Поделки деревянное зодчество

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Очень часто после ремонта или отделки дома остаются небольшие фрагменты досок, бруса, кругляка, спилы и так далее. Выбросить их у хорошего хозяина рука не поднимается – ведь хороший материал – но и пристроить вроде некуда. Мы предлагаем ряд интересных идей по использованию в интерьере мелких и не очень кусков древесины.

Из совсем небольших кусочков с красивой текстурой можно сделать оригинальные крючки для одежды, ручки для мебели или дверей. Достаточно обточить с помощью ручного или электрического инструмента фрагмент до получения более-менее удобной формы, отшлифовать и вскрыть лаком или масляной пропиткой поверхность – и готово! Останется лишь закрепить будущий крючок или ручку на место с помощью резьбовой шпильки или даже клея.

Важно: если Вы собираетесь садить деталь на клей, посадочную площадку лакировать или обрабатывать маслом нельзя! Да и шлифовать ее не стоит, слегка шероховатая поверхность удобнее в приклеивании – лучше сцепление.

Естественно, идеи крючков и полок этим не ограничиваются - можно реализовать массу вариантов.

Закрепленные на общей оси-шпильке планки с обрезанным по косой краем могут быть как полками, так и крючками для одежды

Закрепленные на общей оси-шпильке планки с обрезанным по косой краем могут быть как полками, так и крючками для одежды

А это уже идея для кухни: круглая досточка закреплена на поворотном фиксаторе, вкрученные в нее шурупы с полукольцом служат для подвешивания кухонных принадлежностей

А это уже идея для кухни: круглая досточка закреплена на поворотном фиксаторе, вкрученные в нее шурупы с полукольцом служат для подвешивания кухонных принадлежностей

Обширное поле для фантазии – интерьерная скульптура и аксессуары. Подставки для ваз, вазоны для домашних растений, необычные фантазийные статуэтки, панно и так далее – полный перечень изделий даже перечислить нельзя. Необходимо только помнить, что постоянный контакт с водой дерево все же не любит, как его ни лакируй и не пропитывай. Поэтому если деревянное изделие планируется как ваза для срезанных цветов, емкость для воды лучше предусмотреть из стекла или же залить полость в дереве эпоксидной смолой.

Нашла, как выложить на сайт файлы, но не нашла, как выложить на них ссылку для скачивания. Поэтому выкладываю ссылки на мой сайт.

Для работы нам понадобится

1 лист бумаги для черчения (белого картона или текстурированной плотной бумаги) формата А4;
1 лист цветного картона формата А4;
1 лист цветной тонкой бумаги (тонкой металлизированной бумаги) формата А4;
Ножницы;
Макетный нож;
Прозрачные крышки от сыра (сметаны, йогуртов в и т.д.)
Тонкая зубочистка
Бусина с большим отверстием (должна проходить зубочистка).
Клей для галтелей, клей-момент прозрачный, клей-момент гель.

Крест можно сделать из металлизированного картона.

Нашла, как выложить на сайт файлы, но не нашла, как выложить на них ссылку для скачивания. Поэтому выкладываю ссылки на мой сайт. Для работы нам понадобится 1 лист бумаги для черчения (белого картона или текстурированной плотной бумаги) формата А4; 1 лист цветного картона формата А4; 1 лист цветной тонкой бумаги (тонкой металлизированной бумаги) формата А4; Ножницы; Макетный нож; Прозрачные крышки от сыра (сметаны, йогуртов в и т.д.) Тонкая зубочистка Бусина с большим отверстием (должна проходить зубочистка). Клей для галтелей, клей-момент прозрачный, клей-момент гель. Первый лист: http://sunlighting.narod.ru/DOWNLOADS/church01.jpg распечатать на бумаге для черчения, белом картоне, либо на текстурированной плотной белой бумаге. Второй лист: http://sunlighting.narod.ru/DOWNLOADS/church02.jpg распечатать на оборотной стороне цветного картона. Третий лист: http://sunlighting.narod.ru/DOWNLOADS/church03.jpg распечатать на тонкой цветной бумаге, либо на тонкой бумаге с металлическим покрытием. Внимание! Бумагу с металлическим покрытием следует тщательно выбирать. Она может застрять и порваться в принтере! Если вы сомневаетесь, что принтер справится с металлизированной бумагой, можно сначала распечатать на обычной белой бумаге, вырезать купол, карандашом перевести на металлизированную бумагу. Крест можно сделать из металлизированного картона. (фото 1)

Детали вырезаем. Аккуратно проводим без нажатия макетным ножом по линиям сгиба. Макетным ножом вырезаем оконные отверстия.

Детали вырезаем. Аккуратно проводим без нажатия макетным ножом по линиям сгиба. Макетным ножом вырезаем оконные отверстия. (фото 2)

Часовня: МК для работы с детьми 10-12 лет. (фото 3)

Часовня: МК для работы с детьми 10-12 лет. (фото 4)

Вырезаем стекла из прозрачных крышек и наклеиваем их с изнаночной стороны.

Вырезаем стекла из прозрачных крышек и наклеиваем их с изнаночной стороны. (фото 5)

Часовня: МК для работы с детьми 10-12 лет. (фото 6)

Склеиваем низ и боковую часть часовни.

Склеиваем низ и боковую часть часовни. (фото 7)

По линиям сгиба заворачиваем во внутрь верхние края часовни. Сгибаем пополам прямоугольную часть крыши и приклеиваем ее к часовне.

По линиям сгиба заворачиваем во внутрь верхние края часовни. Сгибаем пополам прямоугольную часть крыши и приклеиваем ее к часовне. (фото 8)

Сгибаем по линиям сгиба треугольные части крыши и приклеиваем их к часовне острым углом к часовне, прямой стороной – наружу.

Сгибаем по линиям сгиба треугольные части крыши и приклеиваем их к часовне острым углом к часовне, прямой стороной – наружу. (фото 9)

Часовня: МК для работы с детьми 10-12 лет. (фото 10)

Часовня: МК для работы с детьми 10-12 лет. (фото 11)

Переходим к самой сложной части – куполу. Чтобы все получилось максимально аккуратно, перед началом склеивания купола сгибаем все линии сгиба на нем.

Переходим к самой сложной части – куполу. Чтобы все получилось максимально аккуратно, перед началом склеивания купола сгибаем все линии сгиба на нем. (фото 12)

Начинаем клеить купол с верхней части. Если работа делается не с детьми, рекомендую использовать момент Гель. Он высыхает моментально (правда, при этом не дает права на ошибку).

Если же Вы работаете с детьми, могу посоветовать клей для галтелей. Он менее токсичен, легко снимается с рук и других поверхностей. Однако же, он потребует от Вас больше терпения, т.к. сохнет он достаточно долго.

Если Вы работаете с фольгированной бумагой, нужно будет запастись большим терпением и аккуратностью. Работать с ней не просто. Зато результат будет стоить стараний!

Аккуратно по одной полоске верхней части купола промазываем клеем верхние соединительные линии, аккуратно соединяем с поверхностью купола и дожидаемся, пока клей высохнет.Затем намазываем клеем следующую и т.д. Вверху все части купола должны сходиться в одной точке.

Русское деревянное зодчество: вдохновляющая красота

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально резьба носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу, животных или причудливое переплетение растительности. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева. Причем, в различных областях можно наблюдать совершенно различные стили оформления домов резьбой. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены, пропильной или иначе - прорезной резьбой, а также ее разновидностью - накладной.

В старину, в различных районах России резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. Определенные элементы резьбы зачастую можно было увидеть на всех домах одной деревни или села. В другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, давало этнографам много материала для изучения.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Но, может быть это и не так уж плохо? Современные города и поселки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Козорезова Ольга Николаевна

1.1 Уникальность деревянного зодчества………………………………………………..

1.2 Что такое деревянная русская архитектура…………………………………………

1.3 История появления деревянной архитектуры………………………………………..

2.3 Выставка экспонатов из дерева…………………………………………………………

В грубые передники одеты –

У кого в деревне не спроси,-

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси.

Не ни них ли с малолетства глядя,

В руки брали сыновья топор.

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор.

Сколько обтесал отец мой бревен!

Вот они встают передо мной:

Друг за другом положить их вровень –

На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
может, здесь, стучал топор когда-то
одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем

То, чем родословная жила,

Коль несли крупицу счастья людям

Вздох пилы и поворот сверла.

Пусть пора иная наступила,

Век электропил – твоя пора!

Только родились электропилы

От простой пилы и топора.

Тема проекта посвящена русскому деревянному зодчеству. Он рассказывает о том как зародилась традиция возводить строения из дерева, убеждает в том, что деревянная архитектура является неотъемлемым атрибутом Древней Руси и представлена уникальными объектами деревянного зодчества, которые удивительно гармонично вписываясь в современную жизнь, поражают своей красотой и мастерством русских древоделов, всех, кто прикасается к этим культурным ценностям. А сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России должно быть одной из первостепенных задач страны.

Актуальность темы в том, что культура человека базируется на ценностях прошлых поколений. Поэтому для любого народа, его самобытного развития чрезвычайно важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции. Память народа помогает ему выжить, сохранить жизненный опыт, свою культуру. Особенно актуальным это становится в переломные эпохи исторического развития тех или иных народов. На современном этапе российское общество переживает духовный кризис, который обязывает нас обратиться к истокам русской культуры. Опыт прошлого может дать ответы на вызовы современности. Общение современного человека с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его непосредственной практики, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.

В настоящее время мир деревянного зодчества и поделок из дерева стал забываться, но в данной проектной работе представлена возможность восстановить удивительную картину, уносящую нас в далекое прошлое, в мир, где наши прадеды вершили историю.

Цель: практическое моделирование объектов русской деревянной архитектуры как духовной составляющей культуры русского народа.

- познакомиться с историей деревянной русской архитектурой и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

- выяснить значимость деревянного зодчества для современных людей;

- изготовить макеты русской деревянной архитектуры.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что деревянная русская архитектура хранит в себе много интересного и познавательного; объекты старой деревянной архитектуры можно сделать своими руками.

- знание истории деревянной русской архитектуры;

- знание особенностей строения русской деревянной архитектуры (материал, форма, цвета, узоры для резьбы);

- умение передавать элементы строений;

- повысятся познавательные способности;

- расширится интерес и желание к творческой деятельности.

- выставка макетов из дерева;

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

4.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

5.Совместное оформление выставки

6. Творческая работа по созданию панорамы деревянной русской архитектуры

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

Деревянное зодчество – это составляющая нашего национального наследия.

Мы думаем, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос, почему в настоящее время мир деревянного зодчества и поделок из дерева стал забываться . Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель, которую мы поставили перед собой - это практическое моделирование объектов русской деревянной архитектуры как духовной составляющей культуры русского народа.

Следующим шагом было определение задач исследования, с чем мы тоже справились.

2. Информационный этап.

В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о деревянной русской архитектуре.

приноравливалось - приживлялось к бревну, венец вырастал над венцом.

Также и города исстари не множились - увеличивались, но именно, росли-прирастали

многочисленными побегами- слободками. И знаем мы из Библии тот факт, что Господь

сначала вырастил Древо и только затем принялся за людей, что «обручник Пресвятой Девы

по мужской линии.

Стоит ли удивляться особому уважению, которым были одарены деревянных дел мастера. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни.

Руками русских плотников сооружались подлинные памятники деревянного зодчества. Мастеров этой профессии называли еще рубленниками, потому что они, пользовались только топором.

В народе говорили:

Основой рубленого русского дома является бревенчатый сруб, который состоит из горизонтально уложенных друг на друга бревен – венцов. По углам сруба вырубаются специальные бревенчатые замки, с помощью которых он и скрепляется.

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Чаще всего в избе была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был, восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на Севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало. В Кижах в Карелии реально можно увидеть уникальные творения русских мастеров, аналогов которым нет ни в одной стране мира. Когда у настоятеля одного из храмов комплекса спросили, как удалось сохранить это чудо, он ответил: «Бог от огня отвел, остальное сделали люди, проживающие в этих краях, они воспринимают это как свое, неразрывно связанное с родным краем, домом.

Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на Севере, в окрестностях Онежского озера. Ещё одним уникальным сооружением деревянного зодчества была мельница.

И конечно же никто и нигде не мог обходиться без колодца.

Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.

Любопытно, что в древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд. Другой строили на отшибе или в лесу.

Лозоходцы – древнейшая профессия

В древности для поиска места для колодца использовали лозу, таких людей называли лозоходцами. Место, где лоза клонилась к земле, считалось точкой, где вода максимально близко подходит к поверхности. До сих пор люди, занимающиеся поиском идеального места для копки колодца, называются лозоходцами, правда, используют они немного другие инструменты.

ВЫВОД: Выдвинутая нами гипотеза о том, что деревянная русская архитектура хранит в себе много интересного и познавательного; объекты старой деревянной архитектуры можно сделать своими руками, доказана.

Наши исследования показали: именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества.

Данный проект выполнен учениками 9-4 класса, в котором мы учимся. Создавался он 3 года. Всё было сделано нашими руками. В этой работе были использованы следующие инструменты: лобзик, пила, струкцины, клей, наждачная бумага, молоток, напильник, стамеска, шуроповёрт, сверлильный станок, токарный станок по дереву, фрезы, электровыжигатель, отвёртка.

Вторая наша работа – мостик. Когда мы сделали основу рельефа для нашей экспозиции у нас родилась идея сделать мостик, соединяющий два берега.

Нашей следующей работой была русская изба. Мы составили список внутреннего убранства и инвентаря, которые использовались на Руси. Избы украшались резьбой, а мы украсили свою избу узорами, выполненные выжигателем. В своей работе мы старались придерживаться размеров одного масштаба.

Пятая работа у нас – церковь. Сначала была идея сделать часовню, но так как поселение могло разрастаться, решили построить просторную, красивую церковь. Мы воспользовались макетом церкви народов русского севера. Для этого мы использовали литературу и интернет. Мы пользовались натуральным маслом для покрытия древесины, чтобы предать ей вид старого дерева. Это прототип церкви 16-17 века. Мы хотим закончить проект и передать его будущему поколению для изучения русской деревянной архитектуры и традиций русского народа.

Смотри приложение 1.

Во-первых, мы узнали много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема нас заинтересовала давно, мы часто задавали себе вопросы, на которые получили ответы в результате работы над этой темой. Для ответа на многие вопросы нам понадобились разные источники информации, поэтому мы учились работать с источниками. Было трудно, но мы старались находить и выделять главное в огромном мире информации.

Что же дала нам эта работа? Мы научились сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон. Хотим отметить, что приобрели большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Итак, о деревянной русской архитектуре мы узнали очень много.

Но главное мы поняли, почему деревянная русская архитектура является составляющей нашего национального наследия.

И мы считаем, что сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России и должно быть одной из первостепенных задач в культурной и образовательной жизни страны.



Резьба в деревянном зодчестве – уникальный пласт культуры нашей страны. Насладиться искусством древних мастеров можно, посетив Городец. Вот уж где поистине можно ощутить себя как в старой России и подивиться кружевным разноцветным домам! В этом самобытном городе, расположенном в Нижегородской области, а также в его окрестностях еще сохранились образцы уникальной городецкой резьбы.

Уникальная резьба/ Фото:varandej.livejournal.com

Городецкое искусство резьбы на деревянных домах зародилось примерно два века назад. Узоры, на основе которых потом сформируется это направление, можно увидеть на старинных местных прялках, щедро украшенных затейливой резьбой.

Старинная прялка. /Фото:toptigki.livejournal.com

Старинное уникальное искусство. /Фото:varandej.livejournal.com

Бывший дом купца Гришаева, XIX век. /wikipedia.org

Увы, в начале прошлого века искусство резьбы в зодчестве города стало умирать. Возрождаться оно начало только во второй половине прошлого столетия.

В резной узор часто включали изображения фараонок, которые считались обережными персонажами. /Фото:

Городецкие работы легко узнать по характерному сочетанию глухой объёмной резьбы с очень реалистичными изображениями декоративных элементов живой природы: цветов, трав, веточек, листочков. Те же приемы используются при изготовлении городецких шкатулок и окладов к иконам.

Существует два вида городецкой резьбы: прорезная и глухая. Наличники и карнизы с прорезной резьбой нередко можно встретить на улицах в Городце. Они похожи на кружево или вязку и содержат растительные мотивы, силуэты птиц и животных, изображения колосков, косичек.

Глухая резьба отличается тем, что рисунок идет вровень с деревянной поверхностью, изготавливается орнамент на цельном бревне или доске, поэтому ошибиться нельзя (не исправишь). Наиболее хорошо такая резьба видна при ярком освещении, в солнечную погоду. Этот вид имеет древние корни – его использовали еще предки-русичи при украшении предметов обихода. Такую резьбу можно встретить в очень старых домах Городца и его окрестностей. При глухой резьбе тоже нередко использовали персонажей-животных (львов, коней, орлов) и опять же фараонок.

Глухая резьба. /Фото:culture.ru

Сочетание глухой и прорезной резьбы на наличнике. /Фото: vgromov.livejournal.com

В Городце и по сей день живут хранители этого уникального старинного искусства – мастера-резчики, которые не дадут предать забвению дело предков.

Пример городецкого резного орнамента. /Фото:ornamentum.biz

Не менее интересно и деревянное зодчество Томска. С архитектурной точки зрения этот город тоже уникален, ведь в нем еще сохранилось немало деревянных домов.

Читайте также: