Поделки из жостово

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Тенежка

На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка

Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка

Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.

Чертежка

Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.

Привязка

Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Орнамент

Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.

Автор курса: Заслуженный художник Российской Федерации Лариса Гончарова. Продолжительность (время) всего видеокурса 3 часа 20 минут. Цена видеокурса: 3.000 ₽ Важно.

Варианты оплаты: На карту СберБанка (по номеру телефона)

ЮMoney (Яндекс кошелек) 4100111855120248

Видеокурс содержит 10 уроков по обучению жостовской росписи акриловыми красками.

01 Урок - Начальный уровень построения мазков в жостовском стиле.

02 Урок - Построение лепестков, используя первоначальные мазки.

03 Урок - Правильность нанесения тени и бликовки на лепестки.

04 Урок - Замалевок и выправка листьев.

05 Урок - Замалевок и выправка ромашки.

06 Урок - Замалевок и выправка пятилистника.

07 Урок - Замалевок и выправка мака.

08 Урок - Замалевок и выправка нарцисса.

09 Урок - Замалевок и выправка тюльпана.

10 Урок - Замалевок и выправка простой розы.

Для данного курса вам понадобятся следующие материалы:

- Разбавитель для акриловых красок.

- Замедлитель для высыхания акриловых красок.

- Лак для акриловых красок.

- Кисти синтетические: Плоская округленная № 10 или 12, плоская округленная №6, плоская округленная №4, плоская прямая №8, длинная круглая №0, короткая круглая№2,3.

- Палитра. (из стекла или керамической плитки белого цвета)

- Белый пергамент для палитры.

- Контейнер с водой.

- Тряпки или салфетки для вытирания кистей.

- Глянцевый картон темного цвета.

Приобретая этот видеокурс, вы получаете скидку в 10% на обучение жостовской росписи акриловыми красками в моей студии в Жостово.

Жостовские подносы: история и особенности

Небольшой поселок Жостово, что недалеко от Мытищ, стал известен и за пределами Московской области (и даже России) благодаря уникальной, колоритной, узнаваемой среди десятков смежных направлений росписи. Жостовские подносы – один из символов русского народного искусства. Он возник в XIX веке, его могла постигнуть печальная участь многих преждевременно исчезнувших ремесел, но жостовская роспись живет и сегодня.

История возникновения

В 1825 году деревенские умельцы Вишняковы, крепостные графа Шереметьева, узнали на мануфактуре, где трудились, технологию лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше. Так в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, которые производили расписную продукцию из папье-маше, покрытую лаком. Есть и другая версия: сын хозяина столичной фабрики миниатюрист Вишняков зародил именитый промысел.



Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они писали по воображению, импровизационно. Но за этой импровизацией стояли четкое понимание правил и отточенная техника. Справедливости ради нужно сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских художников. Тагильский промысел на столетие старше жостовского и ему свойственна та же отделка металлических подносов.

Сегодня можно посетить интереснейший музей в Жостово, экскурсии познакомят и маленьких, и больших посетителей не только со знаменитыми подносами, но и с другой расписной посудой, уникальной техникой, сюжетами и особенностями старинного промысла.




Описание

Ключевым мотивом жостовской росписи стал цветочный букет. В творческом направлении четко отмечается сочетание реалистичности живой формы цветка и декоративной общности, которая схожа с традиционной кистевой росписью, украшающей прялки, сундуки и туесочки. Закладывают такое решение цветочного букета давние разработки декоративных схем, в них просматривается набор садово-полевых цветов – это собранный букет, букет враскидку, гирлянда и венок.

Жостовским работам присущи две основные особенности.

  • Яркие краски. Традиционен черный фон, но вместе с ним появляются синий, зеленый и красный варианты. По краям подноса – легкий витой флористический орнамент.
  • Техничность, традиционность нанесения рисунка. Художник работает широкой кистью – умело набрасывает на самом подносе композицию. Во время работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был довольно выразительным, а также за ритмичной локацией красочных пятен.

Работают мастера беличьими кисточками и масляной краской. Краску по традиции разбавляют льняным маслом, кисточки промывают в скипидарном растворе. У каждого художника богатая коллекция кистей: от тоненьких, с иголочку толщиной, до самых крупных. И каждая кисть отрабатывает собственный мазок.


Разнообразие форм

Сегодня фабричные изделия штампуют на профессиональных прессах, которые позволяют задать изделию любую форму. Если заготовку штампуют, то изначально эскиз прорисовывают с помощью трафарета, а потом уже он вырубается и вытягивается на электропрессе.

Но эксклюзивные заказы тоже бывают, и тогда мастер вручную кует утварь. Коваль берет железный лист, вырезает форму специальными ножницами, потом выбивает форму и вытягивает. Краешек изделия закатывают, приклеивают к нему проволоку, которая придает рельефную форму изделию и в то же время упрочняет его. Конечно, выкованное вручную изделие будет стоить очень дорого.




Жостовские подносы могут быть:

  • круглыми;
  • овальными;
  • гитарными;
  • восьмиугольными;
  • прямоугольными (частый вариант);
  • крылатыми (с фестончатыми краями);
  • комбинированными.

Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но и гитарные пользуются спросом, и комбинированные изделия находят своего покупателя (и, к слову, становятся интерьерной изюминкой).






Виды рисунков и узоров

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.





Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Надо сказать, что и это художественное направление немало терпит от мошенников, которые производят подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.


Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.




Это замечательный подарок, если вы хотите передать какой-то презент с родины либо просто порадовать близких вещью долговечной, красивой, классической.

Этапы росписи

Роспись подносов из Жостово отличает и многослойность. Первый слой – это замалевка. Разбеленной краской мастер делает раскидку цветовых пятен, бутонов и листьев в различные композиционные схемы. Всякое пятно должно найти свое место и не отходить от авторского замысла.

После этого начинается сушка, а уже после сушки мастер переходит ко второму этапу – тенежке. Прозрачной краской для лессировки художник наносит темные, более мелкие детали флористических элементов.


Следующий этап именуется прокладкой, во время которой автор плотной и непрозрачной краской выписывает светлые зоны. Потом идет бликовка, причем у каждого мастера она авторская: у кого мелкая, а у кого и широкая. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом.

Один мастер большое внимание уделяет привязке, кропотливо прописывает мельчайшие детали, другой работает по минималистичным принципам. У одного автора привязка будет яркой, у другого она динамично впишется в фон подноса.



На этом этапе роспись подноса фактически оканчивается: поднос высушивают и передают орнаменталисту.

Если схематически изобразить процесс работы над подносом, он будет включать ряд шагов.

  1. Слабым оттенком основного цвета мастер прорисовывает эскизы цветов и прочих компонентов композиции.
  2. Далее художник работает над полупрозрачными тенями. На этом этапе рисуются соцветия и листочки.
  3. Цветам придается форма с помощью финишного оттенка.
  4. После высыхания автор наносит на рисунок блики, которые придадут ему объемность.
  5. Тонкой кистью автор прорисовывает мельчайшие детали работы, которые завершают ее.
  6. Идет работа над фоном рисунка.
  7. На края подноса наносится орнамент – обычно это цветы либо геометрическая фигура. Данную процедуру считают отделочной, но все же представить без нее жостовский поднос невозможно.

Сегодня необязательно дистанционно постигать секреты совершенства жостовского ремесла. В Москве открыта единственная студия Жостово, где лучшие мастера обучают всех желающих.

На специальных курсах можно пройти более глубокую подготовку.

Посмотреть поближе на процесс производства подносов вы можете далее.

0005 20200111_125205


Расскажу о том, что там узнали.
Жостовской росписи – 200 лет. Сколько за это время сделано рисунков, не сосчитать, но точно известно, что с тех пор, как в начале XIX века в Троицкой волости появились мастерские росписи по лаку, ни один художник ни разу ни один рисунок не повторил.

Производство металлических расписных подносов обосновалось в Жостове. Основателем его принято считать братьев Вишняковых. В прейскуранте 1875 года записано: "Заведение братьев Вишняковых, лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше, портсигаров, шкатулок, чайниц, альбомов и прочее."

Жостово находится всего в 7 км от села Федоскино. Огромное озеро, разделяющее два села, появилось лишь в начале XX века, когда был построен канал им. Москвы. Федоскино славится тем, что в нем зародилась лаковая миниатюра, Жостово прославилось своими подносами.
Поднос, как предмет быта, пришел сначала в страны западной Европы из стран Востока – Китая, Янонии, Индонезии, где чай являлся традиционным напитком. На подносах подавали чай, на подносе же слуга приносил хозяину почту.

0045 20200111_122932

0050 20200111_123621

0025 20200111_123122

А что же в это время было в России? В России, на Урале, расцветали металлургические заводы Демидова. Именно там из обрезков металла был сделан первый поднос. В селе Федоскино в это время купец Коробов начал производство козырьков для фуражек из папье-маше. Козырьки защищали от солнца, дождя, а еще служили зеркалом. Когда молодой офицер собирался на рандеву, то отстегивал козырек, смотрелся в него и приводил себя в порядок – брился и душился.

0030 20200111_122415

0040 20200111_122547

0080 20200111_122803

Начав выпускать подносы, Вишняков очень скоро становится поставщиком двора его императорского величества. Промысел выходит на международный уровень: продукция принимает участие во всемирных торгово-промышленных выставках-ярмарках.


По уровню художественного мастерства жостовские работы уступали федоскинским, но зато в них сильнее проявлялись черты крестьянского искусства. Особенное развитие получил крестьянский жанр и пейзаж. Если федоскинская мастерская опиралась на профессиональное искусство, то жостовцы – на народное искусство и на лубок. Изначально промыслы были связаны между собой теснейшим образом.

0102 20200111_122634

0105 20200111_122558

0110 20200111_131444

0120 20200111_123518

Самому старому подносу из всех существующих в коллекциях Москвы и Санкт-Петербурга – 190 лет.

В период 1920-1930-х годов с мастерами-жостовцами сотрудничали профессиональные художники: П.П.Кончаловский, П.А.Спасский, Б.Н.Ланге, П.П.Соколов-Скаля. Тогда казалось, что букет, написанный по законам академической живописи в виде натюрморта, улучшит жостовскую традицию. Цель была – создать новый стиль подносной живописи. Этот эксперимент был чужд самой природе промысла. Жостовские мастера сумели противостоять этому: они вплели в предлагавшийся им станковый натюрморт всё, что знали, всю народную яркость и обаяние цветка.

Поднос Кончаловского:

0130 20200111_123608

0135 20200111_123204

Расписывать цветочки и птички было сугубо мужским делом. У женщин в деревне дел хватало – муж, дети, скотина, хозяйство. Женщины пришли на производство во время войны 1941-1945 гг. С производства подносов перешли на работу по помощи фронту:
изготавливали печки-буржуйки. В свободное время, чтобы не утратить навык, расписывали детские вёдрышки из американских жестяных консервных банок. Их приносили в Жостово из Федоскина, где стоял разбомбленный снарядами состав с американской тушенкой.


Кончилась война - художники стали возвращаться. Вернулись не все, но, к счастью , среди вернувшихся были две глыбы, два антипода, два мастера, всю жизнь соперничавшие друг с другом, - В.И. Дюжаев и П.И. Плахов. Оба преподавали живопись в училище. Дюжаев учил "правильному" письму, скурпулёзному, призывал аккуратно вырисовывать листочки и цветочки, а Плахов - "неправильному": не получается цветок красивым - и не надо! Он собирал охапки цветов и трав и часами смотрел на них. "День сидел головой крутил, второй сидел головой крутил, а на третий садился и писал шедевр." "Как чувствуете, так и пишите",- говорил он своим ученикам. На реплику ученика: "Павел Иванович, у меня кисти плохие – не получается!" Он, не оборачиваясь, отвечал: "Хороший художник и пяткой напишет."


Однажды студент Плахова в три часа ночи залез в мастерскую Дюжаева. Тот его отловил:
– Ты кто?
- Я Миша, – был ответ.
- Иди, Миша,- покажу.
Когда Плахов узнал, что соперник не прогнал его ученика, то очень удивился:
- Ну ладно, так тому и быть.
Тем мальчишкой был Михаил Викторович Лебедев - теперь главный художник промысла, владеющий всеми секретами, всеми тайнами мастерства.

Лебедев, "Павлины".
Все жостовские художники соперничают друг с другом. Они живут в деревне, все соседи, списать что-то, скопировать невозможно, а вот подсмотреть можно.

0192 20200111_123440

По окончании училища выпускник получал четвертый разряд. Самый высокий разряд – шестой. Но своё мастерство они оценивали по-разному. "А я седьмой разряд! Я - золотая кисть России!"- говорил Шмелёв, который всегда собой был чрезвычайно доволен. Вот этот поднос написан им не масляными, а типографскими красками!

0195 20200111_125643

0200 20200111_123540

0205 20200111_123451

0220 20200111_123056


В. Пыжов, в отличие от Шмелёва, никогда собой не был доволен, частенько разбивал свои подносы, был очень требователен к себе. При этом мастерства ему не занимать! Скатертный поднос.Вот вам загадка: сколько лебедей на этом подносе?


Каким образом художник вписал эти черные пятна в зелёный фон подноса? Он использовал технику, пришедшую из XIX века. Называется она коптюшка. Он покрасил зелёной краской фон, подвесил мощный магнит, закрепив на нём поднос, зажёг свечку и стал коптить. Коптюшкой можно добиться любых узоров и самых неожиданных эффектов. Занятие это долгое, кропотливое. Когда коптят, художники практически не дышат, опасаясь сбить пламя. В старину художники забирались внутрь холодной печи, закрывали все заслонки и, согнувшись в три погибели, начинали коптить. Вот еще поднос-"червячок", выполненный в технике копчения.

Поднос ракушка, форма пришла с востока, выемка для живота, чтобы поднос было удобно носить, так как он тяжёлый.


Постоянная экспозиция музея сейчас закрыта: в одном из залов проходит выставка художника В.И.Леткова.

0255 20200111_122458

0280 20200111_122439


Над этим подносом художник работал четверть века. Это роспись по перламутру:

Цветы, птицы на подносах – нереальные, композийные.

0070 20200111_122728

0075 20200111_122744

Создавая сказку, художники уходили от проблем в мир фантазии. А в конечном счете это дало такое удивительное явление как жостовская живопись.
Музей обладает самой большой коллекцией агитационных подносов. Широко представлена архитектурная тема. Постепенно из чисто бытового предмета расписной поднос стал все больше приобретать значение настенного панно-картины.

Это российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, который существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.



Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм), является уникальным произведением народного искусства. Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо


Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь). Но как же развился этот народный промысел, из каких истоков?


Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг

Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом - датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Как время основания промысла дата эта весьма условна. Создание мастерских само по себе свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. К тому же из разных источников следует, что мастерская О. Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время.


Отец Осипа Вишнякова, Филипп Никитич, открыл производство еще в начале XIX века. После пере­езда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове. В 1815 году открыл лаковое про­изводство на папье-маше и металле Егор Вишня­ков в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 году, наряду с мастерской О.Ф.Виш­някова, в Жостове работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, занимавшаяся "пе­ределкой подносов". В 1826 году изготовлением подносов в селе Троицкое стал заниматься Анд­рей Алексеевич Зайцев. 1830 годом датируется воз­никновение нескольких мастерских: Егора Федо­ровича Беляева, Тимофея Максимовича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева - в Жостове; Филиппа Васильевича Шапкина - в деревне Соро­кине; Ивана Сергеевича Коломенского - в деревне Хлебникове.


Клёдов за работой

В 1830-х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В одном источнике 1839 года упоминаются "изделия из би­той бумаги (папье-маше) и выколоченные из жести. подносы, лоточки. все под лаком с рисунками. Вешнякова Филиппа, Никитина с сыном, крестьянина графа Шереметева.


Рекламная вывеска Вешняковых

Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший форму; шпатлёвщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грун­товщик после просушки покрывал изделие лаком. Поначалу на равных работали хозяин мастерской и члены его семьи. Но по мере увеличения произ­водства мастерские расширялись, появлялись на­ёмные рабочие, а хозяин все больше превращался в предпринимателя, но всегда знакомого с тонкос­тями самого производства.


В 1870-1880-х годах в подмосковном подносном промысле уже было за­нято более двухсот сорока рабочих. Самыми круп­ными мастерскими были: в Жостове - О. Ф. Виш­някова, где работало пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляе­ва, где работали пятьдесят один человек, из них - пятьдесят наемных; в Новосильцеве - основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федо­ровича Цыганова, где работало сорок девять рабо­чих, из них сорок шесть наемных. Изделий в год производилось соответственно на двенадцать, два­дцать и одиннадцать тысяч рублей .


Наиболее старые из доступных для изучения жостовских подносов относятся к 1870-1880-м го­дам. Определить время их создания и принад­лежность к мастерским, большей частью династиям Вишняковых, помогают клейма, имеющиеся на тыльных сторонах подносов и содержащие, как пра­вило, имя владельца фабрики и перечень наград-медалей за участие в крупных отечественных и за­рубежных художественно-промышленных и кус­тарных выставках. Главным местом сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта везли в Пе­тербург.




Не совсем обычный путь в искусстве Жостова у К. В. Грибкова. Художник-оформитель, имевший контакты со Строгановским училищем, он, по­жалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал подносы не в духе традиционной на­родной импровизации, а по своему предваритель­ному рисунку.


Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих, более ста де­вяноста живописцев. Несмотря на название "фаб­рика", промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.


Уже давно на специальных прес­сах штампуют формы подносов. Механизирована окраска, шлифовка некоторых форм. Но из двад­цати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает соответствующую своему за­мыслу, а если это уникальная работа - поручает ковалю выбить форму вручную.


Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникаль­ным очагом русского народного искусства, а жос­товский поднос из предмета обихода - объектом любования.


Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и прессформ, затем происходит бортовка подноса, т.е закатка его краев.


Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла.


Выравнивание формы подноса

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.


Выстукивание формы подноса


Вытягивание края подноса

Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи шкурки.



Первый этап жостовской росписи - замалёвка

В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбелёнными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.


Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.


Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.


И отводка края орнамента. Затем на изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. Последовательность приемов жостовской живопи­си не лишает мастеров свободы импровизации, из­бирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка.

Читайте также: