Ребенок не хочет делать поделки

Обновлено: 26.07.2024

Творческие задания школьников — головная боль пап и мам. Наша читательница анонимно рассказала, почему выполняет их вместо ребенка.

Вчера я легла в три ночи — мастерила домик лесовичка из веточек и прочих природных материалов. Веточки и мох я не собираю в парке вместе с ребенком, как было велено учителем. Таких красивых там не найдешь, да еще и наступишь на собачью, извините, какашку. Я покупаю у знакомого мастера или в магазинах для творчества: гладкие, красивые, чистенькие. Сын утром пришел с пятеркой, рассказал, что его похвалили перед всем классом за такую красивую поделку!

Почему я занимаюсь этой профанацией, спросите вы? Мне кажется, вопрос стоит адресовать не мне, а тем, кто придумал эти вечные конкурсы поделок.

Сколько в каждом классе по-настоящему творческих детей? Причем тех, кто действительно любит и умеет клеить, шить, вырезать, лепить? Двое, трое, ну четверо. Одну девочку я знаю — ее мама известный в нашем городе кондитер, делает потрясающие торты. Золотые руки у них, судя по всему, это семейное.

Здравствуйте, батюшка. В садике у моей дочки в течение всего года проводятся конкурсы поделок к разным праздникам, творческие конкурсы. Начинание прекрасное, ребенок вместе с родителями участвует в жизни садика. К сожалению, только 6-10 родителей из группы могут уделять время поделкам для конкурсов. Для участия в творческих конкурсах воспитатели выбирают самых способных детей. И награждение победителей вместе с родителями проводится на общих утренниках. 10 детей счастливы, остальные расстраиваются и обижаются на родителей. Я объяснила воспитателю, что наша семья с работающей одинокой мамой и двумя бабушками 80 и 100 лет не может делать поделки для садика. Спрашивала, можно ли проводить награждения не при всей группе, ведь дети расстраиваются. Ответ от уважаемой и любимой мною воспитательницы меня испугал. Она объяснила, что сейчас даже в подготовительных группах детям не говорят, что победила дружба, а выбирают победителей. То есть ребенок, у которого работает папа, а мама делает поделки, уже имеет больше шансов победить. А остальные просто мало стараются. Я понимаю, в каком мире в какое время мы живем. Мой вопрос: видя, что в детях взращивают зависть, молчать и объяснять своему ребенку, что это неправильно или попытаться изменить эту ситуацию?

Заранее благодарю за ответ, Наталия.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Дорогая Наталья, я думаю, что это очень хорошая ситуация для воспитания Вашей девочки. Смотрите, это неплохая возможность научить Вашу девочку уметь принимать вещи такими, каковы они есть в реальности.

Есть два варианта конкурсов – поделки детей и родителей и поделки детские. Если у вас в садике проводится первый конкурс – что же поделать, не соответствуете вы условиям этого конкурса. И это не о том, что ваша семья хуже или лучше кого-то, просто в любом конкурсе есть начальные условия, которым надо соответствовать, и если человек не соответствует – он не участвует. Таких конкурсов в жизни Вашей девочки будет много: взять хоть экзамены в вуз (достаточно баллов или нет), хоть собеседование при приеме на работу (есть соответствующий диплом, сертификаты, опыт работы, возраст и пр.), да даже научные конференции есть такие, участие в которых предполагает денежный взнос, и если не можешь заплатить – то не участвуешь. Надо уметь видеть начальные условия и спокойно воспринимать, что организаторы конкурса имеют право задать свои условия, Ваше личное дело – стараться им соответствовать или нет.

Зато, в конце концов, есть масса других конкурсов, в которых можно поучаствовать. И вообще, свет клином на этих поделках не сошелся, а дома настоящее богатство – бабушке 80 и – вот это да! – целых 100 лет! Это вообще у кого еще такая бабуля есть?

Если речь о конкурсе детских поделок, то тут вообще проблем нет! Купите (по возможности) все материалы дочке, насколько можете, покажите ей, как с ними управляться или (если только Вы уже используете интернет) как найти в сети ролики о поделках из таких-то материалов. Все! Дальше пусть делает сама в свое удовольствие, получая радость от творческого процесса. Тут главное – именно чтобы человек был счастлив в процессе и научился что-то делать руками, а еще – чтобы она сама училась оценивать свой результат, не чужой внешней похвалы ждала, а сама понимала: вот тут я хорошо сделала, тут – поленилась и наляпала абы как (почему? потому что не получилось или потому что это ей было неважно и неинтересно?), а тут очень старалась, но пока (!) эту вот технику работы я не освоила, в другой раз, подрасту – и смогу, потренируюсь – и смогу. Это главное! И на будущее это избавит девочку Вашу от зависимости от чужого мнения, она будет просто твердо на ногах стоять, понимая, чего на самом деле стоят ее время, усилия и конечный продукт.

А уж кого там наградят – это дело воспитателей. Если в группе четко ясно, кто делал сам, а кто с родителями, проведите вы альтернативный конкурс поделок тех, кто делал без родителей. Пусть дети покажут друг другу поделки, каждый расскажет о своей своих друзьям, а те ему – о своих. И пусть дети сами договорятся, какую они считают лучшей. Лучших может быть несколько: вот тут идея хорошая, тут – исполнение, тут – по цвету удачно, а тут – материалы небанальные выбраны. Это же все о детской инициативе и самостоятельности, вот и пусть учатся. Ну так. не то что прямо объявлять: вот у нас конкурс свой! А спокойно собраться и пусть посмотрят те, которые делали все сами. И пусть спокойно осмотрят поделки других, которые с родителями были, и тоже назовут, что где нравится, что кажется удачным, чему бы хотелось научиться. Без градаций, чья лучше, без этого вот невроза – аааа! кто первый? А просто – что нравится и почему. Я думаю, что это самое здоровое отношение, которое может быть к любому результату труда. Можете даже сперва Вы вдвоем с дочкой пройтись и посмотреть поделки, так вот их обсудить. Если хочет – пусть потом дома сама сделает то, что понравилось, нет – так и не надо. Хочет – можно с подружкой или другом. Только без стремления занять первое место, а просто – надо сделать качественно, потому что мне самой от этого радостно. И культивируйте именно такое отношение к труду. Так и спокойнее будет, и лучше.

Совместное творчество с детьми — захватывающая и познавательная деятельность как для ребят, так и для родителей. Однако в детском саду принести поделки просят настоятельным тоном. Многие мамы и папы не хотят тратить время на их изготовление. Тому есть ряд причин.

Конкурсы

В современном детском саду с регулярной периодичностью проходят тематические конкурсы различного уровня. Например, выставка осенних поделок из природного материала, новогодние украшения, городские конкурсы на лучшую поделку по теме правил дорожного движения и т. п.

Конкурсная деятельность — показатель работы дошкольного учреждения, а также профессионального мастерства педагогов.

Даже несмотря на то, что родители с ребенком изготовили творческую конструкцию, как авторы на пояснительной подписи будут указаны педагог и ребенок. Участие в конкурсах настоятельно рекомендуется, поэтому такой принудительный характер отталкивает желание творить.

Главное — формальность

Следующая причина, почему мамы и папы не тратят время на изготовление композиций, — отчетность у воспитателей.

Зачастую они просят участвовать в конкурсе, аргументируя это тем, что малыш будет гордиться поделкой, что совместный труд полезен для укрепления взаимоотношений, для мелкой моторики и развития способностей.

Хорошо, если похвалят за интересную идею. А через некоторое время творческие конструкции без сожаления выкидываются. Наверняка найдутся родители, которым такое формальное отношение к работе неприятно.

Все это нужно для заполнения методических планов, показывающих, что ребенок участвовал в создании креативных изделий.

Хочу спросить, как оправдывают такую свою лень похожие на меня мамы:)))) Моя старшая уже в школе учится, младший в сад ходит. И осенние поделки, весенние поделки, новогодние мы никогда не делали. У мамы нет времени и желания, а дети как то не настаивают. Можно себя оправдать тем что мама - не мастерица? Да и зачем вообще педагоги устраивают эти регулярные выставки?

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации

У меня руки из жопы, но поделки делали с дочкой на все праздники.
Делали вместе. Дочь гордо несла в сад и школу. Выигрывали даже места какие-то.

А мне нравится с детьми делать поделки. Мелкий сидит помогает всегда. Делаем красивенные и ребенок всегда приниает участие восильно

Затем чтобы детям было интересно, это ведь здоровоо, когда все могут увидеть то, что ты сделал вместе с мамой.

Я пару раз делала поделки, но реально меня это напрягает ужасно. Я работающая мама с 2 детьми, у меня и так дел по горло, еще и поделки эти крутить ночью. Это такой бред как по мне - работа для родителей. Потом забила, с младшим даже не собираюсь что-то делать

Затем чтобы детям было интересно, это ведь здоровоо, когда все могут увидеть то, что ты сделал вместе с мамой.

Здорово-да! Детям приятно. Но это при наличии ’часу та натхнення’. А на выходе получается принесут 10 похожих, и наша не самая крутая. Так моё дитё расстроится, ведь хочется быть самым лучшим.

Кому это нравится - делает. Ребенку нравится творить, я ей помогаю. Потом детки все свои поделки ’Обсуждают’:)))

У меня руки и попы, у детей моих тоже, поэтому они и не настаивают. В садике уже привыкли, что мы без поделки. Но мы одни такие в группе не энтузиасты

Здорово-да! Детям приятно. Но это при наличии ’часу та натхнення’. А на выходе получается принесут 10 похожих, и наша не самая крутая. Так моё дитё расстроится, ведь хочется быть самым лучшим.

Тогда у вас будет повод поговорить о том, что для достижения победы нужно приложить усилия и не один раз. И что участие- это полезный опыт.

не делаю, один раз ночью просидели рисовали листики, в итоге их отдали другой девочке, а мой расстроился танцевал без них, потом говорил что я его обманула

Да, процентов 95, если не больше, этих поделок делается исключительно родителями. И получается это их конкурс, кто круче, кто менее загружен, и даже кто обеспечен ее. Ведь в поделки иной раз и немалые средства вкладывают. А дети потом обижаются, что у него хилая елочка, но сделанная своими руками, а у кого-то шикарная и распрекрасная поделка. Считаю, что эти конкурсы нужно совсем отменить, или делать их внутри учебного заведения. Что ребенок сам сделал на уроке, то и продемонстрировал. А сделанную мамой или вместе с мамой пусть показывают своим родственникам.

У меня школьники.
Со старшей дочерью делала, ей очень нравилось.
С младшим мальчиками-нет. Они делают исключительно сами и на темы, которые их заинтересовали.

Я не делаю. Себя не оправдываю ничем. Не делаю, потому что не хочу.
Я ещё и деньги на подарки воспитателям не сдаю и на шторы, шкафчики, вступительные взносы тоже

Я делаю поделки не для садика, не для воспитателей, а для ребенка. Прекрасная возможность провести время с дочкой и потом ей приятно, что она с мамой сделала такую красоту.

А я вообще не понимаю смысл этих поделок. Пусть в саду на занятиях воспитатели с детьми делают. Как получится у ребенка, так получится, но главное, что он сам это сделал, а не мама.

Да не нужны педагогам эти поделки. Это прежде всего для вас и вашего ребёнка надо. Ну вам то может и не надо, а ребёнок очень горд когда его творение кто-то смотрит и хвалит. Тем более если это сделано совместно с дорогими ему людьми.

Я делаю поделки не для садика, не для воспитателей, а для ребенка. Прекрасная возможность провести время с дочкой и потом ей приятно, что она с мамой сделала такую красоту.

Да не нужны педагогам эти поделки. Это прежде всего для вас и вашего ребёнка надо. Ну вам то может и не надо, а ребёнок очень горд когда его творение кто-то смотрит и хвалит. Тем более если это сделано совместно с дорогими ему людьми.

Я не люблю эти все поделки, но если надо - делаем с детьми, это им важно - все принесут, а они с пустыми руками? Стараюсь чтобы максимально сами делали, но помогать обычно все равно нужно, особенно если вспомнить про поделку в воскресенье вечером)))
А вообще мечтаю, чтобы все эти поделки они делали в саду и в школе, с воспитателем или с учителем труда

Кстати, помню мы в школе много на трудах делали - и украшения на елку, все эти фоарики-гирлянды, и из пластилина - и наоборот домой несли, а не из дома в школу.

Из блога Алеси Казанцевой:
’Я подписалась на каналы тёток в Инста, которые сидят дома с детьми и ебашат с ними поделки круглосуточно. Беру у них идеи иногда. Одна из них пошла дальше всех и посадила троих детей на домашнее обучение.

Они живут в однокомнатной квартире. Постоянно рассказывает, как она готовится к урокам. Показывает исписанные тетради. Кормит детей полезными злаками и семенами.

Читайте также: