Поделки фаберже в эрмитаже

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

С тем, что подлинность некоторых экспонатов вызывает сомнения, согласились один из самых известных специалистов по дому Фаберже Геза фон Габсбург и немецкий специалист Александр фон Солодкофф, эксперт по Фаберже и автор монографий о русском искусстве.

Кроме того, издание нашло в Италии культурный фонд, основанный женой Голощапова. Фонд посвящен наследию Леонардо да Винчи, однако выставляемые им работы не признаны экспертным сообществом. Его почетным президентом является директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и вбросами о наследии Фаберже

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

Ответ Музея Фаберже и Эрмитажа

В свою очередь глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский после появления в Сети открытого письма Андрея Ружникова поручил экспертам провести лабораторные исследования новых экспонатов с разрешения их владельцев. По его словам, которые приведены в каталоге этой выставки, массовый характер производства яиц Фаберже породил активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов, подлинность каждой новой вещи всегда может быть оспорена.

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

Личная обида

Известно, что Андрей Ружников сотрудничал с инвестиционным фондом Aurora Fine Art Investments. Он проживает в Лондоне и предлагает услуги для руководства государственными и частными клиентами по приобретению, продаже, оценке, реставрации и страхованию предметов искусства. Русский национальный музей, Музей Фаберже в Баден-Бадене и Музей христианской культуры (партнеры выставки) связаны с арт-дилером Александром Ивановым, конкурентом Ружникова.

По собственному заявлению Иванова, к середине прошлого десятилетия он стал владельцем самой большой коллекции изделий Фаберже на планете (более трех тысяч экспонатов) и открыл частный музей в Баден-Бадене. Поэтому информационная атака на Эрмитаж могла произойти просто из-за личной обиды коллекционеров.

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

По словам Александра Иванова, это не первый акт агрессии, совершенный Ружниковым. Он рассказал, для чего именно лондонскому коллекционеру понадобилось совершить информационную атаку на Эрмитаж. Так, в Абу-Даби есть художественный музей Louvre Abu Dhabi, который носит название парижского музея. Его руководство и шейхи приняли решение собрать целую секцию изделий Фаберже.

Однако пока ничего не вышло, так как у шейха уже есть поставщики изделий Фаберже. Иванов описал их как очень опытных людей с очень хорошим знанием предмета. Поэтому он считает, что в истории с Эрмитажем прослеживается коммерческая составляющая.

Поддельные документы

Федеральное агентство новостей получило копию документа, свидетельствующего о том, что Ружников, автор новостей о поддельных яйцах Фаберже в Эрмитаже, получил гражданство одной из стран Евросоюза преступным и незаконным путем. На фото — обращение Главного управления уголовного преследования Национального центра по борьбе с коррупцией Молдовы в посольство Румынии в Кишиневе. В письме молдавские силовики просят посла Румынии поделиться информацией о четырех лицах, включая лондонского коллекционера Андрея Ружникова.

И ответ не заставил себя ждать. Оказалось, что официальные документы, удостоверяющие личность граждан Молдовы, были незаконно выданы четырем лицам с 2010 по 2013 год в городе Комрат. Среди них — Андрей Ружников.

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

Представители молдавской антикоррупционной разведывательной службы добавили, что они будут благодарны послу Румынии за любую информацию о лицах, незаконно получивших документы.

Атака на Россию

Кроме того, из этой же истории — решение Спортивного арбитражного суда по спору между Всемирным антидопинговым агентством (WADA) и Российским антидопинговым агентством (РУСАДА), согласно которому России в течение двух лет запрещено проводить и претендовать на право принимать чемпионаты мира, Олимпийские и Паралимпийские игры, а российские спортсмены не могут выступать на крупных международных соревнованиях под флагом своей страны. Использование национального гимна РФ также запрещено.

Расследование ФАН: кто стоит за информатакой на Эрмитаж и яйца Фаберже

Помимо этого, в Польше во время матча женского Чемпионата мира по шашкам между полькой Натальей Садовской и россиянкой Тамарой Тансыккужиной по распоряжению президента WADA Витольда Баньки организаторы убрали российский флаг прямо во время встречи. В итоге наша спортсменка проиграла, возможно, из-за психологического воздействия. Здесь нужно отдать должное польской спортсменке — она убрала флаг Польши в знак солидарности с россиянкой.

В этой связи нельзя исключать того, что в ближайшее время мы можем увидеть новые атаки на Россию. Под прицелом находятся все: русский балет, хоккей, футбол, культурное наследие нашей многонациональной страны.

Ранее Федеральное агентство новостей сообщало о том, что российским олимпийцам для поездки в Токио выдадут костюмы с оберегом.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 апреля. /ТАСС/. Искусствоведы и реставраторы, которые провели по инициативе Государственного Эрмитажа исследования ювелирных изделий, предоставленных частными музеями для выставки Фаберже, пришли к выводу, что сомнения в их подлинности связаны с некачественной реставрацией предметов и заменой подлинных деталей. Об этом говорится в опубликованных на сайте музея результатах исследований.

"Выставка дала возможность провести исследование предметов из частных коллекций: оно выявило богатую историю бытования вещей, наличие многочисленных реставраций, починок, переделок, добавлений. Довольно ясно выявилась разница между двумя типами реставрации - музейной и коммерческой. Все эти результаты не противоречат в целом атрибуциям владельцев, но ставят их в зависимость от документальных, исторических и искусствоведческих аргументов", - говорится в опубликованном материале.

Эксперты отметили, что "императорские" пасхальные яйца могли подвергаться переделке, в том числе с заменой деталей портретов. Для того, чтобы с полной точностью установить подлинность изделий Фаберже, потребуется провести комплексные исследования и сравнение предметов из разных коллекций с эталонными, добавили представители музея.

В отчете говорится, что необходимо создание закрытой базы данных эталонно подлинных клейм дома Фаберже - договоренность об осуществлении такого проекта уже есть с фирмой Zeiss и Музеем Фаберже в Баден-Бадене. Также потребуется провести анализ материалов на аппаратуре следующего поколения, которая уже приобретена и будет установлена в референтном реставрационном центре Эрмитажа в следующем году.

О выставке

Выставка "Фаберже - ювелир Императорского двора" в Гербовом зале Зимнего дворца проходила в Эрмитаже с 25 ноября по 14 марта. Она была подготовлена совместно музеями России и Германии. В нее вошли предметы из эрмитажного собрания, музейных коллекций Павловска и Петергофа, а также частных музеев - Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), Русского национального музея в Москве и Музея христианской культуры в Петербурге.

В составе экспозиции были подарочные и личные вещи монарших особ работы фирмы Фаберже - диадемы, броши, браслеты, предметы быта и интерьера, которые располагались в жилых помещениях в императорских резиденциях, изделия, предназначавшиеся для дипломатических подарков.

По данным пресс-службы музея, после открытия выставки в Эрмитаж поступило письмо, автор которого заявил о том, что в экспозиции есть сомнительные предметы, не являющиеся изделиями Дома Фаберже. Позже гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что спорные предметы пройдут дополнительную экспертизу в лабораториях музея, чтобы доподлинно изучить историю их создания. Государственный Эрмитаж в марте дополнил выставку о мастерстве Карла Фаберже двумя витринами, в которых намеренно показал юридически признанные подделки под изделия Фаберже для сравнения их с подлинниками из музейной коллекции.


Гербовый зал Зимнего Дворца © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Миниатюрная копия императорских регалий. Санкт-Петербург, 1900 г. Фирма К. Фаберже, мастерская Ю. Раппопорта. Золото, серебро, платина, бриллианты, шпинель, жемчуг, сапфиры, бархат, родонит © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Подарочное блюдо в стиле Ренессанс. Санкт-Петербург, до 1899 г. Фирма К. Фаберже, мастерская М. Перхина. Горный хрусталь, серебро, алмазы, эмаль, золото © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Чернильница в виде петуха. Санкт-Петербург, 1899 – 1908 г. Фирма К. Фаберже. Мастерская Ю. Раппопорта. Серебро, нефрит, рубины синтетические © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург




В ожидании развития событий журнал об искусстве Точка ART приглашает читателей на виртуальную экскурсию в музей Фаберже.

Поскольку история с выставкой в Эрмитаже не утихает, журнал об искусстве Точка ART попросил директора Музея Фаберже Владимира Сергеевича Воронченко прокомментировать сложившуюся ситуацию. Владимир Сергеевич любезно согласился ответить на вопросы журнала об участии Музея в выставке, о наиболее спорных экспонатах и об этической стороне конфликта:


Владимир Сергеевич Воронченко, директор Музея Фаберже в Санкт-Петербурге © Музей Фаберже

«Музей Фаберже в Санкт-Петербурге не выставлял экспонаты, поскольку к участию в выставке нас не приглашали.

Первое императорское яйцо „Курочка“, созданное фирмой Фаберже в 1885 году, находится в собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Никаких других императорских „курочек“ не существует, хотя похожие по сюжету пасхальные яйца Фаберже делал и для Варвары Кельх (тоже в нашей коллекции), и, вероятно, для других клиентов (например, для великой княгини Марии Павловны).

Провенанс императорской „Курочки“ из нашей коллекции хорошо известен. Вскоре после того, как яйцо было продано советским правительством за рубеж, оно появилось на аукционе Кристис в Лондоне в 1934 году. Его фотография тогда попала в газеты, а Генри Бейнбридж, бывший управляющий лондонского филиала Фаберже, написал предисловие к каталогу аукциона и упоминал его там как первое императорское яйцо. Бейнбридж переписывался и сверял свои знания со старшими сыновьями Фаберже — Евгением и Агафоном (кстати, эта переписка тоже находятся в архиве нашего музея). Далее мы можем проследить историю этого яйца на протяжении всего двадцатого века. И, конечно, его видели, изучали и признают все мировые эксперты. Так что какие-либо сомнения в его отношении исключены.

Читайте также: