Поделки в вальдорфском детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Я не буду углубляться в глубины антропософии и обсуждать идеи Штайнера, об этом сейчас очень много разной информации. Я хочу рассказать о другом – о взгляде изнутри на один московский вальдорфский сад, куда ходила моя старшая дочь.

Вальдорфскую педагогику нынче модно ругать – дескать, это почти секта, куда заманивают чистые детские души. Возможно, без перегибов здесь не обошлось, и где-то вальдорфские группы действительно стали подобны секте, но мы ни с чем подобным не сталкивались. Подозреваю, что здесь все зависит от личности воспитателя.

Обстановка в группе

Детская мебель у нас вся деревянная (помню, как мы собственноручно вощили их до теплого желтого блеска), а в спальне под цветным пологом летят-кружатся маленькие ангелы, принося нашим малышам самые чудесные сны.

Дневной ритм

С каждым ребенком, пришедшим в группу, воспитатель здоровается за руку, а потом все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Вот и начался новый день.

Потом дети играют, а воспитатели рядом с ними занимаются своими взрослыми делами – готовят еду, шьют кукол, занимаются рукоделием. Любой ребенок может к ним присоединиться, а может остаться в детской компании.

Завтрак. Любая трапеза в нашей группе происходит за одним общим столом, где все видят друг друга. Завтрак обычно готовится в группе – это каша или мюсли.

Утром же обычно бывают и занятия. Только они совсем не похожи на обычные детсадовские занятия с набором дидактических материалов. Наши дети никогда не рисуют и не лепят по заданному сюжету, они творят то, что в данный момент им подсказывает сердце и интуиция.

Перед прогулкой обычно бывает уборка. Помните, в какие баталии уборка порой превращается дома? А в саду воспитательница начинает прибирать разбросанные игрушки, напевая немудреную песенку:

Все на место положу,

Аккуратно все сложу…

И почему-то все дети присоединяются к разбору игрушечных завалов, которые так быстро образуются после любой игры.

Прогулка.

После прогулки все возвращаются в группу, раздеваются (старшие при этом с удовольствием помогают раздеться младшим), и садятся обедать. А после обеда, как водится, сон. Под разноцветными лоскутными одеялами, под тихую песенку, которую напевает воспитатель, присаживаясь ненадолго на каждую кроватку. Полдник, снова игры, а там и родители уже на подходе.

Праздники

К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Чего мы только не делали на наших рукодельных посиделках! И лоскутные мячики, и настоящих кукол, и ангелов, и даже гномиков валяли из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им были поручены деревянные игрушки. И ничего, вполне справлялись, порой проявляя недюжинные таланты!

А что потом?

Говорят, что после вальдорфского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. На примере своей дочери могу сказать, что это не совсем так. Все очень индивидуально, и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. После окончания детского сада в нашей группе одни дети идут в вальдорфскую школу, а другие – в обычную. И те, и другие вполне успешно адаптируются в новой среде. И я до сих пор убеждена, что из имеющихся нынче вариантов вальдорфский сад – это самое мягкое и демократичное место для малыша-дошкольника.

Вальдорфские родители

вальдорфский детский сад

Вальдорфская методика по сей день остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. По определению, вальдорфская, штайнеровская или вальдорфско-штайнеровская педагогика — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Но такая краткая формулировка мало кому окажется полезной. Мамы и папы, конечно, хотят подробностей и деталей, чтобы понять, стоит ли отдавать кроху в вальдорфский детский сад. Попробуем разобраться.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном деток болезненных. А все потому, что основатель методики — Рудольф Штайнер давал уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Произошло чудо: слабенький здоровьем воспитанник с легкостью догнал остальных сверстников, благодаря собственной программе Штайнера. В чем ее особенности и преимущества?

Основным постулатом методики является идея о том, что детство — это не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения письму и счету, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием букв и чисел, говорят последователи Рудольфа Штайнера. Вместо этого — предоставить крохе возможность познавать природу, исследовать окружающий мир в комфортном ему ритме. И никакого давления извне.

вальдорфский детский сад

Вальдорфские сады также практикуют полный отказ от телевизора и компьютеров, разных гаджетов. Зато всеми силами приветствуют вышивание и выжигание, мозаики, аппликации, оригами и, конечно, танцы. Дети и педагоги в таких садах очень любят эвритмию, когда слово, музыка и движение сплетаются в едином калейдоскопе. Посредством этого удивительного искусства малыши учатся выражать свои эмоции, рассказывать жестами истории, сказки. Много времени уделяется музыке и постановке спектаклей. Причем многие дисциплины, такие как рукоделие и хореография сохраняются в младшей и даже средней школе.

вальдорфский детский сад

Еще до начала XX века Штайнер заметил, что дети, живущие в крупных городах, не имеют представления об элементарных вещах и природных явлениях. Так, у малышей вызывало большое удивление то, как пекут хлеб или поливают цветы, лепят горшки, строят дома или запрягают лошадь. В наши дни ситуация усугубилась — быт ребенка автоматизирован полностью. В результате теряются простейшие навыки. Их и пытаются восстановить в вальдорфских садах и школах. В таких учреждениях имеет место даже садоводческая практика.

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

вальдорфский детский сад

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

принципы вальдорфского детского сада

Взвесим ЗА и ПРОТИВ?

Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей. Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки. Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.

Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.

принципы вальдорфского детского сада

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

Неподготовленные родители, прийдя в вальдорфский детский сад, иногда недоумевают: — Что это такое в корзинках лежит? С этим можно играть? Но для детей всё по-другому. Ребёнку нужна не игрушка сама по себе, а предметы, стимулирующие деятельность в игре. Поэтому важно, чтобы ребенок мог получить всё, что нужно для его фантазии в данный момент.

Одна из главных установок вальдорфской педагогики: ребёнок до 7 лет учится через подражание и пример взрослых.

Если вы до сих пор не решились, отдавать ребенка в вальдорфский детский сад или нет, положитесь на свою родительскую интуицию и … фотографии, которые помогут дополнить общее представление о вальдорфском детском саде. Фоторепортаж из вальдорфского домашнего детского сада ДОМОВЕНОК


Традиционный ежегодный праздник Урожая


Игрушки, сделанные воспитателями




Игровой материал: слева — игрушка гномик, сшитая родителями, наполненная крупой; посередине — бусы, сделанные детьми для калядования; справа — вальдорфская кукла, сделанная воспитателями


Время свободной игры


Куклы для Рождественского спектакля: пастухи, Мария с Иосифом, волхвы



Ежедневное утреннее приветствие — пальчиковая игра


Столик времен года — время урожая



Рабочий стол: дети с воспитателем режут винегрет для обеда и солят капусту.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

1. Вальдорфская педагогика – как международное культурно-образовательное движение.

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецким ученым философом и педагогом, видным деятелем, родоначальником антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена - Мария фон Сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Поскольку первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой.

На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением. Неоспоримо, что в Германии шла и идет огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов.

Вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 1015 (по данным на август 2010), которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ. С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.

Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи. Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребенок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.

Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города считал Рудольф Штейнер. Чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, а видели действительную внутреннюю сущность человека.

Форм совершенной педагогики существует так же мало, как совершенных людей. Но из всех известных течений педагогической мысли штайнеровская педагогика является самой интернациональной по своей внутренней сути. Она способна воспитать открытость к миру и уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Именно по этим глубинным сущностным причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику немецкой или чьей бы то ни было педагогикой. И в то же время можно говорить о немецкой, английской, русской, казахской, украинской или южноафриканской штайнеровской педагогике. Ведь человечность не принадлежит какому-то одному народу, она едина для всех и лишь принимает различные национальные формы.

Вальдорфская педагогика – это совокупность методов и приемов воспитания и обучения, способствующих развитию человека на основе целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Этот подход является главным принципом на всех стадиях вальдорфского образования.

Вальдорфская педагогика ориентирована на личность ребёнка независимо от его интеллекта, возраста, национальности, вероисповедания, социального статуса, материального положения.

Вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит исключительно по заранее заданной генетической или социальной программе.

Вальдорфская педагогика рассматривает возрастные периоды развития как этапы высвобождения уникальной человеческой личности для творческой работы на благо общества.

Читайте также: