Поделки из человеческих костей

Обновлено: 06.07.2024

Предыстория. В 1278 году монах Генрих раздобыл немного святой земли с Голгофы и рассыпал её по территории монастыря в Седлеце. Это в Чехии.

Каким то образом, местные жители, а потом и жители окрестных деревень узнали про это и захотели, чтобы их захоронили в этом месте. На небольшие деньги, можно было купить место на этом кладбище. И так продолжалось столетиями. Годы шли кладбище вокруг монастыря сильно разрослось. Нужно было приводить земли в порядок.

В 1870 году настоятелем монастыря и городским советом был нанят талантливый резчик по дереву Франтишек Ринт. Задачу которую ему поставил владелец земель — привести в порядок груду сложенных костей, которые остались от рекультивации кладбища. Вывозить останки с этого места было нельзя, ведь усопшие заплатили за то, чтобы быть погребёнными именно в этом месте. Задачка та еще.

Франтишек Ринт подумал, посоветовался с настоятелями и монахами и сделал вот что.

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту. При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя. По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника. В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

Искусство этого периода зафиксировано во всех частях света, а лучше всего оно сохранилось в Европе. Большинство находок обнаружено в южной Франции и северной Испании, где множество пещер, обеспечивших экспонатам идеальную сохранность. А больше всего верхнепалеолитических Венер - женских человеческих фигурок - найдено на территории России в Воронежской и Курской областях.

Статуэтка из Национального музея истории Румынии.

Статуэтка из Национального музея истории Румынии

Керамическая статуэтка богини эпохи Мергарх (Пакистан, неолит, 7-3 тыс. до н.э.).

Керамическая статуэтка богини эпохи Мергарх (Пакистан, неолит, 7-3 тыс. до н.э.)

Инанна - богиня плодородия, любви и войн из Шумерского пантеона богов.

Инанна - богиня плодородия, любви и войн из Шумерского пантеона богов

Но понять древнюю историю украшений не просто. Слишком мало сведений дошло до наших дней. А уж что думали при этом люди палеолита и даже неолита - можно только догадываться.

В качестве самых первых украшений древние люди, скорее всего, использовали просто необычные находки вроде яркой гальки и кристаллов минералов. Часто в захоронениях встречается кварц, нефрит, жадеит, обсидиан. Драгоценные камни издавна служили украшением. Еще до нашей эры древний человек восхищался их великолепием, использовал в качестве аксессуаров, как сказали бы мы теперь. В северных странах уже в каменном веке изготавливали украшения из янтаря, чему есть научные подтверждения. И янтарь, и жемчуг, а также кость, использовались очень широко, хотя они и не являются драгоценными камнями.

Древние находки из кости.

Резьба по кости имеет многовековую историю. Обработанная кость - самая обычная находка во время археологических раскопок. Из кости делали оружие, жилище, костями отапливали жилье, вырезали фигурки животных. Еще в первобытные времена люди начали изготавливать различные бытовые предметы и украшения из костей. Сначала ее использовали в основном как материал для иголок, ножей, наконечников стрел и копий. Позднее изделиям из кости начали придавать сложные, причудливые формы и украшать их затейливым орнаментом, превращая в настоящие произведения искусства. Некоторые находки палеолитического общества буквально переворачивают наши представления о человеке каменного века.

Палеолитическая стоянка.

Палеолитическая стоянка. Жилища из костей и бивней мамонтов.

Реконструкция жилища из костей и бивней мамонтов.

Реконструкция жилища из костей и бивней мамонтов.

На стоянке Сунгирь под Владимиром (радиоуглеродный возраст: в пределах 28—23 тыс. лет назад) в погребении найдена бивневая фигурка — древнейшее в Восточной Европе изображение мамонта. В Сунгире обнаружено не только большое количество костей этого животного, но и очень высокий технологический уровень их обработки. Главным свидетельством тому являются знаменитые копья из распрямленного бивня, ударные концы которых усилены рядами приклеенных чешуек кремня.

Уникальная статуэтка бизона вырезанная из бивня мамонта

Уникальная статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта.

Палеолитическая статуэтка, вырезанная из гигантской слоновой кости

Палеолитическая статуэтка, вырезанная из гигантской слоновой кости.

Люди, пришедшие 23 тысячи лет назад на Русскую равнину с берегов Дуная, носили богато орнаментированные налобные обручи — диадемы, наручные браслеты, разнообразные бусы и нашивки. Показательно, что во всех без исключения памятниках этой, виллендорфско-костенковской археологической культуры, неизменно присутствуют клыки песца с прорезанными отверстиями, вероятно, имевшими какое-то общее ритуальное значение. А вот низка бус из рыбьих позвонков, найденная в ямке на одной из стоянок этой культуры охотников на мамонтов (Костенки 1/1) — явление уникальное. Показательно, что подобного рода украшения — нашивки, ожерелья, диадемы, браслеты, а также костяные перстни — известны в сунгирских погребениях.

Диадема с орнаментом из бивня мамонта. Костенки-1, второй жилой комплекс.

Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта

Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.

На одном из таких поселений были найдены украшения из янтаря (стоянка Межирич на Украине, датирующаяся по радиоуглероду в пределах 15—14 тысяч лет назад). Украина довольно далеко от Прибалтики, но транспортировка сырья и вещей и на большие расстояния для верхнего палеолита не редкость. Украшения изготавливались также из створок раковин. Раковины различных моллюсков, — пресноводных и морских, — встречаются на различных верхнепалеолитических стоянках, иногда за несколько сотен километров от того места, где их могли добыть.

На стоянках эпохи верхнего палеолита археологи находят богатый набор инструментов, специально предназначенных для снятия и обработки шкур добытых животных. Тут есть и всевозможные каменные скребки, которыми выскабливались шкуры, и ножи для их раскройки и прочее. Уже на памятниках, датирующихся около 30 тысяч лет назад, имеются костяные шилья и настоящие иглы с прорезанным ушком. По форме они ничем не отличаются от наших стальных иголок, а по размерам и толщине столь же разнообразны. Для хранения таких швейных игл имелись специальные игольники, обычно изготовлявшиеся из полых и тонких птичьих костей.

Заколка Викинг.

Заколка "Викинг".


Заколка "Викинг" овальная, бивень мамонта, украшения из кости.

Заколка является репликой, найденной во время раскопок поселения викингов времён железного века рядом со шведским городом Альванген (Älvängen). Использовалась для удержания на плечах шерстяного плаща или накидки. Сегодня может использоваться для закрепления шарфов, палантинов, высоких воротников. Может использоваться как заколка для волос.

Найденная в Германии фигурка из кости мамонта, возможно, является самой древней

Найденная в Германии фигурка из кости мамонта, возможно, является самой древней.

Находка археологов на Зарайской палеолитической стоянке - Венера

Находка археологов на Зарайской палеолитической стоянке - "Венера".

Венера Брассемпуйская. Это статуэтка из бивня мамонта

"Венера Брассемпуйская". Это статуэтка из бивня мамонта -

первое известное изображение человеческого лица возрастом 29 000 лет.

В Чехии найдена женская статуэтка из бивня мамонта возрастом 26 000 лет.

В Чехии найдена женская статуэтка из бивня мамонта возрастом 26 000 лет

Древние украшения из золота.

Золото для изготовления ювелирных изделий наши предки активно начали использовать в III—II-ом тысячелетии до нашей эры, кроме того, археологические находки говорят об использовании этого драгоценного металла в V—IV-ом тысячелетии до нашей эры, гораздо раньше, чем люди начали использовать медь и бронзу! Впрочем, как раз в этом нет ничего удивительного, ведь самородное золото не требовало первичной обработки, а уникальные пластичные свойства позволяли при помощи примитивных орудий изготовить необычные вещи для украшений.

сеп4

Золотое украшение, которому предположительно более 4300 лет.

Школьники в графстве Нортамберленд нашли в земле золотое украшение, которому предположительно более 4300 лет.

Школьники в графстве Нортамберленд нашли в земле золотое украшение, которому предположительно более 4300 лет. Артефакт из золота украшен орнаментом, длина его составляет 33 мм. Всего на территории страны было найдено 10 похожих предметов. В 1935 году в ходе раскопок на этой же территории была найдена абсолютно такая же заколка.

В Болгарии найдено одно из древнейших золотых украшений.

В Болгарии найдено одно из древнейших золотых украшений.

Некоторые привычные нам сегодня декоративные украшения имели практическое применение: например, металлическое кольцо на большом пальце левой руки предотвращало травмирование пальца от удара тетивы лука. Другие украшения были исключительно статусными, а третьи - защитными (обереги, талисманы).

Много тысячелетий спустя украшения приобрели исключительно декоративное предназначение.

Данный мастер-класс содержит то, как обрабатывать кость для резьбы и содержит очень много букв. Постараюсь довольно подробно изложить, дабы не возникало вопросов. В данном мануале содержатся только те моменты, через которые я сам проходил, некоторое количество фото, так же он не содержит технические процессы создания готового изделия и ГМО. Хм, о чём это я. Ах да - начнём, пожалуй.
З.Ы.: прошу прощения за то, что самое начало не выложил, данные фото такого качества, что хочется плакать. Планшет не может нормально фотографировать, да и на тот момент я как-то не думал, что буду делать мастер-классы.

1) Итак, мы выбираем поначалу кость.
Меры предосторожности: рассчитываем бюджет.
Кость, сразу скажу, должна быть говяжья, цевка. Не рубленная, ни в коем случае - очень и очень много трещин. Просим продавца или мясника вам при привозе одну цевку (или несколько) оставить и не рубить, почистить до суставов, или с мясом берите, дома кусочки сами уберёте. Стадия 1 пройдена, вы получили довольно внушительную и тяжёлую кость, теперь начинаешь понимать наших предков, которые пользовались ими как дубинами.

2) Варка кости.
Меры предосторожности: кость, даже после вытаскивания и охлаждения, всё ещё горячая внутри и нагревает стенки. Можно получить ожог.
Процесс долгий и нудный, я лично ставил будильник и садился смотреть фильмы, попеременно вязав кому-то фенечку на заказ. Варится кость часов 12, не меньше, но пока мы не закинули её в кастрюлю, уточню моменты некоторые. Во-первых срезаем ножовкой у заготовки чуть ниже сочленений на пару сантиметров с обоих концов. Кость там губчатая и нам не подходит никак, хотя у меня была идея использовать её в дереве как листья, но опять же сложность обработки в химии. Далее, хочу предупредить - лучше делать это на воздухе, более чем уверен, что вы не работали в морге, а, следовательно, данный запах будет как минимум вам неприятен. После спила ложим заготовку в кастрюлю и заливаем водой, затем ставим и доводим до кипения, варим час-полтора. Причём воду вместе с костями греем вместе, иначе структура нарушится и она может лопнуть. Через данный промежуток времени сливаем, подчищаем кость, выдуваем костный мозг (очень питательный, кстати), ставим дальше, немного подчистив от губчатого мозга. Через час повторяем процедуру. Через 4 раза каждые 2 часа меняем воду. После получаем классную почти белую заготовку. Счищаем остатки губчатого вещества чем-нибудь твёрдым.

3) Чистка. С данного этапа начинаем пользоваться уже защитными мерами. Повязки, респираторы и противогазы с соответствующими фильтрами. На данном этапе нам понадобится:
а) Ёмкость для заготовок
б) Аммиак, перекись водорода (делал 10% из гидроперита)
в) Респиратор, противогаз
г) Не очень прямые руки (на данном этапе можно и проливать химию, если на улице работаете)
ВНИМАНИЕ: РАБОТАЕМ С АММИАКОМ, ЭТО ВЫСОКОТОКСИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ. РАБОТА ТОЛЬКО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ!
Меры предосторожности: встаём только со стороны, с которой дует ветер. Дыхание задерживаем, когда наклоняемся близко без защиты. Кость опускаем аккуратно, никаких "плюх" и "плюм" в ёмкость.
Разводим наш мистический раствор в пропорции 1к1, т.е. раствор аммиака 50 мл и 50 мл 10% раствора перекиси. Чем сильнее раствор перекиси, тем быстрее кость отбеливается и обеззараживается. Я свою ставил на 9 часов. Положили кость, закрыли крышку и можем погулять.
Когда уже чуем, что нагулялись и душа просит хлеба и зрелищ, а будильник разрывается от сигнала, возвращаемся на наше место очистки, экипируемся и вытаскиваем заготовку. Я лично вытаскивал железными велосипедными спицами, очень удобно, дешево и сердито. В зависимости от температуры в ёмкости может накопиться испарение аммиака, поэтому, если вы без защиты, задержите дыхание. Немного польём кость водой, затем ещё раз, потрём (не нюхаем!), вешаем, дабы наша благородная жидкость испарилась. Это займёт сутки-двое. Я вешал её за балкон, то ещё зрелище.

Примечание: некоторые обрабатывают в бензине высокоочищенном. Лично не пробовал, но должно помочь тоже. Не забываем, что пары бензина взрывоопасны.

4) Резка. Финальная стадия получения нашей заготовки. Один из самых противных, интересных и в то же время опасных моментов.
Меры предосторожности: отныне работаем только с защитой дыхательных путей. Костная пыль плохо разлагается в воде и очень колкая. Не годится в качестве БАД, но годится в качестве минерального удобрения.
У нас много вариантов разрезать кусок кости, самые эффективные: ножовка, хирургическая пила, мини-дрель, пила-нить. Самые менее пахучие: ножовка, хирургическая пила, лобзик.
Далее работу очень советую проводить на свежем воздухе, или же в гараже. Почему? Представьте, что вы находитесь в кабинете стоматолога на приёме. Запах аналогичен, только без других нюансов, кость-то очищена.
Работа с пилкой, лобзиком: заматываем кость в тряпки и в тиски, пилим вдоль. Распилив, переводим дух и радуемся. Здесь можно задерживать дыхание, чтобы не нюхать побочный продукт нашей работы.
Для заметки: пила по дереву и подобные не подойдут, чем уже лезвие, тем меньше спил и больше кости нам остаётся.
К сожалению силы человеческих рук не достаточно, дабы держать и пилить одновременно кость, именно поэтому понадобятся тиски. Запах от жжёной кости не особо сильный и вполне можно его перетерпеть.
Работа с мини-дрелью, дрелью: тут процесс немного хитрее. Для начала нам нужно приобрести тонкие диски с алмазным напылением. Керамика не подойдёт - слишком велик шанс познакомить нашу тушку с ней в более плотном контакте, ежели нам этого хотелось бы. Советую в интернете почитать про данные диски, чтобы подобрать лучший вариант.
Слишком широкие не берём - спил "съедает" большую часть кости, которую мы могли бы пустить в дело.
Ставим диск, закручиваем, кость либо прижимаем к столу, стулу, либо закрепляем её в тиски, предварительно по бокам подложив что-то мягкое. Включаем 4 или 5 скорость и начинаем пилить. Я лично из своей руки сделал станок, прижав руку и держа мини-дрель очень крепко, затем просто вёл кость по диагонали и пилил её. Начинать необходимо с края и постепенно ведя, при этом очень крепко фиксируем аппарат наш, иначе соскользнёт и застрянет. Из-за быстро вращающегося вала летит очень много пыли и идёт очень сильный запах жжёной кости, одежда будет им буквально пропитана, благо он выветривается за сутки на воздухе. Поэтому одевайте то, что не жалко.
И защищаем руки полотенцем или перчатками, дыхательные пути повязкой или чем-то ещё, а глаза очками. У меня диск не ломался, но бывали случаи. По завершению работ аппарат выключить, вычистить, желательно изнутри тоже.

После получаса веселья мы получаем тонко нарезанные ломтики кости, которые можно дочистить и положить куда-либо, используя по усмотрению (в случае, если кость пованивает аммиаком, то можно её положить на улицу). Отрезать от них довольно легко любым лобзиком, не обязательно ювелирным. Для удобства советую приобрести "ласточкин хвост".

Обратите внимание на спил - хоть немного и косой, но довольно гладкий, по ощущениям скажу даже очень приятный на ощупь. Само изделие при промывке ОЧЕНЬ скользкое, в некоторых случаях мыло просто шершавый камушек по сравнению с ней.

На этом мастер-класс по обработке кости окончен, надеюсь кому-то он окажется полезным и интересным. В случае чего - задавайте вопросы, отвечу и подскажу
.

Тюмень-2

Северные шахматы.

Тюмень-3

Тюмень-4

Тюмень-6

Тюмень-8

Тюмень-9

Вместе теплее.

Тюмень-10

Ненецкие девушки.

Тюмень-11

Тюмень-12

Ненецкий охотник.

Тюмень-15

Девушки заплетают косы.

Тюмень-16

За чтением книжки.

Тюмень-18

Ненецкий спорт.

Тюмень-19

Жёны рыбаков несут мужьям невод.

Тюмень-21

Тюмень-22

Тюмень-23

Тюмень-26

Сценка из Руслана и Людмилы.

Тюмень-27

Тюмень-31

Ненецкий фотограф снимает своего четвероногого друга.

Тюмень-32

Тюмень-33

Ненецкий спорт: перетягивание оленьего рога.

Тюмень-34

Мама отправляет ребёнка в школу.

Тюмень-35

Тюмень-36

Камлание шамана.

Тюмень-38

Что не так с кражей рюкзака американскими морпехами.

Среди информационного шума проскакивает новость: трое сотрудников посольства США украли рюкзак у психолога Дмитрия Корнилова. Это всё было в пятницу…

Прикольная реклама

Читайте также: