Поделки мейсенского фарфора

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Те, кто когда-нибудь видел и держал в руках оригинальные изделия первой немецкой фарфоровой мануфактуры Мейсен (Meissen) - знают, из какого нежного, белоснежного и утонченного порцелана они выполнены. По качеству рисунка и украшениям, созданным вручную и с особой филигранностью, понимаешь, что эти фарфоровые изделия относятся к произведениям искусства. Как и любое произведение, качественный мейсенский фарфор, конечно же, имеет свою цену.

Предлагаю прогуляться по Майсену и шикарному музею фарфора. Кроме того, узнать о том, насколько дорог мейсенский фарфор, как появился главный отличительный знак, имеет ли отношение лук к особому "луковичному" декору, а также познакомиться с основными этапами производства премиального фарфора.

Невероятно, но факт: Мейсен - одна из старейших торговых марок (если не самая старая). Ей уже более 300 лет.

Начало марки было заложено в Саксонии в 1710 году после открытия секрета изготовления твердого фарфора алхимиком Бёттгером и ученым Вальтер фон Чирнхаузом. До этого ценный фарфор в Европу завозился из Азии.

Так выглядит логотип и клеймо Мейсенской мануфактуры - два синих перекрещенных меча.

Основатели мануфактуры придумали его, воодущивившись имперскими обозначениями на китайском форфоре и изображением скрещенных мечей на саксонском гербе, появившемся еще в 15 веке. С течением времени он подвергался некоторым незначительным изменениям, но по своей сути до сегодняшнего дня остался неизменным.

Фарфор, как предмет роскоши, стоил дорого. Впрочем, премиальные качественные изделия и сейчас недешевы.

380 евро за миниатюрный столовый предмет с розой. Или украшение стола за 100 евро.

138 евро за одну расписную кружку в стиле "Луковичного декора".

Фарфор с глазурной синей росписью появился еще в 15 веке в Китае. На Мейсенской мануфактуре долго осваивали прием и подбирали идеальный цвет, который должен был подчеркнуть белоснежный фарфор.

С 1717 такой прием был освоен. Было обнаружено, что кобальт в сочетании с кислородом при обжиге даёт идеальный синий цвет. Сама краска на основе кобальта наносилась под глазурь и во время обжига из тёмно-зеленого становилась ярко-синей.

Сам мотив, изображающий экзотические фрукты, персики, гранаты, лимон, бамбуковые палочки, лотос и листья, был придуман Иоганном Давидом Кретшмаром (Johann David Kretschmar) в 1729 году.

Лук к самому стили не имеет никакого отношения. Просто, не зная, как назвать мотив, его в шутку назвали луковым. Так название и осталось - Луковичный декор.

Легендарный мейсенский фарфор

Сегодня на официальном сайте Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть новые имена дизайнеров и современные модели, которые сложно назвать классикой в чистом виде. Старейшее предприятие Европы идёт в ногу со временем, оставаясь образцом высокого стиля и непревзойдённого качества исполнения. При этом оно всегда на шаг впереди, определяя моду в такой сложной и утончённой сфере, как индустрия фарфора.

Историческая справка

Сервиз 18 века из мейсенского фарфора

С момента основания и до 1863 года, мануфактура располагалась в резиденции курфюста – крепости Альбрехтсбург. На ней в строжайшей секретности работало всего несколько человек. Совершенствование рецепта фарфоровой массы продолжалось ещё несколько лет. Параллельно Бёттгер работал над созданием глазурей и пигментов для росписи. В первых образцах сырьевой массы отсутствовал полевой шпат, обладавший свойствами природного пластификатора. Поэтому изделия обжигались относительно быстро, без плавного повышения температуры, что приводило к большому проценту брака.

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор

Расцвет

Путём многочисленных проб и ошибок была выведена формула фарфоровой массы с полевым шпатом и созданы уникальные надглазурные эмали, рецепт которых до сих держится в секрете. Несмотря на жёсткие меры предосторожности, Мейсен недолго сохранял монополию на керамическом рынке. В 1717 году арканист Самуэль Штёльцель сбежал из-под охраны и направился в Вену, где при его содействии была основана королевская мануфактура Аугартен – главный конкурент саксонского фарфорового пионера. Затем и в Германии стали одна за другой открываться фабрики тонкостенной керамики, однако они лишь копировали нововведения Мейсена. Это позволило ему оставаться лидером индустрии и диктовать не только художественную, но и ценовую политику.

Мейсенский фарфор

Второй расцвет производства приходится на 1774 – 1814 годы, когда фабрика находилась под руководством саксонского министра – графа Камилло Марколини, отвечавшего за развитие культуры и искусства. По его приглашению, на мануфактуре работали французский скульптор Мишель Виктор Асье и местный талантливый модельмейстер – Иоганн Карл Шенхайт. Их фарфоровые миниатюры в классическом стиле отличались филигранной проработкой деталей. Это как раз тот мейсенский фарфор, который так любят и ценят современные коллекционеры антиквариата.

Мейсенский фарфор

Тогда же появились копии скульптур из Дрезденской коллекции в бисквитном фарфоре. Они заменили мраморные украшения для кабинетов и библиотек, открыв новую страницу в истории Мейсена. К периоду Марколини относится и возрождение некоторых барочных форм из запасов саксонской фабрики, а также лимитированные серии в подражание Севру и Веджвуду.

Фарфор Мейсена подделывали практически с первых дней производства. Чтобы защитить оригинальную продукцию, было разработано клеймо, наносившееся кобальтовой подглазурной краской. Недолгое время использовалась следующая маркировка:

  • AR – королевская монограмма Альберта Саксонского;
  • KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) в 1723 — 1725 годах;
  • MPM (Meissener Porzellan-Manufaktur);
  • KPF («Königliche Porzellan-Fabrik).

В 1720 году был впервые использован знаменитый логотип в виде скрещенных мечей (или шпаг), которые позаимствовали с фамильного герба саксонского курфюста. Их добавили, когда Август для вступления на трон принял католицизм. После 1731 года скрещенные мечи стали официальным клеймом Мейсена. Некоторые изменения в дизайне логотипа позволяют точно датировать антикварные изделия.

Мейсенский фарфор - клеймо

До середины XVIII века маркировку не считали чем-то важным и наносили небрежно, одним движением руки. Однако с 1763 года, когда в дополнение к мечам появилась точка в нижней части между крестовинами, прорисовка стала более тщательной. С 1948 года Мейсен ставит клеймо на отдавленные в тесте годовые знаки.

Внимание, подделка

Мейсенский фарфор - подделка

Мейсенский фарфор производится уже более триста лет и практически столько же представляет интерес для коллекционеров. Фарфоровые изделия этого бренда выставлены в самых известных музеях мира, их часто можно встретить на частных аукционах. Изящным фарфором любуются, восхищаются и, если есть возможность, покупают. Какие секреты производства таит он в себе и за что его так любят?

Фарфоровый путь

Замок Альбрехтсбург

У реки Эльба, окруженный живописными холмами, комфортно располагается немецкий город Мейсен, которому уже более 1000 лет. Здесь в XV веке был построен замок Альбрехтсбург, пустовавший практически целых два столетия.

С приходом на престол короля Саксонии, Августа Сильного, замок реконструируется. Пробиваются дворцовые потолки для отверстий вывода печных труб, ставятся печи, в залах устанавливаются деревянные перегородки. На целых полтора столетия замок становится царством ящиков, кадок, инструмента и всего прочего, что необходимо для изготовления фарфора. И вскоре, а именно в 1710 году, совершается эпохальное событие – изобретается европейский фарфор, рецептура которого до сих пор держится в строжайшей тайне.

Причин появления мейсенского фарфора, как утверждают историки, две. Одна из них — амбициозность Августа Сильного. Король Саксонии был недоволен, что находясь в таком удачном месте на берегу Эльбы, где проходил основной торговый путь, замок Альбрехтсбург никак не использовался в экономических целях. И вторая причина — дороговизна и популярность китайского фарфора в то время была невероятно высока. Королевской особе хотелось красоты и роскоши, но собственной и более дешевой.

Основной компонент, необходимый для производства фарфора, был обнаружен в пригороде Мейсена. В маленькой шахте, расположенной в этом местечке, специально для мейсенской мануфактуры с 1764 года по настоящее время добывается каолин. Это глина, которая имеет чистейший белый цвет, прозрачная и огнеупорная, в процессе работы обеспечивает хорошую пластику. Одним словом, обладает всеми свойствами настоящего, фарфорового материала.

Но до сих пор неясен сам состав смеси. Что именно происходит с каолином, полевым шпатом и кварцем в самом производстве? В каких пропорциях смешиваются ингредиенты, в каких условиях хранятся? По-прежнему этот процесс остается тайной мейсенской мануфактуры за семью печатями.

Процесс производства

роспись мейсен

В основе мейсенских шедевров лежат различные фарфоровые смеси. Это позволяет создавать широкий ассортимент продукции, от миниатюрных статуэток до крупногабаритных изделий, от декоративных ваз до повседневных столовых и чайных сервизов.

Создание посуды и столовых аксессуаров

производство саксонового фарфора

В процессе создания мейсенского фарфора задействована работа гончаров, которые, как и в старину, гончарный круг приводят в действие с помощью ноги. Мокрыми ладонями мастер крепко обхватывает вращающуюся заготовку и разглаживает поверхность до получения однородной консистенции, что позволяет дальше вручную изменять форму готовящегося изделия.

Следующий шаг — заготовку помещают во вращающуюся гипсовую форму (матрицу). С помощью губки гончар надавливает на мягкие стенки внутри заготовки, что бы перенести на неё весь декоративный рельеф и структуру матрицы. Такой метод используется для создания глубоких предметов (чашки, пиалы, кувшины, чайники, вазы и другое) и включает в себя применение полых заготовок форм.

Примерно через 30 минут изделие снимается с гипсовой матрицы. Что бы сохранить контуры и не повредить рельеф на внешней поверхности предмета форма поделена на несколько сегментов, которые легко снимаются. Для матрицы используют гипс, который впитывает часть влаги, тем самым повышая коэффициент прочности и надежности будущего изделия. Разумеется, все филигранные, рельефные рисунки в виде лепестков, бутонов и распустившихся цветов создаются вручную.

Для плоской посуды, вроде тарелок и блюд, существует другая техника производства. Отрезается глиняный пласт нужного размера и помещается поверх формы. Что бы задать изделию внешние контуры используют вторую форму сверху, которая так же отвечает за толщину стенок. Затем на обратной стороне предмета выбивается номер партии, содержащий год производства и номер формы.

Особое внимание заслуживает изготовление ручек для чашек, чайников, супниц и прочее. Детали для мелких предметов отливают в форме, в то время как ручки для крупных изделий, таких, как кувшины и чайники, вылепливают. Затем ручки приклеивают с помощью жидкого раствора, который называется шликер. Начинается финальная обработка, включающая в себя удаление всех швов и следов от стыков. Делается это только вручную с помощью мокрых губок и кисточек.

Хранилище гипсовых форм считаются святая святых для здешних мастеров. На мануфактуре хранятся формы для 45 000 изделий. Из них 20 000 для столовой посуды и аксессуаров, и 25 000 для миниатюрных статуэток. Интересно, что в отдельных случаях количество частей форм для создания одной статуэтки или композиции может достигать до 100 элементов.

Создание статуэток Мейсен

немецкие скульптуры

Так как статуэтку невозможно отлить в одной форме, её элементы производятся по отдельности с использованием различных матриц. Фарфоровая смесь заливается в гипсовые формы, которые затем спрессовываются.

Примерно через тридцать минут деталь статуэтки извлекается и подвергается следующему этапу производства — теснению. Работа мастера по теснению включает в себя проработку трехмерных деталей, заглаживание швов, а также ручное нанесение на поверхность художественного рельефного рисунка. Следующим шагом является склеивание всех частей с помощью шликера в единую фарфоровую фигуру.

Формы (матрицы) в процессе работы постоянно изнашиваются, поэтому их регулярно обновляют. Для производства, как столовых предметов, так и декоративных изделий, в качестве материала используется гипс и каолин. Процесс изготовления гипсовых матриц наиболее трудоемок, так как рельеф каждой формы корректируется вручную.

Помимо нанесения рельефного рисунка последующее моделирование собранной статуэтки включает добавление мельчайших деталей, вылепленных руками. Для соблюдения исторической аутентичности при создании фарфоровой фигурки всегда учитываются её функциональные и эстетические особенности. Для этого мастер обязательно использует модель.

После просушивания изделия на воздухе, которое может длиться неделями, его подвергаю первому или бисквитному обжигу при 900 °C в газовых печах, в результате чего изделие теряет 16% своего объема. После первого обжига и нанесения росписи фарфор погружают в жидкую глазурь, отчего весь рисунок маскируется белым слоем. Фарфоровые статуэтки, имеющие много деталей, покрываются глазурью из распылителя.

Используемые краски должны выдерживать последующий обжиг в 1400 °C, который может длиться до 36 часов. При этом глазурь становится полностью прозрачной и проступает четкий рисунок. Еще недавно тусклые цвета превращаются в ярко-сочную гамму. Более того, прозрачная глазурь защищает роспись от повреждений, придавая ей дополнительную прочность. Считается, что фарфоровые статуэтки Мейсен служат прекрасным дополнение к сервировке стола и являются большим искушением для коллекционеров.

мейсенские вазы

Действительно, ключ принято считать для человечества символом открытий, обретения свободы и новых знаний.

Фарфор Мейсен всегда эксклюзивен, часто лимитирован, конечно, обворожительно красив и достоверен, благодаря своему материалу, формам и росписи. Даже в настоящее время на мануфактуре ручная работа остается по-прежнему единственным способом производства фарфоровых изделий, всякий раз гарантируя создание уникального шедевра.

Секрет красок фарфоровой мануфактуры

немецкий фарфор Мейсен

Из самых уважаемых традиций Мейсена является приготовление красок для надглазурных росписей и орнаментов. Этот процесс происходит в собственной лаборатории по рецепту средневековых формул.

Изобретение большинства красок для надглазурной росписи принадлежит специалисту в этой области Иоганну Грегору Хёрольду, главному художнику фабрики с 1725 по 1765 год. Он открыл дорогу новой палитре ярких цветов, таких как огненно-красный, желтый, фиолетовый, изумрудный, багровый, бирюзовый и зеленый с желтоватым оттенком. Кстати, любимой темой росписи у художника были нежные хризантемы, колоритные астры, сочные пионы, а так же экзотические драконы, птицы и львы.

Когда в рисунок привлекают золото, то по окончанию процесса такие орнаменты имеют матовую поверхность. Что бы роспись засверкала, её полируют камнем агатом. Это единственный способ придать драгоценному металлу сияющий блеск.

В чем ценность луковичного рисунка?

луковичный рисунок

Мейсенский фарфор, прежде всего, ассоциируется с широко известным луковичным узором кобальтового (синего) цвета, гармонично украшающим столовые сервизы и по сей день. Прошло уже более 250 лет с момента создания в Мейсене луковичного узора, но он до сих пор популярен.

Поскольку луковичный узор имеет свой размер для конкретного предмета, художники пользуются отметками, своего рода трафаретами. С помощью алюминиевого пера или угольного порошка ставятся отметины, что позволяет никогда не искажать геометрию рисунка. Хотя замечено, стандартный трафарет для нанесения рисунка в каждом расписанном изделии все-равно отражает индивидуальную манеру художника, что, несомненно, является большой ценностью.

Орнамент из зеленых виноградных гроздей, известный, как виноградный узор, создан в похожей манере и расписывается так же.

Техника росписи с применением кобальтовой краски, смешанной с водой и красящим веществом, требует предельной точности. Из-за мгновенного проникновения краски в обожженную, но все еще пористую глину, исправление дефектов становится невозможным. Поэтому эту работу выполняют высокопрофессиональные мастера.

Виды мотивов

Существует много видов надглазурной росписи. На создание старейших мейсенских узоров художников, прежде всего, вдохновляли традиции и культура разных народов. И это касается восточных, цветочных, охотничьих, военных мотивов.

Восточные мотивы

азиатский мотив

Индийский орнамент был первый из многочисленных узоров мануфактуры и до сих пор является стилизованным двухмерным рисунком. Для нанесения изображения на фарфор мастер использует стальное перо. Благодаря искусной технике декорирования цветы, листья, люди и мифологические существа обретают форму и точность. Для достижения максимальной исторической достоверности художники используют многочисленные шаблоны, бережно хранящиеся на фабрике с прошлых веков.

Цветочные и растительные мотивы

Цветочный мотив

В европейском дизайне на протяжении 300 лет безраздельно господствовал цветочный орнамент. Наиболее популярными в декорировании были розы и цветы россыпью. В их основе лежали гравюры из меди с растительными мотивами. Большинство из них брались из королевской библиотеки. Это служило идеей для художников и позволяло создавать уже свои шедевры.

Мейсенская цветочная роспись, это стилизованный перенос на фарфор хорошо известных цветов. Вся хрупкость, объемность и нежность передается оттенками многообразной цветовой гаммы, доводя изображение до совершенства.

Сначала художник делает на фарфоре набросок рисунка, намечает контуры и распределяет листья или лепестки. Затем следует раскрашивание различных элементов. Особое внимание уделяется тщательной прорисовке листьев, цветов и даже тычинок. Лепесткам придается объемность, а значит и подлинность. Роза, которая считается классическим мотивом рисунка, часто расписывается желтыми и бардовыми красками.

Иногда надглазурная роспись дополняется декорацией в виде позолоты, обрамляющей края и ручки предметов. Для этого используется жидкое золото и золотая пудра. Содержание настоящего драгоценного металла в них доходит до 90%.

Охота и военная тематика

охотничий мотив

В 1740-х годах появлялись не только цветочные орнаменты, но фрагменты событий: сцены с охоты; военная тематика; элегантные эпизоды придворной жизни. Что касается изображения животных и птиц, то на мейсенском фарфоре они всегда выглядят исключительно душевно и правдоподобно.

Мотивы, изображающие охоту, особенно ценятся у коллекционеров. Изначально за их основу были взяты медные гравюры И. Э. Ридингера. Долгие годы они использовались художниками и служили неким ориентиром для создания собственных шедевров. Военные сцены по произведениям Г.Ф. Ругендасу, Ф. Вауэрману и Я. ван Гьютенбургу на сегодняшний день являются большой ценностью и несут в себе заряд подлинного творческого искусства.

В настоящее время все орнаменты на мануфактуре разделены по темам и авторам.

Работа с гравюрами

В основе многих рисунков лежат работы французских и голландских художников. Пожалуй, самый эталонный пример, это произведения известного живописца и художника, крупнейшего мастера стиля рококо – Антуана Ватто (1684 – 1721). Внушительные коллекции старинных медных гравюр и по сей день вдохновляют современных художников для творчества. С них мастера заимствуют детали, необходимые для воплощения собственных идей в композиции.

Пожалуй, самой популярной, взятой с гравюр Ватто, становится влюбленная пара в воображаемом пейзаже. Художник решает сам, как объединить природу и отдельные архитектурные элементы в цельную композицию.

мотив 1001 ночь

мотив лебединый

Клейма фарфора Мейсен

С 1722 года знаменитые скрещенные синие мечи наносятся на каждое изделие вручную с использованием техники подглазурной росписи. Скрещенные мечи являются элементом герба Саксонии и, вероятно, идея рисунка была взята именно отсюда.

Стоит отметить, что все неудачные изделия, которые имели повреждения корпуса или декорирования, маркировались особой отметкой – мечи перечеркивались линией. От тяжести повреждения зависело и количество перечеркнутых линий — более бракованный предмет имел большее количество перечеркнутых линий. Такие предметы вызывают повышенный интерес у коллекционеров, так как подлинность фарфора Мейсен в этих изделиях не вызывает сомнений.

Фарфор сегодня

Из биографии дизайнера: С. Вакс родилась в 1960 году, училась в Высшей школе искусства и дизайна в Галле у Хайнца Вернера. С 1985 по 2011 год работала на Мейсенской мануфактуре, создавая многочисленные фарфоровые проекты.

дизайн играющие волны

Хочется отметить работы дизайнера Олафа Фибера, который черпает идеи для своего творчества из повседневной жизни. Его самобытное чувство и объемность в скульптуре придает мейсенскому фарфору новые эстетические качества.

Традиции и официальный сайт фарфора Мейсен

Фабрика имеет собственную художественную школу, учрежденную еще в 1764 году. Несмотря на колоссальный опыт и практику фабрика по-прежнему открыта для новых идей. В её мастерских постоянно проводятся теоретические и практические тренинги. Особое внимание уделяется умению рисовать и писать с натуры.

Ученики практикуются в рисовании пейзажей и их деталей — цветов, растений, фруктов, птиц, животных. И, конечно же, человека. Требования к стажерам крайне высоки, однако к работникам фабрики они гораздо выше.

Документальный 40-минутный фильм о производстве фарфора Мейсен:

Мейсенский фарфор производится уже более триста лет и практически столько же представляет интерес для коллекционеров. Фарфоровые изделия этого бренда выставлены в самых известных музеях мира, их часто можно встретить на частных аукционах. Изящным фарфором любуются, восхищаются и, если есть возможность, покупают. Какие секреты производства таит он в себе и за что его так любят?

Фарфоровый путь

Замок Альбрехтсбург

У реки Эльба, окруженный живописными холмами, комфортно располагается немецкий город Мейсен, которому уже более 1000 лет. Здесь в XV веке был построен замок Альбрехтсбург, пустовавший практически целых два столетия.

С приходом на престол короля Саксонии, Августа Сильного, замок реконструируется. Пробиваются дворцовые потолки для отверстий вывода печных труб, ставятся печи, в залах устанавливаются деревянные перегородки. На целых полтора столетия замок становится царством ящиков, кадок, инструмента и всего прочего, что необходимо для изготовления фарфора. И вскоре, а именно в 1710 году, совершается эпохальное событие – изобретается европейский фарфор, рецептура которого до сих пор держится в строжайшей тайне.

Причин появления мейсенского фарфора, как утверждают историки, две. Одна из них — амбициозность Августа Сильного. Король Саксонии был недоволен, что находясь в таком удачном месте на берегу Эльбы, где проходил основной торговый путь, замок Альбрехтсбург никак не использовался в экономических целях. И вторая причина — дороговизна и популярность китайского фарфора в то время была невероятно высока. Королевской особе хотелось красоты и роскоши, но собственной и более дешевой.

Основной компонент, необходимый для производства фарфора, был обнаружен в пригороде Мейсена. В маленькой шахте, расположенной в этом местечке, специально для мейсенской мануфактуры с 1764 года по настоящее время добывается каолин. Это глина, которая имеет чистейший белый цвет, прозрачная и огнеупорная, в процессе работы обеспечивает хорошую пластику. Одним словом, обладает всеми свойствами настоящего, фарфорового материала.

Но до сих пор неясен сам состав смеси. Что именно происходит с каолином, полевым шпатом и кварцем в самом производстве? В каких пропорциях смешиваются ингредиенты, в каких условиях хранятся? По-прежнему этот процесс остается тайной мейсенской мануфактуры за семью печатями.

Процесс производства

роспись мейсен

В основе мейсенских шедевров лежат различные фарфоровые смеси. Это позволяет создавать широкий ассортимент продукции, от миниатюрных статуэток до крупногабаритных изделий, от декоративных ваз до повседневных столовых и чайных сервизов.

Создание посуды и столовых аксессуаров

производство саксонового фарфора

В процессе создания мейсенского фарфора задействована работа гончаров, которые, как и в старину, гончарный круг приводят в действие с помощью ноги. Мокрыми ладонями мастер крепко обхватывает вращающуюся заготовку и разглаживает поверхность до получения однородной консистенции, что позволяет дальше вручную изменять форму готовящегося изделия.

Следующий шаг — заготовку помещают во вращающуюся гипсовую форму (матрицу). С помощью губки гончар надавливает на мягкие стенки внутри заготовки, что бы перенести на неё весь декоративный рельеф и структуру матрицы. Такой метод используется для создания глубоких предметов (чашки, пиалы, кувшины, чайники, вазы и другое) и включает в себя применение полых заготовок форм.

Примерно через 30 минут изделие снимается с гипсовой матрицы. Что бы сохранить контуры и не повредить рельеф на внешней поверхности предмета форма поделена на несколько сегментов, которые легко снимаются. Для матрицы используют гипс, который впитывает часть влаги, тем самым повышая коэффициент прочности и надежности будущего изделия. Разумеется, все филигранные, рельефные рисунки в виде лепестков, бутонов и распустившихся цветов создаются вручную.

Для плоской посуды, вроде тарелок и блюд, существует другая техника производства. Отрезается глиняный пласт нужного размера и помещается поверх формы. Что бы задать изделию внешние контуры используют вторую форму сверху, которая так же отвечает за толщину стенок. Затем на обратной стороне предмета выбивается номер партии, содержащий год производства и номер формы.

Особое внимание заслуживает изготовление ручек для чашек, чайников, супниц и прочее. Детали для мелких предметов отливают в форме, в то время как ручки для крупных изделий, таких, как кувшины и чайники, вылепливают. Затем ручки приклеивают с помощью жидкого раствора, который называется шликер. Начинается финальная обработка, включающая в себя удаление всех швов и следов от стыков. Делается это только вручную с помощью мокрых губок и кисточек.

Хранилище гипсовых форм считаются святая святых для здешних мастеров. На мануфактуре хранятся формы для 45 000 изделий. Из них 20 000 для столовой посуды и аксессуаров, и 25 000 для миниатюрных статуэток. Интересно, что в отдельных случаях количество частей форм для создания одной статуэтки или композиции может достигать до 100 элементов.

Создание статуэток Мейсен

немецкие скульптуры

Так как статуэтку невозможно отлить в одной форме, её элементы производятся по отдельности с использованием различных матриц. Фарфоровая смесь заливается в гипсовые формы, которые затем спрессовываются.

Примерно через тридцать минут деталь статуэтки извлекается и подвергается следующему этапу производства — теснению. Работа мастера по теснению включает в себя проработку трехмерных деталей, заглаживание швов, а также ручное нанесение на поверхность художественного рельефного рисунка. Следующим шагом является склеивание всех частей с помощью шликера в единую фарфоровую фигуру.

Формы (матрицы) в процессе работы постоянно изнашиваются, поэтому их регулярно обновляют. Для производства, как столовых предметов, так и декоративных изделий, в качестве материала используется гипс и каолин. Процесс изготовления гипсовых матриц наиболее трудоемок, так как рельеф каждой формы корректируется вручную.

Помимо нанесения рельефного рисунка последующее моделирование собранной статуэтки включает добавление мельчайших деталей, вылепленных руками. Для соблюдения исторической аутентичности при создании фарфоровой фигурки всегда учитываются её функциональные и эстетические особенности. Для этого мастер обязательно использует модель.

После просушивания изделия на воздухе, которое может длиться неделями, его подвергаю первому или бисквитному обжигу при 900 °C в газовых печах, в результате чего изделие теряет 16% своего объема. После первого обжига и нанесения росписи фарфор погружают в жидкую глазурь, отчего весь рисунок маскируется белым слоем. Фарфоровые статуэтки, имеющие много деталей, покрываются глазурью из распылителя.

Используемые краски должны выдерживать последующий обжиг в 1400 °C, который может длиться до 36 часов. При этом глазурь становится полностью прозрачной и проступает четкий рисунок. Еще недавно тусклые цвета превращаются в ярко-сочную гамму. Более того, прозрачная глазурь защищает роспись от повреждений, придавая ей дополнительную прочность. Считается, что фарфоровые статуэтки Мейсен служат прекрасным дополнение к сервировке стола и являются большим искушением для коллекционеров.

мейсенские вазы

Действительно, ключ принято считать для человечества символом открытий, обретения свободы и новых знаний.

Фарфор Мейсен всегда эксклюзивен, часто лимитирован, конечно, обворожительно красив и достоверен, благодаря своему материалу, формам и росписи. Даже в настоящее время на мануфактуре ручная работа остается по-прежнему единственным способом производства фарфоровых изделий, всякий раз гарантируя создание уникального шедевра.

Секрет красок фарфоровой мануфактуры

немецкий фарфор Мейсен

Из самых уважаемых традиций Мейсена является приготовление красок для надглазурных росписей и орнаментов. Этот процесс происходит в собственной лаборатории по рецепту средневековых формул.

Изобретение большинства красок для надглазурной росписи принадлежит специалисту в этой области Иоганну Грегору Хёрольду, главному художнику фабрики с 1725 по 1765 год. Он открыл дорогу новой палитре ярких цветов, таких как огненно-красный, желтый, фиолетовый, изумрудный, багровый, бирюзовый и зеленый с желтоватым оттенком. Кстати, любимой темой росписи у художника были нежные хризантемы, колоритные астры, сочные пионы, а так же экзотические драконы, птицы и львы.

Когда в рисунок привлекают золото, то по окончанию процесса такие орнаменты имеют матовую поверхность. Что бы роспись засверкала, её полируют камнем агатом. Это единственный способ придать драгоценному металлу сияющий блеск.

В чем ценность луковичного рисунка?

луковичный рисунок

Мейсенский фарфор, прежде всего, ассоциируется с широко известным луковичным узором кобальтового (синего) цвета, гармонично украшающим столовые сервизы и по сей день. Прошло уже более 250 лет с момента создания в Мейсене луковичного узора, но он до сих пор популярен.

Поскольку луковичный узор имеет свой размер для конкретного предмета, художники пользуются отметками, своего рода трафаретами. С помощью алюминиевого пера или угольного порошка ставятся отметины, что позволяет никогда не искажать геометрию рисунка. Хотя замечено, стандартный трафарет для нанесения рисунка в каждом расписанном изделии все-равно отражает индивидуальную манеру художника, что, несомненно, является большой ценностью.

Орнамент из зеленых виноградных гроздей, известный, как виноградный узор, создан в похожей манере и расписывается так же.

Техника росписи с применением кобальтовой краски, смешанной с водой и красящим веществом, требует предельной точности. Из-за мгновенного проникновения краски в обожженную, но все еще пористую глину, исправление дефектов становится невозможным. Поэтому эту работу выполняют высокопрофессиональные мастера.

Виды мотивов

Существует много видов надглазурной росписи. На создание старейших мейсенских узоров художников, прежде всего, вдохновляли традиции и культура разных народов. И это касается восточных, цветочных, охотничьих, военных мотивов.

Восточные мотивы

азиатский мотив

Индийский орнамент был первый из многочисленных узоров мануфактуры и до сих пор является стилизованным двухмерным рисунком. Для нанесения изображения на фарфор мастер использует стальное перо. Благодаря искусной технике декорирования цветы, листья, люди и мифологические существа обретают форму и точность. Для достижения максимальной исторической достоверности художники используют многочисленные шаблоны, бережно хранящиеся на фабрике с прошлых веков.

Цветочные и растительные мотивы

Цветочный мотив

В европейском дизайне на протяжении 300 лет безраздельно господствовал цветочный орнамент. Наиболее популярными в декорировании были розы и цветы россыпью. В их основе лежали гравюры из меди с растительными мотивами. Большинство из них брались из королевской библиотеки. Это служило идеей для художников и позволяло создавать уже свои шедевры.

Мейсенская цветочная роспись, это стилизованный перенос на фарфор хорошо известных цветов. Вся хрупкость, объемность и нежность передается оттенками многообразной цветовой гаммы, доводя изображение до совершенства.

Сначала художник делает на фарфоре набросок рисунка, намечает контуры и распределяет листья или лепестки. Затем следует раскрашивание различных элементов. Особое внимание уделяется тщательной прорисовке листьев, цветов и даже тычинок. Лепесткам придается объемность, а значит и подлинность. Роза, которая считается классическим мотивом рисунка, часто расписывается желтыми и бардовыми красками.

Иногда надглазурная роспись дополняется декорацией в виде позолоты, обрамляющей края и ручки предметов. Для этого используется жидкое золото и золотая пудра. Содержание настоящего драгоценного металла в них доходит до 90%.

Охота и военная тематика

охотничий мотив

В 1740-х годах появлялись не только цветочные орнаменты, но фрагменты событий: сцены с охоты; военная тематика; элегантные эпизоды придворной жизни. Что касается изображения животных и птиц, то на мейсенском фарфоре они всегда выглядят исключительно душевно и правдоподобно.

Мотивы, изображающие охоту, особенно ценятся у коллекционеров. Изначально за их основу были взяты медные гравюры И. Э. Ридингера. Долгие годы они использовались художниками и служили неким ориентиром для создания собственных шедевров. Военные сцены по произведениям Г.Ф. Ругендасу, Ф. Вауэрману и Я. ван Гьютенбургу на сегодняшний день являются большой ценностью и несут в себе заряд подлинного творческого искусства.

В настоящее время все орнаменты на мануфактуре разделены по темам и авторам.

Работа с гравюрами

В основе многих рисунков лежат работы французских и голландских художников. Пожалуй, самый эталонный пример, это произведения известного живописца и художника, крупнейшего мастера стиля рококо – Антуана Ватто (1684 – 1721). Внушительные коллекции старинных медных гравюр и по сей день вдохновляют современных художников для творчества. С них мастера заимствуют детали, необходимые для воплощения собственных идей в композиции.

Пожалуй, самой популярной, взятой с гравюр Ватто, становится влюбленная пара в воображаемом пейзаже. Художник решает сам, как объединить природу и отдельные архитектурные элементы в цельную композицию.

мотив 1001 ночь

мотив лебединый

Клейма фарфора Мейсен

С 1722 года знаменитые скрещенные синие мечи наносятся на каждое изделие вручную с использованием техники подглазурной росписи. Скрещенные мечи являются элементом герба Саксонии и, вероятно, идея рисунка была взята именно отсюда.

Стоит отметить, что все неудачные изделия, которые имели повреждения корпуса или декорирования, маркировались особой отметкой – мечи перечеркивались линией. От тяжести повреждения зависело и количество перечеркнутых линий — более бракованный предмет имел большее количество перечеркнутых линий. Такие предметы вызывают повышенный интерес у коллекционеров, так как подлинность фарфора Мейсен в этих изделиях не вызывает сомнений.

Фарфор сегодня

Из биографии дизайнера: С. Вакс родилась в 1960 году, училась в Высшей школе искусства и дизайна в Галле у Хайнца Вернера. С 1985 по 2011 год работала на Мейсенской мануфактуре, создавая многочисленные фарфоровые проекты.

дизайн играющие волны

Хочется отметить работы дизайнера Олафа Фибера, который черпает идеи для своего творчества из повседневной жизни. Его самобытное чувство и объемность в скульптуре придает мейсенскому фарфору новые эстетические качества.

Традиции и официальный сайт фарфора Мейсен

Фабрика имеет собственную художественную школу, учрежденную еще в 1764 году. Несмотря на колоссальный опыт и практику фабрика по-прежнему открыта для новых идей. В её мастерских постоянно проводятся теоретические и практические тренинги. Особое внимание уделяется умению рисовать и писать с натуры.

Ученики практикуются в рисовании пейзажей и их деталей — цветов, растений, фруктов, птиц, животных. И, конечно же, человека. Требования к стажерам крайне высоки, однако к работникам фабрики они гораздо выше.

Документальный 40-минутный фильм о производстве фарфора Мейсен:

Читайте также: