Поделки в стиле гжель

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 16.09.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/08/18579373.jpg

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение

Проект

для детей старшего дошкольного возраст а

Педагог дополнительного образования

Богданова Татьяна Владимировна

п. Салым 2018 год

Информационная карта проекта .

Название проекта

Автор проекта

Богданова Татьяна Владимировна

Вит проекта

Участники проекта

дети подготовительной группы, педагог дополнительного образования, воспитатели.

Целевая группа

Воспитанники подготовительной группы (6-7лет)

Сроки реализации

Основание для разработки проекта

Недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментах, узоров Гжели.

Форма проведения

НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность педагога и ребёнка, ребёнка и родителя.

Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.

- Познакомить детей с русским декоративным искусством "Гжель".

- Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.

-Формировать умения и навыки в конструировании изделий в технике папье- маше.

Развивающие:

- Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи

-Развивать воображение, творческую фантазию.

Воспитывающие:

-Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

-Воспитывать аккуратность в работе.

- Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.

Ожидаемые результаты

Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.

Актуальность проекта:

Декоративно-прикладное искусство –это многовековое представление народа о красоте, целесообразности и гармонии . Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, бескорыстие, толерантность, что способствует воспитанию людей , наделённых чувством гражданской ответственности и свободы. Декоративно- прикладное искусство глубоко традиционно, поэтому в произведениях воплощаются образы, близкие жизненному опыту детей, обладающие яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы.

Мы все хотим видеть своих детей добрыми, хорошими, нравственными. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Декоративно- прикладное искусство в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Декоративно-прикладное искусство – это нить, связывающая нас с прошлым.

Приобщение к миру декоративно- прикладного искусства поможет ребенку поддерживать интерес к традициям русского народа, уважение к людям прославляющим Родину своим мастерством. Неслучайно гжель считается символом России, которая славится своими долгими роскошными зимами.

Предварительный этап .

1. Создавать развивающую среду.
2. Организовать работу с воспитателями.
4. Составить план проекта, разрабатывать ООД.
5. Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений.
Основной (практический) этап.
1. Художественное творчество.
2. Чтение художественных произведений, беседы на данную тему, рассматривание иллюстраций, картин.

Заключительный этап.

1.Оформление выставки для родителей из детских работ

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада.

2. Материально – технический ресурс:

- приобретение расходного материала для изготовления пособий и создания развивающей среды в группе детского сада.

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме; - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Принципы работы по проекту:

Принцип психологической комфортности :(взаимоотношения с детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи)

Принцип творчества: процесс сориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка и приобретение им собственного опыта.

Связь обучения с жизнью : изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип интеграции : (строится на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта.)

Мероприятия познавательной и коммуникативной деятельности:

Чтение произведений:

-чтение рассказов и сказок - Сказка "Небесная лазурь Гжели", М. Боброва.

- чтение стихов "Сине - белая посуда" С. Вахрушева,

- "Взял мастер в руки кисть" Н. Савченко,

-"Незатейливый узор" Н. Радченко.

- разучивание частушек и стихов про Гжель.
Прослушивание и исполнение музыкальных произведений:

Мероприятия продуктивной деятельности.

- Изготовление посуды в технике папье- маше,

Мероприятия игровой деятельности:

Дидактические игры

Работа с родителями:

- Рекомендации о прочтении художественных произведений;

Предполагаемый результат:

-Активизация интереса у детей к традициям русского народа.

-Повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению;

Результат работы проекта:

Дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности. Знают и умеют работать в технике папье- маше. Бережно относятся к предметам быта ,произведениям народного творчества.

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;

Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;



Стихотворения о Гжели.

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

Здесь рисуют девицы

Голубой узор на них,

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

На весь мир молва идёт!

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

Авторская сказка М. Бобровой.

Легенды-сказки

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.

Образовательные:

Познакомить детей с историей и искусством гжельских мастеров.

Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.

Форма организации : групповая.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. (Обмениваются приветствиями. Дети садятся на стульчики перед экраном).

Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес декоративно-прикладного искусства - гжельской росписи. А откуда она взялась и как появилась, я сейчас вам расскажу.

(слайд 3) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка. Другой увидел на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.

Стали дальше думать, как бы украсить такую посуду?

(слайд 4) Идут они домой и смотрят, а вокруг красота сказочная разливается: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

(слайд 5) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием – Гжель.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(слайд 6) Гжельские мастера – большие фантазёры. Чашки – одни стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд 7) При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд 8) На гжельских тарелках во всём великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают голубой волшебный свет.

(слайд 10) Занятно и затейливо сделаны гжельские игрушки: немного смешные, но все такие же красивые.

(слайд 12) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

А теперь давайте немного отдохнём.

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться вокруг себя, рисуя руками

Только стукни - разобьются. круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принёс. (сделать большой круг).

Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?

Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).

Воспитатель: - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры(показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Дети : - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: - Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).

Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала делают посуду? (Её лепят из белой глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи).Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).

Воспитатель: - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не из Гжели мастера,

Расписала ту посуду из детсада детвора.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь я попрошу вас поделиться своими впечатлениями, своим настроением от увиденного, услышанного и сделанного вами. (Рефлексия).

Читайте также: