Поделки из кости

Обновлено: 06.07.2024

Данный мастер-класс содержит то, как обрабатывать кость для резьбы и содержит очень много букв. Постараюсь довольно подробно изложить, дабы не возникало вопросов. В данном мануале содержатся только те моменты, через которые я сам проходил, некоторое количество фото, так же он не содержит технические процессы создания готового изделия и ГМО. Хм, о чём это я. Ах да - начнём, пожалуй.
З.Ы.: прошу прощения за то, что самое начало не выложил, данные фото такого качества, что хочется плакать. Планшет не может нормально фотографировать, да и на тот момент я как-то не думал, что буду делать мастер-классы.

1) Итак, мы выбираем поначалу кость.
Меры предосторожности: рассчитываем бюджет.
Кость, сразу скажу, должна быть говяжья, цевка. Не рубленная, ни в коем случае - очень и очень много трещин. Просим продавца или мясника вам при привозе одну цевку (или несколько) оставить и не рубить, почистить до суставов, или с мясом берите, дома кусочки сами уберёте. Стадия 1 пройдена, вы получили довольно внушительную и тяжёлую кость, теперь начинаешь понимать наших предков, которые пользовались ими как дубинами.

2) Варка кости.
Меры предосторожности: кость, даже после вытаскивания и охлаждения, всё ещё горячая внутри и нагревает стенки. Можно получить ожог.
Процесс долгий и нудный, я лично ставил будильник и садился смотреть фильмы, попеременно вязав кому-то фенечку на заказ. Варится кость часов 12, не меньше, но пока мы не закинули её в кастрюлю, уточню моменты некоторые. Во-первых срезаем ножовкой у заготовки чуть ниже сочленений на пару сантиметров с обоих концов. Кость там губчатая и нам не подходит никак, хотя у меня была идея использовать её в дереве как листья, но опять же сложность обработки в химии. Далее, хочу предупредить - лучше делать это на воздухе, более чем уверен, что вы не работали в морге, а, следовательно, данный запах будет как минимум вам неприятен. После спила ложим заготовку в кастрюлю и заливаем водой, затем ставим и доводим до кипения, варим час-полтора. Причём воду вместе с костями греем вместе, иначе структура нарушится и она может лопнуть. Через данный промежуток времени сливаем, подчищаем кость, выдуваем костный мозг (очень питательный, кстати), ставим дальше, немного подчистив от губчатого мозга. Через час повторяем процедуру. Через 4 раза каждые 2 часа меняем воду. После получаем классную почти белую заготовку. Счищаем остатки губчатого вещества чем-нибудь твёрдым.

3) Чистка. С данного этапа начинаем пользоваться уже защитными мерами. Повязки, респираторы и противогазы с соответствующими фильтрами. На данном этапе нам понадобится:
а) Ёмкость для заготовок
б) Аммиак, перекись водорода (делал 10% из гидроперита)
в) Респиратор, противогаз
г) Не очень прямые руки (на данном этапе можно и проливать химию, если на улице работаете)
ВНИМАНИЕ: РАБОТАЕМ С АММИАКОМ, ЭТО ВЫСОКОТОКСИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ. РАБОТА ТОЛЬКО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ!
Меры предосторожности: встаём только со стороны, с которой дует ветер. Дыхание задерживаем, когда наклоняемся близко без защиты. Кость опускаем аккуратно, никаких "плюх" и "плюм" в ёмкость.
Разводим наш мистический раствор в пропорции 1к1, т.е. раствор аммиака 50 мл и 50 мл 10% раствора перекиси. Чем сильнее раствор перекиси, тем быстрее кость отбеливается и обеззараживается. Я свою ставил на 9 часов. Положили кость, закрыли крышку и можем погулять.
Когда уже чуем, что нагулялись и душа просит хлеба и зрелищ, а будильник разрывается от сигнала, возвращаемся на наше место очистки, экипируемся и вытаскиваем заготовку. Я лично вытаскивал железными велосипедными спицами, очень удобно, дешево и сердито. В зависимости от температуры в ёмкости может накопиться испарение аммиака, поэтому, если вы без защиты, задержите дыхание. Немного польём кость водой, затем ещё раз, потрём (не нюхаем!), вешаем, дабы наша благородная жидкость испарилась. Это займёт сутки-двое. Я вешал её за балкон, то ещё зрелище.

Примечание: некоторые обрабатывают в бензине высокоочищенном. Лично не пробовал, но должно помочь тоже. Не забываем, что пары бензина взрывоопасны.

4) Резка. Финальная стадия получения нашей заготовки. Один из самых противных, интересных и в то же время опасных моментов.
Меры предосторожности: отныне работаем только с защитой дыхательных путей. Костная пыль плохо разлагается в воде и очень колкая. Не годится в качестве БАД, но годится в качестве минерального удобрения.
У нас много вариантов разрезать кусок кости, самые эффективные: ножовка, хирургическая пила, мини-дрель, пила-нить. Самые менее пахучие: ножовка, хирургическая пила, лобзик.
Далее работу очень советую проводить на свежем воздухе, или же в гараже. Почему? Представьте, что вы находитесь в кабинете стоматолога на приёме. Запах аналогичен, только без других нюансов, кость-то очищена.
Работа с пилкой, лобзиком: заматываем кость в тряпки и в тиски, пилим вдоль. Распилив, переводим дух и радуемся. Здесь можно задерживать дыхание, чтобы не нюхать побочный продукт нашей работы.
Для заметки: пила по дереву и подобные не подойдут, чем уже лезвие, тем меньше спил и больше кости нам остаётся.
К сожалению силы человеческих рук не достаточно, дабы держать и пилить одновременно кость, именно поэтому понадобятся тиски. Запах от жжёной кости не особо сильный и вполне можно его перетерпеть.
Работа с мини-дрелью, дрелью: тут процесс немного хитрее. Для начала нам нужно приобрести тонкие диски с алмазным напылением. Керамика не подойдёт - слишком велик шанс познакомить нашу тушку с ней в более плотном контакте, ежели нам этого хотелось бы. Советую в интернете почитать про данные диски, чтобы подобрать лучший вариант.
Слишком широкие не берём - спил "съедает" большую часть кости, которую мы могли бы пустить в дело.
Ставим диск, закручиваем, кость либо прижимаем к столу, стулу, либо закрепляем её в тиски, предварительно по бокам подложив что-то мягкое. Включаем 4 или 5 скорость и начинаем пилить. Я лично из своей руки сделал станок, прижав руку и держа мини-дрель очень крепко, затем просто вёл кость по диагонали и пилил её. Начинать необходимо с края и постепенно ведя, при этом очень крепко фиксируем аппарат наш, иначе соскользнёт и застрянет. Из-за быстро вращающегося вала летит очень много пыли и идёт очень сильный запах жжёной кости, одежда будет им буквально пропитана, благо он выветривается за сутки на воздухе. Поэтому одевайте то, что не жалко.
И защищаем руки полотенцем или перчатками, дыхательные пути повязкой или чем-то ещё, а глаза очками. У меня диск не ломался, но бывали случаи. По завершению работ аппарат выключить, вычистить, желательно изнутри тоже.

После получаса веселья мы получаем тонко нарезанные ломтики кости, которые можно дочистить и положить куда-либо, используя по усмотрению (в случае, если кость пованивает аммиаком, то можно её положить на улицу). Отрезать от них довольно легко любым лобзиком, не обязательно ювелирным. Для удобства советую приобрести "ласточкин хвост".

Обратите внимание на спил - хоть немного и косой, но довольно гладкий, по ощущениям скажу даже очень приятный на ощупь. Само изделие при промывке ОЧЕНЬ скользкое, в некоторых случаях мыло просто шершавый камушек по сравнению с ней.

На этом мастер-класс по обработке кости окончен, надеюсь кому-то он окажется полезным и интересным. В случае чего - задавайте вопросы, отвечу и подскажу
.

О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.

Цевка (простая кость)

Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.

Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.

Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.

Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.

Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.

Цевка (простая кость)
Цевка (простая кость)
Цевка (простая кость)

Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

Рога коровы
Лосиный рог
Заготовка из рога оленя
Заготовка из рога оленя
Рога оленя
Лосиные рога
Прессованные пластины рога буйвола

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта

Стабилизированное дерево и кость

В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь. В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость. При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.

Стабилизированный бивень мамонта
Стабилизированный зуб мамонта
Стабилизированный зуб мамонта
Стабилизированный бивень мамонта

Кость коровы Стеллера

Техника резьбы по кости

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

История у разных народов мира

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Тонкости художественной резьбы по кости,

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Варнавинская резьба по кости

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

    Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  1. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  2. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  3. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  4. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

Техника резьбы по коссти

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить — в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

    Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
  1. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
  2. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
  3. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
  4. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
  5. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
  6. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
  7. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
  8. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

резьба по кости крупных рогатых животных

Кость крупного рогатого скота (обычная) представляет из себя упругую ткань для соединительного назначения. Минеральные вещества составляют около семидесяти процентов, и органические вещества около тридцати процентов, они образуют костную ткань. Оссеин (часть ткани относящаяся к органической) содержит в себе соли кальция. Уплотненность костной ткани напрямую зависит от пищи, которую употребляет животное, и его возраста.

Существует два вида животной кости. Кость обычная (рядовая) к ней относятся все части составляющие скелет. И кость поделочная - это кость относящаяся к конечностям крупных рогатых животных, имеющая трубчатую основу, находящаяся в суставах конечностей, конкретно первого сустава. Данный сустав имеет название “цевка”. Большой минус данной кости состоит в том, что ее внутренняя часть полая, и длина составляет от 5 до 25 см. Толщина стен кости местами различается, что создает сложности для мастеров косторезов. “Цевка” - довольно пластичная, легко поддается полировке, но имеет один весомый недостаток. Она со временем быстро желтеет, поэтому существуют способы отбеливания.

Простая животная кость не отличается редкими оттенками, не имеет особенного рисунка, или фактуры. В основном ее использовали для рельефной резьбы. Кость позволяет выполнять низкие и тонкие рельефы, тем не менее из “цевки” также создавали рельефную, объемную, ажурную резьбу, и гравировку. Для того, чтобы сделать изделие необычным, пластины из кости окрашивали в цвета коричневых и зеленых оттенков. Существовало несколько видов окрашивания: поверхностное и глубинное. Глубинное окрашивание обычно использовалось для декора ларцов и шкатулок. Это связано с тем, что выравнивание окрашенных пластин выполнялось после сборки предмета. При поверхностном окрашивании, в процессе выравнивания пластин краска могла пострадать. Поверхностное окрашивание применялось для выполнения гравировки. После гравировки орнамент становился белым (естественным цветом кости), а фон оставался цветным. Используя поверхностное окрашивание мастера создавали мягкие переходы от естественного к цветному. Также для декора изделий часто применялась цветная гравировка с использованием геометрического и изобразительного орнамента.


Изделия из костей рогатого скота часто имели цилиндрическую форму и использовались в качестве подставок для ручек, карандашей. Часто создавались различные коробочки с крышками овальной формы. Иногда мастера брали естественную форму за основание, из которого проростали ветви дерева, или другие изображения. Ювелирные украшения из цевки декорировались миниатюрными символичными изображениями растений, животных и птиц. Такие изображения использовались в создании бус и колье (служили звеньями). Также символические изображения животных и растений сочетались с геометрическими элементами. Животную кость часто комбинировали с другими материалами: рогом, металлом, деревом. Обычно дерево использовалось фоном для резных накладок. Так мастера резчики Хотьковской фабрики (в советские времена) выполнили гербы древнерусских городов. Животная кость в украшении одежды часто дополнялась металлом.


Резьба по кости крупных рогатых животных была доступной, так как добыча материала не имела трудностей. Для создания изделий животная кость требует предварительной подготовки. Перед использованием, кость варят несколько часов для обезжиривания, и устранения остатков мяса. После варки кость отбеливают, после чего она становится пригодной для обработки.


матриархат у мамонтов

Матриархат у мамонтов

Общественная форма жизни мамонтов была обусловлена проживанием животных в стадах, и матриархатом во главе стада

Читайте также: