Поделки народов ямала

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.

Задачи развития:

  • Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ханты, ненцы) родного края.
  • Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
  • Развитие творческого мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

Младший дошкольный возраст:

  • Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
  • Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.

Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Возраст детей – 4 - 7 лет.

Срок реализации проекта 3 года – 2007-2010гг.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (январь-май 2007г.)

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – основной (сентябрь 2007г. – январь 2010г.)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.

III этап – итоговый (февраль – апрель 2010)

Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов (ненцев, хантов).

- оформление национального уголка;

- подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.

- изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.

2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера.

  1. Система работы по расширению представлений детей о своей малой Родине – Пуровский район, г. Тарко – Сале.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.

По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.


Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.

Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Не мало важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов

Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.

Изучив культуру своих предков, историю своего народа, дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.

Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае.

Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

С детьми работают воспитатели:

Аминат Шамиловна Гафурова,

Учитель-логопед: Роза Джумаевна Змановская

Младший воспитатель: Елена Ивановна Ешану

Одно из приоритетных направлений в нашей работе с детьми – национально – региональный компонент.

Пуровский район – это край, в котором живут и работают люди разных национальностей.

Людям, живущим на Ямале необходимо с уважением относиться к коренным жителям, их быту, культуре.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • · Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.
  • · Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры людей коренной национальности.
  • · Расширить представления о флоре и фауне Пуровского района.
  • · Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине и уважительное отношение к коренным народам Севера.

Дети, которые появились на свет на этой земле, должны знать историю родного края и уважительно относиться к коренным жителям, к их быту, культуре, традициям.

Для реализации моего проекта необходимо было создать в группе предметно-развивающую среду.

Мы учитывали рекомендации педагога – психолога. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.

Районный центр Пуровского района – г. Тарко-Сале. С каждым годом хорошеет наш любимый город. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на чудесные фотографии в папке.

Коренные жители тундры верны традициям. Ненецкие женщины с давних времён занимаются бисероплетением, изготовлением национальной одежды.


Автор: Бадритдинова Гульназ Василовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ"
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Нухуко. Национальное искусство народов севера. Изготовление ямальского сувенира".
Раздел: дополнительное образование

Бадритдинова Гульназ Василовна

Мастер – класс

Тема: «Нухуко. Национальное искусство народов севера.

Цели мастер – класса:

Познакомить с национальным искусством, с обычаями и традициями ямальского

Научить изготавливать игрушку – сувенир, работать с материалами, бисером и

мехом при изготовлении игрушки - сувенира.

Развивать внимание, точность, творческие способности.

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного

населения, любовь к родному краю.

Инструменты и материалы:

ножницы, швейная игла для бисера;

нитки разного цвета в тон ткани;

кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, синего цветов;

Наглядные пособия:

карта поэтапного изготовления сувенира,

трафареты ненецких орнаментов;

элементы орнаментальной символики.

Ход мастер-класса:

1.Тема мастер – класса "«Нухуко. Национальное искусство народов севера.

Сегодня мы познакомимся с национальным искусством народов севера, с обычаями и

традициями народа и изготовим игрушку – сувенир Нухуко из бисера и меха.

Немного об истории и традициях коренного населения севера.

2. Историческая справка.

Игры и игрушки девочек

Основные понятия: кукла, кукольный гардероб и кукольное хозяйство

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.

У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см) с нашитыми на него

полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол-

женщин голова — клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. У них не должно быть

никаких черт человеческого тела. Это простой тряпичный сверток с птичьим клювом. С

древности считается, что человеческое изображение может одухотворить, очеловечить

куклу. Детям нельзя играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. Кукол же,

имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали

Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду. Материалы

— мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы — подбирались так, что дети видели в кукле

человека и могли играть с нею. Одежда кукол является копией мужской и женской одежды.

К полу одежды бывают пришиты маленькие пимы, а к голове-клюву кукол-женщин —

полоски сукна или ленточки, изображающие косы. Женская одежда часто украшается

узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребенка.

Мужская одежда тоже украшается полосками разноцветного сукна.

Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. Голова куклы делалась из

клювов, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Нуму и являются

чистыми, невинными. Сегодня куклам религиозного значения не придается. Их шьют

обычно сами девочки. Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки и т. п. Швейные

принадлежности хранят в красивых сумочках из меха.

В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений:

выделку оленьих шкур, шкур с ног (камыса), замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей

кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной

утвари и т. п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игруш кам.

Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и

Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит

из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, коло-

тушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков

для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет

обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.

Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится

женское уменье шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку.

Например, в сказках ханты говорится: "Богатырь гордится, если у него есть рукодельница-

дочь, держащая иглу в концах пальцев". Про вещь, искусно сшитую, говорят: "то ли иглой

Как вы уже знаете, из каждого региона России я всегда привожу что-то интересное. Из Якутии вот привозил бриллиант. На Ямале же добывают газ и нефть, в карман не положишь, в общем. Зато есть огромный выбор разнообразной и необычной еды, которую вот так не найти в наших широтах. В Салехарде я нашел три отличных места для подобного шоппинга.


Очень стильный магазинчик




Здесь огромный выбор консервов



В том числе и подарочной упаковке


Сухая рыба местного производства



Любопытный ассортимент колбасы: медведь, лось, кабан, гусь, глухарь.



Магазин "Ямальские олени" ул. Ленина, 2В находится рядом с предыдущим


Тут немного попроще


Можно прикупить колбасы из оленины



Рынок "Дары Ямала" ул. Чубынина, 34


Прямо на входе продают ягоду


Прилавков много, выбрать есть из чего




Есть также отдельчик с сувениркой и национальной одеждой, обувью



А что вы привозите из путешествий?

Еще записи по тегу "Россия"

Что такое зимник. Показываю, как выглядят и чем отличаются друг от друга

Страна у нас огромная, и большая территория находится в зоне, где строительство инфраструктуры осложнено природно-климатическими факторами. А…

В Нарьян-Мар скоро закроют единственный зимник из Харьяги и Усинска

Нашли самую восточную дорогу России, она еще и самая недоступная, и соединяет только два поселка

Во время автоэкспедиции на самую крайнюю точку Евразии - поселок Уэлен, мы доехали в село Лорино - крупнейшее национальное село на Чукотском…

Как Наташа обвалила рынок теплых гаражей в Якутске

Многие знают, что в Якутске холодно, ну прям очень холодно, а зимы длятся по полгода. Поэтому владельцам железных коней каждый год нужно думать, куда…

Жадность на зимнике сгубила. История о том, как мужик повез пиво и потерял грузовик

Я уже много раз рассказывал истории о том, как на зимниках теряют технику, вот вам еще одна - о том, как мужик повез пиво по зимнику и лишился…

В Красноярске открыли новую смотровую и сразу же закрыли. Она развалилась за 2 месяца

Здорово, когда в городах открываются новые современные общественные пространства. Качество общественного пространства и их количество характеризует…

Что происходит с грузовиками, брошенными на зимниках, если их вовремя не забирают

"По весне заберут" - так очень часто мне писали в комментариях, когда я рассказывал о технике, оставленной на зимниках. Год назад я писал…

Как сейчас выглядит и работает судостроительный завод в Благовещенске, основанный до Революции

Друг из Якутии рассказал, как они заготавливают мясо на зиму

В Якутии есть много необычного для жителей центральной части России. В этот раз речь пойдет о заготовке мяса на зиму. Источник:…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 30 жетонов
  • Социальный капитал 1 642
  • В друзьях у 1 928
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 30 жетонов

Индия - это страна, которая никого не оставит равнодушным. Для меня она пока стала единственной, где мне захотелось развернутся и улететь отсюда в первые 15 минут пребывания. Подобное ощущение не покидало меня и все время путешествия - все 3 недели. 10 причин, из-за которых я возненавидел Индию:…

У ямальских кочевников существуют свои традиции, которые они бережно хранят на протяжении веков.

Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.

Ямальская кочевница с ребенком.

Ненцы - представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

Ямальский опыт в развитии оленеводства высоко оценили на всероссийском уровне.

При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.

Ямальская делегация примет участие в сессии ОНН.

За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это - исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

Ямальские оленеводы круглосуточно защищают новорожденных оленят.

Раньше костер в чуме разжигали прямо на земле или даже на снегу. В 20-х годах появились печки-буржуйки. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Женщины часто являются и собственниками чумов, его они также могут получить в приданое от своих родителей.

Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

Быт семейства оленеводов

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство

В самой маленькой деревне Ямала - Ханты-Мужи проживает всего 2 человека.

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Читайте также: