Поделки для детей с овз

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Майорова Ирина Владимировна

Населенный пункт: г. Москва

Современные научные подходы к организации и содержанию учебно-образовательного процесса детей с ОВЗ привлекают внимание многих специалистов в области психологии, педагогики, медицины и направлены на максимальное приспособление детей к самостоятельной жизни на успешное интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Работа с детьми ОВЗ позволяет выделить несколько групп детей, отличающихся по основным показателям познавательной деятельности и особенностями личностного развития.

Первая группа, это дети, которые по показателям познавательной деятельности приближаются к нормально развивающимся, для них характерно умение ориентироваться в предложенных заданиях и выполнять их в соответствии с инструкцией. В начале выполнения задания они проявляют интерес, любопытство, но удержать его долго не могут. Интерес по мере выполнения задания исчезает, а положительные эмоции сменяются отрицательными на первый план выступают астенические проявления.

Дети следующей группы имеют низкий уровень саморегуляции продуктивность познавательной деятельности низкая из-за астенических проявлений, снижения работоспособности, замедленного темпа деятельности, в некоторых случаях дети данной группы бурно реагируют на ситуацию неуспеха, иногда приобретающий отчетливо истерический оттенок.

Основной проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, ограниченная мобильность, скудность контактов с взрослыми и со сверстниками, недоступность ряда культурных ценностей и ограничение общения с природой, а в ряде случаев и элементарного образования.

Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение).

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в деятельность общеобразовательных организаций (работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы и разработку индивидуального учебного плана.

Адаптированная образовательная программа –для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Отсутствие специальной подготовки к школе тормозит процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

  • уровня психического развития;
  • состояния мотивационного отношения к школьному обучению;
  • наличия необходимых навыков и умений.

Работа заключается в создании необходимых условий для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество.

В нашем центре наряду с медицинской реабилитацией дети имеют возможность получить квалифицированную психолого-педагогическую, логопедическую, дефектологическую и социально-педагогическую помощь.

Задача специалистов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помочь им понять, что они не одиноки в обществе и могут наравне с другими детьми, расти и развиваться, добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

В работе с проблемными детьми воспитатель должен учитывать такие трудности как низкая работоспособность, повышенная возбудимость или наоборот, пассивность апатия, депрессивные состояния, смена настроения, невнимательность, соматические нарушения и т.д. Поэтому важно менять виды деятельности, позы расположение в пространстве, делать перерывы, разминки, дозировать нагрузку. Не менее важно научить ребенка самого отслеживать и регулировать свое состояние.

Особенно важно развитие творческой активности у детей. Им бывает трудно понимать инструкцию, долго удерживать внимание, целенаправленно заниматься определенным видом деятельности, существуют трудности в общении, самопредъявлении и т.д. Поэтому для них необходимо создавать особые условия для повышения мотивации, личной заинтересованности, атмосферу игры и сотрудничества. На этом основаны эффекты арт-терапии, используемой, при лечении психических расстройств и отклонений в личностном развитии. Арт-терапия — это обретение гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

При развитии творческой активности детей с ОВЗ важно удачно сочетать игровую и познавательную деятельность. Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

Разрабатывая методику проведения занятий с природным материалом, воспитатель отдает предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Словесные методы (рассказ воспитателя, чтение сказок, детских стихов) применяются как дополнительные.

При работе с детьми воспитатель должен постоянно работать над закреплением знаний детей. Для этого необходимо неоднократно повторять занятия на одну и ту же тему, постепенно усложняя содержание знаний и познавательных умений.

Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года. Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

Прежде чем, приступить к изготовлению задуманной поделки мы с детьми проводили игры-экскурсии на придомовом участке. Они дают нам возможность познакомиться с растительностью двора. Наша природа сказочна и богата, в любое время года дарит нам свою красоту, дает простор для воображения и фантазии. Выезжая с детьми на прогулки в парке, сквере, в лесу, мы обращаем внимание на то, что лежит у нас под ногами, тем самым развиваем воображение ребенка. Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

Например, мы пошли в лес или парк, увидели дуб, а на земле — желуди. Рассмотрели их с детьми и задали вопрос, на что они похожи? На маленького человечка, на гномика, если прикрепить к желудю ручки или ножки из палочек и надеть шляпку.

Подошли к елочке. Посмотрите на ее верхушку. На елке много шишек. А вот они упали под елочку, упали и лежат в траве. Соберите их и порассуждайте, что же из шишек можно смастерить. Лису, сову, или еще кого-нибудь. Если ребенок будет внимательным, то природа откроет ему свои тайны.

Осень как ни одно другое время года богата на природные материалы для детских поделок: желуди, каштаны, шишки, орехи, осенние листья. всего не перечислить! Собрать природный материал и открыть мастерскую по изготовлению игрушек.

Поделки из желудей

  • красивы сами по себе. Их можно просто насыпать в высокий стеклянный стакан или вазу и таким образом использовать для осеннего оформления группы.

Оригинально смотрятся желуди, подвешенные на веточках. Можно покрасить их акриловыми красками или покрыть лаком для ногтей.

Если решите сделать цветные желуди, то перед покраской снимите с них шляпки. Покрасьте желуди акриловой краской или лаком, после чего приклейте шляпки обратно.

Для детей кто увлекается валянием из шерсти, может сделать красивые цветные желуди из валяной шерсти.

Осенние поделки своими руками. Праздник осени.

Самые распространенные поделки из этого природного материала - всевозможные человечки и олени. Ручки, ножки, рога можно сделать из зубочисток, спичек, тонких веточек. Протыкать отверстия в желудях удобно шилом или зубочистками (если желуди еще молодые). Делать это, естественно, должен взрослый.

Интересная поделка из желудей для детей - лесные гномики. Чтобы их сделать, нам понадобятся шляпки от желудей и ветки деревьев подходящей толщины. Голову у человечков можно сделать из деревянной бусины подходящего размера. Вместо клея можно использовать в некоторых случаях пластилин. У нас получилась очень простая и в то же время симпатичная осенняя поделка из желудей.

Маленьким человечкам необходима маленькая посудка, сделанная также из желудей. Из перевёрнутых шляпок и пластилина получаются разные чашечки и тарелки.

Если приложить чуточку фантазии, можно сделать и более необычные поделки из желудей.

Например, маленьких совят. Глаза, клюв и крылья малышам можно сделать из фетра или цветной бумаги. Кстати, не забудьте сделать для них маму!

Из шляпок желудей, пластилина и нескольких палочек очень просто сделать небольшие грибочки. Вместо пластилина можно приклеить веточки к шляпкам клеевым пистолетом. А если покрасить желуди в темно-фиолетовый и зеленый цвета, то из них можно сделать грозди винограда или ветку оливы.

Из желудей так же можно сделать голубые яйца, а гнездышко - из пряжи. Поделка очень простая в исполнении, а, между тем, результат потрясающий. Надо всего лишь покрасить желуди акриловой краской: сначала голубой, а потом сверху сделать коричневые пятнышки при помощи зубной щетки.

Кроме того, шляпками от желудей можно украсить рамку для картины или зеркало. Или сделать осеннее панно из желудей и спила дерева. Украсить рамку для фотографии можно и целыми желудями. Красиво смотрятся деревянные шкатулки, украшенные желудями. Еще из шляпок от желудей можно смастерить оригинальное новогоднее украшение. Для этого надо обклеить шляпками от желудей пенопластовый шарик.

Развивающая игра "Мемори"

На сайте интернета я нашла оригинальный способ изготовления всем известной игры "Мемори". Игра "Мемори" отлично развивает память. Для изготовления этой развивающей поделки из природного материала нам понадобятся шляпки от желудей, краски или пластилин. Надо раскрасить краской внутреннюю поверхность шляпки желудя. Каждого цвета по паре. Вместо краски внутрь можно налепить пластилин. А потом все шляпки перевернуть и по правилам "мемори" искать среди них одинаковые.

Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

Учить детей видеть необычное в самых обычных вещах. Неоспоримая польза конструирования из природного материала своими руками забавных игрушек и красивых панно заключается в стимулировании воображения и пространственного мышления. При работе с мелкими деталями ребенок развивает моторику пальцев, что влияет и на развитие умственных способностей. Но самое главное, это то удовольствие, которое дети получают в процессе создания очередной самоделки.

Большой проблемой для детей - инвалидов является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети - инвалиды не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Я работаю в клубе "Радость" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занимаюсь с детьми тестопластикой. Кружок "Сувенир" посещают не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровые дети, это их родственники, друзья, знакомые. Самым замечательным в клубе дети дружно называют общение со сверстниками, ребята легко знакомятся, помогают друг другу. Очень важно, что здоровые дети внимательны, отзывчивы и толерантны по отношению друг к другу и к больным детям. Им интересно творчество друг друга, они легко преодолевают комплексы, связанные с болезнью, дети начинают верить в себя. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью и особой лечебной аурой. Лепка - одно из самых увлекательных и любимых занятий детей. На занятиях тестопластикой, каждый старается проявить свою индивидуальность, во платить свой замысел. Успех на каждом занятии это своего рода психотерапия, позволяющая избавиться от нервного напряжения, плохого настроения, поверить в себя и в свои силы. Как интересно лепить поделки своими руками! Их можно подарить родным и друзьям.

В процессе занятий лепкой у детей развивается мелкая моторика пальцев интеллектуальные и творческие способности. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительной деятельности ребенка.

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;
  • Обучить детей работать с соленым тестом:
  • Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.
  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.
  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. И решила внести занятия по тестопластике в работу с детьми с ОВЗ. В первую очередь провела ряд пробных занятий, написала образовательную программу "Сувенир" для детей с ограниченными возможностями здоровья, составила и провела диагностику и по ее результатам составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

Используемые приемы лепки :

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять. Высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Так же на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для печения. Ребятам очень нравилось стряпать угощения. При помощи предметов с рельефной фактурой делали интересные поделки рамки для фотографий, подсвечники. Далее стали лепить объемные фигурки ежика, совы шишки, при помощи маникюрных ножниц. Сложные поделки из соленого теста выполнялись из простых элементов - колобков, колбасок, лепешек. Очень нравится ребятам лепить цветы. На эту тему сделано очень много работ. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются колер, краски - гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - тряслись руки. Чувствовалось, что ребятам сложно выполнять такую работу. Но теперь, смотришь, и радостно за воспитанников, как ловко все у них получается. После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. По сюжетам русских народных сказок лепили панно "По-щучьему велению", "Колобок", "Машенька и медведь". На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях. Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые я использую в работе с детьми. Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста, по итогам проведенных выставок, конкурсов и фестивалей оформлен фото альбом. Большое место на занятии занимают игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами (грецкий орех, карандаши). "Сухие бассейны" наполненные косточками разных размеров, пуговицами, пробками, камешками.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Планируя работу на следующий год, решила более углубленно изучить технологию лепки из соленого теста, закрепить ранее полученные навыки, знания и умения. Буду осваивать вместе с детьми более сложные приемы (лепка фигуры человека). Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям в подготовительной группе детского сада, воспитателям и педагогам начальной школы, работающим с детьми с задержкой психического развития и патологией речи.


Автор: Татаринцева Анна 7 лет, учащаяся Центра коррекции и развития, г. Краснодар.

Педагог: Стаценко Лариса Викторовна, логопед-дефектолог, специальный психолог, Центр коррекции и развития, г. Краснодар.

Описание: Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям в подготовительной группе детского сада, воспитателям и педагогам начальной школы, работающим с детьми с задержкой психического развития и патологией речи.

Задачи:
- научить выполнять комбинированную аппликацию, используя нетрадиционные материалы;

- учить правильно передавать пространственное расположение деталей поделки на рабочей поверхности картона, соблюдая композиционные условия сюжета сказки;

- учить правильно выбирать цветовую гамму деталей композиции;

- обогащать и развивать атрибутивный и предикативный словарь ребёнка, его связную речь, стимулируя к пошаговой вербализации выполняемых действий;

- воспитывать желание выполнять работу аккуратно и эстетично;

- развивать мелкую моторику, воображение, наглядно-образное мышление и творческий потенциал ребёнка в процессе практической деятельности.

Материалы и инструменты:

- цветная двусторонняя бумага: синяя, голубая, красная, зелёная, белая
- плотный цветной зелёный картон

- жёлтые вискозные салфетки

- кусок антимоскитной сетки

Техника безопасности при работе с ножницами:

Перед работой ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

Хранить ножницы следует в специально отведённом для них месте (коробке или подставке).

Во время работы с ножницами нужно быть внимательными и дисциплинированными.

Передавая ножницы, следует держать их за сомкнутые лезвия.

Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

При вырезании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

Ход мастер-класса:

Приступим к изготовлению поделки.

Аккуратно по контуру вырезаем шаблоны деталей из белой бумаги: речка – тёмный и голубой фон, туловище и крылья стрекозы, детали туловища утёнка, облачко.



Разместим шаблоны деталей изделия на рекомендуемом материале для выполнения аппликации, обведём и вырежем аккуратно по контуру:

- тёмный фон речки – из цветной бумаги синего цвета,

- светлый фон речки – из цветной бумаги голубого цвета,

- крылья стрекозы изготовим из антимоскитной сетки,

- голову, туловище, крылья утёнка – из жёлтой вискозной салфетки,

- клюв – из красной плёночной рельефной цветной бумаги,

- облачко – из вискозной плотной салфетки.


Приклеим голубой фон речки посередине нижней части зелёного картона.


На голубом фоне разместим и приклеим синий фон, чтобы создать эффект развода волн на реке, где плавает утёнок.


Далее приклеиваем посередине реки туловище утёнка, затем голову, крылья и клюв, хохолок из ваты и глаза из гороха.



Приступим к изготовлению стрекозы:

- в верхнем левом углу картона приклеим шаблон туловища стрекозы, покроем его клеем и последовательно разместим горошины вдоль туловища;


- в области головы стрекозы на клеевую основу поверхности насыпаем гречку, крупу придавливаем, даём высохнуть, избыток крупы удаляем в лоток;


- приклеиваем крылья, заранее изготовив из антимоскитной сетки.


В верхнем правом углу картона приклеиваем облачко.

Далее приступаем к изготовлению камыша:

- с помощью клея проводим три линии от речки вверх, в конце рисуем овал;

- заполняем клеевую основу рабочей поверхности гречкой, даём высохнуть и удаляем избыток крупы в лоток.



Вырезаем из цветной зелёной бумаги продолговатые листья камыша 4 штуки и приклеиваем их по бокам стеблей.



Начинаем раскрашивать детали аппликации:

- облачко – гуашью голубого цвета;

- утёнка – гуашью оранжевого цвета, при этом наносим краску штриховыми движениями на голову, хохолок, туловище и крылья утёнка, создавая эффект оперения;

- на крыле – ставим точки гуашью белого цвета;

- глаза – ставим точки гуашью чёрного цвета;


- стебли камыша раскрашиваем зелёной гуашью, сам камыш – гуашью коричневого цвета;

- посередине каждого листа камыша проводим линии зелёного цвета;

- тело стрекозы покрываем гуашью коричневого цвета, а голову – гуашью оранжевого цвета.

Особенности проведения мастер-классов у детей-инвалидов

Проводя мастер-классы у детей и подростков в Отделении психолого-педагогической помощи семье и детям, я нашла много полезного для пополнения педагогического опыта некоторыми особенностями работы. При проведении мастер-класса у детей-инвалидов необходимо соблюдать следующие правила.

1. Наша задача - привить детям радость творчества, позитивное послевкусие от урока, поэтому следует подбирать темы, легкие в исполнении и эффектные в своей простоте.

2. Необходимо пользоваться правилами позитивного настроя, описанными мною в теме Креативотерапия: приятная цветовая палитра, добрые и познавательные комментарии, поощрение участников похвалой, всегдашним желанием помочь. Может, так же хорошая фоновая музыка и чаепитие.


3. В мастер-классах участвуют родители вместе с детьми, что облегчает работу детей (4 руки - быстрее).

Так же участие родителей на занятиях создает дополнительные стимулы к работе в команде, общему делу, опыту, эмоциям.


Родители снимают напряжение от присутствия посторонних и создают более привычную для детей атмосферу.

Однако, зачастую проблемы детей неотделимы от подавляющего, неадекватного, агрессивного поведения родителей. Мне приходилось наблюдать, как мама, не умеющая рисовать, передает свой страх ребенку. Или же сверхактивная мама задавливает всякие начинания дочери (Это же элементарно, неумёха. ). Таких опекунов хитростями и специальными приемами нужно отделить от негативного влияния на детей. Например, послать маму за водой или попросить помыть кисти. На реплику: "Она левша, у нее всё наперекосяк", я ответила: "Я тоже левша, давайте я покажу, мне сподручней))".

4. Постараемся сделать урок по рукоделию расширяющим кругозор, а не узконаправленным. Расскажем про цвета, про историю промысла. про традиции. При этом стараемся уйти от монолога словами "как вы думаете?" "Кто мне подскажет. " Хоть дети наверняка будут стесняться, но наша непринужденность и даже некоторая болтливость может дать свой результат.


Армянский мальчик-молчун с трудом говорящий по-русски к концу мастер-класса на удивление бабушки стал мне и всем присутствующим рассказывать, как он ловил рыбу. Это маленькая победа, как при обучении иностранному языку, победить внутри себя молчуна.

5. Мелкая моторика, работа пальчиками, разнообразие способов работы - всё это очень способствует развитию ребенка, а уж тем паче малыша с отклонениями в развитии. Поэтому при проведении мастер-класса я всегда стараюсь использовать максимально возможное число вариантов работы.


Например, при проведении мастер-класса по изготовлению болгарских мартеничек, мы "вили веревку" (и заодно обсудили происхождение этого выражения), мы рисовали кружочки, вырезали, мотали продевали, закручивали и связывали нитки. И всё это в атмосфере беседы: мой рассказ о встрече весны, о народных гуляньях, о свадебных нарядах и цветовых предпочтениях славянских народов.


В конце мы все приобщились к "вкусной" традиции встречи весны булочками-жаворонками.


Последнее правило - расстаемся на позитиве. У детей в руках яркие handmade сувениры и в животиках вкусности чайной церемонии. Желательно, чтобы все смогли (или уж по крайней мере иметь дома возможность) доделать свою рукоделку. Ситуаций - у меня не получилось, и я выкинул, - быть не должно. Прививаем детям уважение к своему труду. к ручной "авторской" работе и к потраченному времени. Для каждого возраста подбираем свою мотивацию нужности рукоделия: подарить подарки - стать мастером - заработать)).

Фотографии предоставлены ГБУ ТЦСО №5 филиал "Коптево" Отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.

Читайте также: