Программа дополнительного образования игрушки своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Текстильные игрушки всегда актуальны, они нравятся не только детям, но и взрослым. У каждого в жизни была, а может и есть в настоящее время своя любимая игрушка. Мягкие игрушки позволяют вернуться в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает их изготовление. Порой из рук юного мастера выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее создателя. Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.

Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Создание игрушки – это творческий процесс, где ребенок приобретает знания и овладевает различными видами ручных и машинных работ, которые в дальнейшем будут иметь очень широкое применение в его повседневной жизни .

Новизна данной программы основывается на обучении искусству изготовления игрушек детей, проявивших интерес к данному виду народного декоративно-прикладного творчества. Программа поможет каждому обучающемуся развить свои художественные способности в области создания текстильной игрушки и проявить творческую индивидуальность, а также даст опыт коммуникативной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она доступна для учащихся любого уровня развития. Именно в возрасте 7-14 лет занятия декоративно-прикладным творчеством наиболее необходимы и интересны учащимся, поскольку формируют у них потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, развивают мелкую моторику рук, что способствует лучшему усвоению новых знаний и умений.

Развитие творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления текстильных игрушек. Развитие творческой активности, художественной инициативы обучающихся, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.

знакомить с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества, технологией изготовления мягкой игрушки;

обучить приемам шитья, особенностям технологических процессов, применению инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления игрушки из различных материалов;

Образовательная программа дополнительного образования детей социально - педагогической направленности, для детей 6-9 лет.

Оценить 954 0

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Автор: педагог дополнительного образования

Желонкина Наталья Егоровна

Пояснительная записка

Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка, сделанная своими руками. Создание игрушек - самоделок — один из способов сохранения единства труда и игры, труда и творчества. Игра и игрушка не только забава и развлечение, но и возможность приобретения жизненных навыков. Сообщником игр ребенка всегда была мягкая игрушка, которую детская фантазия преобразует в нечто необыкновенно сказочное. Это игрушка открывает ребенку дверь в мир грез, не ограничивая его воображения. Она находит путь к детскому сердцу в современном, переполненном техникой мире, благодаря веселой красочности и несложности форм. Ребенок познает мир, активно действуя. Оттого, какими игрушками он будет играть, во многом зависит его развитие, психическое и физическое здоровье. Мир ребенка — это сложный комплекс ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, и подталкивает его к созиданию и деятельности, раскрывая при этом его творческий потенциал.

Программа предполагает обучение детей технологии изготовления мягких игрушек и сувениров из ткани.

Актуальность программы

В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

Игрушка из ткани - это одна из самых важных ценностей, дошедших до наших дней. Увидеть ее новые возможности сегодня, это значит продолжить многовековые традиции культуры, дать рождение каким – то новым идеям.

Поэтому вся работа по программе тесно связана с народным искусством и национальными традициями. Дети знакомятся с историей создания русской народной игрушки. Овладевают практическими навыками работы с различными видами материалов и инструментов.

Цель программы:

Приобщение к ценностям национальной культуры через создание из ткани комбинированных игрушек и сувениров.

Освоение основных приёмов обработки ткани, овладение навыками шитья при изготовлении мягких игрушек.

Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Привитие интереса к русской народной культуре, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца.

Отличительные особенности программы

В программе могут обучаться дети 6 – 9 лет. В этом возрасте игрушка продолжает оставаться неизменным спутником ребенка. Она пробуждает мысль, дает широкие возможности для познания мира, воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые чувства.

Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывает высокий эмоциональный отклик у детей.

Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.

Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы в занятия введено знакомство с русскими народными играми, прибаутками, потешками, считалками, загадками, сказками.

Так же на занятиях дети знакомятся с историей русской народной игрушки.

Режим занятий и условия реализации программы

Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения

Количество детей в группах 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 год обучения 30 минут; 2, 3 год обучения 40 минут).

На втором году обучения дети знакомятся с традициями различных народов, изготавливают куклы в национальных костюмах. Знакомятся с орнаментами разных народов. Учатся шить бескаркасные игрушки.

На третьем году обучения дети знакомятся со свойствами шерстяных и шелковых тканей, изготавливают обереги и талисманы, изучают основные этапы и особенности изготовления пальчиковых кукол.

Методическое обеспечение программы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и формы обучения:

Использование схем и плакатов на первоначальных этапах работы.

Просмотр готовых изделий, образца.

Разучивание русских народных игр, потешек, считалок.

Изготовление объемных и плоских игрушек.

Изготовление оберегов и талисманов.

рефлексия результатов и процесса деятельности.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программы дети должны

свойства тканей и способы их обработки;

способы соединения деталей;

технику ручных швов;

историю русской народной игрушки;

традиции различных народов России.

русский народный фольклор.

Историю русского костюма.

работать с иглой;

выполнять основные швы;

работать с тканью, используя необходимые инструменты и материалы;

играть в русские народные игры.

Изготавливать обереги и талисманы.

Шить плоскостные, бескаркасные игрушки.

Шить кукол в национальной одежде.

Формы педагогического контроля

Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей по программе осуществляется в несколько этапов.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Выставка игрушек, оберегов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках и конкурсах различных уровней.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы следующие наглядные материалы:

Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

Наглядно-иллюстрированые и дидактические материалы:

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки народов России.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания состоит в том, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит прикладному исскуству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

1.1.1.Цель и задачи программы:

Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно–нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование умения поиска решения проблемных ситуаций в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умения работать с разными источниками информации (рабочая тетрадь, альбомы, картины, выставки, интерактивные источники информации) умений работать в сотрудничестве (в малой и большой группах); способности работать самостоятельно.

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей детей.

Это, прежде всего, использование разноуровнего по трудности и объему представления предметного содержания

5. Принцип прочности и наглядности. Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдения режима дня.

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

Интенсивное познавательное развитие.

Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]


Развитие творческих способностей детей посредством интеграции прикладного искусства и компьютерных технологий - приоритетное направление данной программы.

Содержимое разработки

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Калужский социально-реабилитационный центр

дополнительного образования детей

Общеразвивающая программа для детей от 7 до 12 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Составитель:

Шушунова Светлана Анатольевна

Пояснительная записка

Актуальность программы. Современное общество характеризуется бурным развитием процессов внедрения высоких компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях умение собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию – это одно из важнейших умений современного человека. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе нужна каждому ребенку.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. Современного человека очень трудно чем-то удивить. Человек хочет выделиться из толпы, выразить себя. К счастью, сейчас для этого имеется множество возможностей. Развитые технологии и разные виды деятельности предоставляют огромную возможность для творческого самовыражения и развития воображения. Именно поэтому в последние годы активно развивается декоративно-прикладное искусство, художественное творчество и другие виды продуктивной деятельности. Благодаря быстрому развитию Интернета, в сети создана огромная база интереснейших идей и методик изготовления поделок, украшений, рисунков и многого другого. Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной выразительности и духовности.

Вследствие чего, задачей педагога становится практическое объяснение детям положения о том, что компьютер – это умный помощник, на котором можно не только играть, но и рисовать, набирать текст для поздравительных открыток, что компьютер может быть помощником в изготовлении стенгазет, поделок своими руками, в написании писем, поиске нужной информации и многое другое. Он может стать учебным пособием для ребенка: с помощью компьютерных технологий могут развиваться его творческие способности и перед ним откроется огромный, интересный мир. Но при одном условии – если взрослые помогут освоить компьютер вместе с ребенком!

В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками поделки! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей, и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса. Работа по изготовлению поделок своими руками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал ребенка будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить о том, что интеллектуальный и моторный компоненты равнозначны.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, аппликация или более сложные виды творчества - декупаж или квиллинг. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению. Если не заложить ребенку правильную основу эстетической красоты как можно раньше, не научить его работать руками, у него никогда не разовьется достаточного уважения к чужому труду, не появится интерес к познанию нового или желание узнать из чего сделана та или иная вещь. Ребенок, который не боится задавать вопросы, способен смело выражать свое мнение, в будущем может стать лидером в коллективе. Ребенок, который может сделать что-то своими руками всегда будет чувствовать себя уверенным на уроках в школе, кроме того, из-за раннего развития мелкой моторики, его логическое и образное мышление будет сформировано лучше, чем у сверстников.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в большом разнообразии выполняемых работ и более широком подходе к творчеству: когда ребенку дается возможность познакомиться с различными видами прикладного творчества, попробовать свои силы в разных видах народного искусства, получить знания и приобрести умения, навыки по наиболее понравившемуся виду творчества. В программе кроме традиционных видов обработки природных материалов разработаны разделы нового направления - это изготовление поздравительных открыток, стенгазет, поделок с использованием заготовок, сделанных детьми на компьютере. Так же программа включает в себя такой раздел, как конструирование. Данный раздел развивает логическое и образное мышление.

Цель программы

Целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей посредством интеграции прикладного искусства и компьютерных технологий. Формирование всесторонне интеллектуальной и духовно развитой личности ребенка.

Обучающие задачи - изучить различные техники прикладного искусства, овладеть опытом подбора цветовых сочетаний, изучить технологические процессы изучаемых техник, обработки нетрадиционных и природных материалов; обучить приёмам работы с различными инструментами, обучить умению планировать и организовывать свою работу, обучить приёмам самостоятельной разработки изделий, сформировать первичное представление о возможностях компьютера: устройство, стандартные программы, особенности информации; обучить простейшим навыкам пользования компьютером.

Воспитательные задачи - воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, чувство коллективизма, культуры поведения и бесконфликтного общения, привить основы культуры труда.

Развивающие задачи - развить самостоятельность, способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи, рациональное отношение к используемым материалам; научить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту, развить моторные навыки, образное мышление, внимание, память, фантазию, умение анализировать, делать выводы, развить творческий потенциала ребенка.

Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих, заключаются в изучении большого количества видов прикладного творчества, посредством интеграции декоративно - прикладного искусства и компьютерных технологий. В возможности для детей познакомиться с ними в рамках тематических занятий.

Возраст детей и сроки реализации образовательной программы

Целевая группа. Реализуемая общеразвивающая программа рассчитана для детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Сроки реализации программы – в течение учебного года.

Общее количество учебных часов – 72 в год

Количество часов в неделю –2 час в неделю

Периодичность занятий –1 раз в неделю

Формы занятий

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.

- Практическая работа является основной формой проведения занятия.

- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Основными формами организации работы являются: комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце занятия ребенок видел результаты своего труда.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

В образовательном процессе, на начальном этапе обучения, применяется объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его выполнением). Это позволяет научиться пользоваться каким-либо инструментом и отработать навыки работы с ним.

Позже происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода педагог осуществляет консультативную помощь ученикам.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате обучения в течение учебного года предполагается, что воспитанник получит следующие основные знания и умения:

- умение изготавливать несложные панно, сувениры, открытки, поделки, картины;

- умение работать с основными инструментами;

- умение работать в стандартных программах на компьютере, создавать на ПК заготовки для поделок;

- основные приемы и техники изготовления аппликации, технологический процесс изготовления аппликаций;

- различать основные свойства нетрадиционных материалов;

- различать основные понятия композиции, сочетания цвета;

- владение способами оформления поделок;

- расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, народного творчества.

- владение приёмами изготовления из бумаги и гофрокартона сложных игрушек, сувениров, картин, и т. д.

- умение работать с основными инструментами;

- владение приёмами подборки цветовой гаммы;

- умение последовательно вести свою работу;

- умение самостоятельно подбирать расход материал для своего изделия;

- самостоятельно пользоваться компьютерными программами, создавая заготовки для изготовления поделок;

- знания основных понятий композиции;

- умение выполнять сложные композиции по готовым эскизам;

- самостоятельно разрабатывать эскизы композиций, поделок, изготавливать их по творческому замыслу

- умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности.

- расширение кругозора в области изобразительного искусства, народного творчества.

- работать в программе PowerPoint.

Способы проверки результатов освоения программы

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и родителей на основе собеседований. Оценка знаний и умений проводится с помощью опросов на каждом занятии, организовываются выставки детских работ, выставки-конкурсы. Итогом работы учащихся является участие в конкурсах-выставках различного уровня: городских, областных, всероссийских. Результаты участия детей в выставках фиксируются в творческой папке студии. По окончании обучающего процесса учащиеся награждаются грамм отами и подарками

Читайте также: