Православная культура тамбовского края поделки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Подарочное полотенце. Мужская рубаха с подпояской. Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Костюмы южнорусского крестьянства Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

— Всё, что касается материальной культуры, мне близко и родно, потому что я смотрю на предметы как на знаки культурной традиции моей малой родины, а ещё потому что это одна из тем моих научных исследований, — признаётся Людмила. — Когда мы говорим про ремёсла, следует помнить, что они зависят от природной среды, ремесленных ориентаций полиэтнического населения, степени сложности социально-экономических взаимоотношений.

— На территориях, принадлежащих сегодня Липецкой области, также существовал промысел елецкого коклюшечного кружева. Его знает весь мир — благодаря выставкам в Париже, Вене, Брюсселе, Монреале, где оно получило самые высокие оценки. Это кружево широко бытовало по всей России, и это — тоже тамбовская традиция.

Панёвный комплекс Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Одним из наиболее древних домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стала вышивка, не только украшавшая одежду и предметы быта, но и служившая оберегом и знаком рода. По словам Людмилы, тайны тамбовской вышивки — неспетая песня русской народной культуры:

Крестильное полотенце Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Особая тема тамбовской вышивки — шитьё бисером. Этим художественным промыслом занимались в дворянских усадьбах, где чувствительными пальцами крепостных девушек создавались уникальные орнаменты на бальных сумочках, туфельках, кошельках и многое другое:

— Эта техника была чрезвычайно трудоёмкой, требующей многих ресурсов. На самом деле, сейчас даже такого бисера, как в дореволюционную эпоху, не делают — настолько мелкого. Вы можете себе представить отверстие в бисере, и то, какой иголочкой нужно было в него входить, и какое при этом надо было иметь зрение? Такие вещи стоили невероятно дорого — и они шли на продажу в столицы, в аристократический быт, даже за рубеж.

По рассказу Людмилы, крепостным мастерицам изготовление бисерных вещей стоило здоровья — пять лет работы в мастерской с бисером приводили к гарантированному падению зрения, иногда женщины слепли полностью. Они оставались незамужними, но хозяева в благодарность за труд заботились о них до старости в богадельнях — бисерный промысел давал право на пожизненное обеспечение.

Праздничный костюм мордвинки Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Именно слава мастеров и высокое качество, уверена Людмила, делают тамбовские народные промыслы по-настоящему великими. И, несмотря на то, что часть их оказалась забыта, часть теперь относится к другим регионам — последние инициативы новых молодых талантов говорят нам о том, что ремесло Тамбовской области способно пережить ещё несколько золотых веков.

Свадебный костюм. Одиначка, занавеска, репесовый платок, восковой венок. Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

detsad 46381 1481544627
detsad 46381 1481544706
detsad 46381 1481544461
detsad 46381 1481544197
detsad 46381 1481544376
detsad 46381 1481544292
detsad 46381 1481544101

detsad 46381 1481544542

Культура и традиции нашего края. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться чувство патриотизма; любовь к родному краю, к своем народу, его традициям, обычаям.

Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Гражданственность и патриотизм… Доступны.

Возрождение духовно-нравственного наследия

Целью конкурса является духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщение детей и подростков к православной культуре, к традициям народного творчества.

Конкурс направлен на развитие творческого потенциала участников, формирование любви к родному краю, своей малой родине, на воспитание уважения к православным традициям декоративно-прикладного творчества, формирование христианского мировоззрения, повышение мотивации детей к познанию духовно-нравственных аспектов жизни человека.

На Конкурс представлено 225 работ из 26 территорий области: 19 районов (Бондарского, Гавриловского, Жердевского, Знаменского, Мичуринского, Уваровского, Токаревского, Пичаевского, Петровского, Мордовского, Рассказовского, Сосновского, Сампурского, Первомайского, Кирсановского, Моршанского, Мучкапского, Уметского, Тамбовского) и 7 городов: Кирсанова, Мичуринска, Котовска, Уварово, Моршанска, Рассказово и Тамбова.

Согласно протоколу заседания жюри от 14.12.2018 определены победители Конкурса в следующих возрастных категориях и номинациях:

1.1. в возрастной категории 10-13 лет:

1.2. в возрастной категории 14-18 лет:

1.4. специальные дипломы:

2.1. в возрастной категории 10-13 лет:

2.2 в возрастной категории 14-18 лет:

2.4. специальные дипломы:

3.1. в возрастной категории 10-13 лет:

первое и второе место:

3.2. в возрастной категории 14-18лет:

3.4. специальные дипломы:

4.1.в возрастной категории 10-13 лет:

4.2. в возрастной категории 14-18лет:

4.4. специальные дипломы:

5.1.в возрастной категории 10-13 лет:

5.2. в возрастной категории 14-18лет:

Всем победителям конкурса присуждены Дипломы I, II, III степени, и по решению жюри отдельные участники Конкурса отмечены специальными дипломами и сертификатами.

joomla black

Nav view search

Навигация

Искать

06 12 20191 fit

Конкурс направлен на развитие творческого потенциала участников, формирование любви к родному краю, своей малой родине, на воспитание уважения к православным традициям декоративно-прикладного творчества, формирование христианского мировоззрения, повышение мотивации детей к познанию духовно-нравственных аспектов жизни человека.

На Конкурс представлено 253 работы из 30 территорий области.

Согласно протоколу заседания жюри от 06.12.2019 определены победители Конкурса в следующих возрастных категориях и номинациях:

1.1. в возрастной категории 10-13 лет:

1.2. в возрастной категории 14-18 лет:

второе и третье места:

1.4. специальные дипломы:

2.1. в возрастной категории 10-13 лет:

2.2 в возрастной категории 14-18 лет:

2.4. специальные дипломы:

3.1. в возрастной категории 10-13 лет:

3.2. в возрастной категории 14-18лет:

3.3. специальные дипломы:

4.1.в возрастной категории 10-13 лет:

первое место:

4.2. специальные дипломы:

5.1.в возрастной категории 10-13 лет:

первое и второе места:

5.2. в возрастной категории 14-18лет:

первое место:

третье место:

5.4 специальные дипломы:

Всем победителям конкурса присуждены Дипломы I, II, III степени, и по решению жюри отдельные участники Конкурса отмечены специальными дипломами и сертификатами.

В статье описывается проблема сохранения и развития региональных промыслов, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре .

ВложениеРазмер
tvorcheskoe_i_duhovnoe_nasledie_tambovskogo_regiona.docx 36.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ФЁДОРОВСКОЙ КЕРАМИКИ.

МБОУДО Жердевская ДШИ

В настоящее время, время современных технологий, инноваций, засилия иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, в искусстве, в музыке и т.п., назрела необходимость в применении народных промыслов и ремесел для художественного образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Ведь это самое настоящее творческое и духовное наследие, накопленное народом в ходе многовековой истории развития. Именно основываясь в обучении на народные промыслы, мы будем приобщать детей к национальной культуре, к творческому и духовному наследию Тамбовского региона.

На данном этапе развития нашего общества мы находимся в состоянии мультикультурности. Это результат миграционного движения, перехлестывания, смешивания культур. За долгие годы затишья и отсутствия какой-либо идеологии и морали, выросло целое поколение молодежи с безразличным отношением к своей культуре, не знающие и не понимающие традиций, живущие в своем виртуальном мире, отрешенные от всего происходящего. Мы утратили родные традиции и вместе с ними огромную часть нравственных и духовных ценностей. Невнимательное отношение к своей родной культуре, ее специфики, истории, привело к потере культурных ценностей. И это невозможно вернуть в полном объёме! Результат, который мы наблюдаем сейчас, плачевный. Давно назрел момент в сохранении своего уникального, не сравнимого ни с каким другим культурного наследия.

В воспитании ребенка и приобщении его к национальной культуре народные традиции играют важнейшую роль. Это очень актуально именно для России, для нашей многонациональной страны, в том числе и для Тамбовского края.

Именно народная культура и искусство способствуют глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания подрастающего поколения на основе местного наследия, на собрании региональных достижений. Каждый регион несет в себе свое, несравнимое ни с кем культурное наследие, которое выражается прежде всего в самом народе, в его творчестве. Нужно приложить усилия прежде всего нам –педагогам, чтобы донести в сохранности и передать следующему поколению культурно-нравственные ценности нашего региона. Для этого нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь подрастающего поколения местные народные промыслы ( глиняную игрушку, тряпичную куклу, вышивку, ткачество…). Необходимо сохранять местные традиции.

Для Тамбовского региона характерен разрыв с традицией, с наследием. На уроках ИЗО, ДПТ мы изучали Дымку, лепили Филимоново, знакомились с творчеством Дагестана, и мало говорили о Тамбовских промыслах и художественных ремеслах. Надо восстанавливать потерянную связь. Искать мастеров, которые могут поделиться опытом. Перенимать у них знания, традицию.

Традиция-это передача лично, из поколения к поколению мастерства, умения, опыта, которые уходят корнями в глубокую древность, знаний ,накопленных годами. От деда к отцу, от отца к сыну. Именно это позволяет отделить и определить действительно исконную, самобытную вещь от

В последние годы в российской системе образования произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей, где большую роль доверили дополнительному образованию. Региональными управлениями культуры и искусства устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны, своего региона. Это помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети уважать свой край, понимать его, быть к нему ближе, поддерживать и развивать традиции. Будут ли приобщаться к истокам русской культуры, культуры своего региона. Во многих европейских и азиатских странах народное искусство составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Получается, что мы Иваны, не помнящие родства. Необходимо донести до сознания детей, что именно они являются носителями и в последствии хранителями секретов ремесла, местных обычаев, и как следствие национальных традиций. От них зависит, будут ли в дальнейшем наши внуки чтить и любить свою малую родину. Для этого надо обратиться в первую очередь к истокам культуры, ее древним пластам, традиции в целом, к местному творчеству. Потому что народное творчество тесно связано с глубокой духовностью и мудростью народа, с непрерывностью процесса передачи навыков и знаний из поколения в поколение.

Содержание промыслов отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков, которые выражались в их произведениях, в предметах быта, в игрушке. Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Основой любой национальной культуры являются художественные промыслы, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории, в которых отражается народная мудрость, традиции.

Приобщение к местному творчеству, и как следствие к национальной культуре, приведет нас к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес, развить культурные ценности и любовь к национальным играм, танцам, фольклору, художественным ремеслам.

Все мы прекрасно знаем, что такое восточные танцы, лезгинка, фламенко, но не все знают называния наших национальных танцев, и тем более, практически все не умеют их танцевать. Речь идет о Кадрили, Трепаке, Таноке, Камаринской. А существуют ли танцы, характерные именно для Тамбовского региона?

Следуя словам Бартрама и опираясь на опыт старшего поколения, автор этих строк старается просвятить учеников о художественном наследии Тамбовского региона, оставленного нам мастерами Федоровской керамики из д. Федоровка Кривополянского сельсовета Бондарского района. На примере регионального пластичного фольклора, изучаем вместе с детьми особенности глиняной игрушки, знакомимся с творчеством мастеров.

Преподаватель ДХШ №2 им. Поленова города Тамбова Каллас Е.С. начала заниматься восстановлением промысла лет 7 назад, искала информацию в архивах, ездила неоднократно в экспедиции в Федоровку, знакомилась с искусствоведами, коллекционерами, имеющими в своей коллекции Федоровскую керамику, участвовала в межрегиональных и всероссийских фестивалях, представляя Федоровскую игрушку. Ее инициативу подхватила Кудрова Е.С. Автор этих строк также работала в архивах. В фондах музеев снимала копии ( реплики) с оригинальных вещей, ездила в экспедиции, участвовала в межрегиональных и Всероссийских фестивалях и конкурсах с Федоровской игрушкой.

Заслуга Федоровской керамики в том, что она продолжает существовать, она не исчезла. Она как бы ждет, когда о ней заговорят, запоют оды, когда она опять начнет рождаться в руках современных мастеров, и мы должны ей в этом помочь. Ведь это настоящее культурное наследия и сокровище Тамбовского региона.

Смотр-конкурс изделий декоративно-прикладного творчества "Православная культура Тамбовского края"

11 ноября в Техникуме отраслевых технологий с целью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сохранения исторической памяти, приобщения молодежи к православной культуре, к традициям народного творчества прошел смотр-конкурс изделий декоративно-прикладного творчества "Православная культура Тамбовского края". Студенты и педагоги техникума представили свои работы в следующих номинациях: Православные Храмы; Библейские сюжеты; Православная икона; Великая Победа: наследие и наследники.






Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народные промыслы Тамбовского края. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вышивка Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в XIX веке. Сохранившиеся в различных музеях страны изделия тамбовских мастериц свидетельствуют о ее необычайном своеобразии и неповторимости. Для тамбовской вышивки характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее характерным элементом узора является мотив креста одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитье цветными шелковыми нитями двусторонней гладью и швом “роспись по полотну”. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Кирсановского и Моршанского уездов, где шелк, выкрашенный корнем марены, имеет различные оттенки красного цвета – коричневые, красные, розоватые. Эти цвета сочетались в вышивках гладью с охристым, зеленым и бирюзовым шелком. Особенно великолепно было сочетание золота или серебра с черным шелком на головных уборах тамбовских женщин.

Художественная керамика Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всем пути исторического развития. Глина, являясь интернациональным материалом, служила определенным потребностям людей, воплощая национальные особенности в конкретных, как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. В России, как и в других странах, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно-прикладного искусства.

Резьба по дереву Резьба по дереву стала широко входить в повседневный обиход и уклад нашей жизни. Искусство резчиков по дереву остается предметом пристального внимания и восхищения, как специалистов-художников, так и рядовых потребителей. Произведения мастеров-резчиков по дереву успешно сочетается с новейшими достижениями научно-технического прогресса. Практически во всех регионах России, в городах и селах встречается резьба по дереву. Без резьбы по дереву невозможно себе представить русское жилье, как в старину, так и в наше время. Не редкость в наше время встретить в ультрасовременной квартире резной узор, оживляющий интерьер комнаты, прихожей или кухни.

Резьба – один из древнейших и наиболее распространенных видов искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и декоративного прикладного искусства. Резьба – один из древнейших и наиболее распространенных видов искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и декоративного прикладного искусства.

Роспись по дереву Причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная роспись развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням. Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций. Мастера: Хохлова Е.В., Жернякова Е.А., Сероухова И.А., Осипова Л.В.

Лозоплетение Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги. Плетение из лозы является традиционным тамбовским видом ремесла, а в настоящее время получает все большую популярность и развитие.

Береста На Руси береста была второй в хозяйстве после дерева. Прежде всего, из бересты делали посуду для хранения летних заготовок. Кроме того, плели лапти, лукошки, колчаны для стрел. Писали тоже на бересте. Внимание наших предков к бересте объясняется ее замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тело, не впитывает запахи, способна обеззараживать, имеет малый вес и достаточную прочность. Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям, достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет. Береста при специальной обработке делается мягкой, податливой и не коробится, поэтому бытовые предметы из этого материала нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Наибольшей популярностью пользовались небольшие сосуды из бересты – туеса. В них хранили продукты, засаливали грибы и огурцы, а налитая вода, молоко или квас долго оставались холодными. Такое свойство бересты объясняется тем, что она состоит из большого количества тонких слоев, которые не пропускают воздух и влагу, а белый верхний слой отражает солнечные лучи.

Монастырское шитьё Монастырское шитье Автор: Administrator 24.12.2008 09:24 Монастырское шитье – прекрасное древнее рукотворное искусство. Оно поражало во все времена своим изяществом и утонченностью, своим богатством и роскошью, своей глубиной и неповторимостью. Древнерусские монастыри, запасники музеев, знаменитая Оружейная палата Московского Кремля могут порадовать наших современников некоторыми сохранившимися экспонатами, выполненными древними мастерами в старинных техниках и традициях. Бисерное и золотное шитье, жемчужное саженье, украшение драгоценными камнями – вот как было принято на Святой Руси изготавливать предметы искусства, особенно для Церковного служения, такие как литургические принадлежности, плащаницы, иконы, священнические облачения. Немногочисленные шедевры дожили до наших дней, но они и по сей день дарят нам радость духовную, несут в себе свет души русской.

Читайте также: