Проект кукла своими руками 4 класс

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Тип урока:урок-проект.

Задачи урока

  1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
  2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
  3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности, умение работать в коллективе. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.

Подходы: дифференцированный, личностно-ориентированный.

Форма проведения урока: практическая работа

Методы:

  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа),
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация);
  • метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха),
  • проектный (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску решений, выполнение задания),
  • инструктивный и практический,
  • систематизирующий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, физкультминутка.

Учебно-методический комплекс:

Межпредметные связи:

  1. История
  2. ИЗО – правильный подбор цветов,
  3. ОБЖ – техника безопасности при работе с различными колющими и режущими инструментами (ножницы).

Структура урока:

Подготовить заранее: сдвинуть столы таким образом, чтобы было удобно работать. Приготовить: образцы куклы из ткани, инструкционные карты, куски ткани, ножницы, нитки.

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Мотивационный, целеполагающий этап. (4 мин.)
  3. Этап реализации проекта урока:
  4. Изучение нового материала. (15 мин.)
  5. Физкультурная минутка (2 мин.)
  6. Повторение ранее изученного материала (5 мин.)
  7. Практическая часть. (40 мин.).
  8. Физкультурная минутка (3 мин.) - в процессе работы.
  9. Подведение итогов урока. (3 мин.)
  10. Рефлексия (2 мин.)
  11. Уборка кабинета. (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка наличия учащихся, назначение дежурных, готовности к уроку.

Доведение до учащихся плана урока.

2. Мотивационный, целеполагающий этап

Мотивация учебной деятельности: Хотелось бы начать наш урок с загадки:

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Объявление темы урока.

3. Этап реализации проекта урока.

Изучение нового материала. Из истории (Приложение 1), (Презентация)

- Вот такую куклу сегодня на уроке мы и попробуем с вами сделать.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении – налево, вниз, направо, вверх.

Повторение изученного материала.

Как вы думаете, почему куклы изготавливали из хлопчатобумажной ткани?

Давайте вспомним особенности и правила изготовления куклы из ткани.

Практическая часть

А ну-ка, ребята, дружно, смело,
Принимайтесь-ка за дело!
И к тому же в срок,
За один лишь за урок,
Смастерите всем на диво –
Куклу добрую, красивую.
Теплотой своих же рук
Совершите чудо вдруг

Актуализация опорных знаний:

- Давайте вспомним правила изготовления куклы из ткани: в работе мы не будем использовать ножницы, иголку, а все будем делать только руками, т.е. ткань и нитки мы будем отрывать, кукла должна быть безликой, чтобы…..

- Я вам буду показывать, а вы повторяйте за мной. Перед вами лежат инструкционные карты, которыми вы можете пользоваться во время работы. (Приложение 2)

Формирование новых знаний и умений: Изготовление куклы из ткани.

4. Подведение итогов урока.

- Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

5. Рефлексия.

- Сегодня вы трудились как настоящие народные мастера. Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет настоящим мастером своего дела. И, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об этом уроке. Понравился вам урок, узнали ли вы что-нибудь полезное для себя?

4 4 Цель: Узнать историю возникновения русской народной тряпичной куклы и поучаствовать в ее создании. Гипотезы: 1. Кукла – это близкий друг, которая помогает фантазировать, общаться. 2. Кукла – это игровой образ – символ. 3. Кукла знакомит нас с историей культуры, историей страны и народа.

7 7 Русские народные тряпичные куклы Обереговые ИгровыеОбрядовые

8 8 Кубышка-травница Эта куколка наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух. Куклу давали играть детям. Еще ее ставили около кровати больному.

9 Московка - У нее пять детей, мама шестая, а седьмое что? - Муж? - А где он? - Неужели под юбкой? - Папа, это то основание, на котором все держится.

10 10 Крупеничка главная кукла в семье. В ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

11 11 Кукла на счастье В традиционной кукле Счастье главное это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой.

12 12 Колокольчик. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение

13 13 - А вон как раз над печкой висят куклы-лихоманки. Считалось, что куклы защищали семью от болезней на время зимы, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли. - Прямо как прививка от гриппа. - Точно. Они все очень интересно назывались: Кашлея брала на себя кашель, Чихея - насморк, Знобея - озноб и дальше по симптомам болезней. Были Коснея, Немея, Глухея, не обязательно только простудные заболевания. А вот летом они в доме не находились, потому, что болеть не было времени, нужно работать в поле.

14 14 Неразлучники Кукла Неразлучники очень бережно в семье хранились и когда появлялись детки, на одну общую руку хозяюшка навешивала маленьких куколок из ниточек.

15 15 Кукла Параскева – Пятница берегиня женских ремёсел. У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: Как много дел, на все рук не хватает!

16 16 Но если вы решили загадать желания на будущее, то домашняя кукла масленица станет вашим оберегом и исполнителем желаний на весь год, до следующей масленицы и ее надо хранить дома в красном углу или у входа в жилище.

18 18 Завернем прямоугольник и перевяжем длинной ниткой вкладыш, получилась голова. Затем формируем ручки и той же ниткой перевязываем под ними пояс куколки. Обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем. Вот и получился Отдарок-на-подарок.

19 19 Заключение В результате проделанной работы по знакомству с народной тряпичной куклой мы узнали, что кукла – знак человека, его игровой образ-символ. Кукла рассказывает нам об истории культуры, страны и народа. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Оценить 2391 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Автор проекта: Прохорова Виолетта

МОУ СОШ №4 8 А класс

Руководитель: Секачева О.В.

МОУ СОШ №4 учитель технологии

г. Оленегорск, 2019г

Глава I . ЦАРСТВО КУКОЛ……………………………………………. …….4

Исследование, выявление традиций, истории и тенденций….…. ……..4

Глава II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………. ………………..……….7

2.2 Выбор материалов и оборудования………………………………………….7

2.3 Расчёт себестоимости изготовления изделия……………………………….8

2.5 Экологическое обоснование………….……………………. ……………….9

Список используемой литературы………………………………. ……………11

Актуальность: куклы российского дизайнера Татьяны Коннэ приобретают всё большую популярность скорее всего уже даже во всём мире, потому что они не оставляют равнодушными никого, кто бы первый раз ни увидел их.

Чем же покорили сердца мастериц эти замечательные куколки? Именно это я и постараюсь выяснить.

Цель: ознакомиться с техникой изготовления куклы по мотивам Татьяны Коннэ, развивать творческое воображение, самостоятельность, инициативу.

Объектом исследования является кукла Коннэ,предметом – технология изготовления куклы.

подобрать материал о тряпичных куклах, в особенности об авторской кукле Татьяны Коннэ;

изготовить текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;

исследовать на практике особенности изготовления текстильной куклы.

Глава I . ЦАРСТВО КУКОЛ

1.1 Исследование, выявление традиций, истории и тенденций.

Куклы. на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Первые куклы появились около 35 тысяч лет назад и предназначались вовсе не для детей. Это были ритуальные фигурки для религиозных обрядов.

В XVIII - XIX веках куклы были уникальными. Массово их еще не производили, а это значит, что каждая игрушка имелась в единственном экземпляре. Такую роскошь могли позволить себе не все. Что же делали те, у кого не было возможности приобрести дорогую игрушку? Они не унывали. Крестьянские ребятишки делали кукол из соломы, перевязанной жгутиками. Или же просто заворачивали в тряпочку полено и убаюкивали его. Чем не кукла?

Кстати, если бы мы заглянули в богатый дом начала XIX века, то нашли бы там одного или нескольких представителей кукольного мира. Но в них не играли дети. Куколок чаще хранили в стеклянных шкафах и любовались ими издали. Дело в том, что они были слишком дорогими, а потому воспринимались скорее как декоративное украшение интерьера, нежели как игрушка, которой можно заплетать косички и менять платьица.

Позже появились куклы из папье-маше, более доступные по цене. А в середине XIX века и вовсе открылись первые фабрики по изготовлению игрушек. Было запущено массовое производство, но вместе с ним в куклах пропал некий шарм, ведь все они получались одинаковыми, словно под копирку. Ситуацию спасло появление в середине ХХ века нового вида искусства. Мастера стали изготавливать авторских кукол, каждая из которых становилась эксклюзивным произведением. На них были надеты шикарные платья, волосы завивались в упругие локоны, на ножках были очаровательные туфельки. Загляденье!

Помимо развлечения для ребенка, кукла во все времена была также предметом искусства. Достаточно вспомнить кукольные театры, где игрушки оживают в умелых руках мастеров-кукловодов. Какие тут только экземпляры не встретишь! Изящные марионетки, управляемые с помощью нитей, перчаточные куклы, ростовые, куклы театра теней…

Кукла — важный элемент в развитии ребенка. Но куклы и другие игрушки интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам. Ведь кукла — это словно живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую куклу.

Авторская кукла — реплика эпохи, произведение искусства, детская игрушка и предмет коллекционирования. Единственная в своем роде, она отражает эмоциональный и образный мир автора. Сегодня искусство создания кукол переживает новый подъем.

Самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена, собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

1.2 Виды текстильных кукол

Тильда - это кукла, которая может нести на себе образ человека (мужчина, женщина, ребенок), ангела, сказочного персонажа (фея, гном и др.), животного (овечка, кот, кролик и др.) или даже предмета (сердечко, звездочка, подушечка и др.), созданных по дизайну норвежской художницы Тони Финнангер.

Народная – это кукла которая изготовлена по типу куклы-масленицы или куклы- оберег, так же это может быть кукла в народной русской одежде : валенки, варежки ,полушубок.

Педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов.

Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские, очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.

У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы.

(см. Приложение 1)

Глава II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Выбор лучшей идеи

Планируя сделать куклу, я ставила перед собой цель, создать что-то своими руками, обрадовать своих друзей, родителей. Авторские уникальные куколки Татьяны Коннэ невероятно быстро приобрели всемирную популярность. Мое сердце они тоже покорили. Они очень необычны, и отличаются тем, что имеют большие и устойчивые ножки и маленькие глазки-бусинки, но лица как такового нет. Куколки очень миловидны, имеют яркие и тщательно разработанные (вплоть до мельчайших деталей) костюмчики, нежные и разнообразные прически. Благодаря ногам эта снежная девочка и получила своё название. Они такие большие, что делают её обладательницу, похожей на снежного человечка. Особенностей у такой куклы очень много:

• Во-первых, она не имеет лица как такового. На её личике есть только два задорных, смеющихся глаза и больше ничего. Благодаря отсутствию черт лица (таких как нос или рот) каждый, кто смотрит на куколок, может увидеть в них свое.

• В-третьих, отличительной особенностью снежной красотки является её вес. С виду такая хрупкая, она оказывается тяжелее других тряпичных кукол. А всё дело в начинке: Татьяна Коннэ предлагает добавлять внутрь игрушек немного крупы или металлических горошин. Это нужно для повышения устойчивости игрушки

2.2 Выбор материалов и оборудования

Белая хлопчатобумажная ткань

Бежевый трикотажный материал

ТКАНЬ ДЛЯ ОДЕЖДЫ КУКЛЫ:

Розовые оттенки ткани из смешанных волокон

Белая гипюровая ткань

Бежевые оттенки ткани из смешанных волокон

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУВИ:

Искусственная кожа серого цвета

Фетр черного цвета

Я остановила свой выбор на белой хлопчатобумажной ткани для изготовления тела, головы и конечностей куклы и бежевой ткани для одежды , искусственную кожу серого цвета для обуви.

1. Швейная машина с электрическим приводом.

2. Краеобмёточная машина.

3. Утюг с пароувлажнителем.

4. Доска гладильная, проутюжильник.

5. Нитки армированные № 40 для машинных работ, нитки х\б № 40, 50-для сметочных работ.

6. Ручная игла для сметочных работ, машинная игла № 80, 90.

7. Сантиметровая лента и портновский мел.

2.3 Расчёт себестоимости изготовления изделия

Наименование материала

Условная цена за 1ед.

Расход материала

Затраты на материал

Белая хлопчатая ткань

150руб.

30 см

45 руб.

Нитки швейные

20руб.

3 кат.

60руб.

Пуговицы, бусины, ленты

40руб.

1 набор

40руб.

Волосы (шерсть)

160руб.

1 набор

160руб.

Итого:

305 руб.

Технологическая последовательность изготовления выкройки.

Подготовить все необходимые инструменты и материалы.

Изготовить выкройку куклы на бумаге.

Перенести выкройку на материал.

Технологическая последовательность изготовления частей тела.

Подготовить все необходимые инструменты и материалы.

Выкроить из ткани части тела куклы.

Прошить все детали на швейной машине.

Плотно набить сшитые детали холофайбером.

Технологическая последовательность изготовления костюма.

Подготовить все необходимые инструменты и материалы.

Изготовить выкройку на бумаге.

Перенести выкройку на материал.

Прошить детали с помощью швейной машины.

Одеть Снежку в костюм.

Технологическая последовательность изготовления обуви.

Подготовить все необходимые инструменты и материалы.

Изготовить выкройку на бумаге.

Перенести выкройку на материал.

Прошить детали с помощью швейной машины.

Украсить обувь с помощью дополнительных аксессуаров.

Технологическая последовательность сборки куклы.

Пришить к туловищу руки.

Пришить к туловищу ноги.

Надеть на куклу костюм.

Надеть на куклу обувь

Пришить волосы к голове.

Украсить с помощью дополнительных аксессуаров.

Правила техники безопасности.

До начала работы нужно положить инструменты и материалы в отведенное для них место.

Класть ножницы необходимо с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Использовать ножницы по назначению.

Осторожно пользоваться швейной машиной, под присмотром взрослых.

По окончании работы убрать рабочее место.

(см. Приложение 2)

2.5 Экологическое обоснование

Работа с текстильными материалами, швейной машиной не приносит вреда экологии, потому что нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водоемы, почву. В составе ткани нет никаких ядовитых примесей, которые могли повлечь за собой какие-то губительные изменения в окружающей среде, все материалы экологически чистые, не приносящие вреда здоровью. Материал, который я использовала в работе, приобрел вечность в самом произведении, и, я надеюсь, в душе людей, которые эту работу видят. Шитьё не привело к каким-нибудь нарушениям в жизнедеятельности человека, животных и растений.

Работа по изготовлению игрушек из подручных предметов: лоскутков ткани, одежды и аксессуаров учит бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде.

Во-первых, изготовление авторских кукол прививает навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками.

В результате кропотливой работы цель и задачи, поставленные мной, были выполнены.

Подводя итоги работы, хочу отметить, что результатом работы я очень довольна. Работа соответствует уровню моей подготовки. На мой взгляд, кукла, сделанная своими руками, получилась симпатичной и доброжелательной. Конечно же, не все получалось с первого раза, есть замечания, учитывая которые, в следующий раз можно получить наиболее лучший результат! Но на ошибках учатся, и я надеюсь, что в следующий раз то, что не очень хорошо у меня получилось будет исправлено. Процесс создания куклы оказался трудоемким. Изготовление игрушек - сложная техника, но она приносит людям спокойствие, умиротворение и развитие новых навыков и человеческих качеств. Кому бы не хотелось уметь делать, что- то необыкновенно красивое своими руками?

Интересный материал пригоден хоть для урока, хоть для внеурочной деятельности. Хорош и как творческий проект. Материал патриотичен, работы дети выполняют с любовью. Можно провести шикарную выставку, можно сделать великолепный подарок!

Виды русской тряпичной куклы

 Русские игровые куклы

 Эти куклы были сделаны в виде человечков или фигурок животных для забавы детям. Дети видели в них друзей, с которыми они могли поговорить, доверить свои тайны, поиграть. Самые известные из игровых кукол: зайчик на пальчик, куклы — закрутки, куклы на палке.

 Куклы-обереги Большинство кукол на Руси были оберегами: берегини сна, детства, здоровья, достатка, добрых вестей, хорошего настроения и т.д. Ткань при изготовлении таких кукол не протыкали иголкой, не резали, а рвали (поэтому их называли —

Берегиня или Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того, чтобы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др. Берегинями славяне-язычники называли духов и богинь, которые оберегают людей и их хозяйство.

Кукла День и Ночь Это кукла - оберег, которая охраняла жилище и его домочадцев. Она была сделана в виде двух ангелов — белого и черного. Перевязанные нитью они поворачивались днём вперёд белым ангелом, ночью – черным.

12 лихорадок Этот оберег был призван избавить всех домашних от опасности заболеть. Хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок, изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи. Они отпугивали приносящих болезни демонов. Через год их сжигали и делали новые.

Колокольчик - кукла добрых вестей Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу хорошего настроения и получать только добрые вести.

Кукла Бессонница Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: Сонница - бессонница,Не играй моим дитятком,А играй этой куколкой. Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Кукла десятиручка Эта многорукая кукла предназначалась для помощи женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку

Кукла-каша Эту куклу мамы дарили своим дочерям, чтобы они учились готовить кашу. Особый секрет этой куклы состоит в неукоснительном соблюдении пропорции: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку – кашка. Кукла прекрасно справлялась со своими обязанностями.

Это обрядовая кукла одного дня.

Кукла - зерновушка. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Кукла Параскева Кукла Параскева или Параскева Пятница получила свое имя от христианской великомученицы святой Параскевы, которая является покровительницей рукодельниц и обеспечивала успех всем домашним женским заботам.

Это собирательный женский образ – невесты, матери, хозяйки. У оберега большая пышная грудь – символ матушки-кормилицы, яркий и нарядный сарафан – показатель веселой, опрятной хозяйки. Одно из его призваний – защищать новорожденных деток от сглаза, а дом от плохих недоброжелательных людей. Кукла-кормилка

Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику:

Масленицакуклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Мать - прародительница. Такая кукла оберегала женщину во время Такая кукла оберегала женщину во время беременности и после родов.

Кувадка (куватка)— детский оберег За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу в колыбель, чтобы она отгоняла злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

 Как мы видим, на протяжении тысячелетий кукла оставалась неизменным спутником людей. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.










Технология изготовления куклы - оберега

При подготовке презентации использованы материалы: --- Сайт totovarka.ru --- Сайт kulturulogia.ru --- Фото с выставки г. Благовещенска. Презентация подготовлена учителем технологии высшей категории МБОУ СОШ пгт. Уруша Амурской области Куприяновой Ольгой Васильевной, 2019г.


Виды русской тряпичной куклы


Русские игровые куклы


Эти куклы были сделаны в виде человечков или фигурок животных для забавы детям. Дети видели в них друзей, с которыми они могли поговорить, доверить свои тайны, поиграть. Самые известные из игровых кукол: зайчик на пальчик, куклы — закрутки, куклы на палке.


Куклы-обереги Большинство кукол на Руси были оберегами: берегини сна, детства, здоровья, достатка, добрых вестей, хорошего настроения и т.д. Ткань при изготовлении таких кукол не протыкали иголкой, не резали, а рвали (поэтому их называли — "рванки").


Берегиня или Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того, чтобы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др. Берегинями славяне-язычники называли духов и богинь, которые оберегают людей и их хозяйство.


Кукла День и Ночь Это кукла - оберег, которая охраняла жилище и его домочадцев. Она была сделана в виде двух ангелов — белого и черного. Перевязанные нитью они поворачивались днём вперёд белым ангелом, ночью – черным.


12 лихорадок Этот оберег был призван избавить всех домашних от опасности заболеть. Хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок, изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи. Они отпугивали приносящих болезни демонов. Через год их сжигали и делали новые.


Колокольчик - кукла добрых вестей Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу хорошего настроения и получать только добрые вести.


Кукла Бессонница Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: Сонница - бессонница,Не играй моим дитятком,А играй этой куколкой. Такая кукла оставалась в доме навсегда.


Кукла десятиручка Эта многорукая кукла предназначалась для помощи женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала.


Кукла-каша Эту куклу мамы дарили своим дочерям, чтобы они учились готовить кашу. Особый секрет этой куклы состоит в неукоснительном соблюдении пропорции: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку – кашка. Кукла прекрасно справлялась со своими обязанностями.


Это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Купавка


Кукла - зерновушка. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.


Кукла Параскева Кукла Параскева или Параскева Пятница получила свое имя от христианской великомученицы святой Параскевы, которая является покровительницей рукодельниц и обеспечивала успех всем домашним женским заботам.


Это собирательный женский образ – невесты, матери, хозяйки. У оберега большая пышная грудь – символ матушки-кормилицы, яркий и нарядный сарафан – показатель веселой, опрятной хозяйки. Одно из его призваний – защищать новорожденных деток от сглаза, а дом от плохих недоброжелательных людей. Кукла-кормилка


Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.


Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.



Масленицакуклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.


Мать - прародительница. Такая кукла оберегала женщину во время Такая кукла оберегала женщину во время беременности и после родов.


Кувадка (куватка)— детский оберег За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу в колыбель, чтобы она отгоняла злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.


Как мы видим, на протяжении тысячелетий кукла оставалась неизменным спутником людей. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Авторская кукла. Презентация на заданную тему содержит 41 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Авторская кукла Выполнила: ученица 7 А класса средней школы № 30 Костина Ирина Проверила: учитель технологии Акишина Т.В.

Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи. Куклы - душа человека, который их изготовил.

Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах можно вести беседу невероятно долго. Мы часто играем в куклы, придумываем различные сюжеты игр с куклами, даем разные имена своим куклам – подружкам. . Куклы - это важный элемент в развитии любого человека, но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне.

Цель: Создать авторскую куклу по своему образу Задачи: 1. узнать историю создания авторской куклы 2. разработать эскиз куклы 3. выбрать технику исполнения 4. подобрать материалы и инструменты 5. помочь понять одноклассницам как лучше изготовить авторскую куклу 6. украсить интерьер своей комнаты

История появления авторских кукол Кукла - первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом и уже из нее превратилась в детскую игрушку. А известный французский писатель Виктор Гюго писал, что детство невозможно представить без этой игрушки: кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так немыслима, как женщина без детей".

Первые куклы появились давно- ещё во времена расцвета Египетского царства. У этих кукол были подвижные суставы, красивые длинные волосы, тщательно выточенные из дерева ручки и ножки. Столь совершенные модели, как правило, передавались из поколения в поколение, символизируя в том числе и преемственность власти. По этой причине, наверное, одна из самых известных кукольных коллекций Древнего мира принадлежала последней египетской владычице царице Клеопатре. Фигурки по прихоти повелительницы исполняли роль журнала мод: по эскизам кукольных нарядов Клеопатра заказывала у портных богатые облачения для торжественных церемоний и приемов. Постепенно куклы стали популярны и в Европе. Важно отметить, что местные изделия отличались от североафриканских. В Греции и Риме дети играли глиняными фигурками животных (птиц,черепах, лягушек, зайцев, змей и обезьян). Более зажиточные родители дарили своим детям троянских коней, начиненных фигурками солдат и офицеров. Над созданием таких кукол мастера работали долго и тщательно - неудивительно, что производство таких игрушек доверяли только самым опытным и талантливым. Кроме своего прямого предназначения, куклы были важным элементом мистических ритуалов. Так, например, во время больших религиозных праздников девочки получали в подарок особенные терракотовые куколки. Этот презент сохранялся у них до самого замужества, и лишь перед заключение брака происходило расставание с "подругами" детства: по древнему обычаю, накануне свадьбы любимая кукла приносилась в жертву богине любви Венере. Считалось, что защитная функция куклы, оберегавшая девушку от сил зла, при замужестве иссякала, и теперь обязанность охранять жизнь и здоровье невесты возлагалась на ее супруга.

Читайте также: