Поделки осетинского быта

Обновлено: 03.07.2024

Быт осетинского народа в прошлом и настоящем .

Расширить и уточнить знания детей о быте осетинского народа в прошлом и настоящем . Дать более глубокие знания об одежде и пище осетин . Развивать словарь детей осетинскими названиями предметов быта.

1. Организационный момент.

2. Беседа с детьми.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о быте осетинского народа в прошлом и настоящем . После многих жестоких войн осетины переселились в горы и долгое время жили там. Затем кто-то переселился на равнину, а кто-то остался жить в горах.

Жилище осетин в горах называлось сакля. Они находились так близко друг от друга. Что одна постройка висела над другой. Крыши нижних построек служили дворами для верхних. Улиц в горных селениях не было. Их заменяли узкие тропы и проходы. Сакли строились двухъярусные. Нижний этаж имел хозяйственное назначение, там содержали скот. Второй этаж служил жильем для семьи.

Из чего строили сакли?

Правильно, из специального горного плоского камня. Промежутки между камнями смазывались глиной или заполнялись землей. Верх тоже засыпался глиной или землей с мелким щебнем, все это плотно утрамбовывалось. Крыша получалась ровной и служила хозяйственным двором.

Как вы думаете, почему хорошо иметь такую крышу в горах?

Да, она использовалась для молотьбы хлеба, сушки зерна, шерсти. Еще она служила танцплощадкой во время торжеств.

При входе в помещение сразу обращал на себя внимание очаг – къона. Его устраивали в центре хадзара. Необходимой принадлежностью очага являлась железная цепь. Она подвешивалась на перекладине и на ней висел котел для варки пищи. В холод вся семья собиралась у очага и грелась у горящего огня. У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья. По древней традиции, неугасимый огонь в очаге считался благополучием в доме, а цепь почиталась как святыня.

Хадзар по линии очага делился на две части : мужскую и женскую. В мужской половине хадзара находилась большая часть мебели. Здесь же мужчины занимались изготовлением из дерева самых разнообразных предметов быта : ведра, корыта, чашки, ложки, блюда, чаши разнообразной формы и размера.

В качестве необходимой домашней утвари каждая семья в своем хдзаре имела осетинский стол – фынг , он был круглый на трех ножках. Такой стол и в настоящее время есть во многих семьях.

Ребята, а в каких домах мы живем сегодня? У нас есть очаг? А где собирается вся семья, где мы принимаем пищу?

4. Поговорим теперь с вами об одежде осетин . Как вы думаете, какая была одежда?

Одежда осетин была очень бедной . Мужчины носили рубашку – бешмет (куырат, на него сверху одевали черкеску (цухъа) . На груди черкески по обеим сторонам пришивали кармашки с отделениями для газырей (бариига) – басырницы (бариагъуд) . Черкеска перетягивалась ремнем с серебряными или медными пряжками. Пояс – обязательная часть осетинской мужской одежды , на нем висел кинжал. Важными частями мужской одежды также являются : бурка (нымат, башлык (капюшон с длинными концами, войлочная шляпа (ныматхуд) . В основном, одежда и обувь осетин шилась из шерсти и материалов, полученных из нее.

6. Женская одежда состояла из юбки, сшитой из шелка, шелкового нагрудника, который украшался серебряными с позолотой застежками (риуыгънаджыта) . Сверху одевалось платье, имевшее сплошной разрез спереди. Платье украшалось узорами национального орнамента (разгамта) . Обязательная принадлежность – пояс из широкой тесьмы или серебра, у богатых – из золота.

Скажите, ребята, а в настоящее время как мы одеваемся? Что из элементов осетинской одежды есть у нас ?

Нельзя в присутствии старших вести себя развязно, проявлять невоспитанность. Требуя все это, старшие сами служили примером для младших.

9. Теперь поговорим о пище осетин . Как вы думаете, что раньше кушали?

Основной пищей человек являлись хлебные изделия. Самое первое место, до недавнего времени, занимал кукурузный чурек – кардзын.

Знаете из чего его делали? Из кукурузной муки и запекали в горячей золе. Они были очень вкусные и ели их с холодным молоком. До сих пор многие осетины пекут чурек .

Как раньше так и сейчас любимой едой остаются осетинские пироги , которые делались с разной начинкой.

Какие вы знаете пироги?

Сколько пирогов бывает на столе у осетин ?

Что означают три пирога?

Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.

После пирогов идет мясная пища : баранина, говядина.

Ребята, скажите, какое самое популярное мясное блюдо?

Да, это шашлык, физонаг. Его готовили из мягких частей баранины или говядины на железном или деревянном шампуре – уахст, над раскаленными древесными углями.

Очень любят осетины готовить блюда и из курицы. На стол к трем пирогам подается отварная целиком курица.

А во время больших торжеств делается кусарт. Существует строгий порядок в подаче различных частей кусарта к столу и распределения их между сидящими. Самыми почетными частями считаются голова и шея. В знак уважения они подаются только старшему. Младшим подают уши, чтобы они слушали и были послушными.

Часто готовили блюда из фасоли. Какое вы знаете блюдо из фасоли? (Дзарна) . Из чего его готовят? Кто знает? Правильно, отваривают зерна кукурузы, пшени-цы, ржи и фасоли.

Очень часто в пищу осетины употребляют молоко и молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? (кефир, масло, сыр, сметана, дзыка) .

А еще, ребята, знаете, ни один праздник, ни одно пиршество не проходило и не проходит без осетинского пива (баганы) и кваса (къуымал) .

А ваши бабушки, мамы варят пиво и квас на праздники?

Нана. Здравствуйте ребята. Я смотрела ваше занятие и мне очень приятно что вы столько знаете о жизни своих предков. Я принесла вам вкусные подарки, а что я принесла, вы мне скажите сами.

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

В далеком прошлом человека окружало вещей много меньше, чем сейчас, и находились они в активном употреблении подольше. Человек был связан со своим имуществом тесными узами, чуть ли не личностными отношениями. Объекты материального окружения не только воплощали качества их создателей, но и могли иметь собственное имя, судьбу и жизнь. Возможности для решения этих проблем скрыты в широком привлечении идей и методов семиотики. Они основаны на том факте, что каждое явление или вещь помимо определенных утилитарных, практических функций обладает еще и семиотическими или знаковыми. В зависимости от актуализации той или иной функции, любой бытовой предмет может восприниматься как вещь и как знак или как вещь со знаком.

В данном случае обратим наше внимание на один из предметов традиционного быта — невысокий столик на трех ножках с круглой столешницей известного у осетин под названием фынг/фингæ. В традиционном жилище осетин и соседних кавказских народов это был непременный элемент интерьера. По рассказам знатоков народного быта такой столик подавали отдельно каждому гостю или же один на двоих, максимально — трех человек. После трапезы их убирали, как правило вешали на стенку. В нашем современном понимании это кажется маловероятным, поэтому напомню, что речь идет о небольшом столике.

Лингвистические изыскания проф. В.И. Абаева позволяют говорить о происхождении слова фынг. По его авторитетному мнению оно состоит в родственной связи с древнеиндийскими, иранскими и греческими словами и является по своему корню староосетинским (5, т.1. с.498). В свою очередь, все это свидетельствует о впечатляющем возрасте круглых столиков на трех ножках. Тот факт, что после трапезы их вешали на стенку, говорит о генетических связях с кочевым бытом скифов. По свидетельству античного автора Аммиана Марцелина, еще в IV веке н. э. часть алан продолжала вести кочевой образ жизни. Естественно, что кочевнические традиции нашли свое отражение в повседневном быту последующих поколений.

Здесь будет уместно сказать и о том, что у осетин отмечено несколько разновидностей низкого стола. Встречаются образцы и с округлой четырехугольной столешницей на трех и даже четырех ножках. Учитывая их общую морфологическую черту — малый размер и низкие ножки, следует считать круглый треногий стол как исходный тип. Именно три точки опоры дают достаточно прочное положение и физическую стабильность. Три, является минимальным числом, обеспечивающим устойчивость любого предмета. Вспомним некоторые осетинские пословицы и поговорки:

С учетом определенных условностей можно считать, что в среде генетически родственных племен в одних хронологических рамках бытовали идентичные образцы домашней утвари. Сосуществование названных двух форм сохраняется и в современном быту осетин. Это позволяет предполагать аналогичную картину и в далеком прошлом. Один такой столик зафиксирован этнологом Б.А. Калоевым во время экспедиции в сел. Галиат. А второй, с овальной столешницей, но на четырех ножках, хранится в стенах святилища Дзвгисы-дзуар. Он служит для ритуальных жертвоприношений, приуроченных или посвященных этой святыне.

Употребление перечисленных фразеологизмов связано с тем интересным фактом, что они сопровождают современные трапезы осетин — от повседневных до ритуально-престижных. Идеи и нормы, связанные с трапезой, практически не прекращали своего существования, хотя сам круглый столик на трех ножках вышел из активного употребления. В последние десятилетия он начал возрождаться, но уже как материальная оболочка, как знак определенного этапа истории культуры, как этнический и региональный символ.

Числа и геометрические тела и фигуры, такие как сфера, круг, квадрат и другие, никогда не были достоянием одной лишь математики. В них выражалась мировая гармония, и они имели определенные магические и нравственные значения.

Специфические знаки числового кода, ориентированные на качественно-количественную оценку модели мира, были тесно связаны с геометрическим кодом. Более того, представляется, что символы двух систем находились в состоянии взаимозаменяемости. В этом отношении, можно сопоставлять число один, не как первый элемент ряда в современном смысле слова, а в качестве целостности, единства с кругом. Вспомним, что круг был выражением идеи единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Вероятно, в таком восприятии круга основная роль принадлежит циклическому восприятию времени.

Важно понять, что изготовление вещи было идентично ее пониманию, ее значимости. Процесс создания находился в неразрывном единстве с идеями мифологического сознания, которое было не чуждо и средним векам. Отождествление микрокосма и макрокосма были общепринятой нормой, поэтому представления о себе и своем материальном окружении возводилось к божественным силам. Изготовление любой вещи воспринималось как дело рук, но за всем этим стояло деяние десницы. Каждая вещь неповторима, но устремлена к одному и тому же образцу, так и один человек отличается от другого, но вместе они стремятся уподобиться одному — Христу.

Если все изложенное правомочно, то устойчивая в веках форма круглого столика становится понятной. За всем этим стоит глубочайшая идеологическая подоснова, которая из поколения в поколение генерировала производство конкретной формы. Высокий семиотический потенциал всего стола и каждой его составляющей способствовал тому, что данный элемент традиционного быта осетин и их далеких предков дошел до наших дней.

С помощью ритуала осуществлялась своеобразная проекция мифологического в повседневную жизнь. Причем прослеживается закономерность, чем сложнее ритуальные формы и разнообразней их символика, тем более частной, локальной и социально структурированной предстает его миссия; чем ритуал проще, тем более универсальна его миссия. В этом отношении обращает внимание диахронный и синхронный аспект функционирования невысоких круглых столиков в среде кочевников скифской культуры и широкое их распространение в традиционном быту народов Кавказа. Представляется, что данный факт является показательным и свидетельствует об универсальности функций рассматриваемого столика в ритуальном контексте.

Человек на протяжении всей культурной истории тесно связан с посудой, используя ее в своих повседневных утилитарных потребностях. Столь древнее и активное использование предполагает ее применение в праздничной обрядности. В данном случае обращаю внимание читателей лишь на конкретный вид посуды, специальные чаши для питья пива. Этот факт обусловлен тем, что посуда вообще и ритуальная в частности, является носителем особых свойств, связанных со сверхъестественными силами.

Все эти кубки вырезали из дерева и украшали зооморфными мотивами и орнаментальными узорами. Устойчивая форма, резной декор и контекст использования — все говорит о древности указанной посуды. Существующие образцы поражают соразмерностью частей и тщательной работой. Нет сомнения, что изготовление таких чаш и кубков было под силу только хорошему резчику, обладавшему большим навыком и твердой рукой.

Естественно, что такие пивные чаши представляли собой семейную ценность, передаваемую в семье из поколения в поколение. Чтобы по возможности продлить их использование, по словам знатока народного быта М.С. Туганова, новые чаши вываривали в составе из жира и золы. Такая технологическая процедура закрепляла тонкие стенки хрупкой посуды и как естественный краситель придавала ей определенную тональность. Отличительной особенностью этого вида посуды были ручки, напоминающие головы или целые фигуры животных. Чаще всего встречаются рогатые головы баранов и туров. Причем эта традиция имела глубокие корни и связана по оценке специалистов с восточноиранскими кочевниками Евразии.

Обращает на себя внимание и факт устойчивой емкости данных чаш и кубков. В частности, обработка их методами математической статистики выявила существование постоянных объемов в пределах 800–1500 и свыше 2000 кубических см. Устоявшиеся формы пивных чаш, следовательно совпадали с устоявшимися объемами. Мы можем говорить о тесной связи между формой и объемом.

Чаша для питья ритуального пива должна была, в первую очередь, соответствовать своему утилитарному назначению. Во-вторых, она должна была быть красивой и выделяться среди остальной посуды. Ведь ритуальные напитки должны были помещаться в таком сосуде, который бы соответствовал характеру праздника и трапезы. Естественно, что силы небесные достойны только лучшего напитка, налитого в красивую посуду.

Важной особенностью ритуального возлияния было обязательное заполнение сосуда. Полная чаша — символ всех обрядов плодородия, богатства и изобилия. И хотя чаша в обрядах, связанных с наполнением сосудов играет как бы вспомогательную роль емкости для напитка, ее функция в ритуале очень важна. В заполненной ритуальным пивом чаше происходит значительное для присутствующих действо, в ней нейтрализуется опасная для человека пустота.

Основной признак чаши или любой иной посуды в ритуале — это ее наполненность питьем или пищей. Сухая посуда символизировала отрицательные качества, направленные против человека. Кроме того, наполненность означает путь, завершенность одного и начало другого. В данном случае, путь трансляции жертвоприношения от людей к небесным силам и святым покровителям. Обеспечить достижения целей своих молитвой, с пустой, сухой или незаполненной чашей в руках, было невозможно.

Материалы осетинской этнологии и фольклора дают возможность осознать древность данного вида посуды и специфику их внешнего декора. Пивные чаши, используемые в ритуале, отождествлялись как сосуд для жертвенного напитка, так и самой жертвой. Конкретные факты об этом можно было увидеть в контексте календарного празднества в честь Тбау-Уацилла. Ежегодно жрец по чаше с пивом, в некоторых других случаях — молоком, хранящейся от праздника до праздника, предугадывал будущее и даже лечил им страждущих и больных.

Таким образом, можно считать два рассмотренных здесь предмета традиционного быта, связанных с приемом обрядовой пищи и напитков, имеют многовековую историю. На их примере с наглядностью проступают тесные связи между предметами материальной и духовной культуры осетин. Так хорошо известные всем нам вещи раскрывают свою сокрытую от поверхностных знаний глубинную суть.

Самой распространенной игрушкой народов всего мира является кукла. Но у кажного народа – своя кукла! По кукле, а точнее по ее одежде, лицу, цвету волос и т.д. легко можно определить, куклой какого народа она является. У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъазæн чындз – игрушечная невеста, чындз - невеста, гыкъына – пупс), которые имелись в каждом доме, где были дети. В куклы играли девочки и маленькие мальчики, а изготавливали эти игрушки чаще всего старшие члены семьи.

Оценить 249 0

Детская игрушка –очень древнее явление в культуре народов мира. По всему свету Археологи находят элементы народных игрушек и различные игровые предметы. Например, в гробницах египетских фараонов археологи нашли игральные кости. А во время раскопок на территории современного Ирака были найдены игровые предметы Древней шумерской культуры, которая зародилась около трех тысяч лет до нашей эры! Все это находки свидетельствуют о том, что игровая культура зародилась за много веков до нашей эры. Ученые предполагают, что игра берет свое начало с раннего этапа развития человечества!

Существуют игра и предметы игры взрослые и детские. Нам интереснее рассмотрение детских игр! Мне стало интересно, какие игры были популярны у наших предков, какая игрушка была излюбленным предметом детей. Итак, целью нашей работы является исследование самой распространенной игрушки : куклы. Мы опишем, какой была осетинская кукла много веков назад, какой путь она прошла, и какой стала она сегодня.

Роль куклы в жизни осетинских детей.

Действительно, самой распространенной игрушкой народов всего мира является кукла. Но у кажного народа – своя кукла! По кукле, а точнее по ее одежде, лицу, цвету волос и т.д. легко можно определить, куклой какого народа она является.

Материалы археологических раскопок подтверждают, что традиционно-бытовой материальной культуре осетин куклам принадлежит особое место, - они на протяжении сотен лет сопутствуют нашему этносу. Отдельное исследование куклам посвятил известный осетинский историк Вилен Уарзиати. У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъазæн чындз – игрушечная невеста, чындз - невеста, гыкъына – пупс), которые имелись в каждом доме, где были дети. В куклы играли девочки и маленькие мальчики, а изготавливали эти игрушки чаще всего старшие члены семьи. Такие самодельные куклы представляли стилизованные человекообразные фигурки, сделанные из остатков войлока и шерсти, обшитые разноцветными лоскутками, отделанные декоративными средствами. Делали и тряпичные куклы, основой которых являлся деревянный каркас из двух палочек, крестообразно закрепленных и напоминающих человеческую фигуру. В большинстве тряпичные куклы изображали женщин, что подчеркивалось пропорциями кукольной фигуры. Лицо куклы делалось плоского круглого камешка, пуговицы, или старой монеты, обшитых белой тканью. На самых первых куклах вы бы не увидели лица. То есть головка куклы была обмотана крест-накрест красными или черными нитками. Вот как это объясняет осетинский этнолог, профессор В. Уарзиати: «… кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры с ней. Иначе есть опасность односторонне оценить куклу с чисто визуальной стороны. Другими словами, осетины считали, что если наделить « куклу лицом, то это будет мешать развитию фантазии у ребенка. Перед его глазами будет определенное лицо с определенными чертами, а это мешает развитию воображения.

Современная осетинская кукла.

Традиционная осетинская кукла кардинально поменялась со временем, превратившись в сувенир. Осетинская национальная кукла сегодня - не игрушка. Это костюмная художественная кукла, очень нарядная и красивая. Она дает прикоснуться ко времени, ее нельзя раздевать – одевать, она не игровая. У кукол сегодня разные лица, разный возраст. Она по-прежнему остается важным элементом национальной культуры.

Исследование.

Свою исследовательскую работу мне хотелось начать с музея краеведения нашей республики, но, к сожалению, все экспонаты музея давно не выставляются. Много интересного мне удалось посмотреть в кабинете осетиноведения в дворце республиканского детского творчества. Много детей сегодня под руководством осетиноведов заняты изучением нашей этнографии. Сотрудники рассказали мне, как можно самой сделать куклу.

В завершении своей работы мне захотелось посмотреть работы мастеров, которые создают неповторимые орнаменты национальных костюмов кукол. Далеко за пределами нашей республики известно имя заслуженного работника культуры РСО – Алания, модельера Изольды Гогичаевой. В ее мастерских расшиваются костюмы многих знаменитостей. Каково же было мое удивление, когда я увидела созданные под ее руководством куклы! Это настоящие произведения искусства! На создание каждой детали куклы, будь то шаль, или ремень – уходит столько человеческого терпения и мастерства! И неудивительно, что эти куклы не задерживаются в стенах мастерской.

Итак, подводя итоги, еще раз обратим внимание на то, что игры – самое древнее культурное наследие народов всего мира. У всех народов есть свои игрушки, но есть так же игрушки, которые присутствуют у всех этносов без исключения – это куклы.

Куклы были самой популярной игрой и девочек – осетинок. Благодаря игре в куклы ( чындзытæй хъазт), девочки изучали традиции и обычаи своего народа, прекрасно их воспроизводили в этих играх, а также приобретали навыки материнства. Кукла способствовала развитию у детей рукоделия, фантазии, художественного мастерства. Благодаря тому, что игрушки создавались самими детьми, они бережнее относились к своему труду, а впоследствии, ценили и чужой труд.

Сегодня радикально изменилась внешность и содержание осетинской куклы. Сегодняшние куклы – произведения прикладного художественного искусства. Сама кукла иногда копирует человека вплоть до морщин, ногтей на руках и ногах, ресниц.

География местонахождения осетинский кукол стала чрезвычайно обширна. В качестве сувениров осетинская кукла не раз отправлялась в другие страны (США, Францию, Турцию и т.д.).

1. Уарзиати В.С. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. – Владикавказ: Проект – Пресс, 2007, - с. 205).

1.Дзуцев Х.В. Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин, - Владикавказ, 1994 . – с. 85.


Традиции и обычаи осетинского народа тесно переплетаются с его культурой. Дух свободы и благородных мотивов ярко выражается в праздниках, молитвах и обрядах. Народу очень дороги национальные ценности, среди которых чувство долга перед старшим поколением и перед грядущим.

История и происхождение

Представители народа являются прямыми потомками сарматского племени аланов.

Свои коррективы в развитии народа внесли татаро-монголы, напавшие на Аланию. Вынужденное отступление в пределы горных ущелий Центрального Кавказа породило множество мелких и крупных племенных объединений.

горы Осетии

В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В XVIII — XIX веках осетины стали переселяться из горной местности на равнинную. В начале 90-х годов Северо-Осетинская автономная область превращается в Северо-Осетинскую автономную ССР в составе РСФСР. Республика Северная Осетия в 1992 году стала субъектом Российской Федерации. Между тем? народ сохраняет свои осетинские обычаи и традиции.

Правила, связанные с детьми

С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:

  • тяжелый труд;
  • разного рода волнения;
  • поднятие тяжестей.

Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.

С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.

Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.

На мальчика возлагались надежды как на будущего:

  • воина;
  • защитника;
  • работника;
  • добытчика.

Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.

Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:

  • пеклись пироги;
  • варилось много пива;
  • забивали бычков и баранов;
  • готовили разные вкусности.

Что примечательно, праздник считался чисто женским.

Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:

  • присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
  • первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
  • тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.

В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.

Воспитание детей

По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.

осетинская семья

Задача осетина - воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:

  • игр;
  • соревнований;
  • поединков.

Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.

Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:

  • стрельбу в цель;
  • метание камней;
  • вольную борьбу;
  • поднятие тяжестей;
  • перетягивание каната;
  • бег;
  • фехтование на шашках и кинжалах.

Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.

Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:

  • вышивать;
  • шить;
  • кроить;
  • готовить;
  • ткать;
  • убирать.

Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.

осетинки за работой

Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:

  • строгое соблюдение обычаев;
  • скромность;
  • послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
  • терпение.

Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.

Гостеприимство

Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.

Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.

Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.

Уважение к женщине

Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине.

Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен встать с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжать свой путь.

Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия.

При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.

красота осетин

Личность женщины считается неприкосновенной:

  • за ее трудовые заслуги в семье;
  • из-за слабой природы;
  • по причине стесненного положения в обществе.

Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.

Почитание старших и обычаи предков

Согласно традициям осетинского народа, клятва у предков была священной. Кто нарушал клятву, карался жестокой смертью.

В семейном быту осетины проявляют глубокое уважение к пожилым. При появлении старика все встают, даже если старец низшего происхождения.

Младший брат всегда будет слушать старшего. Полковники, офицеры из осетин обязательно встанут и уступят место, если в дом зашел пожилой и простой пастух.

Жилище осетин

Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж - для жилья семейства.

Кровля у такого жилища была плоской и служила:

  • для сушки зерна;
  • в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
  • для валяния шерсти;
  • танцплощадкой во время праздников.

Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:

  • готовится пища;
  • осуществляется совместная трапеза;
  • хозяйки штопают и шьют;
  • изготавливают хозяйственную утварь.

дома осетин

Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.

По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.

Цепь над очагом

Одним прикосновением к ней освящались все события семьи. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь. По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг.

Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора.

Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считается смертельной обидой для хозяина.

Побратимство и дружба

В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным:

  • обмен оружием;
  • питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз;
  • клятва в священных местах.

Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.

мужчины Осетии

Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь:

Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке. Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся.

корова в хозяйстве Осетин

Помощь приходила в разном виде:

  • пироги;
  • зерно;
  • труд;
  • стройматериалы;
  • дрова.

Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.

Ног аз — Новый год

Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.

Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.

Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.

осетинские пиры

В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.

Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.

Одним из ираноязычных народов, живущих по разные стороны Кавказского хребта, являются осетины, потомки древних аланов, скифов и сарматов, скрывавшихся здесь от татаро-монгольских захватчиков. Пройдя сложный путь развития, республика Осетия сумела сохранить свою самобытность, родной язык и богатую культуру.

Осетины: история и культура, традиции и обычаи

История происхождения

Происхождение осетин

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Эту точку зрения о происхождении народа, которой придерживались многие исследователи, подтвердил русский этнограф Андрей Шегрен, собрав огромный языковой материал.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Чингисхан

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

У дигорцев был свой диалект, алагирцы, куртатинцы, тагаурцы объединялись под общим иронским говором.

Дигорцы

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Религия осетин

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Православие пришло сюда из Византии в V веке, а только через пять столетий оно было признано в качестве официальной религии страны. Мусульманство пришло в страну вместе с Золотой Ордой.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

Традиции осетин

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

Головной убор осетина

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

Черкеска

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Традиционная осетинская кухня, которая формировалась в кочевом образе жизни, довольно своеобразна. Основным блюдом является мясной цахтон, который варится в казане и заправляется острым сметанным соусом.

Шашлык

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки. Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Кухня осетин

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

По некоторым предположениям, грибок кефира получается при долгом настаивании молока козы в телячьем или верблюжьем желудке.

Читайте также: