Похвалить ребенка за поделку в прозе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Как правильно хвалить ребенка: 10 фраз, от которых родителям пора отказаться - слайд

Детский психолог Хаим Гинотт считал, что похвала схожа с пенициллином: важно правильно ее использовать и не забывать о возможных побочных эффектах. Часто похвала не убеждает ребенка повторять действия, за которые его хвалили, а приучает его не делать ничего без поощрения.

Неправильные, слишком общие формулировки заставляют ребенка думать, что родители не обращают на него внимания. В издании Motherly разобрали самые популярные фразы для похвалы и предложили более подходящие альтернативы. Перевели для вас их советы.

Молодец!

Формулируйте похвалу конкретнее.

Ты справился!

Хвалите усилия ребенка, а не результат.

Обращая внимание на одни результаты, вы демотивируете ребенка. Отмечать успех нормально, но не игнорируйте усилия, которые прилагает ребенок. Такая поддержка покажет ребенку, что вы верите в него.

Ты выглядишь мило!

Комплимент внешности ребенка может снизить его самооценку.

Дети могут решить, что нравятся людям только за то, как выглядят. По мере взросления они будут все больше переживать из-за внешности.

Если вы хотите похвалить внешний вид ребенка, сосредоточьтесь на том, что он может изменить. Например, на его одежде. Этот разговор покажет ребенку, что вас интересуют его чувства и мысли.

Отличный рисунок!

Пусть за последние несколько месяцев ребенок показал вам сотни рисунков, вы должны понимать: каждую свою работу он считает особенной.

Конечно, проще быстро похвалить рисунок, даже не взглянув на него. Но дети ждут от вас не этого. Выберите элемент рисунка и расспросите ребенка о нем.

Так держать!

Если ребенок много учится, обратите на это внимание.

Скажите ему, что видели его старания и оценили их. Хвалите за хорошие оценки, но и выясняйте, что помогло их получить. Тогда ребенку проще будет понять, как снова добиться успеха.

Умница!

Не стоит хвалить детей за их ум или склонность к определенным школьным предметам.

Дети решат, что справляются с заданиями лишь за счет своих талантов, и в следующий раз не станут прилагать усилия или начнут сомневаться, действительно ли они так умны.

Как мило с твоей стороны!

И снова четко опишите, какие именно действия ребенка вы оценили.

Предложите ему подумать, как он сам относится к своим хорошим поступкам. Благодаря этому он захочет помогать другим и дальше.

Ура, ты сходил на горшок!

Приучение к горшку должно сопровождаться похвалой. Но если вы будете хвалить ребенка лишь за результат, то это может привести к проблемам.

Ребенок привыкнет тужиться, хотя в туалет ему не нужно. Из-за неправильной похвалы он может начать игнорировать сигналы своего организма.

И, как и в предыдущих примерах, замечая только результат, вы обесцениваете старания ребенка.

Ты наконец-то доел весь ужин!

Похвала за еду тоже заставит детей перестать прислушиваться к сигналам организма.

Дети решат, что нужно есть, даже если они не голодны или не любят какое-то блюдо, лишь бы угодить другим. Со временем это может стать причиной переедания. Поэтому никакой похвалы за обеденным столом.

Хорошо, что ты успокоился!

Научиться хвалить ребенка осознанно, а не использовать общие фразы, не так просто. Постарайтесь чаще обращать внимание на то, что вы говорите ребенку. Вскоре вы научитесь хвалить его иначе и заметите положительный результат.

Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его труды были оценены, а родители или иные родственники одарили малыша похвалой. Однако не всякая похвала способна принести пользу, а в некоторых случаях даже навредить, нанеся малышу психологическую травму.

В данной статье мы разберем, как правильно хвалить поделки и рисунки ребенка, выясним, когда похвала будет уместна и принесет удовлетворение не только взрослому, но и малышу, а когда не будет нести полезной нагрузки, или вовсе обернется неприятностями.

Как правильно хвалить творчество ребенка

Для чего нужна похвала?

Похвала для ребенка – это, прежде всего, мотивация, направленная на достижение какой-либо цели (хорошо нарисовать, красиво слепить и т.д.) и повторение полученного результата (чтобы вновь получить похвалу).

Однако родителям важно понимать, за что можно хвалить ребенка, а за что не стоит, ведь у похвалы есть две стороны. Малыш впервые нарисовал рисунок, он очень старался и принес его вам. Конечно, вашему восхищению нет предела. Вы говорите о том, что рисунок красивый, такой яркий, красочный и необычный. Безусловно, такая похвала очень нравится ребенку, и он старается заслужить еще одну. Однако, чтобы получить ее побыстрее, он уже не стараясь штампует рисунки, и со всех ног бежит получать одобрение из ваших уст. В таком случае, при отсутствии старания, изначальной уверенности в преодолении сложного препятствия, вся польза от похвалы исчезает.

Малышу уже неважно хорошо он нарисует или нет? Красивый ли ежик из пластилина получился? Он уверен в том, чтобы он не предоставил вам на суд, цель в виде похвалы будет достигнута в любом случае. С другой стороны родители сами уже мало обращают внимание на то, что именно предлагает оценить ребенок.

Как правильно хвалить поделки ребенка?

Идея о том, что каждый поступок или работа, будь то рисунок карандашом или иная подделка должен быть обязательно поощрен – не верна. Ниже мы перечислили ряд правил, с помощью которых вы поймете, как правильно хвалить поделки ребенка, чтобы принести ему не только удовольствие, но и пользу:

Как хвалить рисунки ребенка

— Поощрять малыша необходимо за конкретные достижения. Добавляйте больше конкретики, не стоит давать абстрактную оценку. Если вы хвалите рисунок малыша, старайтесь указать на нем, что именно вам больше всего понравилось, детализируйте его, выделите наиболее удачные предметы, будь то солнышко, цветочек или деревце. Обсудите рисунок с ребенком, спросите, что для него оказалось самым сложным, и подтвердите, что эта деталь у него получилась очень хорошей. Не переходите на личность, хвалите достижение и приложенные к нему усилия.

— При поощрении ребенка старайтесь, чтобы вас ничего не отвлекало, установите зрительный контакт, вовлеките его в дискуссию, одарите улыбкой, поцелуйте или обнимите. Это покажет ребенку, что для вас самих его достижение имеет большое значение, и родители рады ему также, как и сам малыш.

— Сравнение с другими детьми, как в качестве указания на недочеты, так и в качестве похвалы не допустимо. Конечно, ребенку будет приятно, но таким образом вы будете прививать ему сознание превосходства над другими детьми.

— Не стоит хвалить дитя за каждый правильный или хороший поступок. Нужно четко различать, что является действительно сложной задачей для него, а что повседневными и легко выполнимыми действиями. Так, например, абстрактный рисунок для четырехлетнего ребенка – слишком легкая задача, в то время как рисование чего-то конкретного – это приложение определенных усилий и подключение фантазии и логического мышления.

— Хвалите не только полученный результат, но и попытку, пусть и не всегда удачную. Даже если ваш ребенок не занял первого места в конкурсе подделок, сообщите ему, что очень гордитесь его стараниями, что его соперники просто оказались более сильными и опытными. Не дайте ему опустить руки и сдаться. Обратите внимание ребенка на то, что если быть настойчивым и стараться с тем же упорством, в следующий раз результат будет выше.

— Не обещайте ребенку заоблачных достижений, не стоит уверять его в том, что в будущем он сможет стать выдающимся художником или скульптором. Постоянное внушение данного факта, и неисполнение его в будущем может нанести чаду психологическую травму. Поощряйте его за конкретное достижение и радуйтесь вместе с ним, не углубляясь в будущее.

— Не берите свою похвалу обратно. Если вы решили похвалить ребенка, не стоит по истечению какого-то времени уверять его в том, что его тогдашний результат был не таким уж и важным.

— Похвала всегда должна нести позитивный настрой. Никакого сарказма в нем быть не должно. Будьте максимально искренни и доброжелательны.

— Хвалите ребенка как минимум 3 раза в день, если не знаете за что, найдите. Стеснительных детишек необходимо хвалить еще чаще, делясь его успехами с другими близкими родственниками. Таким образом, вы поможете им вырасти более уверенными в себе.

Надеемся, пользуясь нашими советами о том, как правильно хвалить поделки ребенка, вы сможете укрепить взаимопонимание с ребенком и подарить истинную радость от побед себе и малышу. Активно участвуйте в жизни ребенка, не забывайте — дети нуждаются в нашем внимании, как никто другой.

Как правильно хвалить и поощрять детей

Влияние похвалы на самооценку ребёнка

Что происходит в этот момент? Ребёнок явно не видел несоответствия, он бы попробовал и узнал: когда вкладыш выглядит вот так, а отверстие — эдак, то одно в другое не вкладывается.

Но малышу дали готовый ответ вместо результата усилий, что сводит на нет потенциал ситуации. Не развивается зрительно-моторная координация, а укрепляется привычка смотреть вместо вкладыша и отверстия на взрослого и его подсказки. Ребёнок вскоре может бросить свою игру, так и не научившись тому, что она могла бы ему дать.

Если вы всё ещё голодны, вы продолжаете есть, а не опускаете руки от того, что не вышло насытиться. В нормальном состоянии каждый человек голоден до всего, что описывает пирамида Маслоу. Удовлетворение потребности — само по себе стимул.

Малыш так же действует, влекомый потребностями. Рано или поздно он добивается удовлетворения, устанавливает связь между своими усилиями и успехом.

Собственный опыт — ткань адекватной самооценки и уверенности в себе.

В раннем возрасте детям необходимо чувствовать, что рядом с ними надёжный взрослый, который любит, заботится и несёт за них ответственность. Ничто из перечисленного — и близко не похвала.

Обратная связь от взрослого важна. Но она полезна, когда сообщает отношение взрослого к предельно конкретным, доступным детскому пониманию действиям, событиям, свойствам. Наибольшую ценность такая обратная связь несёт, когда сообщает нечто, что ребёнок не мог бы узнать сам.

Недавно пришедший в мир человек действительно имеет мало опыта, чтобы судить, что хорошо, что плохо. Но во многих ситуациях не нужно быть высокоразвитой личностью, чтобы понять: вот это мне нравится, а это нет. Вот я потянулся за игрушкой, а вместо неё схватил воздух: не то. Вот я упал и ушибся — плохая попытка. Вот я встал и держу равновесие — ух ты, аж сердце от восторга замерло. А высоко-то как! Вот я попал ложкой в рот и там теперь вкусная еда. Ура!

Там, где обратная связь от мира недвусмысленно говорит сама за себя, вмешательство взрослого излишне. Нередко неуместное предоставление значимыми взрослыми обратной связи малышу вредит, потому что отвлекает его от самостоятельного понимания происходящего. Во многих ситуациях взрослые даже не замечают, как прерывают самостоятельный анализ действий.

Похвала взрослого не помогает ребёнку самому ставить перед собой цели. За исключением цели угодить взрослому или добиться ещё одной похвалы. Не помогает становиться независимой, самодостаточной, искренне и доброжелательно интересующейся другими личностью.

Ребёнок здесь не затем, чтобы нам нравиться. Его задача — быть собой. Фокус в том, что он не станет собой в вакууме, человека делает человеком его социальный опыт.

Как правильно хвалить ребёнка

Две вещи полезно понять, даже если они непривычны в рамках традиционного воспитания:

Описательная похвала

Описательная похвала поддерживает больше, чем оценка.

В книгах этих авторов лаконично и доходчиво раскрыта тема описательной похвалы. Вот основные идеи.

Ребёнок не обязан вам во всём угождать, но здоровые отношения подразумевают некоторую степень уважения, соблюдения границ, поддержки, и ребёнок учится этому у вас и на примере отношений с вами. Если что-то из того, что сделал ребёнок, вас порадовало, восхитило, помогло вам, понравилось, — вы можете описать это событие и свои чувства по этому поводу.

  • О, ты сделал бутерброды себе и мне, как я рада! Мне так хотелось, чтобы готовый завтрак уже ждал меня на кухне!
  • Какое облегчение, что ты уже оделся. Теперь мы точно успеем в детский сад вовремя.
  • Я успокаиваюсь, когда я вижу заполненный дневник. Мне кажется, что это делает тебя более готовым к новой учебной неделе.

Избегайте оценки действий ребёнка. Но показывайте, что видите усилия ребёнка и конкретные результаты его действий. Детальность сама по себе сообщает, что вы внимательны к ребёнку.

Когда мы приводим примеры и конкретику, то подтверждаем, что вгляделись в результат творчества, наблюдали за процессом, вникли в происходящее, поняли чувства, узнали что-то об опыте, который случился с нашим ребёнком.
Особенно полезны такие детали, которые дают факты для самостоятельных выводов.

Варианты, как хвалить ребёнка без оценки:

  • Ты нарисовал длинные палочки.
  • Сложил все тарелки в посудомоечную машину.
  • Я видела, что ты три раза попробовал сложить эту головоломку. Это больше, чем вчера.
  • В этом сочинении ты подробно описал характеры героев и сделал логичный вывод из аргументов, которые указал в начале.
  • У твоего снеговика три снеговых шара. Мне нравится яркий шарф на нём, он делает всю фигуру такой живой.
  • Похоже, ты хочешь поиграть этой игрушкой и ждёшь, пока сестра положит её на место, чтобы взять её в свою очередь.

Выделите с вашей точки зрения достойный внимания ребёнка фрагмент реальности, и предоставьте ему самому понять про себя, что он выбрал верную стратегию, приложил усилия и достиг результата.

Обратите внимание, чтобы ваши резюме соответствовали возрасту и чтобы в том, что вы отметили, было нечто выдающееся для ребёнка. Не надо возвеличивать что-то лёгкое. Уместно восхититься тем, как трёхлетка сам почистил зубы, для подростка же это может оказаться оскорбительно.

Задавайте себе вопросы. Если вы собираетесь похвалить малыша, спросите себя, укрепит ли это его уверенность в себе, сфокусирует ли внимание на его усилиях и достижениях.

  • Молодец. Вижу, что ты терпеливо пробовал написать эту букву ровно и вот тут у тебя получились уверенные каллиграфические образцы.
  • Умница. Ты убрала все игрушки и в комнате приятно находиться. Теперь будет удобно заняться чем-то другим.
  • Красиво. Мне понравились яркие краски твоего рисунка. Ты заполнил весь лист точками.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Как только прекращаете хвалить ребёнка, он бросает дела. Как обузу, которую без морковки нести нет смысла.

Лучшая альтернатива похвале — подлинное глубокое участие в жизни ребёнка, затратные по времени переговоры, приводящие к пониманию ситуации и дальнейшей цепочки действий. В долгосрочной перспективе вы получаете ребёнка, умеющего сотрудничать. Вместо того, чтобы примотать к себе ребёнка удочкой похвалы, вы учите его выбирать удочки и рыбачить самостоятельно.

Зависимый ребёнок бунтует или делается обузой из-за несостоятельности собственной инициативы. Но при вашей поддержке малыш научится определять цели, строить планы и воплощать их в жизнь.

Поначалу это будут пустяковые с высоты умений взрослого умения. Но чем раньше малыш начнёт, тем лучше поймёт что делать с собой и своей жизнью. Тем меньше протестов и деструктивного, иррационального поведения вылезет из ребёнка в критические периоды его развития. Так энергетически затратное уважительное отношение в конечном счёте окажется полезно не только ребёнку, но и родителю.

Памятка: как хвалить ребёнка

Литература по теме:

  1. А. Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?
  2. А. Кон. Наказание наградой.

Анна Федосова — детский психолог, Монтессори-педагог АМИ и эксперт наших онлайн-курсов для родителей

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: