Русский народный костюм для куклы своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Творческий проект ”Русский народный костюм для куклы” Выполнила ученица 10”А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческий проект ”Русский народный костюм для куклы” Выполнила ученица 10”А.

Творческий проект ”Русский народный костюм для куклы” Выполнила ученица 10”А” Денисова Арина Проверила учитель технологии Ерохина Н.В.

Задачи проекта: изучить историю народного костюма, познакомиться с основами к.

Задачи проекта: изучить историю народного костюма, познакомиться с основами кроя, подобрать ткань и отделку для костюма, сделать построение чертежа костюма, разработать технологическую последовательность изготовления русского народного костюма. ЦЕЛИ ПРОЕКТА : ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И СШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НА КУКЛУ.

Слово “костюм”, пришедшее из французского языка, означает “обычай”. Костюм в.

Слово “костюм”, пришедшее из французского языка, означает “обычай”. Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек: при исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для разных географических зон и регионов, обусловленный оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения. ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из р.

Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. САРАФАН

Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков он.

Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была единственным предметом одежды. Её шили из домотканой льняной материи. Женская рубаха отличалась только длиной, более богатой отделкой. РУБАХА

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг тали.

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей. ПОНЁВА

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дом.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.. ГОЛОВНОЙ УБОР

Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог.

Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. По форме носка чёботы были прямые и кривые. Голенища назывались прежники. Стельки применялись войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота : у холодных — из атласа, у тёплых - из бобрового меха. ОБУВЬ

Вышивка на одежде не только украшала, но и должна была защитить от беды, от.

Вышивка на одежде не только украшала, но и должна была защитить от беды, от злого человека. Элементы вышивки имели символическое значение: ”узор” имеет один корень со словом “заря”, что связано с цветом утреннего солнца; геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля., волнообразные линии – воду, ёлочки – пожелание человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. ВЫШИВКА И ОРНАМЕНТ

Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шелк и бархат. Одежду зн.

Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шелк и бархат. Одежду знати изготовляли из дорогих привозных тканей: тафта, камка, парча бархат, атлас, хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина). ТКАНЬ

После просмотра и изучения материала Я узнала подробности быта наших предков.

После просмотра и изучения материала Я узнала подробности быта наших предков: что они одевали, что одежда могла рассказать о своём хозяине, из чего тогда шили костюмы. Многие вещи и их названия стали достоянием музеев, а сарафан остался нашим современником и является частью нашего гардероба. Я выполнила проект на тему “Русский народный костюм для куклы” с использованием современных швейных технологий.

У моей младшей сестры приближается день рождение. Вот Я и подумала, что можн.

У моей младшей сестры приближается день рождение. Вот Я и подумала, что можно сделать своими руками и подарить сестре. Мне хотелось сшить что-то нарядное и не сложное в работе. Свой выбор Я остановила на русском народном костюме для куклы. Кукла - замечательный подарок, а , тем более, в таком красивом наряде. Чтобы обойтись без затрат, Я воспользовалась бабушкиным сундучком. В это изделие Я вложила свою фантазию. Мне помогли навыки, полученные на уроках технологии. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Подготовительный. 2. Исследовательский. 3. Технологический. 4. Экономическ.

1. Подготовительный. 2. Исследовательский. 3. Технологический. 4. Экономический. 5. Экологический. 6. Заключительный. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Рассмотрев рисунки готовых изделий, Я решила сделать как вариант на рисунке 4.

Рассмотрев рисунки готовых изделий, Я решила сделать как вариант на рисунке 4. ВАРИАТИВНОСТЬ

Главная часть праздничного русского народного костюма – сарафан из красного.

Главная часть праздничного русского народного костюма – сарафан из красного атласа, приталенного силуэта, расширенный книзу. …Рубаха – из белого шёлка, прямого силуэта. Воротник – стойка, обработан золотой тесьмой, как и нижний срез рукавов. … Кокошник изготовлен в цвет сарафана. ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

Я подобрала для сарафана красный атлас, а для рубахи – белый шелк. Для отдел.

Я подобрала для сарафана красный атлас, а для рубахи – белый шелк. Для отделки Я выбрала золотую тесьму ВЫБОР ТКАНИ И ОТДЕЛКИ

1. Ножницы портновские 2. Ножницы средние 3. Напёрсток 4. Сантиметровая лент.

1. Ножницы портновские 2. Ножницы средние 3. Напёрсток 4. Сантиметровая лента 5. Иголки 6. Булавки 7. Мелок ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 РАСКРОЙ КОСТЮМА

 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА

 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА

 ДЕТАЛИ КОСТЮМА

Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом Я доволь.

Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом Я довольна. Костюм, сшитый моими руками, радует душу, поднимает настроение, мне по нраву, а сама технология изготовления показалась мне не такой уж сложной, потому что Я почти всё изучала на уроках технологии. Выбор мой пал на не сложную модель не случайно: сшила на куклу, которой сестра постоянно меняет наряды, и ей легко и удобно будет её переодеть. При изучении истории русского костюма Я узнала много нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, орнаментальный декор и цвет народного костюма. Так же Я больше узнала о моделировании, конструировании и технологии обработки швейных изделий. Выполненная мною работа сэкономила семейный бюджет : используемые материалы - из бабушкиного сундучка. Цель и задачи творческого проекта Я выполнила. САМООЦЕНКА

Не носили такие царицы и князи! Вошёл в моду костюм в 19 веке И красиво смотр.

Не носили такие царицы и князи! Вошёл в моду костюм в 19 веке И красиво смотрелся на любом человеке! Сарафан из атласа с блузкой шёлковой ткани, Не затмить красоту его даже парчами. Золотая отделка его обрамляет, И простое изделье любой вкус одобряет. Чтоб приятней смотрелся наряд на девице, Заплетём алый бант ей в густые косицы, Оттенит красоту её белая блузка, Как прекрасна девица в изделии русском! Вы на русский костюм, сшитый мной, посмотрите, Он представлен пред вами в уменьшительном виде Словно лебедь плывёт в нём красавица наша – Нет наряда на свете милее и краше.

FEKLA (Татьяна)

Шел третий день из отведенных семи, когда я приступила к изготовлению головы! Сразу прошу маститых кукольников простить меня за некоторую упрощенность лица, потому что я это делала первый раз и в очень сжатые сроки. Времени на переделки не было совсем.




На этом этапе я решила притормозить с головой и заняться платьем. Как уже писала выше, тело я решила не шить, а заменить его каркасным платьем. Жесткий бумажный конус необходимо было обшить материалом. Для платья пошел двойной слой белого льна с отделкой широкой тесьмой, вырезанной из кухонного полотенца.



Дополнительно пустила художественную машинную строчку.


По замыслу сшила воротничок - стойку, которая укрепить голову и добавит видимость шеи!


И вот оно платье!


А сейчас остановлюсь на украшениях и головном уборе! Национальное украшение марийцев — мониста, которую делали из монет. Как говориться, сказано — сделано. Вот здесь пригодились все навыки и имеющиеся инструменты — тиски, сверла и дрель. Возникла небольшая сложность с подбором сверла, но она благополучно разрешилась и накопленные в запасниках копейки пошли на изготовление марийского национального украшения.



Результат покажу немного позже!

А сейчас головной убор. Это очень немаловажная часть костюма. Было решено изготовить шемакш. При том, его надо было сделать и укрепить так, чтобы при переноске и во время выставки его нельзя было снять, сдвинуть и потерять! Вот для него у меня нашлась настоящая ручная вышивка, правда уже не первой свежести. Но она отлично подходила для головного убора.






Следующий на очереди был фартук! Вот здесь пригодилась швейная машина с блоком для вышивания! Один из узоров идеально подошел к задуманному фасону.


Дальше был трудный подбор цветовой гаммы фартука, но все завершилось и фартук был сшит менее чем за два часа!






И вот тут началось самой сложное — роспись лица и прическа! Не знаю, захочу ли я еще раз повторить эти муки творчества! Не судите строго — это мое первое лицо и вообще первая голова!

Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление картонной куклы в народном костюме.



Данная разработка заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы; родителей. Она позволит закрепить навыки детей по работе с бумагой, поможет получить положительные эмоции от проделанной работы. При желании, таким же образом, можно изготовить куклу-снегурочку, куклу-принцессу для настольного театра.
Цель: помочь детям изготовить картонную куклу для настольного театра.
Задачи:
- совершенствовать навыки детей по работе с бумагой и картоном,
- развивать мелкую моторику рук,
- прививать любовь к русской культуре и традициям,
- развивать чувство вкуса и композиции.
Оборудование:
- картон белый и цветной,
- цветные карандаши и фломастеры,
- ножницы, клей, двусторонний скотч,
- распечатанные "лица" кукол.
Шаблоны для изготовления картонной куклы.







Вырезать и раскрасить лицо куклы.
Из белого плотного картона вырезать силуэт "верха" куклы.



Наклеить лицо. Раскрасить фломастерами кокошник,передник, рукава рубахи.
Из плотного картона изготовить "юбку" следующим образом:
1) положить лист картона горизонтально, отметить середину. Загнуть углы листа к центру.




3)Подрезать уголки основания получившегося треугольника с закруглением.



4)Перевернуть получившуюся фигуру, наклеить двусторонний скотч на верхнюю часть.

Начну с того, что выставка проходила два месяца, но я в Москву выбралась только к закрытию, 10 февраля. И очень удивилась, что билеты в кассе всем раздавали бесплатно (и на выставку, и на постоянную экспозицию), заплатить пришлось только 100 руб. за фотосъемку. Но оказалось, что в день памяти поэта вход в музей бесплатный, и еще был организован большой концерт для всех желающих. После осмотра выставки я успела немного послушать пушкинские чтения и классическую музыку. Так что имейте в виду, 6 июня скорее всего вход музей А.С.Пушкина тоже будет бесплатным :).

vystavka kukol1

Кукол на выставке оказалось великое множество, и практически все — авторские, новые, сделанные в 2012-2015 г.г.

vystavka kukol2

По этим куклам Романовой Л.Н. интересно изучать костюмы разных губерний: Московской, Воронежской, Рязанской.

vystavka kukol3

Куклы Калинской Т.М. — в костюмах старообрядцев Алтая, Забайкалья, Усть-Цильма, Костромской губернии (1 ряд), Нижегородской, Архангельской, Вологодской (2 ряд)

vystavka kukol4

Куклы в мезенском, смоленском, олонецком костюмах. Автор Камаева Л.Г.

vystavka kukol0

vystavka kukol5

Слева под номером 9 — куклы Сенокос (Июль) и Урожай (Август) Лаптевой С.А.

Целый сундучок чудесных тряпичных кукол от Вернидубовой Е.И.

vystavka kukol6

Еще куклы Рябчиковой Л.А., Алентьевой О.Ю., Лоскутовой Е.В., Телегиной В.Г.

vystavka kukol7

Куклы в традиционных костюмах русского севера (Готчиева Н.В.) и в русском зимнем костюме (Кирьянова С.С.)

vystavka kukol8

Куклы в костюме XIX века Вологодской губернии и в девичьем праздничном костюме Архангельской губернии (Сысоева Майя, народный мастер России)

vystavka kukol9

А эту троицу, конечно, сложно не узнать 🙂 (автор Сизякова С.Ю.)

vystavka kukol10

Невеста и жених Зининой Е.Д. Сестрица Аленушка и братец Иванушка Шульцевой Н.Н.

vystavka kukol11

vystavka kukol12

vystavka kukol13

vystavka kukol14

Куклы крупенички в костюмах Орловской области (Жмакина Л.Е.)

vystavka kukol15

vystavka kukol16

Куклы в киргизском, грузинском, узбекском, армянском костюмах.

vystavka kukol17

Вот бы по таким куколкам мастер-классы собрать! 🙂

vystavka kukol18

vystavka kukol19

vystavka kukol20
vystavka kukol21

vystavka kukol22
vystavka kukol23
vystavka kukol24

Куколки из талаша Алферовой Е.А.

vystavka kukol25
vystavka kukol26

Куколки в костюмах из бересты Горбуновой Л.Б.

vystavka kukol27

vystavka kukol28

vystavka kukol29

vystavka kukol30

vystavka kukol31

vystavka kukol32
vystavka kukol33

Трашкова С.А. Куклы в костюмах старожилов Омской области. К сожалению, размещены не в лучшей витрине, но я специально сфотала для Ольги Арисеп 🙂

vystavka kukol34
vystavka kukol35

vystavka kukol50

vystavka kukol36

vystavka kukol37
vystavka kukol38

Кудрякова А.П.
Куколки народов Севера из бивней мамонта.

vystavka kukol39
vystavka kukol40

vystavka kukol41

Я насчитала 59 куколок-скруток! Вроде и несложные в исполнении элементы, но вся композиция очень вдохновляет.

vystavka kukol42

vystavka kukol43

vystavka kukol44
vystavka kukol45
vystavka kukol46

Работ в технике пэчворк и лоскутного шитья тоже было много на выставке.

vystavka kukol47

vystavka kukol48

vystavka kukol49

Но вернемся к куклам.

vystavka kukol53

Коротких О.В., Липецкая область. Куклы-зерновушки и куклы-жалейки.

vystavka kukol51
vystavka kukol52

vystavka kukol54

Никишина Н.Н. г.Старый Оскол:

vystavka kukol55

vystavka kukol56

vystavka kukol57

vystavka kukol58

vystavka kukol59

vystavka kukol60

vystavka kukol61

vystavka kukol62

Прямо захотелось уже в Удмуртию 🙂

Кутергина Л.А. Куклы на веретене в удмуртских мужских и женских национальных костюмах.

vystavka kukol63

vystavka kukol64

vystavka kukol65
vystavka kukol66

Абдыкалыкова Л.Т., Красноярский край, Таймырский АО. Куклы в национальных костюмах народов Севера.

vystavka kukol67

Балданова Дулма Жамбаловна. Забайкальский край.

vystavka kukol68

Абаськина Г.Ю. Куклы в национальных костюмах народов Севера (ненецы, энки, долганы, эвенки)

vystavka kukol69
vystavka kukol70

Манько А.В. Камчатский край, Мальковский р-н, с.Мильково.

vystavka kukol71

vystavka kukol73

vystavka kukol72

vystavka kukol75

vystavka kukol78

vystavka kukol76

vystavka kukol77

Это, конечно, далеко не все куклы с выставки, всех заснять было нереально (сел аккумулятор в фотике), но, думаю, для вдохновения вам пригодятся эти фотографии, такие чудесные и очень самобытные куколки!

Надеюсь, я ничего не перепутала. Если увидите неточность — пишите, исправлю.

Читайте также: