Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством оригами

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Эффективность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается разнообразными дидактическими средствами. Одним из таких средств является оригами .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любимова Наталья Владимировна

Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога ДОУ в воспитании личности младшего дошкольника через изготовление и игру пальчиковым театром

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга

1. Гречушкина Н. В., Арабчикова Ю. И. К вопросу о готовности преподавателей к осуществлению педагогической деятельности в ИКТ - насыщенной образовательной среде // Успехи современной науки и образования. Том 1. № 3. с. 144-146.

2. Дятлов Р. Н., Арабчикова Ю. И. Опыт использования возможностей электронной системы МооМе в высшем техническом образовании // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. Тамбов. Часть 23, 2013. С. 40-41.

Любимова Наталья Владимировна /Lyubimova Natalia Vladimirovna - воспитатель первой

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста через изготовление поделок в технике оригами и впоследствии использование их в театрализованной деятельности. Эффективность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается разнообразными дидактическими средствами. Одним из таких средств является оригами. Ключевые слова: творчество, оригами, театр оригами.

- низкая познавательная активность;

- низкий уровень развития воображения;

- нарушение мелкой, общей, артикуляционной моторики;

- трудности в общении.

Все вышеуказанные факторы, несомненно, отрицательным образом сказываются на развитии творчества детей. Поэтому одним из способов коррекции является использование приемов техники оригами.

Значение оригами для ребёнка трудно переоценить. Любой вид творчества способствует развитию определенных навыков, умений и способностей. Но ни один вид творчества так не многофункционален. Значение оригами для развития детей имеет огромное значение. Оригами — это вид конструирования из бумаги, который позволяет развивать творческие способности, познавательную деятельность и моторику.

Новизна проекта заключается в изготовлении поделок оригами через создание ярких образов сказочных героев. Дошкольный возраст — это тот период, когда сказка для детей близка по своему мироощущению. В сказке есть яркие волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, старается быть похожим на того или иного персонажа. По словам В. А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах [1, с. 51]. Поэтому сказочные оригами будут способствовать развитию творчества у детей.

Целью данного проекта является способствовать формированию творческих способностей у дошкольников с ОВЗ через изготовление поделок в технике оригами.

1. Познакомить детей с техникой оригами.

2. Способствовать развитию творческого воображения, конструктивного мышления в процессе изготовления поделок в технике оригами.

3. Активизировать словарь детей терминами, используемыми при изготовлении поделок по технике оригами.

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Деятельность по реализации проекта была успешна, проведена на 3 этапах (три года). Участниками были дети, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.

Цель подготовительного этапа (сентябрь - октябрь первого года) - заинтересовать детей и родителей темой проекта, уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах, свойствах.

Рис. 1 Изготовление поделки по Рис. 2 Играем в палочковый театр. Рис. 3 Играем в настольный театр

Цель основного этапа - способствовать творческой самореализации дошкольников в изготовлении и использовании поделок в технике оригами.

По истечении трех лет, достигнуты положительные результаты. Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития воображения на 19 %, а развитие моторики на 33 %, повысился познавательный интерес детей к созданию поделок, выполненных в технике оригами, в последствии которые дети используют в показе сказок.

Т.О. Изготовление поделок в технике оригами способствует развитию творческих способностей, дает положительные результаты в коррекционной работе, обогащает детско-родительские взаимоотношения опытом ведения совместной деятельности.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г. 288 с.

Отчет по самообразованию по теме:

«Развитие у старших дошкольников художественного творчества

за 2019 – 2020 учебный год

Трофимовой Ольги Юрьевны.

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет

исследования. ФГОС ДО предполагает личностно-развивающий характер

взаимодействия педагогических работников и детей; реализацию Программы

прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,

в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое

Каждый ребенок наделен способностями, которые надо педагогу увидеть,

распознать и создать благоприятные условия для дальнейшего развития в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и

Жизнь современного человека требует не шаблонных, привычных действий, а

подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым

условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

На мой взгляд , способствовать проявлению и развитию творчества

дошкольников старшего дошкольного возраста будет знакомство с разными

способами и техниками работы с бумагой.

Обучение детей моделированию из бумаги через

технику оригами. Формирование у детей интереса к искусству

оригами и раскрытие творческого потенциала детей.

1. проанализировать имеющийся опыт педагогов

исследователей по изучаемой проблеме;

2. выявить основные компоненты развития творческих

способностей детей дошкольного возраста на основе

анализа методико-педагогической литературы;

3. определить условия, благоприятные для развития

творческих способностей детей дошкольного возраста;

4. определить основные направления по развитию

творческих способностей дошкольников;

5. выявить эффективность форм, методов развития

творческих способностей на основе анализа проделанной

Задача педагога заинтересовать

детей, способствовать развитию

творческой активности, не навязывая

своего собственного вкуса и мнения,

пробудить в ребенке веру в его

творческие способности,

индивидуальность, веру в то, что

творить добро и красоту – это значит

приносить людям радость!

Условия, необходимые для развития творческих

способностей детей:

мотивация на ситуацию успеха,

предоставление свободы ребенку в

выборе цветового решения,

поддержка, помощь воспитателя,

минимизация критики со стороны

воспитателя (ведь творчество

ребенка – это его самовыражение,

передача его эмоций, чувств, знаний

Первый этап. Организационно-ознакомительный.

. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по

2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей

детей дошкольного возраста на основе анализа методико-

3. Определить основные направления по развитию творческих

способностей посредством ознакомления с разными видами бумаги,

разными способами и техниками работы с ней

4. Разработать перспективный план работы с детьми 5 -7 лет

5. Собрать коллекцию разнообразной бумаги, папки со схемами по

оригами, квилингу, аппликации

6. К концу года разработать:

Анкеты для родителей, памятки-консультации для родителей «Играя,

Второй этап. Практический.

Познакомить со свойствами бумаги, различными способами работы с ней,

проводя эксперименты с бумагой.

Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с

различными видами бумаги.

Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов,

последовательности его воплощения.

Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в

придумывании содержания и способов изображения.

Развивать воображение, побуждать детей к созданию разнообразных и

относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].

В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям дошкольника?

При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд, а именно – техника оригами.

Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития движений (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.

Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).

На сегодняшний день уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это подтверждает эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учреждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу. Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к умению жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и креативности подходов, к решению нестандартных проблем в сфере своей деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. При этом развитие творческих способностей человека является одной из актуальных проблем современности, так как смена фокуса образования с академической успешности на успешность при решении нестандартных ситуаций требует и новых подходов в психолого-педагогической науке. Новую парадигму образования на сегодняшний момент задает и новый ФГОС дошкольного учреждения, предполагающий обязательный деятельностный подход, ориентированный на компетентностное развитие и провозглашающий системное развитие творческого мышления. [ФГОС].

В психолого-педагогической (Выготский Л.С., Гиппенрейтер Ю.Б., Дружинин, В.Н., Немов, Р.С, Теплов Б. М. и др.) и методической (Пантиков В.А., Тарабарина Т.И., Ступак Е.А., Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.) литературе, а так же на основе опыта практических психологов и педагогов подтверждается актуальность исследования в области развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Среди множества проблем данной области одной из важнейших нам кажется следующая – какие средства развития творческих способностей наиболее сообразны психологическим особенностям дошкольника?

При рассмотрении возможных видов творческой деятельности, в которых становление соответствующих способностей будет эффективным в дошкольном возрасте, основной, наиболее результативной деятельностью может стать художественный труд, а именно – техника оригами.

Нами были рассмотрены различные приемы и методики работы в технике оригами: Тарабариной Т.И., Ступак Е.А. Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., описывающих рекомендации по развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, точного и координированного развития движений (Тарабарина Т.И. 1997; 4). То есть, все обозначенные эффекты от участия в деятельности с применением оригами могут сформировать соответствующие творческим способностям новообразования дошкольного возраста: способность создавать нечто новое, оригинальное, способность к гибкому и беглому мышлению, любознательность, исследовательскую активность, развитие воссоздающего воображения и формирование основы для дальнейшего развития творческого воображения.

Практический опыт показал, что в ходе индивидуальной и групповой работы с техникой оригами дети с низким результатом развития творческого мышления и продуктивности творческой деятельности, постепенно показывают всё более положительные результаты работы. Значительно увеличивается мотивация к творчеству, которая проявлялась через демонстрируемое отношение к творческой деятельности (включенность всех воспитанников в предлагаемую деятельность, эмоциональная вовлеченность, значимость получаемого продукта).

На сегодняшний день уже видно повышение уровня развития отдельных критериев творческих способностей (творческое мышление, продуктивность и отношение к творческой деятельности) и повышение уровня развития творческих способностей в целом. Это подтверждает эффективность систематичной деятельности с использованием техники оригами как способа развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Обобщая данные, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников актуальная проблема современного дошкольного учреждения, требующая нестандартных подходов и системного подхода к учебному процессу. Одним из возможных способов работы в данном случае выступает техника оригами. Программа занятий с использованием техники оригами, может использоваться воспитателями как в учебной, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Читайте также: