Презентация как сделать дымковскую игрушку из пластилина

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

1. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы будем лепить из пластилина весёлую птицу-игрушку. А кого мы будем лепить, вы узнаете, отгадав загадку:

Надуется, натужится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать.

– Что вы знаете об этой птице? Какой у неё характер?

3. Объяснение нового материала.

1) Словарная работа: глина, пластилин, стека, народные промыслы, орнамент, узор.

Глина – природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Из неё делают кирпичи, посуду, черепицу, керамические изделия и др.
Пластилин – материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров и красителей.
Стека – инструмент, которым пользуется скульптор при лепке для обработки поверхности скульптуры.
Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические и изобразительные элементы.
Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

2) Вводная беседа по теме «Народные промыслы"

– Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем эти игрушки похожи друг на друга? (Белым фоном.) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать вопрос по-другому:
– Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (Белой.)
– Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
– Какими ещё красками раскрашены игрушки? (Дети называют цвета.)
– Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушках? (Полосочки, клеточки, кружочки.)
– Нравятся вам эти игрушки? Кому какая игрушка нравится больше всех? Почему? (Маленькие, добрые, весёлые, красивые, радостные и т. д.)
– А вот эти игрушки из деревни Филимоново, что в Тульской области. (Учитель показывает другую группу игрушек.) Посмотрите, они как будто немного вытянуты.
– А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещины, которые приходится заглаживать при помощи мокрой тряпочки, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает и изделия становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придаёт им изящество и стройность.
– Посмотрите, какие цвета имеют филимоновские игрушки? (Красный, малиновый, тёмно – синий, зелёный.)
– Они такие же как у дымковской игрушки или другие? (Дети должны подметить особенности: белый фон, вытянутость игрушки, отличительные элементы узоров.)
– А теперь я познакомлю вас с удивительными работами мастеров-художников из села Абашево Пензенской области. Посмотрите, это олени, львы, козлики, бараны, петушки. Это игрушки добрые, радуют всякого, кто смотрит на них. Эти игрушки ещё называют поливными, так как они полностью покрашены краской одного цвета и обязательно украшены золотой или серебряной краской, а шерсть на игрушках изображают маленькими лепестками, чешуйками, кудряшками. У многих животных рога разной формы: у коровы кроткий нрав, вся она большая и медлительная, отсюда и рога у неё округлые, а у известных на селе драчунов – козла и барана – рога острые, как сабли.
– А теперь посмотрим на все игрушки сразу и попробуем определить, что у них общего и что отличает их друг от друга.
– Из чего сделаны игрушки? (Из глины.)
– А размер игрушек одинаковый? (Они все маленькие, небольшие.)
– Почему игрушки делают яркими, нарядными? (Их делают на праздник, чтобы радовали всех.)
– А теперь, закройте глаза. Сможете ли вы узнать, какая это игрушка? (Учитель берёт любую игрушку в руки.)
– Открываем глаза. Кто скажет, какая у меня игрушка в руках?

3) Работа по таблице методической последовательности.

Таблица методической последовательности лепки сказочного индюка

А) Анализ образца:

– Из каких основных частей состоит игрушка?
– Какую форму имеют шея, хвост, ноги игрушки?
– Почему такую игрушку можно назвать декоративной? По каким признакам?

Б) Лепим игрушку пластическим методом: из куска глины (пластилина), определяем упрощённую форму туловища (хвоста, шеи) (рис. 1).

В) Придаём пальцами приблизительную форму индюка способом оттягивания (ис. 2).

Г) Продолжая лепку способом оттягивания, выполняем детализацию игрушки (головы, хвоста, туловища, конечностей) (рис. 3).

Д) Если игрушка вылеплена из пластилина, то роспись её выполняется узорами, вылепленными из пластилина (горошинами, волнистыми линиями и др.).

4. Практическая работа учащихся.

Текущий инструктаж по правилам лепки и соблюдению порядка на рабочем месте.
Так игрушка имеет сложное строение, необходимо использовать для облегчения работы таблицу методической последовательности и рисунок в тетради.
Учитель оказывает индивидуальную и фронтальную помощь учащимся.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить)
Больше спать не захотел (встать из-за парты)
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками)
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся (маховое движение руками, кружение)

5. Рекомендации к оформлению игрушки

Нужно обратить внимание детей на взаимосвязь формы игрушки и её росписи. В работе использовать таблицы элементов, встречающихся в дымковской росписи. Узор и орнамент дети должны составлять самостоятельно. Это развивает их творческие способности.

6. Итог урока

1) Оценка изделий только положительная.

Акцентируется внимание на том, что получилось. При этом необходимо учитывать старания детей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.

2) Обобщающая беседа

– Какие центры народных промыслов вы знаете? Запомнили?
– Какие особенности оформления дымковских игрушек?
– Какие особенности оформления филимоновских игрушек?
– Абашевских игрушек?
– Какую роль играют народные игрушки в жизни человека?

Лепка по мотивам дымковской игрушки

Первый слайд презентации: Лепка по мотивам дымковской игрушки

Лепка по мотивам дымковской игрушки

Слайд 2: Цель: У чить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки Задачи: 1.Подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона; 2.Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки. Делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую; 3.Воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам

Материалы : П ластилин, стеки, салфетки, дощечки. Цель: У чить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки Задачи: 1.Подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона; 2.Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки. Делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую; 3.Воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Слайд 3: Загадка

Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки, А ну, отгадайте, кто я?

Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки; показать характерные о.

Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки; показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). 2.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. 3. Воспитывать любовь к народному искусству России.

. Дымковская слободка сегодня

. Дымковская слободка сегодня

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей непов.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 час.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молото.

Следующий этап работы – отбеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!


Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская.

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке) Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии); Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в ед.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серост.

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах. Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! (В.Фофанов)


“У меня есть дружок - Златогривый конюшок, Эх, свистну, гикну, прокачусь И об.

“У меня есть дружок - Златогривый конюшок, Эх, свистну, гикну, прокачусь И обратно ворочусь”. (Л. Дьяконов)

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Подготовила: Пахомова Л.Б Все игрушки не простые,А волшебно-расписные.Белоснежны, как березки,Кружочки, полоски.Простой, казалось бы, узор,Но не в силах оторвать свой взор.


Слайд 2

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни

Задачи:- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.


Слайд 3

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.


Слайд 4

Материалы:

Пластилин Стек Мука Зубная паста Гуашь или акриловая краска Пластмассовая бутылка – 1 или 1, 5 литровая


Слайд 5

Ход работы:

Начнем мы с пластиковой бутылки, ее мы обрезаем где-то на 1/3. Нам понадобится та часть где горлышко бутылки. Края можно подровнять с помощью утюга. Нагреваем утюг и проглаживаем пластмасс ( ту часть где мы обрезали) через лист бумаги. Края становятся ровными и гладкими. Облепливаем всю заготовку пластилином. Для этих целей подойдет любой пластилин, цвет не важен, можно использовать разные остатки или ранее использованный для лепки пластилин.


Слайд 6

1 этап

Для лепки изделия тоже использован перемешанный пластилин, перед покраской поделку обезжиривают мукой. Затем соорудите небольшие пластилиновый шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Обязательно сделайте из пластилина высокий кокошник, заплетите косу, оденьте венок и т.п. Не забудьте и про руки, а так же всевозможные дополнительные элементы: корзинка, сумочка, ведро, ребенок, самовар и т.п.


Слайд 7

2 этап

Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно промазать мукой, это необходимо для того, чтобы краска (к примеру, гуашь) хорошо ложилась и не сбивалась в капли. Следующий слой – Клей ПВА + зубная паста ( она хорошо проникает в любые трещинки и заравнивает их) Последний слой грунта – клей ПВА + паста + гуашь белая


Слайд 8

3этап

Теперь можно приступать к покраске и разукрашиванию. Перед началом разукрашивания обязательно покрасьте всю фигурку в единый белый цвет. Дождитесь, пока белый слой просохнет, и приступайте к творческому процессу разрисовывания.


Слайд 9

4 этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о технологии изготовления дымковской игрушки,элементах дымковской росписи.

Приведены образцы для лепки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

1.Немного о дымковском промысле 2.Технология изготовления дымковской игрушки. 3. Элементы дымковской росписи. 4.Лепка по образцу.

1.Немного о дымковском промысле

2.Технология изготовления дымковской игрушки.

3. Элементы дымковской росписи.

4.Лепка по образцу.



В слободе Дымково под Вяткой (ныне г. Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Дымковская игрушка самый известный глиняный промысел в России.

В слободе Дымково под Вяткой (ныне г. Киров) издавна существует русский народный художественный промысел.

Дымковская игрушка самый известный глиняный промысел в России.

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах. Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! (В.Фофанов)

Чем знаменито Дымково? - Игрушкою своей, В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги! От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично - Ликующе и празднично! В ней молодость — изюминка! В ней удаль и размах. Сияет охра с суриком На всей земле в домах. Сияет охра с суриком, Чтоб всем светло не сумрачно И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымково Растают навсегда! (В.Фофанов)

И вот чудесным образом рождается дымковская сказка, сотворенная искусной рукой и щедрым сердцем мастерицы.

Ритм и чередование этих незамысловатых элементов, разнообразие цветовых композиций придают каждой игрушке светлую радость бытия.

Читайте также: