Полезные ископаемые поделки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи учебного занятия: учить детей изучать свойства полезных ископаемых, давать характеристику ископаемого по плану.

Оборудование: кроссворд, презентация “Известняки в Кировской области”, физическая карта России, атлас Кировской области, коллекции полезных ископаемых.

Ход урока

Дети сидят и работают в группах.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята у вас на партах у каждой команды есть таинственные мешочки. Их можно потрогать, но раскрывать нельзя. Как вы думаете, что там?

– Сегодня на уроке мы раскроем тайну этих камней. Но сначала проверим домашнее задание.

2. Актуализация знаний.

– Что мы называем водоемами? (Водоемы – это хранилища воды, которая нужна всему живому.)

– Чем отличаются реки и озёра от прудов и каналов?

– Что ещё относится к естественным водоёмам?

Прослушивание докладов о водоёмах Кировской области, подготовленных детьми. Заполнение контурных карт Кировской области (подписать название водоёмов по прослушанным докладам)

– Почему люди должны охранять водоемы?

– Какие опасности угрожают водоемам? (Водоемам угрожаем загрязнение сточными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удобрениями.)

– Как борются загрязнением водоемов?

– А как вы думаете, что находят люди на месте древних исчезнувших морей?

– А на дне высушенного болота?

– А из чего вы строите замки, отдыхая на городском пляже?

– Кто догадался, что находится в наших мешочках?

3. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока – “Наши подземные богатства”.

– О чём мы будем говорить на уроке?

– Почему их называют богатствами? А почему подземными?

4. “Открытие” учащимися нового знания.

Работа в группах:

1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с. 160-162 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).

2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, с. 163-167 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).

3 группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (с. 164-165 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, Карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).

  1. Название
  2. Условное обозначение
  3. Свойства
  4. Способы добычи
  5. Значение и применение
  6. Месторождения на территории края

Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы учеников сопровождаются показом образцов и картинок “Добыча полезных ископаемых”.

– Не все полезные ископаемые можно положить в ваши мешочки.

Послушайте историю и ответьте, о каком полезном ископаемом идёт речь?

Известен такой исторический факт:

В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?

– Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?

Прочитайте на с.165-166 текст и скажите, как добывают нефть и где применяют.

А есть ли нефть в нашем крае?

– Почему горящий уголь тушить водой можно, а нефть, бензин, керосин — нет?

– И еще одно полезное ископаемое невозможно положить в мешочек. Отгадайте:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.

– На с.166-167 прочитайте и выполните задание на карточке:

Напиши, какие свойства имеет природный газ.

Природоный газ — _______________________ тело, не имеет ни____________ , ни ________________ . Он хорошо______________ . Его пламя имеет _____________ цвет. Смесь природного газа с _________________ легко взрывается.

– Где применяется природный газ?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

В Кировской области находится самое крупное в России месторождение фосфоритов. По внешнему виду они представляют куски темно-серого цвета округлой или угловатой формы. Внутри них нередко встречаются раковины или другие окаменелые остатки живых организмов. Фосфориты иногда называют камнями плодородия – из них получают удобрения, необходимые для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Месторождения фосфоритов находятся в северовосточной части области между верховьями рек Вятки и Камы, по притоку Вятки – реке Кобре. Они залегают неглубоко под землей. Это дает возможность вести разработку открытым способом. На месте добычифосфоритов вырос поселок Рудничный. К нему построена железная дорога. Здесь часть фосфоритов размалывается и превращается в муку, идущую для удобрений полей, а часть вывозится на химические комбинаты для выработки более ценного удобрения – суперфосфата.

В Кировской области наиболее крупные месторождения известняка находятся в Слободском районе и около города Советска. Известняки используются на строительстве зданий, при мощении дорог, для удобрений полей. (Презентация)

Песок и глина – самые распространенные полезные ископаемые области. Глины бывают разных цветов: красные, серые, бурые, желтые, белые. Особенно много красных глин, идущих на производство кирпича. Местами встречаются белые огнеупорные глины и гончарные, используемые для изготовления посуды и различных гончарных изделий. Из глины изготовляют известную всему миру дымковскую игрушку. Пески широко распространены во всех районах области. В поселке Стрижи на силикатном заводе из песка и извести изготовляют кирпичи, широко применяемые для строительства домов.

Торф. В нашей области основная масса торфяников расположена на севере, но промышленные разработки торфа сосредоточены в центральной части – около городов Кирова и Кирово-Чепецка, в Оричевском районе, где средняя мощность слоя равняется двум метрам.

Найдена нефть и в Омутнинском районе, где ведутся работы по освоению Золотаревского месторождения.

Природные минеральные краски. К ним относятся: охра, глауконит, волконскоит.

Охра – природная минеральная краска желтого, красного и коричневого цвета. Охра залегает на востоке области.

Глауконит – сырье для получения качественных красителей желто-зеленых оттенков. Кроме того, глауконит является источником калия, сырьем для производства огнеупорного кирпича, средством смягчения воды. Встречается на северо-востоке области.

Волконскоит – ярко-зеленая краска, залегающая тонкими прожилками песках на территории Богородского и Унинского районов. Его месторождения являются геологическими памятниками природы.

Минеральные источники. Минеральными считаются те воды, в которых на 1 литр приходится не менее 1 грамма солей. Состав солей может быть разным, и поэтому вкус минеральной воды тоже разный. Источники известны в Оричевском, Фаленском, Советском, Куменском, Яранском, Орловском и Омутнинском районах. Лучше других изучены и используются в лечебных целях Нижнеивкинские минеральные воды.

Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)

– А нерудные полезные ископаемые еще делятся на две подгруппы. Как вы думаете, какие? (На строительные и горючие.)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Продолжение изучения новой темы.

Чтение раздела “Обрати внимание” с. 169 учебника.

– Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.)

– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)

– Это ответ настоящего хозяина. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

Работа по учебнику.

– Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)

5. Итог урока. Рефлексия.

Кроссворд “Полезные ископаемы” (работа в группах)

1. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)
5. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел)
3. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
9. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это? (Нефть)
8. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
2.Не зря она варилась
В доменной печи Помощник настоящий.
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда) От него всегда светло.
4. Он черный, блестящий
Он несет в дома тепло, (Уголь)
6. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

– Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!

Домашнее задание: Запомнить названия полезных ископаемых и их условные обозначения, ответить на вопросы “Проверь себя” (стр. 159—170). Выполнить задания № 1,3,4 (стр. 170). Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

Поделочный камень — минерал, который используют при изготовлении предметов интерьера и декоративных изделий. Он применяется и в качестве вставок в различные ювелирные украшения. К поделочным могут относить редкие самородки и менее ценные образцы. Каждый из них обладает уникальной структурой и энергетикой. Как классифицируют камни специалисты? Какое значение они играют в жизни современного человека?


Классификация камней, их происхождение и другие особенности

Мир самоцветов гармоничен и удивительно прекрасен. Они бывают маленькими и крупными, цветными и бесцветными, твердыми и хрупкими, прозрачными и нет. Одни встречаются крайне редко и высоко ценятся ювелирами. Найти другие не составляет труда. Будучи доступными, они являются такими же восхитительными, как и ценные минералы.


Специалисты многие годы трудятся над классификацией камней и минералов, однако разделение по определенным критериям всегда носит условный характер. Например, по такому показателю, как цвет, структурировать минералы довольно сложно. Многие природные камни представлены богатой палитрой, могут менять оттенки в зависимости от освещения и угла обзора. Среди иных критериев, по которым классифицируют самоцветы: происхождение, химический и кристаллографический состав, предназначение, лечебные характеристики.

Драгоценные камни

К драгоценным относят редкие и дорогостоящие камни преимущественно кристаллической природы. Они могут быть бесцветными или обладать красивой однородной окраской. Образцы отличаются твердостью, блеском, прозрачностью. Они устойчивы к выцветанию, термическому и механическому воздействию, обладают низкой теплопроводностью. На свету переливаются, чем вызывают восхищение.


Сколько насчитывается ценных камней геммологами? Среди почти 4-х тыс. названий минералов к драгоценным относят около 100. В соответствии с кристаллической структурой их группируют в несколько семейств. Окрас зависит от примесей хрома, магния, железа, титана и других химических элементов. Незначительное изменение химической формулы ведет к появлению другого оттенка у камня одного и того же сорта. Например, сапфиры и рубины (разновидности корунда) идентичны по свойствам. Они относятся к драгоценным камням I порядка. Однако рубин винно-красный, а сапфир — небесно-синий.

Ценность кристаллов определяется их чистотой (отсутствием дефектов) и весом, определяемым в каратах. Самый твердый и дорогой в рейтинге — алмаз, из которого путем огранки получают сверкающие бриллианты. Встречаются бесцветные минералы и камни с золотистым, коричневым оттенком. Редко находят разноцветные алмазы.


Кристаллы

Полудрагоценные минералы

Многие из самоцветов находят в породах в районах потухших вулканов, горных массивах вместе с полезными ископаемыми. В недрах земли химические элементы, из которых состоят камни, кристаллизуются. Молекулы, атомы и ионы принимают устойчивое положение. На структуру и состав минералов влияют температурные условия их образования, глубина залегания. Жемчуг, кораллы, янтарные камни имеют органическое происхождение. Они образованы в результате деятельности живых организмов.


Полудрагоценные минералы

Популярность полудрагоценных камней обусловлена широкой цветовой палитрой, притягательным экстерьером и ценовой доступностью. Многие ювелирные дома в своих коллекциях отдают предпочтение именно этому виду камней. В руках опытных ювелиров необработанные самородки обретают блеск и красоту. Они становятся идеальной вставкой для современного украшения. Помимо уникальных внешних данных образцы обладают целительной энергетикой и магическими свойствами.

Поделочные камни

Из подобных самоцветов выполняют украшения, аксессуары и предметы интерьера. Это мутные, непрозрачные или слабо просвечивающие камни (см. на фото), которые уступают по твердости драгоценным и полудрагоценным образцам. Моно- или полиминеральные агрегаты отличаются однородной структурой и хорошо полируются. Стоимость декоративных камней варьируется от нескольких единиц до десятков долларов за килограмм. Цена на ограненные и обработанные образцы резко возрастает.


Классификация поделочных камней

По распространенной классификации минералы делятся на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Первые 2 вида отличаются твердостью и долговечностью. Их относят к самоцветам. Согласно описанию, образцы в основном непрозрачны. Их классифицируют по ряду признаков. Один из важных критериев — твердость по таблице Мооса. По этому параметру различают поделочные камни:

  • Твердые (выше 5 баллов). На поверхности этой группы камней нож не оставит следов. Стекловатые, микро- и тонкозернистые — микрокварциты, яшмы, роговики. Разнозернистые называются амазонитовым гранитом, кварцитом, лабрадоритом.
  • Средней твердости (3-5 баллов). Поверхность легко поцарапать обычным ножом, пилкой. Просвечивающие — флюорит, карбонатные ониксы. Непрозрачные — змеевик, мрамор.
  • Мягкие (до 3 баллов). На камне остаются следы даже от ногтей, письменных принадлежностей. Это прозрачные алебастр, гранит, селенит и непрозрачные пирофиллит, стеатит, графит.


Поделочные ювелирные образцы оправляют в серебро или используют в качестве декоративного материала. Деятельность по нахождению образцов ведут многие страны мира. Крупные месторождения есть в России, на Мадагаскаре, в Южной Африке, Индии, Канаде, Южной Америке.

Виды драгоценных минералов и их иерархия

К редким природным минералам принадлежат алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит (см. фото). Их отличают блеск и прозрачность, изысканное сияние. Образцы оправляют в золото и нередко передают по наследству. Из-за того, что камни трудно разделить по общему критерию, единой классификации не существует.


Александрит

Ювелиры рассматривают камни по одним критериям, для геммологов и минералогов важны другие признаки. В России чаще всего обращаются к классификации и таблице, предложенной в 1973 г. геологом Киевленко Е.Я. В ней учтены, помимо прочих критериев, стоимостные характеристики. Согласно классификации, все известные минералы и драгоценные камни можно распределить по трем группам и четырем порядкам.

ПорядокГруппы камней с названиями
ДрагоценныеЮвелирно-поделочныеПоделочные
Iалмаз, изумруд, синий сапфир, рубин, александритжадеит, горный хрусталь, янтарь, авантюрин, малахит, чароит, гематитджеспилит, гагат, цветной мрамор, мраморный оникс, флюорит, кварцит авантюриновый, обсидиан, лиственит, скарн полосчатый
IIжад-империал, черный империал, не синий сапфирлабрадор, беломорит, гелиотроп, агат, амазонит, цветной халцедон, иризирующий обсидиан
IIIаквамарин, родолит, топаз, адуляр, демантоид, турмалин
IVхризолит, аметист, бирюза, цитрин, благородный сподумен, берилл

Куллинан

Разновидности полудрагоценных камней

Известно более сотни вариантов полудрагоценных камней, каждый из которых несложно добыть, обработать и использовать в украшениях.


В основе популярной классификации, как и у поделочных самоцветов, лежит твердость. Чем больше этот показатель по критерию Мооса, тем выше степень драгоценности. Еще один показатель – окрас.

Согласно этому параметру различают камни:

  • Фиолетовые. Необычный оттенок камням придает сочетание красных и синих цветов. Фиолетовый, фиалковый, сиреневый цвет – символ власти, величия, мудрости. Среди ювелирных самородков подобного оттенка выделяют боливиан, чароит, аметист, сугелит.
  • Синие. Самородки этого цвета – большая редкость. Их обладатели – люди с хорошим вкусом и интеллектом. Наиболее известны лазурит, танзанит, бирюза.
  • Красные. Самородки несут в себе энергию огня и земли. К ним относят сердолик, полудрагоценный поделочный камень гранат, александрит, шпинель. Кораллы морского происхождения выглядят розовыми и красными. Их также причисляют к этой категории.
  • Зеленые. Несут гармонию, помогают расслабиться и снять стресс. Популярны нефрит, хризолит, хризопраз.
  • Желтые, золотистые, медовые. Символ процветания, достатка, финансового успеха. В этой категории находятся янтарь, топаз, гелиодор.


Ювелирно-поделочные самородки обычно оправляют в серебро, золото. Большинство из них распространено в России, странах СНГ. Их находят в горах Урала, Алтая, в Якутском, Забайкальском регионах.

Области применения натуральных поделочных камней

Поделочные камни популярны во многих сферах жизни человека — промышленности, ювелирной отрасли, строительстве и отделке, камнерезном ремесле. Плиты и крошка использовались, к примеру, в украшении дворцов, залов метрополитена. Некоторые самородки необходимы при конструировании медицинских приборов.

Красивый экстерьер и податливость самородков обусловили их популярность у мастеров по обработке. Из них выполняют подсвечники, торшеры, фигурки, канцелярские наборы, украшения, фурнитуру для мебели. Для придания нужного оттенка камни могут подвергать облучению, воздействовать на них с помощью высокой температуры. Наряду с драгоценными и поделочными самородками используются их искусственные заменители и дублеты, в которых слой минерала соединен с кварцем или стеклом.


У специалистов востребованы родонит, яшма, янтарь, малахит, коралл, халцедон, некоторые сорта прозрачного стекловидного опала, цитрин. В таинственных вкраплениях и прожилках настоящих самородков можно увидеть переливы радуги и сказочные узоры. В отличие от холодного сияния алмазов, они обладают теплыми оттенками и загадочным мерцанием.

Некоторые ценные минералы используют в измельченном виде при изготовлении минеральной косметики. Они стимулируют кровообращение и выравнивают тон кожи, ускоряют процессы регенерации. Драгоценные и поделочные камни вызывают интерес и у модельеров. Их оттенки и сочетания вдохновляют специалистов фешн-индустрии на создание модных коллекций. Камни также могут применяться в отделке элитных нарядов, обуви и аксессуаров.


Самые известные ювелирные и поделочные камни и способы определения их подлинности

В списке известных ювелирно-поделочных экземпляров: хризопраз, кошачий глаз (хризоберилл), агат, гелиотроп, яшма, авантюрин, поделочный минерал тигровый глаз. Камни доступны по цене, однако это не мешает умельцам выпускать на рынок стеклянные подделки.


Чтобы не натолкнуться на имитацию, при выборе важно учитывать следующие нюансы:

  • Натуральные камни не стоят дешево. Например, бирюзу давно научились подделывать. Камни, которые продаются не в ювелирных магазинах и крупной галтовкой – 100% подделка. В золотистое стекло, имитирующее янтарь, для создания эффекта древности замуровывают насекомых и продают по доступным ценам. Подлинные образцы натуральной смолы на сегодняшний день – большая редкость, ценность.
  • Самоцветы обладают низкой теплопроводностью. Они холодные на ощупь и долго остаются такими, даже если их держать в ладони. Подделки быстро нагреваются в руке, они могут быть теплыми изначально, если на улице жарко.
  • При постукивании самоцветы издают характерный звук, который не свойственен стеклянным подделкам. Можно сравнить приобретаемый вариант с другим полудрагоценным камнем. Или же использовать образец – гальку. По издаваемому звуку при постукивании несложно определить подделку.
  • Твердость камня многое расскажет о его подлинности. известно много случаев, когда селенит (твердость 1,5-2 по Моосу) выдают за более дорогой лунный камень (твердость — 6). Самостоятельно царапать и исследовать ножом камень не нужно. Следует попросить продавца самому протестировать изделие. Для этого у него всегда есть карандаши и тестеры.

Классифицировать самоцветные камни непросто. Чтобы отнести их к определенному виду, следует учесть немало критериев. Более надежный способ оценки — субъективный. В любом случае каждое изделие занимает свое место в иерархии и ценится за уникальные свойства.


- осознавать уникальность и ценность полезных ископаемых и необходимость нести ответственность за их сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (таблица, деформированные предложения).

Предметные результаты:

- находить на карте условные обозначения полезных ископаемых;

- знать свойства полезных ископаемых;

- познакомиться со способами добычи полезных ископаемых;

- рассмотреть использование полезных ископаемых в народном хозяйстве;

- приводить примеры полезных ископаемых;

Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике полезных ископаемых.

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации полезных ископаемых, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта полезных ископаемых, карточки с рассказами о полезных ископаемых, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст (с пропусками), критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1.Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

- дети садятся на места;

- проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе, таблицы для заполнения, самооценка ученика (таблица), дневник.

2.Актуализация знаний, мотивация

- Посмотрите внимательно на слайд (слайд № 2)

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Какие природные богатства вы знаете?

- Как вы думаете, почему я выделила одно из природных богатств другим цветом?

- это наша планета Земля

природные богатства

воздух вода почва растения

полезные ископаемые

- мы еще не все знаем об этом природном богатстве (… мы мало знаем о полезных ископаемых)

3.Постановка учебной проблемы

(определение затруднения, его место)

- Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

- А чтобы вы хотели узнать о полезных ископаемых, на какие вопросы получить ответы?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

- Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

- Полезные – потому, что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

- Как называют людей, которые ищут природные богатства, изучают состав и строение горных пород, занимаются разведкой месторождений? (слайд 4)

- Сегодня вы будете геологами, работая в группах вы будете находить ответы на поставленные вопросы.

- Познакомиться с полезными ископаемыми нашей страны.

- узнать, как называется полезное ископаемое;

- узнать, каким условным знаком обозначается на карте;

- познакомиться со свойствами полезного ископаемого;

- узнать способы добычи полезного ископаемого;

- знать, где применяют в народном хозяйстве полезное ископаемое.

- ученики читают в учебнике с. 46, абзац 1 –й.

4. Решение учебной задачи (работа в группах)

- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?

Организация групповой работы.

- Каждая группа, это маленькая исследовательская лаборатория, вы будете исследовать одно полезное ископаемое.

- Давайте вспомним, как нужно работать в группе?

- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.

- В процессе исследовательской работы вам необходимо заполнить таблицу по своему полезному ископаемому и рассказать остальным ребятам.

- Когда одна группа рассказывает, все остальные учащиеся должны заполнять свои таблицы исследования П.И и в конце урока вся таблица должна быть заполнена.

- Давайте подумаем, каким должно быть выступление групп?

- Нет, надо работать в команде, т.е. группой

- повторение правил работы в группе

Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.

- логичность (правильность изложения мыслей по плану);

- доступность (понятность) изложения информации;

- уверенность представления (громкость, выразительность).

Самостоятельная работа в группах.

(смотри алгоритм работы в группе)

- Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему.

Песок – залегает в верхних слоях земли. Природные пески в зависимости от условий залегания могут быть речные, морские и горные (овражные). Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Строительные пески расположены в русле реки Иртыш, стекольные пески встречаются недалеко от села Муромцево на реке Тара (Омская обл.)

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоит из минеральных частиц на ощупь песок твёрд и груб; нет запаха, чаще бывает жёлтого цвета; лёгок, но тяжелее воды; хорошо пропускает воду.

Песок – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов (в карьере), специальных пил, взрывчатых устройств, промышленным намыванием с помощью специального оборудования, мощными водомётами.

Песок – изготавливают строительные смеси, кирпич, для изготовления стекла; в литейном деле используют при плавании металла; в летнее время на пляжах изготавливают песчаные фигуры.

Крупнейшие месторождения, где добывают нефть: между рекой Волга и Уральскими горами (Волго – Уральское), Западная Сибирь за Уральскими горами, Тарский и Тевризский районы Омской области (Тайтымское, Прирахтовское, Крапивинское, Ягыл – Яхское).

Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, горючая, имеет резкий запах, бурого или коричневого цвета.

Нефть – добывают под землёй, буровые установки, по скважинам выкачивают насосами – качалками; от скважин по трубам (нефтепроводу) подаётся на нефтеперерабатывающие заводы.

Нефть – большей частью идет на изготовление горючего для машин (бензин, керосин, солярка); из нефти делают спирт, различные пластмассы, удобрения, краски, ткани и даже взрывчатку для снарядов.

Миллионы лет назад каменный уголь образовался из остатков отмерших растений.

Крупнейшие месторождения каменного уголя: Донецкое, Печорское (у реки Печора), Кузбасс (г. Кузнецк), Канкско- Ачинский бассейн, Иркутско – Черемховский бассейн.

Каменный уголь – горная порода; твердый, но хрупкий; непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Каменный уголь – добывают в шахтах, роют карьеры и поднимают пласты земли.

Каменный уголь – применяется как топливо для жилых помещений, на заводах (фабриках); из каменно - угольной смолы делают лекарство.

Гранит – формируется в горных регионах, в глубинах земли. В Российской Федерации разработаны и активно используются запасы

камня практически во всех регионах страны (Месторождение Андреевское, Месторождение Дымовское республика Карелия; Месторождение Возрождение, Санкт – Петербургская область).

- свойства полезного ископаемого:

Гранит – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов в карьерах, специальных пил, взрывчатых устройств.

Гранит – используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников.

Известняк – образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. (Достаточно известны такие области: Воронежская, Тульская, Архангельская, Белгородская, Вологодская. Не стоит, конечно же, забывать о месторождениях расположенных в Краснодарском крае, на Урале, в Подмосковье, а также в некоторых районах Сибири).

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Известняк под действием глубинного тепла земли дает источник газа для минеральных вод.

Известняк - неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, верхний слой известняка, который невозможно зачерпнуть ковшом экскаватора, приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и взрывать. Для бурения используются буровые станки.

Известняк – используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов; мел – самый мягкий известняк.

Учащиеся читают задания, распределяют обязанности среди членов группы, проводят опыты, изучают учебный материал, заполняют таблицы, составляют опорный план для выступающего.


Трудно представить жизнь современного человека без полезных ископаемых. Если бы не они, то многие вещи вокруг нас никогда бы не появились. Но полезные ископаемые это не бесконечный ресурс, поэтому их надо охранять. Об этом знают даже дети. И сообщают нам об этом в своих рисунках и стенгазетах.


Детский плакат.


Сбережем полезные ископаемые!


Береги полезные ископаемые!


Рисунок ученика 3 класса.


Иллюстрация на тему охраны полезных ископаемых.


Плакат для школы.


Пример слайда для презентации.


Полезные ископаемые для детей.


На белом фоне.


Рисунок цветными карандашами.


Изображение на урок.


Срисовка для юных художников.


Полезные ископаемые не бесконечны!

Читайте также: