Поделки из мозаики храма

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 08.09.2024

Мастерская мозаики "Апостол"

Мозаичная мастерская "Апостол" создает интерьерные и экстерьерные мозаичные работы учитывая стилистику и особенности архитектуры православных храмов.

мозаика Покрова Богородицы

мозаика Спас Нерукотворный

Мозаика Спас Нерукотворный Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Раменское. Московская область. 2020

мозаика Спас Нерукотворный

Мозаики для храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове. Москва. 2017-2020

Мозаика Богородица, игуменья Святой Горы Афонской. Афонское подворье. Москва. 2018

Мозаичная мастерская Апостол

Мозаичная мастерская Апостол

мозаика Николай Чудотворец

мозаика Крестовоздвижение, Воздвижение Креста Господня

Мозаика Архангел Михаил

Мозаика Архангел Гавриил для храма Рождества Богородицы. Абрютинские Выселки

Мозаика, Богородица, мозаичная мастерская Апостол, мастерская мозаики

Мозаика Богородица Одигитрия. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2014

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика Богородица "Скоропослушница". Свято-Димитриевский мужской монастырь. Скопин. 2013

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаичная икона Святая Великомученица Евфимия Всехвальная. Свято-Димитриевский мужской монастырь. Скопин. 2014

мозаика, мозаичная, икона, православная, мозаичная, мастерская, Апостол, архангел

Мозаика Архангел Михаил для храма во имя Архангела Михаила в Подвязье. Рязанская область. 2013

мозаика, мозаичная, икона, православная, мозаичная, мастерская, Апостол

Мозаика крест Голгофа. Свято-Димитриевский мужской монастырь. Скопин. 2012

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика Александр Невский. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2012

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика Деисус (Деисис). Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2012

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика Димитрий Солунский. Свято-Димитриевский мужской монастырь. Скопин. 2012

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика Спас Вседержитель для Троицкого храма в Измайлово. 2011

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика для часовни во имя Преподобного Даниила Московского. Наро-Фоминск. 2009

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаики для храма Иконы Божией Матери Отрада и Утешение на Ходынском поле. Москва. 2008

мозаика, мозаичная, икона, православная, мастерская, Апостол

Мозаика для часовни в честь Святого Преподобного Сергия Радонежского. Конаково. Тверская область. 2008


Происхождение мозаичной декорации

Мозаика — один из древнейших способов декорирования. Как полагают, первым материалом для нее послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции. Пластичными материалами, необходимыми для закрепления узорчатых сочетаний камней, послужили известь, глина и цемент. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение — делала поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также их огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать даже стены храмов.

Византийская система мозаичного убранства храма

В Равенне сохранилась усыпальница дочери императора Феодосия Галлы Плацидии. Верхняя часть ее стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом — мозаика с изображением Христа в образе Пастыря. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре появляются нежно­голубые, зеленые и ярко­синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение: расценивалось как символ богатства и являлось самым ярким из всех цветов.

Византийский художник не изображал пространство, а пользовался им, включая в свои образы и помня о существовании границы между изображением и зрителем. Он никогда не воспроизводил и не показывал свет, исходящий из определенного источника. Вместо этого художник в изображениях использовал реальный свет, учитывая эффекты, производимые им в пространстве между изображением и глазом зрителя. Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов (прежде всего золота), которые не только создавали ощущение богатства колорита, но и освещали композиции, помещенные в объемные ниши. Самое сильное освещение отмечало смысловой и композиционный центры изображения (в классическом византийском искусстве они совпадали). Свет окружает фигуры, подобно ореолу святости. В соответствии с перемещением зрителя и движением солнца блики меняют свое положение, но, благодаря особенностям формы отведенных для изображений участков, всегда играют вокруг фигур основных персонажей. Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали купол и апсиду. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия. Они были нужны и для того, чтобы выявить находящиеся на большой высоте разработанные формы, вопреки сверкающему и поглощающему цвет золоту, которое их окружало. Использование более темных тонов привело бы к видению лишь силуэтов в золотом море.

Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно­коричневого, темно­зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы. Для византийских храмов типично сочетание мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшают лишь верхние части интерьера. Стены остаются скрытыми за мраморной облицовкой с блестящей полированной поверхностью. Эта поверхность, контрастируя с мерцанием мозаических кубиков, подчеркивает своеобразные художественные эффекты мозаики. Мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в византийских церквях покрывают практически все плоские вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе.

XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики — самой сложной из мозаичных техник. Свое название она получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания композиций. Главная особенность флорентийской мозаики — тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, позволяющая достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.

Мозаики храмов Древней Руси

На Руси мозаика появилась после принятия xристианства (X в.), но не получила большого распространения из­за дороговизны материала: смальту делать не умели, и ее приходилось привозить из­за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в Киеве — в соборе Св. Софии (XI в.) и оставшиеся от несохранившегося собора Михайловского Златоверхого монастыря ( 1113 г .). Самой сильной стороной киевских мозаик является их колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Как показал детальный анализ мозаической палитры Софийского собора, она состоит из 177 различных оттенков. Так, синий имеет 21 оттенок, золото — 25, серебро — 9, зеленый цвет — 34, желтый — 23, красный — 19, коричневый — 25, фиолетовый — 6, серый — 9 и т. д. Эта палитра ясно показывает нам, как тонко разбирались в неуловимых красочных оттенках средневековые мастера, для которых цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения.

В Софийском соборе мозаики сосредоточены в алтаре и подкупольном пространстве. Они украшают конху и стены апсиды, свод и стены вимы, купол, простенки барабана, паруса и подпружные арки. Тем самым, с помощью мозаики выделяются главные части храма, в которых происходит богослужение.

Войдя в храм, зритель прежде всего обращает взгляд на огромную мозаику в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи возвышается фигура Богоматери­Оранты с воздетыми руками. Мозаичист великолепно рассчитал эффект солнечных лучей, полностью озаряющих алтарь в 12 часов дня. Тогда Ее синяя с фиолетовым и с золотом одежда начинает излучать сияние. Евхаристия — мозаика в апсиде — является самым ранним из известных монументальных памятников с изображением обобщенного варианта Евхаристии. Киевская мозаика отличается замечательной монументальностью.

Среди мозаичных изображений Софии Киевской большое место занимает орнамент. Он имеет определяющее значение для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту красочных переливов.

Создание мозаик собора Архангела Михаила отделено от Софии Киевской несколькими десятками лет. Они были последним памятником мозаической живописи на русской почве. Этот вид искусства, неразрывно связанный с расцветом Киевского государства, стоил настолько дорого, что в дальнейшем его уже не применяли в декорировании храмов. Фреска целиком вытеснила мозаику. После монголо­татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.

Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750­х гг. М. В. Ломоносов заново разработал методы отливки смальты. К началу 1760­х гг. на специально построенной фабрике под Санкт­Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше 1000 их оттенков, а также разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. Особый художественный интерес представляет набранный им самим образ Христа. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.

В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской обучалась в Италии. В Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17000 различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за рубежом. С поисками в области синтеза монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890 году частной мастерской Александра и Владимира Фроловых. Ее курировала Академия художеств. За сравнительно короткий период в мастерской было создано почти все мозаичное убранство храма Спаса­на­Крови, мозаики многих других церквей России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России — В. М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л. Н. Бенуа, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и многими другими. Здание храма Спаса­на­Крови является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды площадью почти в семь тысяч кв. м. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. В 1930­е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И. И. Бродским, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

Современная технология и материалы мозаичных работ

В 1990­е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерcких, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне. В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов. Исключение составляет храм Преображения в Тушино в Москве, мозаичная декорация которого выполнена художником­монументалистом А. Д. Корноуховым.

В современной практике часто используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа.


Мозаика "Храм на юру" сделана из битого кафеля, тарелок и прочих найденных на улице осколков фарфора. Клеились кусочки мозаики на обыкновенный клей для кафельной плитки. Кафель и прочее разбивалось молотком и кусочки подгонялись японскими щипцами. Кусок фанеры также был найден на улице.

Красотаа! Вот, растут же у людей руки из правильных мест

Я Вас благодарю.

Красота. А Вы талант.

Фантастика, глядя на вас теперь наверное рука не поднимется выбросить разбитую чашку или тарелку. Спасибо за такую красоту.

Не забывайте иногда и на землю поглядывать. Мне приходится находить расчудеснейшие осколки стекла, керамики, фарфора и тд и тп. А у вас я тоже порадовала свой глаз вашими часами, да и всеми остальными поделками. Спасибо. Про яичную скорлупу я узнала в Стране Мастеров. В будущем пригодится. Идей и старых вещей хватает. Удачи.

В данной статье представлены несколько вариантов детской поделки церкви. Это может быть заданием из школы или детского сада, либо подарком от ребенка на религиозный праздник.


Такая поделка кажется очень непростой и требующей уйму терпения, особенно для ребенка, но, расставив все по полочкам и разложив целую задачу на маленькие шаги, можно существенно упростить работу.


Ниже представлены примеры поделки церкви своими руками с иллюстрациями, планом и материалами, из которых ее можно сделать.






Содержимое обзора

Церковь из пластиковых бутылок

Для начала определимся с необходимыми материалами, которые стоит подготовить заранее. Итак, понадобятся:

  • Несколько пустых бутылок из пластика, понадобится одна побольше и четыре меньших размеров.
  • Основание, к которому будут прикреплены бутылки.
  • Для него хорошо подойдет что-то твердое, устойчивое к деформации, например, кусок фанеры или крышка от коробки из-под обуви.
  • Хороший клей, на крайний случай – скотч.
  • Нож или ножницы, здесь смотрите по удобству.
  • Зубочистки/спички для крестов.
  • Белая и золотая краска и, соответственно, кисточка.
  • Пластилин любого цвета.
  • Немного голубой бумаги или картона.

























После подготовки можно приступать к делу!

  1. Для начала покрасьте ваше основание в белый цвет, затем его можно отложить и заняться другими этапами, пока не высохло.
  2. Теперь вы можете поработать с бутылками. Самую большую нужно разрезать чуть ниже половины, остальные сделать на несколько сантиметров короче нее. Далее отрезаем горлышко (пластик в этом месте толще, чем в остальных, лучше помочь ребенку: задача станет существенно легче, если нагреть нож).
  3. Следующим шагом изнутри залепляем верхнюю часть бутылки пластилином и вставляем в него спички или зубочистки, предварительно склеив их в виде креста. Такое проделываем с каждой бутылкой и красим их все в белый цвет, а верхнюю часть, на месте купола – в золотой.
  4. Важно, чтобы краска лежала плотно, хорошо высохла и нигде не просвечивала!
  5. Сейчас все части готовы к соединению. Самую большую бутылку расположите по центру, а остальные ровно вокруг нее, не забудьте вырезать вход в передней бутылке. Чтобы бутылки плотно и устойчиво стояли, следует на нижней части сделать 8 надрезов длиной около сантиметра, разделив окружность на равные части, и отрезать четыре из них.
  6. Потом загнуть оставшиеся части внутрь, намазать их клеем и плотно прижать к основанию, удерживая их, пока клей не высохнет. Все части нужно располагать максимально ровно и близко друг к другу, можно даже прижимать и склеивать с соседними.
  7. Остался последний шаг: сделать окна. Вырежете 4 прямоугольника из голубой бумаги и наклейте их на корпус.


На этом все, поделку можно считать готовой!


Церковь из картона


В первом вся конструкция выполняется из белой бумаги, покрашенной краской в разные цвета, а во втором просто используется бумага разных цветов, так что выбирайте подходящий для себя.


  • Толстая белая бумага и краски с кисточкой / цветной картон.
  • Клей (и кисточка для клея, если не умеете аккуратно намазывать).
  • Ножницы или канцелярский нож.


Наша церковь будет состоять из двух кубических частей разного размера: передней и задней, а также купола.

  1. Подготовьте целый лист для основания, на него будет приклеено все остальное.
  2. Вырежете и склейте по развертке большой куб для задней части и приклейте его к основанию.
  3. Аналогично сделайте малый куб для передней части, поставьте его ровно посередине перед большим и закрепите.
  4. Сделайте небольшую треугольную крышу над передней частью, используя голубой картон/покрасив белую бумагу.
  5. Наступила самая тяжеля и трудоемкая часть – купол, его делаем желтым цветом. Для такой конструкции понадобятся две длинные полоски толщиной пару сантиметров: нужно склеить их между собой в виде креста, потом плавно согнуть так, чтобы получились пересекающиеся дуги, и на время закрепить их, размер выбирайте относительно вашей крыши.
  6. Между дугами остается свободное пространство, для его заполнения вырежьте четыре треугольника и приклейте их с внутренней стороны. На заключительном этапе загните концы полосок друг к другу и склейте посередине, чтобы получилось дно, лишние остатки обрежьте. Для облегченного варианта можете использовать конус вместо купола.
  7. Теперь осталось доделать самую малость. Вырежете окна и дверь и приклейте их основной конструкции, либо просто нарисуйте, если выбрали краски.









На фото вы можете увидеть готовый вариант поделки церкви из бумаги.


Церкви из спичек и макарон

















Существует выход, намного упрощающий работу: можно обклеивать уже сделанный бумажный макет спичками или макаронами, но и он для успешного результата требует сильной усидчивости и контроля со стороны взрослых.


Эти поделки имеют много общего в исполнении, но все же полезно будет посмотреть на их отличия, чтобы знать, к чему быть готовым.

  • Поделка церковь из спичек: спички по своей длине невелики, поэтому придется располагать их друг за другом большим количеством рядов, отрезая или стачивая серные головки, чтобы не оставалось зазоров. Еще они прямые и не могут принимать округлые формы, значит, придется отказаться от куполов, заменив пирамидами.
  • Поделка церковь из макарон: для такого дела лучше подойдут длинные спагетти, они гибкие и легко прилегают друг к другу, хорошо подходят для куполов, но на прямых поверхностях нужно проявить внимательность, чтобы расположить ровно и равномерно.


Любая из представленных поделок не является единым вариантом, вы сможете сделать намного лучше, если проявите трудолюбие, придумать свои вариации и как угодно модифицировать их, изменить и украсить, все зависит только от вас и вашей фантазии, смотрите на фото поделок церквей и вдохновляйтесь!

Читайте также: