Поделки уральских мастеров

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Камнерезное искусство Урала

Камнерезное искусство – один из символов русской народной культуры. Интенсивному развитию камнерезного искусства в России способствовало активное освоение Урала – одного из самых богатых регионов России. На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире, а уральское камнерезное искусство стало уникальным национальным достоянием, составляющей одного из наиболее выразительных жанров народного творчества.

Авторы: Г. Р. Царева, Т. В. Рубаник.

Вариант проведения занятия [ PDF ] [ DOCX ]
Презентация [ PDF ] [ PPTX ]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [ PDF ] [ DOCX ]

Цель: формирование ценностного отношения к русскому национальному искусству.

Задачи:

  • приобщение обучающихся к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;
  • воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Слайд1

Задание № 1.

Рассмотрите представленные на слайде предметы и ответьте на вопросы.

1. Как вы думаете, из какого природного материала изготовлены эти предметы искусства?

2. Знаете ли вы, как называется вид народного промысла по обработке камня?

Слайд2

Задание № 2.

Декоративная обработка камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством.

Камнерезное искусство является одним из древнейших проявлений материальной культуры.

1. Как вы думаете, когда человек начал обрабатывать камень?

2. Какие предметы изготавливались из камня в те времена? Приведите примеры. (Орудия труда, предметы быта и т. д.).

3. С какой целью человек обрабатывал камень в древности? Что изменилось в настоящее время?

Слайд3

Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала – одного из самых богатых регионов России, источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию.

Задание № 3.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос.

Слайд4

Необыкновенное богатство недр Урала послужило истоком для развития промышленности в этом регионе. Вокруг крупных месторождений один за другим стали вырастать промышленные города.

Выполните задание № 4 в рабочем листе.

1. Рассмотрите карту и выберите города, названия которых происходят от названия полезных ископаемых, добываемых в данной местности. Занесите их в таблицу.

2. Предположите, какое полезное ископаемое добывается на этом месторождении. Заполните таблицу.

Слайд5

Слайд6

Исторически развитие Урала связано с горным делом. В середине XVIII века в России появились первые фабрики по обработке камня. Именно в это время начались целенаправленные поиски и освоение самоцветных месторождений. По указу Петра Iв 1738 году в городе Екатеринбурге основана камнерезная мастерская, ставшая в 1765 году Екатеринбургской гранильной фабрикой.

Выполните задание 5 в рабочем листе.

2. Расшифруйте текст. Ответьте на вопросы.

Слайд7

Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству. Из добытых угловатых глыб камня искусные руки мастеров делали удивительные по красоте вещи и украшали их тончайшим орнаментом. Над созданием одного произведения искусства трудились сразу несколько мастеров. Многие из них специализировались на определённых работах. Такое разделение труда позволяло повысить производительность и качество выполняемой работы.

Выполните задание № 6 в рабочем листе.

1. Пользуясь кодом, расшифруйте названия профессий мастеров камнерезного дела, существовавшие в XVIII–XIX веках.

2. Как вы думаете, почему в XVIII–XIX веках профессии мастеров были потомственными?

Слайд8

Талант и профессиональное мастерство уральских камнерезов и гранильщиков во многих своих сказах прославлял известный русский писатель Павел Петрович Бажов.

Выполните задание № 7 в рабочем листе.

1. Прочитайте биографии уральских мастеров и предположите, кто из них стал прототипом образа Данилы мастера.

2. Прочитайте отрывки из сказов Павла Петровича Бажова и догадайтесь, о профессии какого мастера идёт речь в каждом из них.

Слайд9

Уральских камнерезов всегда отличала особая любовь к камню, понимание его природной красоты. Основным их принципом было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть.

Лучшие работы уральских камнерезов хранятся в сокровищнице искусств – Государственном Эрмитаже. Не будет преувеличением сказать, что Эрмитаж – это сокровищница изделий из цветных камней, не имеющая себе равных во всем мире.

Задание № 8.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы.

1. На что была использована цельная глыба малахита весом 50 тонн, найденная в Меднорудянском руднике?

3. Каким способом выполнены крупные изделия из малахита?

Слайд10

Триумфом Екатеринбургской гранильной фабрики стала Всемирная выставка 1900 года в Париже. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду. На мраморной плите площадью 1 кв.м – все 86 департаментов Франции, набранные яшмой в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины. Эта карта подарена Николаем II правительству Франции. Карта сразу стала достопримечательностью Лувра.

В 1937 году уральские мастера создали ещё один шедевр мозаичного камнерезного искусства России – это карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики.

Задание № 9

Пройдите по ссылке. Прочитайте о знаменитых мастерах камнерезного искусства прошедших лет.

1. Как вы думаете, почему Алексей Кузьмич Денисов взял к своей фамилии приставку Уральский?

2. Какие события заставили Алексея Кузьмича Денисова-Уральского по-новому взглянуть на своё творчество? Почему?

3. Какие факты из биографии Василия Владимировича Шахмина говорят об уникальности этого мастера?

4. Как екатеринбуржцы увековечили память о знаменитом мастере Даниле Кондратьевиче Звереве?

Слайд11

Художественные изделия из камня Урала необычайно широко разошлись по всему свету: их можно встретить не только в Европе, но даже в далёкой Австралии. Уральскими мастерами созданы художественные изделия из камня, получившие мировую славу, а лучшие из них хранятся в Алмазном фонде, Государственном Эрмитаже, Русском музее и других музейных собраниях страны и за рубежом.

Задание № 10.

1. Рассмотрите произведения камнерезного искусства, представленные на слайде. Подумайте, на какие группы (жанры) можно распределить эти работы?

2. Распределите работы по жанрам и попытайтесь дать название каждому из направлений.

(Анималистика – фигурки животных, птиц, рыб; флористика – камнерезные изделия в виде цветов, фруктов, ягод и т.п.; прикладное искусство – такие предметы, как печатки, настольные наборы, настольные часы, вазы, шкатулки и т. п.; фигурки национальные типы – каменные фигурки людей с ярко выраженными этническими особенностями культуры той или иной национальности).

Слайд12

Задание № 11

Посмотрите фильм о двух техниках камнерезного искусства – технике объёмной мозаики и технике русской мозаики. Ответьте на вопросы.

1. В чём сходство и различие объёмной мозаики и русской мозаики?

2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим мастером?

3. Подумайте, где ещё, помимо музеев, можно увидеть шедевры камнерезного искусства.

Задание № 12.

1. Какие чувства у вас вызывает столь высокая оценка мастерства наших камнерезов?

2. Согласны ли вы с утверждением о том, что камнерезное искусство – это культурное богатство страны?

В каждом булыжнике они видят произведение искусства. Уральские мастера создают эксклюзивные скульптуры из обычных камней и самоцветов.

Природа, говорит Григорий Пономарёв, лучший художник на земле. В своих недрах она создает такие узоры, что никому не под силу повторить. Задача мастеров — разглядеть это в камне и помочь увидеть другим.

Резьба начинается с тщательной подготовки модели. Сначала будущую каменную скульптуру рисуют на листе бумаги, потом лепят из скульптурного пластилина. Всё делается вручную благодаря мастерству камнерезов.

В помощь современным творцам сегодня — вытяжка, респираторы, наушники для защиты барабанных перепонок. И тем не менее эти произведения искусства рождаются если не в муках, то путем долгого творческого поиска. А ещё у каждого мастера есть свое хранилище неудавшихся работ.

Но только на время. Мастера уверяют: человек, поработавший с минералами, из этой сферы, как правило, не уходит. Раскрывать красоту камня можно бесконечно. Всё это -творение рук уральских мастеров, и конечно, уральской природы.

Камнерезное искусство/Stone carving art – искусство резьбы по камню — это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов — камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими.

Картинки по запросу Горная порода

Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твёрдые полудрагоценные поделочные камни.

File:Malachite items (Russia, 19 c).jpg

Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.


В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале, когда царь Пётр I в 1720 году назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге вследствие создания Петергофской гранильной фабрики.


Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.




Платиновые реки, самоцветные берега. Карта Франции, выполненная уральскими мастерами на гранильной фабрике, стала подарком Российского государства - Франции по окончанию всемирной выставки в Париже в 1900 году. 86 регионов из поделочных камней. В роли столиц - турмалины, аметисты, алмазы, сапфиры и изумруды. Ювелирная работа была сделана за два года и стоила командиру гранильной фабрики испорченного зрения. Оригинал карты сейчас хранится во Франции, а её точная копия находится в музее истории камнерезного искусства в Екатеринбурге.

Над копией трио мастеров Жуков-Устьянцев-Казаненко, как и сто лет назад их предшественники, трудились два года. Вместо платиновых рек пустили серебряные, а вот камни использовали те же самые. Разве что несколько особенно крупных бриллиантов пришлось заменить фианитами. И рама у карты – тоже облегчённый вариант. Оригинальная была на мраморной основе.

File:Jupiter cameo (Russia, 1827-8).jpg

Картинки по запросу Искусство камнерезов Сибири

В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.


Похожее изображение

Основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка.



Объёмная мозаика. Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.



Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре — большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором всё пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.

Картинки по запросу figurine


File:Stone berries paperweight.jpg










В России агальматолит добывают на Урале, Алтае, в Бурятии и Тыве. Но только в Бурятии, а особенно в Республике Тыва камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит. Искусство камнерезной резьбы зародилось в Туве давно. Из камня умельцы вырезали детские игрушки или бытовые мелочи.




Похожее изображение


Похожее изображение

Произведения тувинских камнерезов, внесённых в золотой фонд изобразительного искусства России, можно увидеть в Национальном музее Республики Тыва, художественных музеях крупных сибирских городов, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Аквамарин — твёрдый минерал со стеклянным блеском принадлежит к семейству бериллов. Цветовая палитра — от насыщенно-синего до почти прозрачного бледно-бирюзового, что обусловлено примесями железа. Камень не является редкостью и встречается практически по всей планете. Самые крупные месторождения аквамарина находятся в Бразилии, на Мадагаскаре и в России — на Урале и в Забайкалье.

Александрит – редкая изумрудно-зеленая разновидность минерала хризоберилла – настоящий драгоценный уральский камень, обладающий удивительным свойством менять цвет в зависимости от освещения. Первоначально из-за схожей с изумрудом окраски найденный александрит был принят за этот камень. Но позже выяснилось, что твердость минерала значительно выше, чем у изумруда, а при искусственном освещении он изменил свой цвет и стал похож на рубин. 17 апреля 1834 года драгоценный камень был подарен Александру II, в честь которого и получил название. Камень сразу стал царским, ввиду дороговизны и редкости александрит могли позволить себе только очень знатные и богатые особы.

Эта удивительная смена цвета камня, с синевато-зеленого при дневном свете на малиновый при свечах или электрическом (но не люминесцентном) освещении, всеми признается главной его необычностью, или "изюминкой"

Алмазы — прозрачные бесцветные минералы, реже имеют розовые и желтые оттенки, обладают ярким блеском и высокими показателями светопреломления. Алмаз – самый твердый природный минерал, добываемый из россыпных залежей или кимберлитовых трубок. Первые камни были обнаружены совершенно случайно. Их открытием человечество обязано африканским детям, игравшим с блестящими камушками. Найдены они были в 1870 году в ЮАР возле городка Кимберли, от чего все алмазоносные породы стали называть кимберлитами.
В России алмазы впервые обнаружили рядом с Пермью в 1829 году.

П. Бажов, Медной горы Хозяйка



Всем известно, что алмаз — самый твердый минерал, им можно поцарапать любой другой камень. Однако он не слишком прочен. Когда швейцарские наемники захватили сокровищницу бургундского герцога Карла Смелого, они по незнанию уничтожили все его алмазы, просто разбив их кувалдами.

Амазонит представляет собой разновидность минерала микроклина, относящегося к группе полевых шпатов. В природе встречаются и мелкие камни, и крупные кристаллы длиной до полутора метров.
Цвет амазонита – голубовато-зеленый, стойкий, не меняется под воздействием температуры или преломления света, что обусловлено примесью свинца. Только при температуре выше 500°C цвет камня полностью утрачивается, но в рентгеновских лучах возвращается. Необратимо он теряется при нагревании амазонита до 600 градусов.
После полировки амазонит приобретает красивый стеклянный блеск.

Аметист — одна из наиболее красивых и ценных разновидностей кварца. Цвет его может варьироваться от бледно-фиолетового до темно-пурпурного. Кристаллы аметиста могут быть как абсолютно прозрачными, так и практически не просвечивающими на солнце.
Чаще всего на Руси аметист использовался для украшения религиозной атрибутики (икон, книг, крестов и пр.). Украшались этим камнем и короны, и дорогие платья. Наибольшее распространение камень аметист получил как украшение для знаков отличия монархов и священников.
Специалисты утверждают, что аметисты Урала не имеют достойных конкурентов на мировом рынке. Ватиха, расположенная в 5 километрах к востоку от Мурзинки – это знаменитые на весь мир аметисты, которые добывали здесь на глубине до 75 метров.Только уральские аметисты обладают насыщенностью, красочным тоном и безупречным блеском. Среди них очень много насыщенно-фиолетовых камней, которые ценятся выше всего.

Жеоды по праву считаются одними из самых загадочных геологических образований нашей планеты. Ничем не примечательный снаружи камень, наподобие тех, что валяются у вас под ногами во время прогулки на природе, способен удивить любого. Ведь внутри него скрывается невероятная красота, за обладание которой коллекционеры минералов отдают баснословные деньги. Жеода представляет собой геологическое образование в виде замкнутой полости. Внутри этого пространства содержатся разнообразные кристаллы и минералы. Одними из самых восхитительных являются жеоды, внутри которых содержатся разновидности кварца: аметист, горный хрусталь, агат



П. Бажов, Орлиное перо



Асбест – необычный минерал. В его составе – вещества, обычные для камня. Однако камнем этот мягкий волокнистый материал не назовешь.
Различают два основных вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Каждый из видов имеет несколько подвидов, разделяющихся, в свою очередь, на массу разновидностей, семейств и групп. Тем не менее, все асбесты относятся к волокнистым минералам из класса водных силикатов.
Разница между хризотилом и амфиболом заключается в природной форме волокон. Хризотил отличают свитые в пряди, скрученные в спираль волоконца. Амфибол – это тонкие прямые кристаллики, весьма острые и с такими же острыми отростками. Именно эти образования послужили причиной объявления асбеста вредоносным материалом.


Затем на Урале недавно появилась гончарная мастерская, где производят оригинальные керамические изразцы. Ее организовал Андрей Савицкий, специалист Центра традиционной народной культуры Среднего Урала, вместе с единомышленниками. По его словам, этими уральскими изразцами украшены несколько местных храмов, фасады четырех церквей, иконостасы, а также камины и печки загородных домов. Уточняется, что это сложная, но интересная работа, так как каждое керамическое изделие создается вручную и затем обжигается. В мастерской все печи для обжига были собраны по собственным чертежам. Савицкий надеется, что его ремесло поможет создать неповторимый изразцовый промысел в регионе.

Читайте также: