Поделки из камешков марблс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Несмотря на это мы решили привлечь к работе небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты побуждают ребенка к действию, а для логопеда это большая фантазия для речевой работы.

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:

  1. Прочитайте ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
  2. Вы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится малыш, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
  3. Вы вместе с ребенком анализируете работу. Причем, в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу. А затем вы смотрите на качество выполненной работы.

Если ребенок еще мал (3 года), то ваша оценка не должна быть очень строгой. Если ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), то обязательно укажите на ошибки в его работе.

УДАЧИ вам и счастливых минут рядом с дорогим человеком!

Чудесный сад

Я расскажу тебе историю про маленького Мышонка, который жил в Чудесном саду. Мышонок очень любил свой сад. В нем росли раскидистые яблони с наливными яблочками, цвели прекрасные яркие цветы.

Однажды в Чудесный сад залетел ветер - добрый друг маленького Мышонка. Обрадовались друзья встрече. Стали они резвиться, играть и бегать по чудесному саду. Друзья так развеселились, что, что не заметили, как во время их игр опали с яблонь все яблочки, облетели с цветов лепесточки. И стал сад некрасивым и скучным.

Не печальтесь, Ветер и Мышонок! Я думаю, что вам помогут волшебные камешки. Только на будущее помните - играйте осторожнее!

Не забывайте про свой чудесный сад.

Ромашки

Я расскажу тебе сказку о беззаботных ромашках.

Распустились на лесной полянке веселые ромашки с белыми нежными лепестками и пушистыми желтыми серединками.

Однажды на лесную полянку пришли дети. Они играли в интересные игры, а ромашки с любопытством наблюдали за ними. Когда дети ушли домой, ромашкам тоже захотелось поиграть. Больше всего им понравилась игра в пятнашки.

Как весло беззаботно ромашки играли в пятнашки! Играли – играли и свои желтые пятнышки растеряли. Хитрый ветерок поднял их пятнышки и унес далеко - далеко. А беззаботные ромашки даже не заметили этого.

Давайте поможем ромашкам, украсим их желтые серединки камешкам.

Ай да молодцы! Принарядил ромашки, выручил их. Смотри, какие они довольные, красивые и снова веселые!

Сороконожки

В сказочном лесу в семье сороконожек появились маленькие детки. Забавные малыши быстро росли. Они очень гордились тем, что ни у кого в лесу не было столько ножек, сколько у них.

Любили сороконожки играть. Ты, наверное, догадываешься, почему? Они весело семенили своими многочисленными ножками. Их везде можно было увидеть: то под листиком пробегут, то под камешек заберутся, то среди травы разбредутся.

Заканчивалось лето. Все лесные жители стали собираться в школу. Захотелось и маленьким сороконожкам поучиться. Но в школу босыми не пойдешь. На ножки надо надеть калоши.

Загрустили малыши. Где же им взять столько обуви? Неужели сороконожки не пойдут в школу? Кто же им поможет?

Давайте поможем обуть сороконожек – на каждую ножку по калошке. Спасибо!

Весна в лесу

После суровой Зимы пришла в лес красавица – Весна. Поглядела Весна вокруг и загрустила – все кругом голо и пусто.

Сколько ей предстоит поработать, что бы все приодеть и принарядить! Как одной ей со всем этим справится? Решила Весна все делать по порядку: сначала землю приодеть травкой и цветами, потом кустики нарядить свежей листвой, затем и за деревья взяться. А лес такой большой, а деревьев кустов так много! А сколько травы и цветов надо вырастить! И каждое деревце, каждый кустик, каждый цветочек и даже каждая травинка просит Весну начать с нее. Еще больше загрустила Весна. Без вас ей не обойтись. Но кто же ей поможет?

Давай поможем Весне нарядить лес! Весна будет наряжать землю травой и цветами, деревья - листвой, а ты кустики приоденешь молоденькими зелеными листиками и сделаешь так, что бы расцвела мать - и - мачеха.

Спасибо тебе, за хорошую работу. Ты украсил кустики такими прелестными листочками. Что бы Весна без тебя делала!

Конфетки

Задумались звери: в лесу (даже сказочном) не росли кругленькие разноцветные конфетки. Где же их раздобыть? Может кто – нибудь поможет зверям лесным заготовить для лесного магазина конфетки?

Не печальтесь звери. Я знаю, кто вам поможет. Нашему маленькому помощнику заготовить конфетки ничего не стоит! Вот кулечки и мешочки, а конфетки скоро появятся!

Мухоморы

Есть такой гриб – мухомор. Гриб красивый, нарядный: на красной шляпке – белые горошки, а на ножке – нежная юбочка- оборочка. Красив мухомор, да не каждому полезен. Белочка мухоморчик возьмет, и другим лесным жителям он пригодится. А вот человеку (взрослым и детям) собирать, и есть мухомор нельзя.

Гуляя по лесу, ты часто встречаешься с мухоморами. Но не трогай мухоморы, не рви их, не сшибай палками, не топчи ногами. Полюбуйся ими и ступай своей дорогой. Помни, что некоторым зверям мухомор – лучший друг.

Сегодня я хочу рассказать тебе сказку о мухоморах. Однажды под землей родилась большая семья мухоморов. Они так радовались, что появились на свет! Так торопились показать себя всем и самим посмотреть на белый свет! И вот, наконец, мухоморчики показались из под земли. Смотрят они друг на друга и видят: красные шляпки у них есть, оборочки есть. Да нет у них белых пятнышек – горошин на шляпках. Вот горе так горе! Да не просто горе, а беда! Придут дети (люди) в лес, не узнают мухоморы, спутают с другими грибами возьмут их себе в лукошко. Расстроились мухоморы, опечалились. Собрались вокруг них жители лесные. Жалко им мухоморы, да ничем помочь они им не могут.

А вот ты, можешь им помочь! Укрась их шляпки камешками белого цвета.

Снегири

Холодной зимой трудно жить в лесу птицам и зверям. Самое страшное для них – это холод. Потому что, те, кто остался зимовать, позаботились о теплых шубах. Зайчик поменял серый теплый кафтанчик на белую шубку. Белочка приоделась в серый густой мех. Лисички нарядились – их огненный рыжий наряд далеко всем виден на белом снегу. Птицы, оставшиеся в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Да, холод лесному зверю и птицам не страшен.

А вот голод (когда им нечего есть) – самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут звери, и особенно птицы, зимой, то как раз от голода.

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири: на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Подсолнухи

Мимо проходили люди. Подсолнухи им дружелюбно замахали желтыми лепестками. Но почему – то никто не обратил внимание на приветливые цветы. Удивились подсолнухи, стали думать – почему их люди не замечают?

Сейчас мы поможем с тобой. Бери камешки и украшай подсолнухи.

Украшая подсолнух, ребенок работает по заданию логопеда.

Угощение для нового друга

Знаешь в любой квартире, где живет ребенок, в любом детском саду есть свой игрушечный город. В этих городах живут игрушечные жители: звери и куклы. У них есть игрушечный транспорт, кухни, спальни и многое – многое другое. Весело протекает жизнь в городах игрушек. Только увидеть ее очень трудно. Ведь она начинается поздно вечером, когда обычные люди уже спят.

История, которую я тебе расскажу, произошла в небольшом игрушечном городке. Его жители узнали, что скоро у них появится новый друг – медвежонок Миша. У их хозяйки, девочки Лены, скоро день рождения. Лена попросила своих родителей подарить ей игрушечного медведя. Родители согласились.

Накануне дня рождения жители игрушечного города решили подготовиться к встрече нового друга. Всю ночь они убирали свой город, наряжались и пекли вкусные пирожные. Игрушки так увлеклись приготовлениями, что не заметили, как наступило утро.

Все было готово к празднованию дня рождения Лены и встрече нового друга. Только одну вещь не успели сделать жители игрушечного города – украсить пирожные разноцветными кругленькими конфетками и цукатами. Они знали, что медвежата (даже игрушечные) очень любят сладкие и красивые пирожные.

Но я думаю, что им не стоит так уж расстраиваться. Ведь ты, не оставишь жителей игрушечного городка с их неприятностью и украсишь пирожные разноцветными конфетками и цукатами. Спасибо!

Елочка для зайчат

Наступил Новый год. В одном доме люди готовились к его встрече. Они нарядили зеленую елочку разноцветными шариками и огоньками.

Вечером, когда все в доме легли спать, к домику прискакали любопытные зайчишки. Они заглянули в окно и ахнули – какая красивая, необычная елочка стояла в комнате. В лесу таких красавиц зайчики не встречали. Долго любовались они наряженной елкой, а на рассвете вернулись к себе в лес.

Собрались зайчишки на полянке и решили: в лесу много елочек, наверняка среди них есть такая же красивая наряженная ярким шариками и огоньками. Надо только хорошенько поискать ее. И разбежались зайчишки по лесу в поисках украшенной елочки.

Долго бегали зайчишки по лесу, устали, но не нашли наряженной елочки. Много в лесу зеленых красавиц, но все они без ярких игрушек и огоньков. Опечалились зайчишки. Кто же им нарядит елочку к Новому году? Кто поможет?

А ведь ты можешь помочь зайчишкам! Нарядишь им елочку?

Посмотрите, зайчишки, какая красивая елочка! Теперь и у вас, зайчики, будет веселый Новый год под нарядной елочкой!

Лесные ягоды

Ближе к осени стали лесные жители к зиме готовится. Белки – орешки в дупла собирать, да грибы сушить. Мышки – зернышки с полей в норки носить. А колючие ежики стали лесные ягодки кушать. Им ведь всю зиму надо проспать и силы сохранить.

Маленькие ежики отправились в лес за ягодами: рябиной и калиной. Бегут ежики по лесным тропинкам, радуются. Скоро отведают они вкусные красные ягоды! На лесной опушке увидели рябину, да калину. Стоят деревья стройные, высокие. Ягод на их ветках видимо - невидимо. Смотрят ежата на ягоды, а достать не могут. Уж больно высоко! Думали, думали ежики, как ягоды достать, да ничего не придумали. Дальняя дорога утомила лесных малышей. Решили они отдохнуть. Свернулись колючими клубочками и уснули. Как же быть? Как ягодки ежам достать?

Не оставь лесных малышей без ягод! Пока они спят, укрась их колючие спинки ягодами. Да побольше.

Разноцветные огоньки

Весь год звери волшебного леса готовились к празднику разноцветных огоньков. Все любили этот праздник, особенно малыши. В этот день над волшебным лесом вспыхивали огни салюта и фейерверков. Разноцветные огни разбегались по всему небу, неся радость и веселье лесным жителям.

На это раз, накануне праздника, в волшебном лесу прошел сильный – сильный дождик. Он намочил праздничные хлопушки и фейерверки. Теперь у лесных жителей не будет разноцветных огоньков. Опечалились звери. А некоторые малыши даже расплакались.

Ах! Как жалко жителей волшебного леса! Кто же им поможет? А ты сможешь изобразить разноцветные огоньки? Доставь зверям радость, пожалуйста!

Молодец! Чудо – огни осветили небо волшебного леса. Такого праздника еще никогда не было у лесных жителей! Спасибо тебе, маленький друг!

Учитель - логопед: Екатерина Николаевна Конева

Литература: Гризик Т.И. "Маленький помощник. Подготовка к письму"

Картотеки для выкладывания камешков Марблс можно посмотреть на сайте:

Игровые приёмы и способы работы с камешками Марблс можно посмотреть в следующих статьях на сайте:

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства, различных форм для этого существует много. Например, применение шариков Марблс.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.

Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети с большим удовольствием перебирают, рассматривают и выкладывают камешки.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.

В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать ваше мнение. Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками Марблс, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – грустную улыбку.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук, в свою очередь, стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Данный педагогический опыт позволил мне разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребенка.

История Марблс (по слайду)

Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Игры с шариками Марблс – полезны для физического, и умственного развития ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию у ребенка: радость, улыбку. Гладкие, приятные на ощупь камешки успокаивают ребенка, помогают педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Современные требования к дошкольному образованию заставляют педагогов искать и применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей и позволяющий работать в разных направлениях.

Цель использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.

Основные задачи:

Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.

Развивать умение ориентироваться на плоскости.

Работа над запоминанием цвета, цветотерапия.

Обогащение словарного запаса.

Формирование фонематических представлений.

Развитие внимание и памяти.

Развитие творческих возможностей ребёнка.

Камешки Марблс соответствуют требованиям ФГОС, так как

Данный материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.

Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

Игры с камешками способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Существуют определенные требования к выполнению упражнений с использованием камешков Марблс:

1.Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

2.Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

3.Обязательное наличие познавательной направленности упражнений.

4.Безопасность: выполнение упражнений с камешками предполагает использование их детьми в самостоятельной деятельности только под присмотром взрослого.

Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью красного камешка отмечают, что это плохо, с помощью зеленого камешка, что это хорошо, при помощи синего камешка - надо подумать, здесь может быть несколько вариантов.

Камешки можно использовать в качестве предметов-заместителей при организации сюжетно-ролевых игр.

Их также можно использовать при формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в природе, в быту – это и выкладывание маршрута на макете дороги, изображение светофора и т.д. (вариантов множество)

Слайд 11.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры.

Вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, я предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).

С помощью марблс я часто провожу с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т.д.)

Также я их использую для формирования умения ориентироваться на листе бумаги (например, в правый верхний угол положи красный камень, в центр – оранжевый и т.д.)

Инструкция. Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте камешки марблс я использую в качестве фишек (зеленые камушки – это согласные мягкие звуки, синие камушки – это согласные твердые, красные – гласные звуки)

Варианты дополнительных игр

1. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком месте находится заданный звук [М] (в начале, середине, конце)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных, посчитай? И т.д.

На этих же занятиях, но уже в подготовительной группе камушки можно использовать с целью знакомства детей с буквами (как показано на слайде – выкладывать буквы, по схеме, образцу, по представлению, обозначать камешками количество слогов в слове и слов в предложении.

Слайд 21, 22

В художественно-эстетическом развитии камешки марблс я использую следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т.д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти), либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.

Также с цельюразвития мелкой моторики рук и воздействия через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, появления ощущения легкости, радости, я учу детей выполнять самомассаж с помощью марблс. Эта процедура очень нравится детям и доставляет им удовольствие.

И так, камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я советую использовать в работе воспитателям.

Игры с камешками Марблс признаны детскими психологами одними из самых полезных для подрастающего поколения. При их использовании у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Марблс помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, с удовольствием и пользой для детей.

По моим личным наблюдениям камешки Марблс и игры с ними очень нравятся детям, а игр с ними придумать можно еще много.

Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На мастер-классе познакомила педагогов с понятиями, рассказала в какие игры можно играть с камешками.

Мастер – класс

«Камешки Марблс –

В. А. Сухомлинский

Марблс — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик или плоский камешек, изготовленный из стекла, глины, стали или агата

Марблс — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик или плоский камешек, изготовленный из стекла, глины, стали или агата

Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи: развитие мелкой моторики, упражнение в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

Использование камешков Марблс

на практике

решает следующие задачи:

развитие мелкой моторики, упражнение в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

Развитие пространственных представлений

(изучение лексических тем,

геометрических фигур и т.д.)

Формирование представления

о буквах и звуках

(выкладывание букв по контурам, по образцам или самостоятельно)

Развитие лексико - грамматических понятий

Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Автоматизация звука в слогах, словах

Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.

Развитие фонематического слуха

и восприятия

Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).

Развитие связной речи Работа со сказками, литературными произведениями Положи камушек синего цвета на отрицательного героя сказки. Из какой сказки этот герой? Выложи его по контуру.

Развитие связной речи

Работа со сказками, литературными произведениями

Положи камушек синего цвета на отрицательного героя сказки.

Из какой сказки этот герой?

Выложи его по контуру.

Развитие тактильных ощущений

1. Разбери по цвету

2. Разбери по форме

3. Разбери по размеру

Формирование математических

представлений и понятий

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

Развитие фантазии ребёнка

Развитие фантазии ребёнка

Декор камешками Марблс

Декор камешками Марблс

Цели: развивать творческие способности, работать над положительным эмоциональным фоном ребенка, развивать связную речь, работать на предоставленном рабочем поле.

Читайте также: