки: реверс-машинка, дистанционное управление на вихрь, прогресс-2

Комментарии 11


Что-то не внушает доверия присоединение рулевого троса одним крючком к плите, может быть подстраховать тросом на всякий случай. Ну а в остальном пожалуй сгодится, но надо подгонять на установленном моторе. Даже штатное крепление, расчитанное на Вихрь, иногда приходится допиливать в зависимости от года выпуска этого самого Вихря, так как были изменения.



Я правильно понял, речь о крючках по бокам плиты? Если да, то пружины там работают на сжатие, и лично у меня усилием рук деформировать растяжением крючки не получалось. Конструкцию с пружинами в руле видел на рыбацких лодках, а они ходят много, давно бы уже сломались, если что-то не так.
Касаемо меня, всю эту конструкцию опробовал я недолго, есть проблемы с карбюратором, некогда их решить, в итоге пока хожу под ветерком.


Ну да, по бокам плиты. По пружинам понятно, видел такое не раз, хотя большого толка от них не вижу, типа снижает вибрацию на руле, а по факту — лишний люфт. Ветерок…, ну я не знаю, Вихря еще худо-бедно хватает, хотя конечно-же хочется большего. И кстати, если Вихрь собран и отрегулирован правильно, то проблем с ним нет, ну если конечно не придираться к шумности и прожорливости.


Я прикидывал, при повороте руля (штурвала) за счёт поворота мотора тросы должны немного удлиняться, иначе будет рвать тросы, либо блоки угловые. И пружины это удлинение компенсируют. Испытать в разных режимах движения не удалось по причине карбюратора, а сейчас некогда починить, тк обзавелся семьей.
Доставшийся мне экземпляр вихря считаю удачным, хорошее общее состояние, и да, пожалуй, мне подходит по моим задачам.
А ветерок-8 просто всегда был комплектом к этой лодке, ещё дедушка покупал. Ходили с ним, естественно, в водоизмещающем режиме на малые расстояния. Я нашел на него грузовой винт, и одного даже тянет на глиссере! Вдвоем — только если вещей нет и пассажир не тяжелый)


В заводской дистанции руля под Вихрь, а именно такая ставилась по умолчанию на Прогресс-2, никаких пружин не предусмотрено, но может и есть от них какой-то толк. Семья…Ну семья, это дело хорошее, а чтобы не было какого-либо противостояния лодочной теме, надо по возможности вовлечь семью в отдых на лодке. У меня дочь с раннего детства со мной на воде, ей нравится, да и жена, нет-нет, да и составит нам компанию. А для компании хотя-бы 25-30( в идеале 40) л.с прогрессу-2 надо. Был у меня недолго нептун-23, но что-то я его не оценил, хотя многие предпочитают его вихрю.



Интереса ради вращал руль на вывешенной лодке с мотором на берегу, при повороте мотора в крайние положения пружины немного сжимаются, распрямляясь в среднем положении.
Жена со мной пару раз каталась на лодке, но пока дочка слишком маленькая, а в будущем, надеюсь, будем ходить на лодке все вместе. Хотя лодка — мое второе хобби, пожалуй, после уазика.
30 сил мне показалось достаточными для этой лодки, с 3-4 людьми на борту. Возможно, аппетит приходит во время еды, поживем — увидим)
При покупке вихря тоже колебался, его брать или нептун. Вихрь понравился состоянием, да и мощность повыше у него.
Вот такой вот корабль у меня)



Аккуратная двоечка. Я другу в свое время делал под ключ прогресс-2 в схожем окрасе, только низ светло серый — на воде неплохо смотрится, на фото он давно не мытый поэтому мутный такой. По поводу мощности тут еще зависит от требований владельца — вот сегодня с парнями на проге-4 на таком-же Вихре -30 зацепился кто кого, азарт дело такое, тапки в пол, хоть вихри и не любят перекрута. У них загрузка на одного не тяжелого человека больше, но за счет иных обводов корпуса четверка не отстала, так и шли корпус в корпус.




Спасибо, лодка очень нравится.
Согласен, какой же русский не любит быстрой езды!)) Пока планирую довести до нормального рабочего состояния вихрь, ну а там видно будет.


Интереса ради вращал руль на вывешенной лодке с мотором на берегу, при повороте мотора в крайние положения пружины немного сжимаются, распрямляясь в среднем положении.
Жена со мной пару раз каталась на лодке, но пока дочка слишком маленькая, а в будущем, надеюсь, будем ходить на лодке все вместе. Хотя лодка — мое второе хобби, пожалуй, после уазика.
30 сил мне показалось достаточными для этой лодки, с 3-4 людьми на борту. Возможно, аппетит приходит во время еды, поживем — увидим)
При покупке вихря тоже колебался, его брать или нептун. Вихрь понравился состоянием, да и мощность повыше у него.
Вот такой вот корабль у меня)


Машины да, я тоже люблю, просто тащусь от старых тойот, уже небольшую коллекцию собрал, ну и нива короткая есть, что бы не расслабляться, ну и лодку с прицепом таскать.

(от ведущего канала "Лодочник"): Статья, для нашего канала, написанная коллекционером, любителем советской водномоторной техники. Пообщаться с ним, можете ниже - в комментариях или ВКонтакте "Лодки, моторы, лодочники"
*** Автор: Кирилл Кутейников

Каждому советскому водномоторнику знакомо грозное слово "Вихрь" . Кому-то он доставлял массу бед, но большинству водномоторников СССР - радость.
Подвесной лодочный мотор "Вихрь" был источником свободы на водных прериях нашей родины. Мог довести в такие места, куда не долетит даже вертолет. Перевез не один миллион тонн грузов, спас сотни а может и тысячи человек, вовремя доставляя больных до скорой.
А самое главное, он остается по сей день, в строю.

90-ые сильно ударили по нашей экономике, а 2000-ые ничего не смогли изменить. Производство "Вихря" кануло в лету, хотя официальное письмо правительства РФ говорит, что все еще можно возобновить!

Но нужны ли нам моторы прошлого века, лично мне да, нужны. А вот простому водномоторнику - нет!
За "Вихрем" нужен вечный догляд и знание его матчасти, чтоб он исправно работал. А у нас таких людей почти не осталось.

Это прекрасно понимали на заводе, и пытались с конца 80-ых модернизировать "Вихрь 30", чтобы тот отвечал потребительским качествам. Именно об этих мифических Вихрях мы сейчас и поговорим.

Приблизительно с 1987, в Самаре, началась разработка принципиально нового мотора, "Вихрь 30М-01" (фото 1) и "Вихрь 32" (фото 2)

Эти моторы мало, кто видел, за исключением "Вихря 32" (внешне 30-ка но поршни и камера сгорания другие). Данные моторы даже для меня, знатока советских ПЛМ, из разряда Мифических. Мифичен и ряд следующих Вихрей: "Вихрь 30М-011"


Алексей Рудченко 5 min read 12.04.2020 12 комментариев

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.
  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;
  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Отзывы

Олег:

Григорий:

Сергей:

Читайте также: