Поделки национальные кабардинские

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024


Не забывая свои обычаи, как в быту, так и в стиле одежды, нынешняя молодёжь бережет память, уважение и почитание к национальному костюму.



Кавказский национальный костюм от Мадины Хацуковой

Мадина Алисаговна Хацукова (1967 г. р.) окончила в 1989 году химико-биологический факультет КБГУ, более того - пошла в профессии дальше, .



Занятие для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, историей, национальными костюмами Кабардино-Балкарии.

Содержимое разработки

Конспект открытого занятия в старшей группе

Задачи приоритетной образовательной области:

Художественно-эстетическое: развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать силуэты изделий элементами народных орнаментов.

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие: Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани.

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развитие любознательности, интересов детей, формирование интереса к культуре России и народов Кабардино-Балкарии, знакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров.

Художественно-эстетическое: восприятие музыки

Речевое: обогащение активного словаря

Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Физическое: овладение игровым упражнением с правилами, развитие мелкой моторики.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу

Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов, виды декоративно-прикладного искусства на слайдах, запись национальных мелодий, ТСО.

Оборудование для детей: силуэты нарукавников, образцы орнамента, гуашь, кисточки

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

(Тихо звучит национальная музыка)

Эльбрус и реки быстрые,

С волшебной облепихой

И с тучными отарами

Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей): В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.

Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей любимой республике Кабардино-Балкария.

Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?

Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские.

Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария.

А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Мы живем в стране - Россия.

Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим национальным костюмом.

Кабардинский национальный костюм имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.

Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим, в каких одеждах они ходили.

С давних времён наш народ славится традициями, обычаями, красивой одеждой, народной мудростью, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

Ребята! У нас есть волшебный ключ, он поможет нам, если вы вспомните народные кабардинские пословицы.

1 реб: Нэмыс здэщымы1э, насып щы1экъым.

2 реб: Уи псалъэ гъэ1эси, уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб: Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб: Лэжьыгъэм уегъэлъап1э, щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб: Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6.реб: 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7.реб: Ф1ы пщ1амэ, ф1ы къыпок1уэ.

8.реб: Улажьэмэ лыжь пшхынщ, умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Молодцы, вы хорошо знаете народные пословицы, а вот и волшебный ключ, теперь он точно откроет нам двери.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку, и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами, а так же висят национальные костюмы (женские и мужские). В помещении находится девушка в национальном костюме, сидит и вышивает национальную шапку.

Воспитатель: Ребята! Ой, посмотрите, это же - Сатаней.

- Из какой сказки она к нам пришла?

(из кабардинской сказки.)

-Как называется сказка? ( Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте, Сатаней!

Воспитатель - Сегодня вы узнаете много нового о национальном костюме. Раньше, в давние времена, народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд№1) И у каждого народа был свой костюм, который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка), (Слайд№2)

Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3) Дети, вы знаете, как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

Воспитатель: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

Воспитатель: Сатаней, думаю, что наши дети знают, из чего состоит женский костюм.

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса.

Воспитатель: Правильно, дети, молодцы!

Воспитатель: Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?

Воспитатель - Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом -ветки яблони , рога барана, следы животных, трилистник и т.д.).

В: Они так вышивали, потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Дети: Форму цилиндра.

Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

А еще важным элементом являются нарукавные подвески. А вы знаете, когда надевают нарукавные подвески?

Дети: Их надевают в праздничные, торжественные дни, ещё во время свадеб.

Воспитатель: Я вам расскажу, почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешали смотреть на руку девушки, и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником, и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили, из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Сатаней: ребята, здесь у меня в мастерской эскизы, но работу я не успела закончить. Надо украсить нарукавники национальными узорами. Поможете мне?

Воспитатель. – Для того, чтобы работа получилась красивой, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя

Вверх большие пальцы.

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.

Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.

Кулачки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

А сейчас мы разделимся на две группы. Те, у кого красные бейджики, работают за этим столом, а у кого зеленые бейджики, вот здесь.

- Нам нужно украсить нарукавники, а для этого нужно выбрать национальный орнамент, нанести клей и приклеить, чтобы нарукавник стал нарядным.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Воспитатель - прикрепляет нарукавники к костюму.

Сатаней.- Ну вот, теперь наш национальный костюм стал нарядным, спасибо вам большое.

Воспитатель: сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали, из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.

Воспитатель: Наша национальная одежда - это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения.

В огромной России есть великолепный живописный уголок, называемый Кабардино-Балкарией. Каждый турист, приезжающий туда, отмечает необычайную вежливость и радушие местных жителей. И если сейчас в мире остро стоит вопрос сохранения культурного наследия разных народов, то обычаи своих предков кабардинцы не забыли и свято чтут их.

Какие же существовали и существуют поныне традиции и обычаи кабардинцев?

Семейный уклад


Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.

Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.

Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.

Гостеприимство


Обязательным атрибутом любого дома кабардинцев является традиционное гостеприимство, обеспечивающее каждому человеку, переступившему порог, абсолютную защиту. Даже кровный враг мог рассчитывать на соответствующие почести. Принять гостя в любое время, накормить его и устроить в доме – святая обязанность кабардинца. За нарушение традиций гостеприимства, за оскорбление гостя предусматривались серьезные штрафы.

В доме кабардинца гость находится в полной безопасности. Для него на стол ставятся лучшие блюда, и отводится лучшая комната – кунацкая. Гость обычно ест в одиночестве, хозяин может присоединиться к нему лишь после убедительных уговоров. Если же они равны по положению и возрасту, то тогда к трапезе приступают вместе.

По обычаю ни хозяйка дома, ни дети не садятся за один стол с гостем и мужчинами. Но при этом они находятся поблизости, ведь их помощь всегда может понадобиться. Если в городах эту традицию почти забыли, то в сельской местности ее неизменно соблюдают.

Свадьба


Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Рождение ребенка


Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

Аталычество

Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.

По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.

Интересные обычаи и приметы


Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.


Хворост у нас готовят на каждое крупное застолье. В этом процессе участвует несколько женщин. Одна месит тесто, вторая раскатывает, третья жарит. Обычно его готовят очень много, я напишу количество ингредиентов примерно на 5 шт. Получается красиво и очень вкусно, особенно его любят дети.

фотоотчеты к рецепту 0

Пошаговый рецепт

Яйца смешиваем с водкой, добавляем сахар, соль и муку. Замешиваем тесто как на пельмени. Делим на 5 частей.

Каждый кусочек теста раскатываем в длину, чтобы получилась полоска примерно 8 см в ширину и 50, 60 см в длину. С одной стороны надрезаем фигурно, как чебуреки.

Разогреваем масло в сотейнике (узком и глубоком). Берем деревянную лопатку, оборачиваем один виток теста и окунаем в горячее масло и так накручиваем его по всей длине, чтобы получился завиток как роза. (К сожалению не могу добавить фото, как жарить, не кому было меня фотографировать. В одной руке была лопатка, в другой тесто.) Таким образом все остальные полоски.

Читайте также: